Этапы урока Методы и приёмы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! (Слайд 2) Я рада видеть всех и каждого из вас, И пусть прохладой утро в окна дышит, Нам будет здесь уютно, Ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. | Приветствовать учителя Готовиться к уроку | Положительный настрой на урок, создание благоприятной атмосферы на уроке (Р.) |
II.Актуализация знаний и мотивация Практич.: списывание, выделение орфограмм Словесн.: ответы на вопросы | 3 мин | (Слайд 3) - Начнём мы наш урок с прекрасного стихотворения С.Я Маршака «Апррель». - Посмотрите на экран. Прочитайте стихотворение. - Как вы понимаете значение слова «валежник»? - Запишите стихотворение в тетрадь. (Работа в парах) - Первые пять строк записывают дети первого варианта, вторые пять строк записывают дети второго варианта. - Найдите орфограммы в словах и обозначьте их: Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (Дворе, капель, полям, бегут)) Разделительный мягкий знак. (Ручьи, муравьи) Правописание безударной гласной в корне слова, непроверяемые ударением. (Медведь, дорогах, апрель, муравьи) (Слайд 4) - Проверьте и оцените работу. Слайд 5) - Прочитайте стихотворение ещё раз. - Какие слова использовал автор, чтобы мы почувствовали пробуждение природы? (Глаголы) | Списывать текст, обозначать орфограммы, отвечать на вопросы учителя | Планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности (Р.). |
III.Постановка учебной задачи Беседа Словесн.: ответы на вопросы | 5 мин | (Слайд 6) - Сформулируете тему нашего урока. - Как вы считаете, какая цель урока? Прежде чем узнать новое о глаголе, нам надо определить зону нашего познания. Итак, что вы уже знаете о глаголе? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Каким членом предложения является? - Как вы думаете, почему эта часть речи получила такое название «глагол»? (Слайд 7) Миша Савченко Удивительные глаголы Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных | Отвечать на вопросы Формулировать тему урока | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствие с задачами (К.). |
IV.Решение частных задач Словесн.: ответы на вопросы Практич.: чтение текстов | 15 мин | (Слайд 8) - Проведём небольшой эксперимент. Прочитайте текст. 1. Весна. Яркое солнышко. По небу лёгкие облака. У леса ручей. Молодая травка. На деревьях почки. (Слайд 9) -Где вы можете встретить такую картину? - Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен, статичен? - Слова какой части речи надо добавить чтобы оживить картину? - Прочитайте второй текст. (Слайд 10) 2. Пришла весна. Пригрело яркое солнышко. По небу плывут лёгкие облака. У леса журчит ручей. Зазеленела молодая травка. На деревьях набухли почки. - Как изменился текст? - Почему неподвижная картинка ожила и даже как бы зазвучала? С помощью какой части речи это произошло? - Какова роль глагола в речи? (Слайд 11) Писатель Алексей Толстой так писал о глаголе: «Движение и его выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе» А по мнению русского литературоведа Алексея Кузьмича Югова, «в глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка». - Почему писатели произносят похвальное слово глаголу? (ответы детей) | Осмысливать содержание текста, отвечать на вопросы | Строить объяснения в устной форме (П.); Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К.). |
Практич.: выполнение упражнения Словесн.: ответы на вопросы | 12 мин | Работа детей в группах. (Исследование) Выполните задание и составьте «Кластер». Задание № 1. Найтите и подчеркните глаголы. Какой признак объединяет глаголы в этом стихотворении? Из-за парты я встаю, Головою поверчу, Ногами потопаю, Руками похлопаю, До облака дотянусь И на место опущусь. (Предполагаемый вывод дети записывают в «кластер) Задание № 2. Найдите глаголы. Что их объединяет? «Весь сад шумел. Скрипели стволы. Стонали вершины деревьев. И вот грохнуло, обрушилось всё небо. Застучали капли дождя.» (Предполагаемый вывод дети записывают в «кластер) Задание 3. Образуйте от имён прилагательных глаголы . Что объединяет записанные глаголы? Жёлтый – Чёрный – Зелёный- Светлый – Тёмный- (Предполагаемый вывод дети записывают в «кластер) Задание 4. -Назовите, кто что делает? Учитель __________ .. Врач _____________. Художник _________________. Строитель _______________. Повар _____________. - Что обозначают все эти глаголы? - Как вы их назовёте? (Предполагаемый вывод дети записывают в «кластер) Задание №5. Найдите глаголы. Что их объединяет? «Герда смеялась и плакала от радости. Глядя на девочку, радовалось и ликовало всё вокруг.» ( Г. Х. Андерсен «Снежная королева») (Предполагаемый вывод дети записывают в «кластер» | | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия (Р.). |
V.Рефлексия Итог урока Словесный: обобщающая беседа | 3 мин | - Итак, ребята, кто сможет рассказать всё, что нового вы узнали о глаголе? (Дети выходят к доске и рассказывают о значении глаголов) (Слайд ы 12, 13, 14, 15, 16, 17) (Слайд 18,19) - За что вы похвалили бы себя? - Кто считает, что всё понял на уроке, поднимите руки. (Слайд 21) - Молодцы! Спасибо за урок! | Подводить итог Самооценка работы на уроке | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных (П) |