СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению "Русь" И.С. Никитин

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по литературному чтению в 4 классе по теме "Русь" И.С.Никитин

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Русь" И.С. Никитин»

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе.

Учитель начальных классов: Н.Н. Ноздрина

Тема урока "И. С. Никитин "Русь".

Цель:

1) формировать начальное представление о патриотической лирике, о роли риторических вопросов в произведении;

2) формировать систему читательских умений, учить сопоставлять произведения одного автора на сходные темы, выделять поэтический мотив.

3) формировать умения работать с ИКТ.

4) развивать у учащихся познавательные способности в области итории Отечества, формировать межпредметные связи.

5) воспитывать патриотов России.

Ход урока.

I Подготовка первичного восприятия.

- Сегодня мы прочитаем произведение, рассказывающее об истории нашей Родины, о людях, защищавших её, мы подумаем о том, как наша с вами жизнь связана с историческим прошлым и с будущим России.

II Первичное восприятие. Чтение учителя.

III Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли стихотворение?

-Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?

IY Биография И. С. Никитина.

Презентация " Биография И. С. Никитина".

Y Постановка учебной задачи.

-Стихотворение " Русь" - это первое произведение И. Никитина,появившееся в печати.

"Когда читаешь " Русь" - особенно вслух, - обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!" - писал критик Олег Ласунский.

- Попробуем и мы с вами научиться выразительно читать это замечательное произведение, чтобы в нашем чтении слышался гимн родной земле.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно и разделите текст на смысловые части.

VI Вторичное восприятие. Чтение учащихся.

VII Чтение и анализ текста.

1)

- Сколько частей у вас получилось? ( 3 части )

1 часть : описание природы Руси.

2 часть : описание исторических событий.

3 часть : прославление богатства и величия Руси.

2)

- Чему посвящена первая часть?

Стихотворение начинается с описания природы. Прочитайте это описание.

- Как вы думаете, можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?

- Почему же Никитин именно так строит описание? Какая мысль важна для него?

- Какой образ Руси создаёт поэт?

- Найдите и прочитайте четверостишие, обобщающее впечатления от природы Руси.( " Широка ты, Русь..." )

- Каким чувством пронизаны эти строки? ( Гордость, любовь, почитание. )

- Прочитайте выразительно 1 часть.

3)

-Прочитайте 2 часть. Чему она посвящена? ( Истории России. )

- Первые 4 строфы этой части состоят из вопросительных предложений.--Требуют ли ответов эти вопросы? Вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами.

-Почему поэт выбирает форму риторических вопросов? ( Утверждение в форме риторического вопроса становится более весомым и значимым. )

Прочитайте эти 4 строфы.

- Найдите во 2 части исторические эпизоды,которые упоминает поэт.

1 эпизод.

( На полях своих,

Под курганами,

Положила ты

Татар полчища. )

Презентация "Исторические справки о татаро- монгольском иге" с использованием ИКТ.

Поисковая работа в группе. Проектная деятельность.

2 эпизод.

( Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

И дала урок

Ляху гордому.

Презентация " Исторические справки о борьбе Руси с Литвой и Польшей" с использованием ИКТ.

Поисковая работа в группе. Проектная деятельность.

3 эпизод.

( И давно ль было,

Когда с Запада

Облегла тебя

Туча тёмная? )

Презентация " Исторические справки об Отечественной войне 1812 года" с использованием ИКТ.

Поисковая работа в группе. Проектная деятельность.

- Как вы думаете, один раз в истории России было, когда стар и млад поднимались на борьбу?

- Какое ещё событие 20 века мы можем увидеть за этими строками?

- Почему же поэт не указывает точной даты, когда "... в глухих степях, под сугробами, улеглися спать гости навеки"?

( Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость.)

Выразительное чтение 2 части.

4)

- Прочитайте 3 часть стихотворения.

- Чему она посвящена? ( В ней звучит тема богатства родной земли, гостеприимства, открытости для добрых гостей,её славы. )

- Прочитайте две последних строфы.

- Что значит для поэта любить Русь?

Выразительное чтение 3 части и её анализ.

VIII Обобщение и итог.

- Можно ли назвать это произведение гимном России?

- Что хотел передать Никитин нам - своим потомкам этим стихотворением?

IX Домашнее задание.

1) Подготовить выразительное чтение стихотворения.

2) Напишите мини - сочинение - рассуждение о том, как наша жизнь связана с историческим прошлым и с будущим России.

4