СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русской литературы в 11 классе по теме : Василию Макаровичу Шукшину посвящается.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Василию Макаровичу Шукшину посвящается.

Цель

Урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. М. Шукшина;

Пробудить интерес к чтению, к просмотрам фильмов 60-70 годов;

Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине,

Приобщение к общечеловеческим ценностям: доброте, честности, справедливости.

Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, отрывки из фильмов.

 

Ход урока.

  1. организация класса.
  2. сообщение цели урока.
  3. работа по теме.
  1. Показ слайдов.
  2. Стихотворение (Е. Евтушенко «Памяти Шукшина»

 3.Вступительное слово учителя.

25 июля 2010 года исполнилось 81 год со дня рождения В. Шукшина. Он был актёром, режиссёром, писателем. Прожил всего лишь 45 лет. Его активная творческая работа продолжалась 15 лет. Но сколько сделано за этот короткий срок! О нём говорили и писали как о чуде. Много говорили, много писали, много спорили о нём – и при его жизни, и после того, как был завершён его творческий путь.

 Василий Макарович Шукшин, работая над романом о Степане Разине «Я пришёл дать вам волю», отыскал в русской истории историю своего крестьянского рода. Оказывается, у реки Суры, притока Волги, есть свой маленький приток – речка Шукша. Отсюда, из Поволжья, переселились в 19 веке на Алтай предки писателя – Шукшины.

Фото Шукшина.

Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его родители были уроженцами той же  местности и по социальному положению считались  крестьянами – единоличниками, или середняками. Когда в 1930 году началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз. Глава семьи Макар  Леонтьевич Шукшин – стал работать механизатором на молотилках, в деревне пользовался заслуженным уважением. Однако в дальнейшем это  не спасло его от репрессий: в 1933 году Макара Леонтьевича  арестовали и расстреляли. В 1956 году он посмертно был полностью реабилитирован.

Фото матери.

Учитель:

 Оставшись с двумя маленькими детьми  на руках, 22 – летняя Мария Сергеевна  впала в отчаянье. Есть свидетельства, что в  тот момент она хотела отравить себя и детей, лишь бы не видеть  того, что происходило вокруг. Но это отчаяние длилось  недолго. Затем  пришло трезвое  осознание того, что надо жить, если не ради себя, то хотя бы ради детей. и вскоре Мария Сергеевна вышла замуж  повторно, за односельчанина Павла Куксина.

 Однако и этот брак  оказался недолгим – в 1942 году Куксин погиб на фронте.

Писатель Сергей Павлович Залыгин писал о матери Шукшина: «Мария Сергеевна оставалась  человеком небольшой грамоты, но душа её была развита высоко и сильно сама по себе, от природы и от своего народа. Она была чуткой к слову, к песне, к картине, к любому искусству,  и не только чуткой, но и способной к нему. Это было вполне очевидно, это были те необыкновенные, ни в ком более неповторимые задатки, которые она передала своему сыну».

 

  Учитель: Василий Макарович родился в селе Сростки, привольно раскинувшемся в  предгорьях Алтая, в 40 километрах от города Бийска. Это ещё не степной, но уже и не горный край. Красивы эти места! Стремительная буйная Катунь с её островами и берегами, заросшими ивняком, вербой, облепихой! А с  горы  Пикет так хорошо любоваться привольем родных полей и лугов! Здесь, в этих диковинных по красоте местах, прошло детство Шукшина, здесь он бегал и плавал, ловил рыбу и трудился, проливал пот на тяжёлой крестьянской работе в суровые военные годы.

 Стих:

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пьяный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чебаков.

Край сибирский. Пейзаж неброский.

Бьёт о берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки –

Это родина Шукшина.

                                (Кондаков)

учитель:

навсегда вобрал в своё сердце родные мета – и село, и реку, и острова, и земляков. Всю жизнь помнил и любил, и эта любовь придавала  ему силы, когда было трудно и горько. «Какая – то огромная мощь  чудится мне там, на родине, - писал он незадолго до смерти, - какая – то животворная сила, к которой нужно прикоснуться, чтобы обрести утраченный  напор в крови».

