Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Звёздочка»

«Календарь»
Подготовила воспитатель
Науменко Наталия Владимировна
ст. Егорлыкская 2016г
ЗАДАЧИ:
Содействовать:
Обогащению развития познавательных потребностей ребёнка, росту интереса к изучению предметов.
Развитию способности делать умозаключения, анализировать, сравнивать.
Развитию понимания количественных характеристик понятий год, время года, месяц, неделя и отношений между ними.
Проявлению речевой активности детей, овладению умением выслушивать, не прерывая собеседника.
Открытию новых знаний дискурсивным способом мышления
Обогащению развития любознательности, расширению объёма стабильных «ясных» знаний ребёнка.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
Книжка с иллюстрациями, сказка С.Маршака «Двенадцать месяцев»
Изображение месяцев к сказке.
Календари: настенный, отрывной, карманный, земледельческий
Картинки с изображением времен года
Схема движения земли вокруг солнца
Энциклопедия, магнитофон
Аудиозапись
мольберты
Карманные календари на каждого ребенка
ХОД ЗАНЯТИЯ.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Доброе утро! А вы, какая группа? Старшая или подготовительная
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Подготовительная
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А кем же вы готовитесь стать
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - школьниками
ВОСПИТАТЕЬ: - А когда же это будет?
ОТВЕТЫ : - Осенью
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Вот взяла книжку и думаю, о каком времени года в ней идет речь. Что же это случилось... девочка с корзинкой в лес идёт зимой?! (Потому что мачеха послала) Это, кто же такие? Совсем старенькие...?! Вы знаете сказку «Двенадцать месяцев»?! Слышали... Очень хорошо. Куда же послала мачеха девочку?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - В лес.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Зачем? (Объясняет). А какое время года было? (Кладёте картинку). Да, зимой, наверно, в такой лес (с интонацией страха), надо было идти за подснежниками?1... (Вглядываетесь в картинку с изображением девочки). Кто же сидел (рассматриваем следующую иллюстрацию) вокруг костра в этом тёмном лесу?!
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Месяцы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ну, вот зимние месяцы, это какие? (Называют). Как ты думаешь, какими их нарисовал художник.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Они в тулупах, с посохами... Наверно, похожи на Мороза Ивановича (иллюстрация к сказке «Мороз Иванович»)?
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А кто же помог девочке набрать подснежников? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: -
Март. ВОСПИТАТЕЛЬ: - Да, март звонко распевал свою песенку:
Снег теперь уже не тот
Всё чернее с каждым днём
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Почему же художник нарисовал зимние месяцы старыми людьми, а весенние месяцы — молодыми?!
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Потому что весной всё оживает после зимней спячки.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А мы (лукаво) какой бы месяц сегодня встретили в лесу?!
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Апрель.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А это Сказка (шепотом) наверное, про нас?! Мы (с улыбкой, приглашая в сказочный мир) тоже встретили двенадцать месяцев?!
(дети соглашается). Но, чтобы сказка получилась, надо (игриво) назвать все двенадцать месяцев... Сможете?!
(называют)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Что вам может помочь, чтобы назвать месяцы по порядку и не сбиться?! Да, календарь.
Подходим вместе с группой детей к календарю.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Знаете ли вы, что это?
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Это вы хорошо знаете. Задам-ка я потруднее вопрос. Кто хочет на него ответить?! Слушайте, есть ли (игриво)., у каждого из вас СВОЙ КАЛЕНДАРЬ?! ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - У меня есть дома календарь... и у меня....
