СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты уроков по географии на тему ""Жемчужина Сибири – Байкал"."

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии "Жемчужина Сибири – Байкал".

Цель:

Углубление знаний о физико-географических закономерностях Сибири на примере Байкала.

Задачи:

1. Раскрыть уникальность природы и причины уникальности озера Байкал.

2. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.

3. Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.

Ход урока

  1. Организационный момент

На доске записаны слова А. Твардовского “Байкал – бесценный дар природы – да будет вечно на земле”.

  1. Актуализация знаний
  • Ребята, давайте вспомним, что такое ПТК? (Природно-территориальный комплекс-это определенная территория, обладающая единством всех компонентов природы: климат, рельеф, почва…(компоненты природы))
  • Какие крупные ПТК можно выделить на территории России? (Европейская равнина, Северный Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, горы Южной Сибири и Дальний Восток.)
  • Какой ПТК мы начали изучать на прошлом уроке? (Восточная Сибирь)
  • Молодцы, тогда давайте попробуем определить тему урока. Посмотрите на доску ( - жемчужина Сибири). Какой природный объект может быть жемчужиной Сибири? (Если не могут догадаться дою подсказки: подчеркиваю, что природный объект, единственный в мире…)

Итак, тема урока:  Байкал – жемчужина Сибири.

Определим цель урока: Углубление знаний о физико-географических закономерностях Сибири на примере Байкала

Молодцы!

  • Сегодня мы с вами познакомимся с этим чудом природы. Байкал – это озеро, которое является объектом мирового наследия! Одно из неповторимых чудес планеты, наша гордость. Познакомимся с ним подробнее.
  • А что вам известно о Байкале?
  • Какие ассоциации у вас возникают …Байкал (Записываю на доске)

Молодцы! Вот мы и определили область наших знаний на начало урока.

  1. Изучение нового материала

Далее для изучения нам нужен план. Давайте вспомним, с чего мы начинаем изучение любого природного комплекса?

План.

1.Географическое положение озера

2. История открытия.

3. Геологическая история происхождения озёрной котловины.

4. Климат Байкала.

5. Уникальность воды озера.

6. Органический мир озера.

7. Экологические проблемы озера.

 

С целью более полного изучения природы Байкала и его проблем я предлагаю разделиться на группы и 1 и 2 пункт объединить. Как вы думаете, сколько групп будет? (6)

Почему? (Так как 6 пунктов).

Дадим название нашим группам.

Как называются ученые, которые занимаются историей? И т.д.

1 группа – Историки

2 группа – Геологи и геоморфологи

3 группа – Гидрологи

4 группа – Климатологи

5 группа – Зоологи и ботаники

6 группа – Экологи

Задача каждой группы ответить на вопросы, разделив их на всех участников!!!

То есть презентовать ответ будут все участники группы.

Откуда можно взять информацию? (Учебник, атлас) и я вам предлагаю дополнительную информацию.

Группы специалистов получают карточки для изучения своей проблемы и работают с материалом учебника, картами и дополнительной литературой.

 

Историки

Как называют Байкал буряты – коренное население побережья Байкала?

Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов?

Что такое “Житие протопопа Аввакума”?

Когда впервые на берегах озера появились русские?

Кто из учёных занимался изучением Байкала?

Какой статус имеет озеро в настоящее время?

 

Геологи и геоморфологи

Какие очертания имеет озеро, почему?

Почему озеро является самым глубоким в мире?

Каков возраст котловины озера Байкал?

Каков характер берегов озера?

Какими породами сложены берега озера?

Какие острова находятся в озере?

 

Гидрологи

В чём уникальность воды Байкала?

Химический состав воды.

Прозрачность воды.

Движение воды.

Температура воды, ледовый режим.

Реки, впадающие в озеро.

Реки, вытекающие из озера.

 

 

Климатологи

Каков климат Прибайкалья?

Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом.

Какие местные ветры возникают на озере? В чём их различие?

 

Зоологи и ботаники

В чём уникальность фауны озера Байкал?

Чем уникальна рыбка голомянка?

Какую роль играет планктон озера?

Какое животное имеет промысловое значение?

Каков тип растительности Прибайкалья?

Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.

 

Экологи

Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?

В чём значение озера Байкал для человека и для природы?

В чём причины изменения природы озера Байкал?