В школьные годы охватила Василия страсть к учению, уроки он  не делал, плохо стал учиться, но читал запоем день и ночь. С самодельной коптилкой забирался под одеяло, чтобы мать не видела, и читал. Вскоре в Сростки приехала  вместе  с другими эвакуированными ленинградская учительница и поступила на работу   в школу. Она составила список книг, какие надо читать. Вот тогда увлечение мальчика получило верную направленность, определённую систему. А в зимние вечера Вася, сестрёнка Наташа и мама залезали на уютную  тёплую печь, брали туда  лампу, и Вася начинал читать. Это было подлинное  наслаждение. Это был праздник. Это была отрада для души.

 Осенью, когда началась  учёба в 7 классе,  Вася не появился в школе- мать его отправила  к дяде Павлу учиться на бухгалтера. Но ничего из этого не вышло, - бухгалтерия не полезла в голову», - и Василий  скоро вернулся в школу. После окончания  семилетки была сделана  ещё попытка приобщения  к другой  профессии. Василий Шукшин поступил в Бийский автомобильный ,техникум, но проучился в нём лишь около года. И тут он чувствовал себя  не на месте. Душа рвалась  к чему – то другому. Опять вернулся в родное село к матери.

Работал в колхозе. В эти годы, когда было ему 12-16 лет, узнал всю тяжесть труда на земле – пахал, косил. В 1946 году уходит Василий Шукшин из сростков. Страшно, когда в 16 лет надо покинуть родной дом и идти в большой мир добывать хлеб насущный. Ведь нет ни образования, ни профессии. Шукшин всегда с болью вспоминал  расставание с родным домом: «Мне шёл семнадцатый год, когда я ранним утром, по весне уходил из дома. Мне ещё хотелось  разбежаться и прокатиться  на ногах по гладкому, светлому, как стёклышко  ледку, а надо было уходить  в огромную неведомую жизнь, где ни одного человека родного или просто знакомого. Было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село – села на землю и заплакала. Я понимал, ей больно и тоже страшно, но ещё больней, видно, смотреть на голодных детей. ещё там осталась сестра, она маленькая. А я мог уйти. И ушёл.»

Учитель:

В 1947 – 1949 годах Шукшин работал слесарем на нескольких предприятиях треста Союзпроммеханизация: на турбинном заводе в Калуге, на тракторном  заводе во Владимире.

В 1949 году был призван  служить  в Военно-Морской флот. Сперва он матрос  на Балтийском флоте, потом радист на Черноморском. Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. В 1935 году был демобилизован с флота из-за обнаружившейся язвы желудка.

Вернувшись в родные Сростки, Шукшин сдал экстерном экзамены и поступил на работу в школу сельской молодёжи в качестве  учителя русского языка и литературы  5-7 классов и одновременно директора.

Василий Макарович позже вспоминал: «Одно время я был учителем  сельской школы  для взрослых. Учитель  я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования,  без опыта), но не могу  и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что – нибудь важное, интересное и интересно. Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье».

Учитель:

Однако проучительствовал он недолго. Поступил было в автомобильный техникум, но вскоре понял, что и это не его стезя – поршни и цилиндры вгоняли его в тоску. Те же чувства он испытал, когда устроился работать  инструктором  райкома партии. и вот тогда Шукшин решает отправиться в Москву,  поступать на сценарный факультет ВГИКа. Мать не стала препятствовать  сыну  в этом желании, более того, сделала всё, что могла – продала корова и вырученные деньги отдала сыну. Так летом 1954года Шукшин оказался в Москве. Одет он был в полувоенный костюм, гимнастёрку, из - под которой виднелась тельняшка, на ногах были брюки клёш и сапоги.

Стих.

Шукшин вспоминал о том времени: «Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией  я не блистал и всем  своим видом вызывал недоумение приёмной комиссии. Насколько теперь понимаю, спасла меня письменная работа, которую  задали ещё до встречи с мастером» «Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Роммом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину: человек, который на тебя сейчас глянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни, о литературе. Ужас экзамена вылился для меня в очень человечный и искренний разговор. Вся судьба моя тут, в этом разговоре, наверное, и решилась».

