Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ».
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Ход урока.
Что русский язык – один из богатейших
языков в мире, в этом нет никакого сомнения.
В. Белинский.
Ученик декламирует отрывок из стихотворения С. Абдуллы, узбекского поэта.
Чтец:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре, -
Выучи русский язык!
Ведущий:
Дорогие ребята! Велико значение языка в жизни человека. О самых высших достижениях человеческой мысли, самых глубоких знаниях и самых пламенных чувствах нам будет неизвестно, если их не выразить ясно и точно в словах. Язык – это орудие для выражения мысли. Издавна в народе бытуют пословицы: «Язык до Киева доведет», «В умной беседе быть – ума прикупить», «Без языка – как без рук».
Итак, начинаем интеллектуально-познавательную игру «Наш великий, могучий русский язык!». Это своеобразный кросс, только не спортивный, а лингвистический. Нужно будет отвечать на вопросы, решать интеллектуальные задачи.
1)Орфоэпическая разминка.
1. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2-3 мин. расставляют ударение).
Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, приткнутый, озвучение, ивовый.
(правильно:добЫча,прибЫвший,асимметрИя,закУпорить,премировАть,вероисповЕдание,водопровОд,избаловАть,обеспЕчение,договОр,завсегдАтай,облегчИть,прИткнутый,озвУчение,Ивовый).
Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. ( На проекторе слайд с критериями оценки). Спасибо за работу.
2. Задание: «Третий лишний». Каждая команда получает задание на карточке. В каждом ряду надо исключить третье лишнее слово, образованное не тем способом, что все остальные (В1).
1. Сочинитель, допоздна, сумеречно.
2. Протаранить, неточный, ответ.
3. Подорожник, обеденный, почему-то.
4. По-настоящему, внизу, небольшой.
5. Бережливый, секундомер, темнота.
6. Прочность, высадить, реченька.
7. Приветливый, вокруг (нас), (уютная) гостиная.
8. Косогор, подстаканник, распутица.
3. Задание: «Конструкторский». С полученными слова сконструировать словосочетания таким образом, чтобы данное слово было зависимым. Определить вид подчинительной связи в полученных словосочетаниях (В3).
Приблизительные ответы:
засидеться допоздна (прим.),
дать ответ (упр.),
сорвать подорожник (упр.),
небольшой садик (согл.),
посмотреть на секундомер (упр.),
решил высадить (прим.),
приветливый сосед (согл.),
РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.
4 Задание: Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.
КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех)
Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова).
На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов).
Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать
( употребление слова в несвойственном ему значении).
Провожая меня, лицо его выражало сожаление. (неправильное употребление Д.О.).
Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных).
5. Задание: «Анализируем текст»
1)Была отличная ночь. (2)Светила луна. (3)Давно я не видел такой ночи. (4)Две чинары стояли, как две скалы, вокруг них конусом легла черная непроглядность, зато акации, туя и разные другие более мелкие кусты и деревья светло серебрились под светом луны и шевелились, журчали, дышали. (5)От их дыхания воздух был сладок. (6)Его можно было пить. (7)Я прошел несколько шагов на слабых ногах и, сев на скамейку, пил воздух. (8)Ну и ночь!
Ю.Трифонов. «Предварительные итоги».
1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. (6)
2. Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер. (7)
3. Найдите предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Укажите его номер. (4)
4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Укажите его номер. (5)
6 Задание:
1)Наш язык – это основная часть нашего общего поведения в жизни.
2)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».
3)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая.
4)Но хоть трудно – это надо.
5)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашей способности не поддаваться влияниям среды.
(Д.С.Лихачев)
№1. Найти прилагательное в превосходной степени. (Важнейшая)
№2. Найдите частицы. (Хоть, не)
№3. Из предложения 2 выпишите относительное местоимение. (С кем)
№4. В предложении 5 найти сочинительный союз. (Не только, но и)
Задание: Определить художественное средство:
И никто с начала мира не видал такого пира. (А.С.Пушкин) (Гипербола).
Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский) (Олицетворение).
Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.С.Тургенев) (Антитеза).
Выхожу один я на дорогу. (М.Ю.Лермонтов) (Инверсия).
Опять язвительности. Жалкие, бессильные.(Ю.Трифонов) (Парцелляция).
Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова) (Анафора).
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)(Литота).
На лице его светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин) (Градация).
Итоги.
Рефлексия.
Домашнее задание.