Каковы пути решения проблем Байкала?

 

Ребятам даётся 10-15 минут, после чего предоставляется слово каждой группе для выступления. Остальные слушают и могут записывать. ( Рассказ детей сопровождать презентацией)

 

Отчёт историков

Буряты называют Байкал – “Байгал-далай”, что означает “Байкал- море”. Русские появились на берегах Байкала в 1643 году – тогда один из зимовщиков, казачий пятидесятник Курбат Иванов вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. Окончательно укрепились русские на Байкале после основания Иркутска в 1661 году. В XVIII веке Иркутск стал центром освоения русскими Восточной Сибири. В записях “Житие протопопа Аввакума” содержатся об озере интересные сведения. Протопоп Аввакум был сослан в Забайкалье и был на озере в 1656 году.

Байкал изучали: Л.С.Берг, И.Д.Черский, В.А.Обручев И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, Ж.И. Кусто проводил изучение вод озера с помощью подводных спасаемых аппаратов (тарелок).

Озеро Байкал является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника. Учёные до сих пор не пришли к общему единому мнению о происхождении котловины озера Байкал: одни считают, что это тектонический разлом, другие – что впадина озера – результат медленного прогибания земной коры.

 

Отчёт геологов

Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера – 15-20 млн. лет. Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое происхождение.

Очертания озера продолговатые – соответствуют разлому. Длина озера около 620 км, а ширина – от 24 до 9 км.

Байкал – самое глубокое озеро мира. Наибольшая глубина – 1620м. Причина большой глубины озера в его происхождении – тектонический разлом. Несмотря на то, что возраст озера очень древний, на территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. Землетрясения наблюдаются до настоящего времени.Бурряты были свидетелями сброса части побережья озера. Образовался пролив Провал. Землетрясение было силой в 9 баллов.

Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые.

На Байкале 27 островов, самый большой остров – Ольхон (73 км в длину и 11 км в ширину).

 

Отчёт гидрологов.

Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 г солей, т. е. солёность воды равна 0.1 ‰) и богата кислородом. В чистоте и прозрачности – уникальность воды Байкала.

В озеро впадает около 550 рек и речушек, самая крупная из них – Селенга. И лишь одна Ангара вытекает из озера Байкал.

Вода в озере круглый год холодная, температура +10-+12º С. Замерзает озеро поздно, в конце декабря, и вскрывается Байкал поздно. До конца мая по воде плавают льды, в июне льды тают у берегов. Озеро редко бывает спокойным. У берегов волны с шумом и грохотом разбиваются о скалы. Шторм на озере поднимает сарма – ураганный ветер, дующий с северо-запада с гор поперёк озера.

Байкал уникален и огромным объёмом воды. В Байкале содержится 1/10 пресных вод планеты.

 

Отчёт климатологов.

Климат Прибайкалья резко-континентальный.

Зима очень холодная – средняя температура января -24ºС, а на побережье -14-17ºС. Лето на берегах озера прохладное (озеро поглощает тепло медленно, но и медленно отдает), средняя температура июля +15ºС.

Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры. Ураганный ветер – сарма, поднимает штормовые волны на Байкале. Скорость ветра достигает 60 м/с. Северо-восточный ветер – баргузин, или верховик, дующий вдоль озера. Это свежий ветер.

На Байкале чаще солнечная погода. Зимой в котловине господствует антициклон.

 

Отчёт зоологов и ботаников.

Органический мир Байкала уникален. В озере встречается около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть из которых – водоросли.

Около 70% обитателей озера – эндемики, т.е. организмы, не встречающиеся больше нигде, только на Байкале. К таким видам относится голомянка – живородящая рыбка, не имеющая чешуи. Розовато-белая, полупрозрачная состоит в основном из жира. Раньше голомянку собирали с поверхности воды и вытапливали из неё жир, который использовали для освещения и в лечебных целях.

Голомянка – глубоководная рыбка, она может опускаться на глубину до 1000м, но чаще всего плавает на глубинах 250-500м, а ночью поднимается до глубины 50-100м. Длина рыбки 18-20см.