Жизнь Шукшина  в институтские годы была насыщенной, напряжённой. Он много читал, много думал, обогащая свой  духовный мир упорно и непрерывно. Просмотры фильмов, музеи, театры, выставки. Ромм помог Шукшину осознать себя как художника, поверить в свои возможности. Учитель отдавал своему ученику много внимания и не жалел времени на общение с ним. Василия Шукшина он ощущал как натуру  многосторонне  одарённую и видел в нём не только режиссёра, но и писателя. Он помог Шукшину стать настоящим писателем.

 

Учитель: упорство, жизненный опыт, одарённость, чуткое руководство учителя помогли выбраться на профессиональную писательскую дорогу и определить свой путь в киноискусстве. После окончания 4 – го курса, в 1958 году, Шукшин выехал на Одесскую киностудию, чтобы пройти там режиссёрскую практику. Здесь он познакомился  с Марленом Хуциевым, который предложил ему сниматься в главной роли в фильме «Два Фёдора». Роль солдата, вернувшегося с войны и полюбившего  маленького сироту – бродяжку, была исполнена Шукшиным отлично.

 Два последующих года протекали напряжённо – Шукшин готовился к сдаче государственных экзаменов и сдавал их. Дипломным стал первый его фильм «Из Лебяжьего сообщают».Василий Шукшин написал для него сценарий, осуществил его режиссуру и сыграл одну из ролей. Защита прошла успешно.  Но прозвучал иронический вопрос: «А что, Вася, может, ещё и музыку к фильмам писать будешь?» Шукшин ответил весело: «А что? И буду» для такого ответа  были известные основания: Василий Макарович обладал абсолютным слухом, знал множество народных песен.

Учитель:

Шукшин был человеком, разорванным  между городом и деревней. Без Москвыон бы не стал тем Шукшиным, который прославил Алтай. Столица приобщила его к высокому искусству и помогла ему реализовать себя. Василий Макарович понимал это. Да, его постоянно  тянуло на родину, но он не мог всё бросить и уехать. Думы о том, что происходит с человеком, уехавшим из деревни в город, мучили его до конца жизни:

Учитель:

Шукшин много писал и ставил картины не потому, что  надо было писать и ставить картины, а потому, что его интересовала  жизнь. Шукшин всегда был нашей совестью. Он не мог жить « со стороны», он сгорал в каждом созданном им образе, сердце его было болеющее, ранимое. Его талант был всенародно признанным. Он оставил в душе тех, кто его знал, не просто большой след, он оставил частицу самого себя. Он остался жить в фильмах, в которых он играл:

1957 «Тихий Дон»

1958 «Два Фёдора»

1959 «Золотой эшелон»

1960 «Простая история»

1961 «Алёнка»

1961 «Когда деревья были большими»

1961 «Командировка»

1961 «Мишка, Серёга и я»

1961 «Юрка – бесштанная команда»

1962 «Мы, двое мужчин»

1964 «Живёт такой парень» - автор сценария, режиссёр.

1964 «Какое оно, море»

1965 «Ваш сын и брат» - режиссёр, автор сценария.

1967 «Журналист»

1967 «Комиссар»

1967 «Три дня Виктора Чернышёва»

1968 «Мужской разговор»

1969 «Странные люди» - режиссёр, автор сценария.

1969 «У озера»

1969 «Эхо далёких снегов»

1970 «Любовь Яровая»

1971 «Даурия»

1971 «Держись за облака»

1971 «Пришёл солдат с фронта» - автор сценария

1972 «Печки – лавочки

1973 «Калина красная» - режиссёр, актёр, автор сценария.

1974 «Если хочешь быть счастливым»

1974 «Земляки» - автор сценария.

1975 «Они сражались за родину»

1975 «Прошу  слова»

1977 «Позови меня в даль светлую» - автор сценария.

Шукшин умел жить во всю мочь, ему была свойственна страсть к полной самоотдаче. В воспоминаниях друзей и товарищей Шукшина возникает живой образ Человека и художника. Это образ человека сложного – предельно открытого, а порою замкнутого, сосредоточенного  в своих  переживаниях и мыслях, порою задиристого и нетерпимого, порой ласкового и нежного. Но всегда это личность и талант.

