СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по биологии за 2 четверть, 9 кл

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа предназначена для контроля знаний учеников 9 классов по биологии за 2 четверть. Содержит задания по темам: "Онтогенез. Генетика. Изменчивость" . Задания дифференцированы по уровню сложности. Включены задания с выбором 1 ответа из четырех, на соответствие, выбор трех верных ответов из шести, на последовательность процессов, на развернутый ответ (определения и формулировки), генетическая задача. Итого 4 варианта по 14 заданий. 

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по биологии за 2 четверть, 9 кл»

Контрольная р-та по биологии за 2 четв ученика(цы) 9____кл ___________________________

1. Какой стадии эмбрионального развития животного соответствует строение взрослой пресноводной гидры?

1) бластуле 2) гаструле 3) нейруле 4) зиготе

2.Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы

1) 44 аутосомы + XY 2) 23 аутосомы + X 3) 44 аутосомы + ХХ 4) 23 аутосомы + Y

3. Для капустной белянки, в отличие от азиатской саранчи, характерен следующий цикл развития:

1) яйцо  личинка  куколка  взрослое насекомое

2) яйцо  куколка  личинка  взрослое насекомое

3) взрослое насекомое  яйцо  личинка

4) взрослое насекомое  личинка  куколка  яйцо

4.Дальтонизм – рецессивный ген, сцепленный с полом. Укажите генотип женщины с нормальным зрением, отец которой – дальтоник.

1) ХDХd 2)XdXd 3) XdY 4) XDY

5. Пол человека зависит от наличия в генотипе:

а) Y-хромосомы;

б) аутосом;

в) Х-хромосомы.

6. Степень развития мускулатуры у человека в зависимости от частоты и ин­тенсивности тренировок — пример изменчивости

  1. соотносительной 2) комбинативной 3) модификационной 4) неопределённой

7. Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась.

СТРУКТУРА ОРГАНИЗМА

 

ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК

A) болевые рецепторы

Б) волосяной покров

B) лимфа и кровь

Г) жировая ткань

Д) ногтевые пластинки

 

1) эктодерма

2) мезодерма

А

Б

В

Г

Д






8. Установите со­от­вет­ствие между ор­га­на­ми и за­ро­ды­ше­вы­ми листками, из ко­то­рых они развиваются.

ОРГАНЫ

 

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

А) го­лов­ной мозг

Б) печень

В) кровь

Г) кости

Д) под­же­лу­доч­ная железа

Е) эпидермис кожи

 

1) эктодерма

2) энтодерма

3) мезодерма

А

Б

В

Г

Д

Е








9. Установите соответствие:

КЛАССЫ: ТИП РАЗВИТИЯ:

А) Млекопитающие 1) Прямое

Б) Земноводные 2) Непрямое

А

Б

В

Г

Д






В) Рыбы

Г) Рептилии

Д) Птицы


10. Установите соответствие:

СТРУКТУРЫ

 

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

А) нервная ткань

Б) кровь

В) скелет

Г) гладкая мышечная ткань

Д) кожный эпидермис

 


1) эктодерма

2) мезодерма


А

Б

В

Г

Д









11. Установите соответствие между отрядами насекомых и типами их развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТРЯД

 

ТИПЫ РАЗВИТИЯ

А. чешуекрылые

Б. двукрылые

В. жесткокрылые

Г. прямокрылые

Д. перепончатокрылые

Е. стрекозы

А

Б

В

Г

Д

Е








 

1. 1)с неполным превращением

2. 2)с полным превращением


12. Генотип — это..______________________________________________________________________.