Из рыбных ресурсов Байкала наиболее ценные хариус, сиг и, конечно, знаменитый байкальский омуль. Омуля ловят больше, чем другой рыбы (около 70%). Ловят его и летом, и зимой из-подо льда сетями из прочной капроновой нити длиной 1,5 – 2км и высотой 4-5 м. Летом, что бы сети не опускались глубоко (омуль кормится косяками на глубине 5-10-метровых слоях воды), их привязывают к поплавкам. Вечером забрасывают сети и ждут рассвета, утром их выбирают. Омуль не велик по размерам: длина 30-40 см, а вес 2-4 кг.

Обитает в озере и тюлень – байкальская нерпа. Он точь-в-точь похож на тюленя, обитающего в морях Северного  Ледовитого океана. Пресноводный тюлень – это загадка для зоологов. Тюленя истребляют из-за его ценного меха, и он стал редкостью на Байкале.

Берега Байкала заняты тайгой из кедра, сосны, лиственницы. В тайге обитают кабарга, соболь, лисица, бурундук, бурый медведь.

 

Отчёт экологов.

Уникальное по своей природе озеро имеет живописные берега и острова. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая прозрачная вода озера привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины – кедра, лиственницы, сосны. Кедр – это ценные орехи, которые служат пищей для обитателей тайги и для человека. Масло кедровых орехов используют в медицине и оптике.

В XX веке на берегах Байкала построен целлюлозно-бумажный комбинат, который в значительной степени загрязняет воду озера. На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро Байкал, что привело к подъёму воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды – планктона.

Для сохранения чистоты воды озера необходимо регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в него: запретить рубку леса на склонах хребтов, обращённых к Байкалу; запретить молевой сплав древесины по рекам (сплав  бревен, не связанный в плот); построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал; создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами (опасен именно «дикий» туризм); поднять экологическую культуру населения.

 

 

 

Во время выступления на доску вывешиваются новые понятия:

Кубарт Иванов

«Байгал-Далай»

Сарма

Эндемики

Голомянка

Омуль

Баргузин

Верховик

Ольхон

Селенга

Ангара

Молевой сплав

 

Молодцы, ребята! Для закрепления знаний, я предлагаю каждому отгадать кроссворд.

  1. Закрепление знаний

Кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

г

о

Л

о

м

я

н

к

а

 

 

 

 

 

 

 

2

И

в

а

н

о

в

 

 

 

 

 

3

с

а

р

М

а

 

 

 

 

 

4

б

а

р

г

у

з

и

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

О

л

ь

х

о

н

 

 

 

 

 

 

6

с

е

Л

е

н

г

а

 

 

 

 

 

 

 

 

7

м

О

л

е

в

о

й

 

 

 

 

 

 

8

а

н

Г

а

р

а

 

 

 

9

э

н

д

е

м

и

к

И

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

  1. Розово-белая, полупрозрачная рыбка, не имеющая чешуи.
  2. Один из зимовщиков, казачий пятидесятник, вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон.
  3. Ураганный ветер на Байкале.
  4. Северо-восточный ветер и река.
  5. Самый большой остров на Байкале.
  6. Самая крупная река, впадающая в озеро Байкал
  7. Сплав бревен, не связанный в плот.
  8. Единственная река, вытекающая из озера Байкал.
  9. Организмы, не встречающиеся больше нигде.
  1. Домашнее задание: на выбор
  1. Найти стихотворения, посвященное озеру Байкал.
  2. Представьте, что вы работаете в туристической фирме, и ваша зарплата зависит от количества людей, которых Вы отправите на озеро Байкал. Напишите письмо, в котором приведёте не менее 10 причин, по которым следует отправиться именно на озеро Байкал.

 

 

 

  1. Подведение итогов урока

Чиста, уникальна, прозрачна вода.

 Безмолвна, но полная жизни тайга.

 Шумит и волнуется бешеный вал –

 Таким мне запомнился древний Байкал.

 Красавица дочь – Ангара удалая,

 А с нею три сотни речушек и рек,-

 Струи, как косы перебирая,

 Все устремили к Байкалу свой бег.

 С тревогой смотрю я в завтрашний день:

 Будут ли жить здесь омуль, тюлень?

 Как сохранить заповедное озеро,

 Чтоб его воды не “целлюлозило”,

 Чтоб достояньем народа ты стал,

 Славное море – священный Байкал?