В 1964 году на съёмках фильма « Какое оно, море?» Василий Шукшин по знакомился с Лидией Федосеевой. После непродолжительного романа они поженились. У Шукшина Родились две дочери. Старшая Мария Шукшина родилась в 1966 году  актриса. Младшая Ольга Шукшина родилась в 1969 году.

2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно  скончался  в период съёмок  фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

СТИХ.

Он  достиг высот и пьедесталов,

Твёрдо на ногах своих стоял,

Всё равно душа во сне летала

В бийские холодные края.

 

Улетев однажды, не вернулась.

Может по дороге кто поймал?

С бренным телом как – то разминулась,

Почему, никто не понимал.

 

Заливалась горькими слезами

Белая берёзка, как жена.

Появлялись рядом с образами

В деревнях портреты Шукшина.

 

Он ушёл на веки, но не сгинул,

Просто повернул за поворот.

Почему же горькую калину

Земляки сажают у ворот?

 

Далеко до Сростков – не дойти мне.

Кто – нибудь! Спасите мою честь:

Поклонитесь за меня калине

И берёзке, если она есть.

         Л. Легчило «Берёзка и калина о Шукшине».

Именем Шукшина названы  улица и театр драмы в Барнауле. С 1976 года  на его родине, в селе Сростки, проводятся Шукшинские чтения. Владимир Никифоров в газете  «Рудный Алтай», рассказывая об участии   восточно-казахстанской  делегации в Шукшинских чтениях, посвящённых  восьмидесятилетию писателя, пишет: «…Алтай, Прииртышье, Приобье рождает много художников. С казахской стороны – Абай, Мухтар Ауэзов, Шакарим, Анатолий Иванов, Георгий Гребенщиков, Ефим Пермитин, Оралхан Бокей. С российской – Василий Шукшин, Михаил Евдокимов, Роберт Рождественский. Видно, неповторимая наша природа прикладывает усилия к тому, чтобы люди здесь  тоже рождались яркие, талантливые и воспевали этот прекрасный уголок земли.

Заключительное слово учителя:

Нет с нами больше писателя – Василия Макаровича Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьёзных  проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках.

 И вновь вспоминаются  слова писателя: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые  не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.»

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русской литературы в 11 классе по теме : Василию Макаровичу Шукшину посвящается.»

Тема: Василию Макаровичу Шукшину посвящается.

Цель

Урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. М. Шукшина;

Пробудить интерес к чтению, к просмотрам фильмов 60-70 годов;

Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине,

Приобщение к общечеловеческим ценностям: доброте, честности, справедливости.

Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, отрывки из фильмов.


Ход урока.

  1. организация класса.

  2. сообщение цели урока.

  3. работа по теме.

  1. Показ слайдов.

  2. Стихотворение (Е. Евтушенко «Памяти Шукшина»

3.Вступительное слово учителя.

25 июля 2010 года исполнилось 81 год со дня рождения В. Шукшина. Он был актёром, режиссёром, писателем. Прожил всего лишь 45 лет. Его активная творческая работа продолжалась 15 лет. Но сколько сделано за этот короткий срок! О нём говорили и писали как о чуде. Много говорили, много писали, много спорили о нём – и при его жизни, и после того, как был завершён его творческий путь.

Василий Макарович Шукшин, работая над романом о Степане Разине «Я пришёл дать вам волю», отыскал в русской истории историю своего крестьянского рода. Оказывается, у реки Суры, притока Волги, есть свой маленький приток – речка Шукша. Отсюда, из Поволжья, переселились в 19 веке на Алтай предки писателя – Шукшины.

Фото Шукшина.

Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его родители были уроженцами той же местности и по социальному положению считались крестьянами – единоличниками, или середняками. Когда в 1930 году началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз. Глава семьи Макар Леонтьевич Шукшин – стал работать механизатором на молотилках, в деревне пользовался заслуженным уважением. Однако в дальнейшем это не спасло его от репрессий: в 1933 году Макара Леонтьевича арестовали и расстреляли. В 1956 году он посмертно был полностью реабилитирован.

Фото матери.

