– Добрый день, дорогие ребята! Мы начинаем наш урок! Звучит легкая музыка, ее прерывают взрывы, начинается война. .(На сцену выходят 2 ученицы, читают стихотворение «Война - это страшная сила...» | Приветствуют учителя. Слушают выступление учащихся, выступающих со стихотворением. | Личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация учащихся на определенный эмоциональный настрой; принцип психологической комфортности. |
-Мотивация учащихся Наполеон: - Если я захвачу Киев, возьму Россию за ноги. Если я захвачу Петербург, возьму Россию за голову. Захватив Москву, я поражу её в самое сердце! Разыгрывается диалог (М. Кутузов и Багратион). Диалог Кутузова с Багратионом. Кутузов (стоит один, задумавшись): - Да, этот Наполеон – серьезный враг – будет похлеще турок. (стук в дверь, входит Багратион) Багратион: - Здравия желаю! Фельдмаршал! Кутузов (поворачивается): - Генерал! На Родину надвинулась беда. Гроза военная накрыла небо – Наполеон напал на землю нашу! Багратион: - Ну что ж! За Родину свою готовы постоять уж все солдаты, а я сам лично поведу их в бой! Кутузов: - Я верю в вас, мои друзья! И встретим мы достойно нашего врага! Багратион: - За мной, солдаты! Уж угостим по-русски мы французов! И постоим мы головой за Родину свою! | 1. Слушают выступление учащихся и наблюдают за происходящим на сцене. | Личностные: внутренняя внешняя готовность учащихся; Познавательные: уметь ориентироваться в системе имеющихся знаний; отличать новое от известного. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение слушать и понимать речь других. |
Беседа с учащимися: - Ребята, на уроках литературы мы часто говорим о том, что история нашей страны отражается на страницах литературы. – Скажите, героев какого исторического события вы увидели ? (Кутузов, Багратион, Наполеон; Отечественная война 1812 года) | 1. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на ранее изученные материалы Предполагаемые ответы: Кутузов, Багратион, Наполеон; Отечественная война 1812 года. Л. Н. Толстой «Война и мир», М. Ю. Лермонтов «Бородино». | Личностные: умении дать анализ увиденному; Познавательные: готовность учащихся к восприятию новых знаний к активной учебной познавательной деятельности на основе мотивации. Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений. |
Постановка вопроса по обозначению темы урока. - Ребята, исходя из того, что вы увидели и услышали, попробуйте сформулировать тему урока. - Для чего нам нужно знать это произведение, с какой целью мы будем его изучать? Учитель, опираясь на ответы учащихся, формулирует тему урока и его цель. | 1. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на увиденное и услышанное. Предполагаемые ответы: - Мы будем знакомиться с произведением Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино». - Мы изучаем это произведение для того, чтобы знать, какие исторические события произошли в нашей стране. Не забывать о героическом прошлом России и помнить о её героях. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений. Регулятивные: целеполагание. |
1. Беседа с учащимися: -Знакомо ли нам имя Лермонтова? Когда жил поэт? Давайте послушаем выступление группы литераторов, которые расскажут нам о поэте. - Дома вы познакомились с содержанием стихотворения. Какому событию посвящено это произведение? - Почему это сражение получило название Бородинское? - Что еще вам известно об этом событии из уроков истории? 2. Координация действий учащихся (выступления учащихся с сообщениями). 3. Анализ стихотворения. Вопросы на восприятие произведения: 1. Какому историческому событию посвящает Лермонтов своё стихотворение? 2. Какова его тема? 3. Что собою представляет стихотворение «Бородино»? (Диалог) 4. Что такое диалог? (Диалог – это разговор двух или более лиц.) 5. Кто принимает участие в диалоге? (Молодой боец и старый солдат) 6. Прочитаем реплику молодого солдата. Что его волнует и интересует? ( молодой солдат старается понять, почему «Москва, спаленная пожаром, французу отдана». Он хочет еще раз услышать про день Бородина из уст бывалого воина, свидетеля тех грозных и славных событий.) 7. Каким вы себе представляете старого солдата? (Это бывалый солдат, опытный воин, потерявший в бою многих своих товарищей, смело сражавшийся за свое Отечество.) 8. Почему рассказ о великом событии доверен именно рядовому солдату? (Рядовой солдат не наблюдал со стороны за ходом битвы, а сам отважно сражался с французами. Он рассказывает настоящую правду.) Какие качества солдат вы можете назвать? (патриотизм «Уж постоим мы головою за Родину свою», решительность «Не смеют , что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?, мужество «Вам не видать таких сражений...», воинское братство «Умрем же под Москвой, как наши братья умирали»). Каким был бой? (тяжелый, он потребовал мужества от солдат, скольких жизней стоила победа). Какие чувства выражены в стихотворении? (мы гордимся русскими солдатами и скорбим о погибших) В чем, по-вашему, заключается главная мысль в стихотворении? (Русские не жалеют ничего для победы, мы гордимся храбрыми солдатами, офицерами.) Какое настроение создает стихотворение? Стихотворение создает торжественное настроение. Мы узнаем о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.) - Словарная работа (учитель объясняет непонятные слова) | 1. Выступление учащихся с сообщениями: I – группа. Сообщение о поэте. 2. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на увиденное и услышанное. Предполагаемые ответы: - Стихотворение посвящено Бородинскому сражению, которое состоялось 26 августа 1812 года. - Так называлось село, возле которого произошла самая страшная битва II – группа. Сообщение об исторических событиях Отечественной войны 1812 года. 3. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на прочитанный текст. Предполагаемые ответы: 1. Бородинскому сражению. 2. О войне 1812 года, о Бородинском сражении 3. Диалог. 4. Диалог – это разговор двух или более лиц. 5. Молодой боец и старый солдат. 6. Молодой солдат старается понять, почему «Москва, спаленная пожаром, французу отдана». Он хочет еще раз услышать про день Бородина из уст бывалого воина, свидетеля тех грозных и славных событий. 7. Это бывалый солдат, опытный воин, потерявший в бою многих своих товарищей, смело сражавшийся за свое Отечество. 8. Рядовой солдат не наблюдал со стороны за ходом битвы, а сам отважно сражался с французами. Он рассказывает настоящую правду. Патриотизм. «Уж постоим мы головою за Родину свою»,решительность «Не смеют , что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?, мужество «Вам не видать таких сражений...», воинское братство «Умрем же под Москвой, как наши братья умирали». Тяжелый, он потребовал мужества от солдат, скольких жизней стоила победа. Мы гордимся русскими солдатами и скорбим о погибших. Русские не жалеют ничего для победы, мы гордимся храбрыми солдатами, офицерами. Стихотворение создает торжественное настроение. Мы узнаем о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.
Знакомятся со словами по учебнику, смотрят на сноски. | Личностные: умение работать с различными источниками информации; Познавательные: выяснение через исторические факты подлинную историю о Бородинском сражении и знакомятся с биографическими фактами писателя; Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме |
Постановка проблемных вопросов для восприятия целостности темы. - Что же вдохновляло солдат и ради чего они шли в бой? (Учащиеся разгадывают кроссворды в группах).
| Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, работая в группах. Разгадывание кроссворда. (Приложение к уроку). | Личностные: развитие логического мышления; оценивание усеваемого содержания; Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений; Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. |