 

Итак, вспомните, что вы хотели узнать о Байкале. Все ли ваши вопросы раскрыты? И почему озеро Байкал называют жемчужиной Сибири?

 

Спасибо за урок!

Всего доброго!!!

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков по географии на тему ""Жемчужина Сибири – Байкал"."»

Урок географии "Жемчужина Сибири – Байкал".

Цель:

Углубление знаний о физико-географических закономерностях Сибири на примере Байкала.

Задачи:

1. Раскрыть уникальность природы и причины уникальности озера Байкал.

2. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.

3. Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.

Ход урока

  1. Организационный момент

На доске записаны слова А. Твардовского “Байкал – бесценный дар природы – да будет вечно на земле”.

  1. Актуализация знаний

  • Ребята, давайте вспомним, что такое ПТК? (Природно-территориальный комплекс-это определенная территория, обладающая единством всех компонентов природы: климат, рельеф, почва…(компоненты природы))

  • Какие крупные ПТК можно выделить на территории России? (Европейская равнина, Северный Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, горы Южной Сибири и Дальний Восток.)

  • Какой ПТК мы начали изучать на прошлом уроке? (Восточная Сибирь)

  • Молодцы, тогда давайте попробуем определить тему урока. Посмотрите на доску ( - жемчужина Сибири). Какой природный объект может быть жемчужиной Сибири? (Если не могут догадаться дою подсказки: подчеркиваю, что природный объект, единственный в мире…)

Итак, тема урока: Байкал – жемчужина Сибири.

Определим цель урока: Углубление знаний о физико-географических закономерностях Сибири на примере Байкала

Молодцы!

  • Сегодня мы с вами познакомимся с этим чудом природы. Байкал – это озеро, которое является объектом мирового наследия! Одно из неповторимых чудес планеты, наша гордость. Познакомимся с ним подробнее.

  • А что вам известно о Байкале?

  • Какие ассоциации у вас возникают …Байкал (Записываю на доске)

Молодцы! Вот мы и определили область наших знаний на начало урока.

  1. Изучение нового материала

Далее для изучения нам нужен план. Давайте вспомним, с чего мы начинаем изучение любого природного комплекса?

План.

1.Географическое положение озера

2. История открытия.

3. Геологическая история происхождения озёрной котловины.

4. Климат Байкала.

5. Уникальность воды озера.

6. Органический мир озера.

7. Экологические проблемы озера.


С целью более полного изучения природы Байкала и его проблем я предлагаю разделиться на группы и 1 и 2 пункт объединить. Как вы думаете, сколько групп будет? (6)

Почему? (Так как 6 пунктов).

Дадим название нашим группам.

Как называются ученые, которые занимаются историей? И т.д.

1 группа – Историки

2 группа – Геологи и геоморфологи

3 группа – Гидрологи

4 группа – Климатологи

5 группа – Зоологи и ботаники

6 группа – Экологи

Задача каждой группы ответить на вопросы, разделив их на всех участников!!!

То есть презентовать ответ будут все участники группы.

Откуда можно взять информацию? (Учебник, атлас) и я вам предлагаю дополнительную информацию.

Группы специалистов получают карточки для изучения своей проблемы и работают с материалом учебника, картами и дополнительной литературой.


Историки

Как называют Байкал буряты – коренное население побережья Байкала?

Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов?

Что такое “Житие протопопа Аввакума”?

Когда впервые на берегах озера появились русские?

Кто из учёных занимался изучением Байкала?

Какой статус имеет озеро в настоящее время?


Геологи и геоморфологи

Какие очертания имеет озеро, почему?

Почему озеро является самым глубоким в мире?

Каков возраст котловины озера Байкал?

Каков характер берегов озера?

Какими породами сложены берега озера?

Какие острова находятся в озере?


Гидрологи

В чём уникальность воды Байкала?

Химический состав воды.

Прозрачность воды.

Движение воды.

Температура воды, ледовый режим.

Реки, впадающие в озеро.

Реки, вытекающие из озера.



Климатологи

Каков климат Прибайкалья?

Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом.

Какие местные ветры возникают на озере? В чём их различие?


Зоологи и ботаники

В чём уникальность фауны озера Байкал?

Чем уникальна рыбка голомянка?

Какую роль играет планктон озера?

Какое животное имеет промысловое значение?

Каков тип растительности Прибайкалья?

Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.