Учитель:

Оставшись с двумя маленькими детьми на руках, 22 – летняя Мария Сергеевна впала в отчаянье. Есть свидетельства, что в тот момент она хотела отравить себя и детей, лишь бы не видеть того, что происходило вокруг. Но это отчаяние длилось недолго. Затем пришло трезвое осознание того, что надо жить, если не ради себя, то хотя бы ради детей. и вскоре Мария Сергеевна вышла замуж повторно, за односельчанина Павла Куксина.

Однако и этот брак оказался недолгим – в 1942 году Куксин погиб на фронте.

Писатель Сергей Павлович Залыгин писал о матери Шукшина: «Мария Сергеевна оставалась человеком небольшой грамоты, но душа её была развита высоко и сильно сама по себе, от природы и от своего народа. Она была чуткой к слову, к песне, к картине, к любому искусству, и не только чуткой, но и способной к нему. Это было вполне очевидно, это были те необыкновенные, ни в ком более неповторимые задатки, которые она передала своему сыну».


Учитель: Василий Макарович родился в селе Сростки, привольно раскинувшемся в предгорьях Алтая, в 40 километрах от города Бийска. Это ещё не степной, но уже и не горный край. Красивы эти места! Стремительная буйная Катунь с её островами и берегами, заросшими ивняком, вербой, облепихой! А с горы Пикет так хорошо любоваться привольем родных полей и лугов! Здесь, в этих диковинных по красоте местах, прошло детство Шукшина, здесь он бегал и плавал, ловил рыбу и трудился, проливал пот на тяжёлой крестьянской работе в суровые военные годы.

Стих:

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пьяный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чебаков.

Край сибирский. Пейзаж неброский.

Бьёт о берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки –

Это родина Шукшина.

(Кондаков)

учитель:

навсегда вобрал в своё сердце родные мета – и село, и реку, и острова, и земляков. Всю жизнь помнил и любил, и эта любовь придавала ему силы, когда было трудно и горько. «Какая – то огромная мощь чудится мне там, на родине, - писал он незадолго до смерти, - какая – то животворная сила, к которой нужно прикоснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови».

В школьные годы охватила Василия страсть к учению, уроки он не делал, плохо стал учиться, но читал запоем день и ночь. С самодельной коптилкой забирался под одеяло, чтобы мать не видела, и читал. Вскоре в Сростки приехала вместе с другими эвакуированными ленинградская учительница и поступила на работу в школу. Она составила список книг, какие надо читать. Вот тогда увлечение мальчика получило верную направленность, определённую систему. А в зимние вечера Вася, сестрёнка Наташа и мама залезали на уютную тёплую печь, брали туда лампу, и Вася начинал читать. Это было подлинное наслаждение. Это был праздник. Это была отрада для души.

Осенью, когда началась учёба в 7 классе, Вася не появился в школе- мать его отправила к дяде Павлу учиться на бухгалтера. Но ничего из этого не вышло, - бухгалтерия не полезла в голову», - и Василий скоро вернулся в школу. После окончания семилетки была сделана ещё попытка приобщения к другой профессии. Василий Шукшин поступил в Бийский автомобильный ,техникум, но проучился в нём лишь около года. И тут он чувствовал себя не на месте. Душа рвалась к чему – то другому. Опять вернулся в родное село к матери.

Работал в колхозе. В эти годы, когда было ему 12-16 лет, узнал всю тяжесть труда на земле – пахал, косил. В 1946 году уходит Василий Шукшин из сростков. Страшно, когда в 16 лет надо покинуть родной дом и идти в большой мир добывать хлеб насущный. Ведь нет ни образования, ни профессии. Шукшин всегда с болью вспоминал расставание с родным домом: «Мне шёл семнадцатый год, когда я ранним утром, по весне уходил из дома. Мне ещё хотелось разбежаться и прокатиться на ногах по гладкому, светлому, как стёклышко ледку, а надо было уходить в огромную неведомую жизнь, где ни одного человека родного или просто знакомого. Было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село – села на землю и заплакала. Я понимал, ей больно и тоже страшно, но ещё больней, видно, смотреть на голодных детей. ещё там осталась сестра, она маленькая. А я мог уйти. И ушёл.»