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Верно, у вас тоже дома висит календарь, но там год кончается так же, как и этот, декабре, а с 1 января начнётся новый год. Это календарь, по которому ВСЕ ЖИВУТ, и у вас дома такие календари (показываю варианты), и у меня... Это понятно... А у КАЖДОГО ИЗ ВАС (интригующе) МОЖЕТ БЫТЬ И СВОЙ КАЛЕНДАРЬ...?! ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - А мне мама обещала купить... ВОСПИТАТЕЛЬ: - Послушайте... У вас, у КАЖДОГО есть календарь, в котором... (медленно, проговаривая каждое слово)... тоже двенадцать месяцев в году, но только каждый считает эти двенадцать месяцев…не от первого января… а как то по другому...(с улыбкой, лукаво)? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Нет... у нас нет.... ВОСПИТАТЕЛЬ: - В какой группе вы были раньше (не спеша, втягивая их в рассуждения)
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - В старшей
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Когда же закончился год в старшей группе, и вы стали... ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ?!
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Так (чудо) С КАКОГО МЕСЯЦА вы свой ГОД считаете?!
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - с сентября по сентябрь...!)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А вы знаете, почему наступает зима..., весна...,
Ну, разные времена года в нашем городе?!
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Земля вращается вокруг Солнца. Солнце плохо освещает Землю. (Показываю схему движения Земли вокруг своей оси и Солнца (пособие по астрономии).
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А вот, Дима, покажи-ка ты СВОЙ ГОД старшей группы, РЕБЕНОК: В сентябре, осенью я пришёл в группу, а в сентябре через год, когда Земля прошла этот путь (показываю на схему) я стал подготовительный.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Кто согласен с Димой и считает, что его год старшей группы прошёл?!
Дети оживлённо подтверждают
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А теперь, Вика, покажи СВОЙ ГОД подготовительной группы.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: (показывая на схему) -Пришла (ставит палец на осень) в сентябре в подготовительную группу (ведёт пальчиком по орбите до знака положения Земли зимой.) А сегодня уже наступила весна (пальчиком ведёт дальше по схеме). Потом закончится Весна и наступит Лето. А кончится Лето, наступит опять Сентябрь. Мой год подготовительной группы закончится и я пойду в школу.
Дети внимательно слушают, кивают головой в знак согласия.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Значит, Вика показала год, который идёт, а Дима показал год,... который идёт или который прошёл?!
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Который прошёл.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А кто хотел бы показать год, который у него ещё только будет?
РЕБЕНОК: - В сентябре я пойду в школу, стану первоклассником, а потом будет зима, весна, лето, а потом опять наступит Сентябрь, я буду уже второклассником.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - ПУТЬ, КОТОРЫЙ Земля ПРОХОДИТ ВОКРУГ СОЛНЦА НАЗЫВАЕТСЯ ГОД
Физминутка «Копаем, копаем…»
ВОСПИТАТЕЛЬ: -Так КАКОЙ же путь Земли назвали ГОДОМ?!
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Когда Земля сделает один оборот вокруг Солнца.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Вот какой интересный у нас пошёл разговор. - Порассуждаем о ВРЕМЕНИ. Но удобнее будет разговаривать и думать, если сядете на стулья. Если Земля изменила своё положение по отношению к Солнцу, то давайте мы поменяемся местами. Кто сидел с Костей в ряду, встаньте в колонку, и вы тоже постройте свою колонку. Кто был у вас первым? последним? А теперь сделаем так, повернитесь так, чтобы теперь уже Кира стала первой, а Костя последним. А у вас теперь, кто в колоне первый? А кто последний? Теперь вы будете сидеть слева от меня или справа?
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Подумайте, а что еще каждый из нас может для себя определить с помощью календаря.
РЕБЕНОК: - По календарю можно определить, когда будет Новый год...
В.: - Это ты не для себя, а для всех определишь, а я спросила, что ТЫ для себя можешь узнать по календарю, вот, Серёжа по календарю определил, когда его назовут школьником. А ещё, что только для тебя может определить календарь?!
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Когда будет мой день рождения...?!
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Да, а у тебя, когда он будет?
Дети называют даты.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Вот, Никита сказал, что у него день рождения 10 декабря... А почему ты так точно знаешь?
РЕБЕНОК: - Потому что по календарю знаю...