Экологи

Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?

В чём значение озера Байкал для человека и для природы?

В чём причины изменения природы озера Байкал?

Каковы пути решения проблем Байкала?


Ребятам даётся 10-15 минут, после чего предоставляется слово каждой группе для выступления. Остальные слушают и могут записывать. ( Рассказ детей сопровождать презентацией)


Отчёт историков

Буряты называют Байкал – “Байгал-далай”, что означает “Байкал- море”. Русские появились на берегах Байкала в 1643 году – тогда один из зимовщиков, казачий пятидесятник Курбат Иванов вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. Окончательно укрепились русские на Байкале после основания Иркутска в 1661 году. В XVIII веке Иркутск стал центром освоения русскими Восточной Сибири. В записях “Житие протопопа Аввакума” содержатся об озере интересные сведения. Протопоп Аввакум был сослан в Забайкалье и был на озере в 1656 году.

Байкал изучали: Л.С.Берг, И.Д.Черский, В.А.Обручев И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, Ж.И. Кусто проводил изучение вод озера с помощью подводных спасаемых аппаратов (тарелок).

Озеро Байкал является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника. Учёные до сих пор не пришли к общему единому мнению о происхождении котловины озера Байкал: одни считают, что это тектонический разлом, другие – что впадина озера – результат медленного прогибания земной коры.


Отчёт геологов

Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера – 15-20 млн. лет. Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), т.е. имеет тектоническое происхождение.

Очертания озера продолговатые – соответствуют разлому. Длина озера около 620 км, а ширина – от 24 до 9 км.

Байкал – самое глубокое озеро мира. Наибольшая глубина – 1620м. Причина большой глубины озера в его происхождении – тектонический разлом. Несмотря на то, что возраст озера очень древний, на территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. Землетрясения наблюдаются до настоящего времени.Бурряты были свидетелями сброса части побережья озера. Образовался пролив Провал. Землетрясение было силой в 9 баллов.

Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые.

На Байкале 27 островов, самый большой остров – Ольхон (73 км в длину и 11 км в ширину).


Отчёт гидрологов.

Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 г солей, т. е. солёность воды равна 0.1 ‰) и богата кислородом. В чистоте и прозрачности – уникальность воды Байкала.

В озеро впадает около 550 рек и речушек, самая крупная из них – Селенга. И лишь одна Ангара вытекает из озера Байкал.

Вода в озере круглый год холодная, температура +10-+12º С. Замерзает озеро поздно, в конце декабря, и вскрывается Байкал поздно. До конца мая по воде плавают льды, в июне льды тают у берегов. Озеро редко бывает спокойным. У берегов волны с шумом и грохотом разбиваются о скалы. Шторм на озере поднимает сарма – ураганный ветер, дующий с северо-запада с гор поперёк озера.

Байкал уникален и огромным объёмом воды. В Байкале содержится 1/10 пресных вод планеты.


Отчёт климатологов.

Климат Прибайкалья резко-континентальный.

Зима очень холодная – средняя температура января -24ºС, а на побережье -14-17ºС. Лето на берегах озера прохладное (озеро поглощает тепло медленно, но и медленно отдает), средняя температура июля +15ºС.

Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры. Ураганный ветер – сарма, поднимает штормовые волны на Байкале. Скорость ветра достигает 60 м/с. Северо-восточный ветер – баргузин, или верховик, дующий вдоль озера. Это свежий ветер.

На Байкале чаще солнечная погода. Зимой в котловине господствует антициклон.


Отчёт зоологов и ботаников.

Органический мир Байкала уникален. В озере встречается около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть из которых – водоросли.

Около 70% обитателей озера – эндемики, т.е. организмы, не встречающиеся больше нигде, только на Байкале. К таким видам относится голомянка – живородящая рыбка, не имеющая чешуи. Розовато-белая, полупрозрачная состоит в основном из жира. Раньше голомянку собирали с поверхности воды и вытапливали из неё жир, который использовали для освещения и в лечебных целях.

Голомянка – глубоководная рыбка, она может опускаться на глубину до 1000м, но чаще всего плавает на глубинах 250-500м, а ночью поднимается до глубины 50-100м. Длина рыбки 18-20см.