Учитель:

В 1947 – 1949 годах Шукшин работал слесарем на нескольких предприятиях треста Союзпроммеханизация: на турбинном заводе в Калуге, на тракторном заводе во Владимире.

В 1949 году был призван служить в Военно-Морской флот. Сперва он матрос на Балтийском флоте, потом радист на Черноморском. Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. В 1935 году был демобилизован с флота из-за обнаружившейся язвы желудка.

Вернувшись в родные Сростки, Шукшин сдал экстерном экзамены и поступил на работу в школу сельской молодёжи в качестве учителя русского языка и литературы 5-7 классов и одновременно директора.

Василий Макарович позже вспоминал: «Одно время я был учителем сельской школы для взрослых. Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что – нибудь важное, интересное и интересно. Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье».

Учитель:

Однако проучительствовал он недолго. Поступил было в автомобильный техникум, но вскоре понял, что и это не его стезя – поршни и цилиндры вгоняли его в тоску. Те же чувства он испытал, когда устроился работать инструктором райкома партии. и вот тогда Шукшин решает отправиться в Москву, поступать на сценарный факультет ВГИКа. Мать не стала препятствовать сыну в этом желании, более того, сделала всё, что могла – продала корова и вырученные деньги отдала сыну. Так летом 1954года Шукшин оказался в Москве. Одет он был в полувоенный костюм, гимнастёрку, из - под которой виднелась тельняшка, на ногах были брюки клёш и сапоги.

Стих.

Шукшин вспоминал о том времени: «Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приёмной комиссии. Насколько теперь понимаю, спасла меня письменная работа, которую задали ещё до встречи с мастером» «Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Роммом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину: человек, который на тебя сейчас глянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни, о литературе. Ужас экзамена вылился для меня в очень человечный и искренний разговор. Вся судьба моя тут, в этом разговоре, наверное, и решилась».

Жизнь Шукшина в институтские годы была насыщенной, напряжённой. Он много читал, много думал, обогащая свой духовный мир упорно и непрерывно. Просмотры фильмов, музеи, театры, выставки. Ромм помог Шукшину осознать себя как художника, поверить в свои возможности. Учитель отдавал своему ученику много внимания и не жалел времени на общение с ним. Василия Шукшина он ощущал как натуру многосторонне одарённую и видел в нём не только режиссёра, но и писателя. Он помог Шукшину стать настоящим писателем.


Учитель: упорство, жизненный опыт, одарённость, чуткое руководство учителя помогли выбраться на профессиональную писательскую дорогу и определить свой путь в киноискусстве. После окончания 4 – го курса, в 1958 году, Шукшин выехал на Одесскую киностудию, чтобы пройти там режиссёрскую практику. Здесь он познакомился с Марленом Хуциевым, который предложил ему сниматься в главной роли в фильме «Два Фёдора». Роль солдата, вернувшегося с войны и полюбившего маленького сироту – бродяжку, была исполнена Шукшиным отлично.

Два последующих года протекали напряжённо – Шукшин готовился к сдаче государственных экзаменов и сдавал их. Дипломным стал первый его фильм «Из Лебяжьего сообщают».Василий Шукшин написал для него сценарий, осуществил его режиссуру и сыграл одну из ролей. Защита прошла успешно. Но прозвучал иронический вопрос: «А что, Вася, может, ещё и музыку к фильмам писать будешь?» Шукшин ответил весело: «А что? И буду» для такого ответа были известные основания: Василий Макарович обладал абсолютным слухом, знал множество народных песен.