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Такая точность поможет подготовить для тебя (лукаво) подарок... Я соберу в лесу и подарю букет... подснежников
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Вы (смеются, возражают) не насобираете, ведь зима.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А кому же я смогу из вас... собрать букет подснежников и подарить?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ - Мне, у меня день рождения весной...
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А весна начинается в марте! Вот и подарю...
РЕБЕНОК:- А у меня не в марте, а в апреле...20 апреля... А разве в апреле я смогу подарить подснежники?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: -Нет.
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Да, без календаря трудно разобраться. Интересное слово — календарь... У древних римлян был праздник «календы». Год считался от календы до календы. Есть до сих пор народы(Индия, Китай), у которых начало года не в январе... И есть народы, которые определяют год по лунному календарю... А вот всё-таки интересно, ЗАЧЕМ люди придумали календарь? (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А теперь мы всё про календарь знаем? А мне вот не понятно, что это за кармашки…
Дети: Недели, месяцы, дни.
Воспитатель: Иди, Рома, покажи Неделю (покажет на карманчиках нашей модели календаря года). Сколько дней в неделе?
Семь. А когда же (лукаво) кончится неделя, если она началась в Среду?!
В воскресенье...И нет, тоже в Среду.... Ну, (азартно) кто сказал, что неделя закончится в среду, иди, докажи!
РЕБЕНОК: - В среду, в неделе семь дней. Раз мы начали считать неделю со среды, то закончится седьмой день в среду (показывает на карманчиках). ВОСПИТАТЕЛЬ: - Так, доказал убедительно.... А если я (лукаво) поехала на неделю в гости, приехала в гости в пятницу. Когда же я должна уехать из гостей?!
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:- Тоже в пятницу
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Как (испуганно) в пятницу? В пятницу приехала и в пятницу уеду?!
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Да, (смеются) в пятницу, но только через неделю...
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Не поняла, кто точнее скажет... ?!
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: -От одной пятницы до другой пройдёт семь дней, неделя. Значит, Вы уедете через семь дней тоже в пятницу, но другой недели.... в следующую пятницу.. То есть, когда пройдёт суббота, воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Значит, в пятницу можно уезжать
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Хорошо, мы говорили о нашем календаре. Этот календарь называют СОЛНЕЧНЫМ календарём. А есть ещё и другой календарь! Может сами догадаетесь... ?!
(Неточные ответы)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А за чём ещё могут люди наблюдать в небе?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - За Луной. Молодцы, догадались! Лунный календарь состоит из двенадцати лунных месяцев. Значит, есть Солнечный календарь (дети вторят) Лунный календарь... Но есть ещё и народный календарь. В этом календаре даются ПРИМЕТЫ... Слышали это слово? Что такое ПРИМЕТЫ
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Как вы считаете, вы теперь уже ВСЁ ЗНАЕТЕ О КАЛЕНДАРЕ?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: - Да
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Хотите узнать новое? Так вот, наш календарь придумали древние египтяне, которые жили в Древнем Египте. Они заметили, что река Нил разливается каждый раз тогда, когда восходит звезда Сириус. Чтобы собрать урожай, надо было задерживать воду. Поэтому до разлива рек спешили починить каналы, плотины. Египтяне заметили, что от одного разлива Нила до другого проходит 365 дней. Так они определили, что это ГОД. А в нашем календаре сколько дней? Тоже 365. Но это оказалось :точно, и потом календарь уточнили... Наш календарь солнечный, а еще есть и лунный календарь. Что же новое вы узнали про календарь, чего раньше не знали?
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Теперь, все знаете о календаре?
ДЕТИ: - Да
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Вы мне так много, хорошо рассказали, да я вам немножко рассказала. Наверное, теперь все знаете. Еще много вы узнаете, когда пойдете в школу. А что сегодня вы узнали нового
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Воспитатель дарит детям на память календари
Список используемой литературы:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой. Сценарии для подготовительной к школе группы