1) Вступительное слово учителя. Чтобы увидеть оперу «Иван Сусанин» , я предлагаю вам отправиться в театр. Здесь нас встречает билетёр. Давайте посмотрим, что он нам скажет. Билетёр: «Здравствуйте, ребята! Сожалею, вы не можете пройти, ведь у вас нет билетов. Хотя… Сегодня в нашем театре ставится замечательная опера М.И. Глинки, и если вы готовы пройти небольшой тест по жизни и творчеству этого композитора, то думаю, я бы мог пропустить вас». Ну что, ребята, сможем мы пройти этот тест? Давайте попробуем. Чтобы нам было легче, предлагаю поработать в парах. Кто мне скажет правила работы в паре? Сейчас я буду называть вам факты из жизни и творчества М.И. Глинки, а вы, посоветовавшись в паре, должны поднять одну из карточек: красную, если согласны и синюю, если не согласны. Начинаем. Вопросы для игры «Да-нетка»: 1. Михаил Иванович Глинка – польский композитор. 2. Родиной композитора является небольшое село Новоспасское в Смоленской губернии. 3. С десяти лет Михаил начал учиться игре на аккордеоне. 4. Михаил Иванович окончил Благородный пансион в Санкт – Петербурге и познакомился там с такими людьми как А.С. Пушкин и В.К. Кюхельбекер. 5. М.И. Глинка написал такие музыкальные произведения, как «Руслан и Людмила» , «Арагонская хота» и «Камаринская». 6. Лишь после смерти композитора его оперы обрели славу и известность. Молодцы, вы отлично знаете факты из жизни и творчества М.И. Глинки, и поэтому мы сможем пройти в театр. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из оперы М.И. Глинки. Сели красиво, спинки выпрямили. Слушайте и постарайтесь представить образы героев, которые исполняют это музыкальное произведение 2)Прослушивание интродукции из оперы «Иван Сусанин». Верно. Это произведение звучит в самом начале оперы «Иван Сусанин» и является интродукцией. Кто знает, что такое интродукция? На самом деле интродукция – это введение. В опере это вокальный ансамбль или хор, предваряющий действия. Кто был внимателен, что нам рассказывается в интродукции? Давайте представим себя в роли артистов театра и разучим мелодии мужского и женского хора. Предлагает разделиться на 2 группы. Раздаёт слова. Обращает внимание мальчиков на то, что сначала музыка звучит спокойно, тихо, голос запевалы слышен как бы издалека, постепенно звучание становится громче – они приближаются. Каждая группа разучивает свою партию. Исполнение хора. Молодцы ребята, вы хорошо справились с этой задачей. 3) Прослушивание танцев из 2 действия оперы «Иван Сусанин». 2 действие оперы переносит нас на бал в старинный замок польского короля. Как вы думаете, почему король устроил бал во время войны? Представьте: Роскошный бал в замке польского короля Сигизмунда. Один за другим звучат танцы: полонез, краковяк, вальс, мазурка. Прослушайте произведения и определите, к какому виду танца они относятся. Звучит: «Полонез» Определите характер танца - полонеза? Ребята, какая динамика? (громко или тихо) А такой темп у мелодии? (быстрый-медленный-умеренный) Подумайте, какой линией вы изобразили бы движение танца? (ломаной, волнистой, прямой). Каким вы представили образ польского войска? Какие особенности музыки подчеркивают хвастливый характер польского войска – восклицательная интонация, акценты или отрывистые звуки? Полонез торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. Задание: Выразите свое отношение к музыке через исполнительство, а именно, посредством движений под музыку. Какими движениями вы будите сопровождать это танец? (притопывание, подскоки или шаг). Какая осанка должна быть? Что вы еще добавите? (поклоны, приседания). А сейчас давайте посмотрим фрагмент бала из оперы «Иван Сусанин» танец Полонез. Сравните со своими движениями. Что получилось. А наш бал продолжается. Следующий танец, который мы посмотрим - это мазурка. Родина его тоже Польша. Сначала, он был распространен среди крестьян, а в 19 веке стал бальным танцем. Просмотр видеофрагмента из оперы. Танец «Мазурка» Обратите внимание на характер музыки и движения этого танца. Сравните с музыкой Полонеза? А вы знаете, почему этот танец так называется? Название танца происходит от слова “мазуры” — так называют жителей Мазовии. Давайте еще раз послушаем танец. А слушая, мы будем выделять акценты ударом своего каблука. Вставайте. Готовы? Тогда слушаем и танцуем. Молодцы. 4) Вывод по прослушанным произведениям. |