Учитель:

Шукшин был человеком, разорванным между городом и деревней. Без Москвыон бы не стал тем Шукшиным, который прославил Алтай. Столица приобщила его к высокому искусству и помогла ему реализовать себя. Василий Макарович понимал это. Да, его постоянно тянуло на родину, но он не мог всё бросить и уехать. Думы о том, что происходит с человеком, уехавшим из деревни в город, мучили его до конца жизни:

Учитель:

Шукшин много писал и ставил картины не потому, что надо было писать и ставить картины, а потому, что его интересовала жизнь. Шукшин всегда был нашей совестью. Он не мог жить « со стороны», он сгорал в каждом созданном им образе, сердце его было болеющее, ранимое. Его талант был всенародно признанным. Он оставил в душе тех, кто его знал, не просто большой след, он оставил частицу самого себя. Он остался жить в фильмах, в которых он играл:

1957 «Тихий Дон»

1958 «Два Фёдора»

1959 «Золотой эшелон»

1960 «Простая история»

1961 «Алёнка»

1961 «Когда деревья были большими»

1961 «Командировка»

1961 «Мишка, Серёга и я»

1961 «Юрка – бесштанная команда»

1962 «Мы, двое мужчин»

1964 «Живёт такой парень» - автор сценария, режиссёр.

1964 «Какое оно, море»

1965 «Ваш сын и брат» - режиссёр, автор сценария.

1967 «Журналист»

1967 «Комиссар»

1967 «Три дня Виктора Чернышёва»

1968 «Мужской разговор»

1969 «Странные люди» - режиссёр, автор сценария.

1969 «У озера»

1969 «Эхо далёких снегов»

1970 «Любовь Яровая»

1971 «Даурия»

1971 «Держись за облака»

1971 «Пришёл солдат с фронта» - автор сценария

1972 «Печки – лавочки

1973 «Калина красная» - режиссёр, актёр, автор сценария.

1974 «Если хочешь быть счастливым»

1974 «Земляки» - автор сценария.

1975 «Они сражались за родину»

1975 «Прошу слова»

1977 «Позови меня в даль светлую» - автор сценария.

Шукшин умел жить во всю мочь, ему была свойственна страсть к полной самоотдаче. В воспоминаниях друзей и товарищей Шукшина возникает живой образ Человека и художника. Это образ человека сложного – предельно открытого, а порою замкнутого, сосредоточенного в своих переживаниях и мыслях, порою задиристого и нетерпимого, порой ласкового и нежного. Но всегда это личность и талант.

В 1964 году на съёмках фильма « Какое оно, море?» Василий Шукшин по знакомился с Лидией Федосеевой. После непродолжительного романа они поженились. У Шукшина Родились две дочери. Старшая Мария Шукшина родилась в 1966 году актриса. Младшая Ольга Шукшина родилась в 1969 году.

2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

СТИХ.

Он достиг высот и пьедесталов,

Твёрдо на ногах своих стоял,

Всё равно душа во сне летала

В бийские холодные края.


Улетев однажды, не вернулась.

Может по дороге кто поймал?

С бренным телом как – то разминулась,

Почему, никто не понимал.


Заливалась горькими слезами

Белая берёзка, как жена.

Появлялись рядом с образами

В деревнях портреты Шукшина.


Он ушёл на веки, но не сгинул,

Просто повернул за поворот.

Почему же горькую калину

Земляки сажают у ворот?


Далеко до Сростков – не дойти мне.

Кто – нибудь! Спасите мою честь:

Поклонитесь за меня калине

И берёзке, если она есть.

Л. Легчило «Берёзка и калина о Шукшине».

Именем Шукшина названы улица и театр драмы в Барнауле. С 1976 года на его родине, в селе Сростки, проводятся Шукшинские чтения. Владимир Никифоров в газете «Рудный Алтай», рассказывая об участии восточно-казахстанской делегации в Шукшинских чтениях, посвящённых восьмидесятилетию писателя, пишет: «…Алтай, Прииртышье, Приобье рождает много художников. С казахской стороны – Абай, Мухтар Ауэзов, Шакарим, Анатолий Иванов, Георгий Гребенщиков, Ефим Пермитин, Оралхан Бокей. С российской – Василий Шукшин, Михаил Евдокимов, Роберт Рождественский. Видно, неповторимая наша природа прикладывает усилия к тому, чтобы люди здесь тоже рождались яркие, талантливые и воспевали этот прекрасный уголок земли.

Заключительное слово учителя:

Нет с нами больше писателя – Василия Макаровича Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьёзных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках.

И вновь вспоминаются слова писателя: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.»




























НОВОКИЕНСКАЯ ШКОЛА - САД




























учитель: Пильник О. Я.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!