Из рыбных ресурсов Байкала наиболее ценные хариус, сиг и, конечно, знаменитый байкальский омуль. Омуля ловят больше, чем другой рыбы (около 70%). Ловят его и летом, и зимой из-подо льда сетями из прочной капроновой нити длиной 1,5 – 2км и высотой 4-5 м. Летом, что бы сети не опускались глубоко (омуль кормится косяками на глубине 5-10-метровых слоях воды), их привязывают к поплавкам. Вечером забрасывают сети и ждут рассвета, утром их выбирают. Омуль не велик по размерам: длина 30-40 см, а вес 2-4 кг.

Обитает в озере и тюлень – байкальская нерпа. Он точь-в-точь похож на тюленя, обитающего в морях Северного Ледовитого океана. Пресноводный тюлень – это загадка для зоологов. Тюленя истребляют из-за его ценного меха, и он стал редкостью на Байкале.

Берега Байкала заняты тайгой из кедра, сосны, лиственницы. В тайге обитают кабарга, соболь, лисица, бурундук, бурый медведь.


Отчёт экологов.

Уникальное по своей природе озеро имеет живописные берега и острова. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая прозрачная вода озера привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины – кедра, лиственницы, сосны. Кедр – это ценные орехи, которые служат пищей для обитателей тайги и для человека. Масло кедровых орехов используют в медицине и оптике.

В XX веке на берегах Байкала построен целлюлозно-бумажный комбинат, который в значительной степени загрязняет воду озера. На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро Байкал, что привело к подъёму воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды – планктона.

Для сохранения чистоты воды озера необходимо регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в него: запретить рубку леса на склонах хребтов, обращённых к Байкалу; запретить молевой сплав древесины по рекам (сплав бревен, не связанный в плот); построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал; создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами (опасен именно «дикий» туризм); поднять экологическую культуру населения.




Во время выступления на доску вывешиваются новые понятия:

Кубарт Иванов

«Байгал-Далай»

Сарма

Эндемики

Голомянка

Омуль

Баргузин

Верховик

Ольхон

Селенга

Ангара

Молевой сплав


Молодцы, ребята! Для закрепления знаний, я предлагаю каждому отгадать кроссворд.

  1. Закрепление знаний

Кроссворд.





















1

г

о

Л

о

м

я

н

к

а








2

И

в

а

н

о

в






3

с

а

р

М

а






4

б

а

р

г

у

з

и

Н














5

О

л

ь

х

о

н







6

с

е

Л

е

н

г

а









7

м

О

л

е

в

о

й







8

а

н

Г

а

р

а




9

э

н

д

е

м

и

к

И








Вопросы:

  1. Розово-белая, полупрозрачная рыбка, не имеющая чешуи.

  2. Один из зимовщиков, казачий пятидесятник, вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон.

  3. Ураганный ветер на Байкале.

  4. Северо-восточный ветер и река.

  5. Самый большой остров на Байкале.

  6. Самая крупная река, впадающая в озеро Байкал

  7. Сплав бревен, не связанный в плот.

  8. Единственная река, вытекающая из озера Байкал.

  9. Организмы, не встречающиеся больше нигде.

  1. Домашнее задание: на выбор

  1. Найти стихотворения, посвященное озеру Байкал.

  2. Представьте, что вы работаете в туристической фирме, и ваша зарплата зависит от количества людей, которых Вы отправите на озеро Байкал. Напишите письмо, в котором приведёте не менее 10 причин, по которым следует отправиться именно на озеро Байкал.




  1. Подведение итогов урока

Чиста, уникальна, прозрачна вода.

Безмолвна, но полная жизни тайга.

Шумит и волнуется бешеный вал –

Таким мне запомнился древний Байкал.

Красавица дочь – Ангара удалая,

А с нею три сотни речушек и рек,-

Струи, как косы перебирая,

Все устремили к Байкалу свой бег.

С тревогой смотрю я в завтрашний день:

Будут ли жить здесь омуль, тюлень?

Как сохранить заповедное озеро,

Чтоб его воды не “целлюлозило”,

Чтоб достояньем народа ты стал,

Славное море – священный Байкал?


Итак, вспомните, что вы хотели узнать о Байкале. Все ли ваши вопросы раскрыты? И почему озеро Байкал называют жемчужиной Сибири?


Спасибо за урок!

Всего доброго!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!