Тема занятия: Современные технологии воспитательно - образовательной работы в ДОО.
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Цель занятия: формировать у обучающихся представление о современных образовательных технологиях, применяемых в дошкольном образовании, развивать интерес к использованию ИКТ в работе с детьми, воспитывать умение работать в коллективе (воспитательный, развивающий аспект).
Формируемые компетенции (образовательный аспект):
| Общие компетенции | | Профессиональные компетенции |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | ПК 5.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | ПК 5.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. |
Ход урока
Здравствуйте, садитесь.
На предшествующих занятиях мы говорили о технологическом подходе к образованию, рассматривали вопросы понятия педагогических технологий, их классификации, а так же сравнивали традиционную (авторитарную) технологию и личностно-ориентированные технологии.
На сегодняшнем занятии мы будем говорить о современных образовательных технологиях, которые используются в дошкольном образовании. Запишите тему: «Современные технологии воспитательно - образовательной работы в ДОО».
В ходе работы над темой в тетрадях вам необходимо составить развёрнутый план, который вы озвучите в конце урока.
В. Ф. Одоевский писал: «Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям». Как вы понимаете это высказывание? Можно ли с ним согласиться?
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДО. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
Задание: У вас на столах лежат чистые листы бумаги. Сейчас мы сделаем из них снежинки. Нужно взять листок, закрыть глаза, свернуть листок пополам и оторвать правый верхний угол и так продолжать делать эти операции, пока будут силы отрывать бумагу. А теперь разверните снежинки, посмотрите, есть ли похожие? Нет! Вот так и с детьми, они все абсолютно разные. Выбирая методы и приёмы работы, мы должны всегда придерживается положения: «Не рядом, не над ними, а вместе!». Цель воспитателя - содействовать становлению каждого ребенка как личности.
Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология»?
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Сегодня любая дошкольная организация в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе выбранных технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Итак, педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
· Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
· Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
· Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.
Исходя из вышесказанного, назрела необходимость использования в работе спектра инновационных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
здоровьесберегающие технологии;
технология исследовательской деятельности;
технологии проектной деятельности;
информационно-коммуникационные технологии;
игровые технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология «ТРИЗ» и др.
Давайте коротко познакомимся с этими технологиями.
Как вы думаете, какова цель здоровьесберегающих технологий?
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.
Как вы думаете, от чего зависит выбор здоровьесберегающих педагогических технологий?
от типа дошкольного учреждения,
от продолжительности пребывания в нем детей,
от программы, по которой работают педагоги,
конкретных условий ДОО,
профессиональной компетентности педагога,
показателей здоровья детей.
Все здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на группы:
Задание: соотнесите вид деятельности с группой технологий /визуализация на доске/
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
подвижные и спортивные игры
контрастная дорожка, тренажеры
ритмопластика
релаксация
Технологии обучения здоровому образу жизни.
утренняя гимнастика
физкультурные занятия
бассейн
точечный массаж (самомассаж)
спортивные развлечения, праздники
День здоровья
СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
Игротренинги и игротерапия
Занятия из серии «Здоровье»
Коррекционные технологии
технология коррекции поведения
арттерапия
технологии музыкального воздействия
сказкотерапия
технология воздействия цветом
психогимнастика
фонетическая ритмика
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
-моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
-фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование)
Состояние и превращение вещества.
Движение воздуха, воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.
2. Коллекционирование (классификационная работа)
3. Путешествие по карте
Стороны света.
Рельефы местности.
Природные ландшафты и их обитатели.
Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
4. Путешествие по «реке времени»
Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
История жилища и благоустройства.
Технология проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Проектная деятельность включает в себя:
Задание для детей, сформулированное в виде проблемы
Целенаправленную детскую деятельность
Формы взаимодействия детей с воспитателем, друг с другом, родителями
Результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Классификация учебных проектов:
1.по доминирующему методу:
2.по количеству участников:
индивидуальный,
парный,
групповой,
фронтальный.
3.по продолжительности:
краткосрочный,
средней продолжительности,
долгосрочный.
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
· идти в ногу со временем,
· стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
· наставником в выборе компьютерных программ,
· сформировать основы информационной культуры его личности,
· повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Посмотрите видеоролик об использовании смарт – стола. Скажите, какие задачи можно решить с его помощью? В чём его преимущество перед использованием обычных видов наглядности?
Преимущества компьютера:
· предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
· несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
· движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
· обладает стимулом познавательной активности детей;
· предоставляет возможность индивидуализации обучения;
· в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
· позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
6. И ещё это использование смарт – стола, смарт – доски и робототехники.
Просмотр видеоролика о робототехнике.
Игровые технологии
Целью игровых технологий является решение ряда задач: дидактических, развивающих, воспитывающих, социализирующих.
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. В развитии детей дошкольного возраста используются развивающие игровые технологии Б. П. Никитина, В. В. Воскобовича, Кьюзенера, Дьенеша.
О некоторых из перечисленных технологий мы поговорим подробнее. Итак, что такое блоки Дьенеша? /студент/
В. Воскобович и его «Сказочные лабиринты».
Что отличает игры Воскобовича от всех остальных? /студент/
Почему мы называем игры Кьюзенера развивающими, расскажет /
Как можно объединить ИКТ и игровые технологии покажет следующий студент.
Личностно - ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Направления личностно-ориентированных технологий
Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному и обезличенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Триз-РТВ «Росток» А.М. Страунинг.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
· Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
· Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.
· Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Итак, мы познакомились с рядом технологий, которые нашли своё применение в дошкольных организациях.
На следующем слайде представлены пособия, которые помогут вам более обстоятельно разобраться в содержании заинтересовавших вас технологий и, конечно, применить их в работе с детьми.
А сейчас зачитайте, какой получился план?
Домашнее задание: Составить список литературы по теме.
Технология инсерт - прием технологии критического мышления
Тема: Современные технологии воспитаельно - образовательной работы в ДОО.
V (известная информация) | + (новая интересная информация) | - (новое, противоречащее прежним знаниям) | ? (информация неясная, требующая дополнительного изучения) |
Я это знала | Это для меня абсолютно новое | Это противоречит тому, что знала раньше | Я хочу знать об этом больше |
Человек не может по- настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Чарльз Диккенс
Творческих Вам успехов!
10