13. Первый закон Менделя гласит.._________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

.____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

14.Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном XВ, рыжая – геном Xb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились два рыжих котенка. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Контрольная р-та по биологии за 2 четв ученика(цы) 9____кл ___________________________

1. Генотип тригетерозиготы обозначается следующим образом:

1) ААВВСС 2) АаВbСс 3) АаВbсс 4) ААbbСС


2. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и контролирую­щие проявление окраски семян гороха, называют

  1. аллельными 2) доминантными 3) рецессивными 4) сцепленными


3. При скрещивании дигетерозиготных растений томата с рецессивными по обо­им признакам особями появится потомство с генотипами AaBb, aaBb, Aabb, aabb в соотношении

  1. 3 : 1 2) 9 : 3 : 3 : 1 3) 1 : 1 :. 1 : 1 4) 1 : 2 : 1


4. В основе геномных мутаций в клетке лежит изменение

  1. структуры цитоплазмы 2) числа хромосом 3) числа нуклеотидов в ДНК 4) структуры хромосом


5. При скрещивании морских свинок с генотипами AAbb x ааВВ получится по­томство с генотипом

1)ААВb 2)АаВb 3) АаВВ 4) ааВВ


6. Для капустной белянки характерен следующий цикл развития:

  1. яйцо →личинка →куколка →взрослое насекомое

  2. яйцо →куколка →личинка →взрослое насекомое

3) взрослое насекомое →яйцо →личинка 4) взрослое насекомое →личинка →куколка →яйцо


7.Парные гены, определяющие окраску семян растений гороха посевного и рас­положенные в гомологичных хромосомах, называют

  1. рецессивными 2) доминантными 3) сцепленными 4) аллельными


8. Снижение яйценоскости кур при нарушении рациона кормления — пример изменчивости

  1. комбинативной 2) модификационной 3) соотносительной 4) соматической


9. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания мутационной изменчивости. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка.

1) изменчивость носит случайный характер

2) не наследуется

3) индивидуальна для каждой особи вида

4) служит материалом для естественного отбора

5) мутации всегда полезны для особей и вида


10. Установите соответствие между процессами и этапами онтогенеза животных: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ

 

ЭТАПЫ ОНТОГЕНЕЗА

А) дробление зиготы

Б) гаструляция

В) метаморфоз

Г) формирование личинки

Д) органогенез

Е) формирование бластулы


 

1) эмбриональный

2) постэмбриональный

А

Б

В

Г

Д

Е









11. Установите соответствие:

ОРГАН, ТКАНЬ

 

ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК

A) внутренние слизистые покровы

Б) надпочечники

B) тканевая жидкость

Г) лимфа

Д) эпителий альвеол

А

Б

В

Г

Д







 

1) энтодерма

2) мезодерма


12. Установите соответствие между отрядами насекомых и типами их развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТРЯД

 

ТИПЫ РАЗВИТИЯ

А. чешуекрылые

Б. двукрылые

В. жесткокрылые

Г. прямокрылые

Д. перепончатокрылые

Е. стрекозы


А

Б

В

Г

Д

Е








 

1. 1)с неполным превращением

2. 2)с полным превращением

13. Дигибридное скрещивание — это..____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном XВ, рыжая – геном Xb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Контрольная р-та по биологии за 2 четв ученика(цы) 9____кл ___________________________

1. Совокупность генов, которую организм получает от родителей, называют

1) генотипом 2) фенотипом 3) генофондом 4) наследственностью

2. Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют

1) эмбриогенезом 2) филогенезом 3) онтогенезом 4) ароморфозом

3. Сколько видов гамет образуется у дитетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании (гены не сцеплены)?

1) один 2) два 3) три 4) четыре

4.У кареглазых темноволосых родителей (доминантные признаки) дочь голубо­глазая, светловолосая. Определите генотипы ее родителей.

1) ААВВ, ааВВ 2) ААВb, ааВВ 3) АаВb, АаВb 4) ааВВ, АаВВ

5. К какому виду изменчивости относят появление осенью густого подшёрстка у млекопитающих?

1) генотипической 2) мутационной 3) комбинативной 4) модификационной

6. Какой буквой на рисунке обозначена бластула в цикле развития ланцетника? __________________________________________


7. Чем соматические клетки отличаются от половых? Выберите 3 верных ответа.

  1. образуются в результате деления материнской клетки путем мейоза

  2. образуются в результате деления материнской клетки путем митоза

  3. имеют диплоидный набор хромосом, парные, гомологичные хромосомы

  4. имеют гаплоидный набор хромосом, каждая хромосома — в единственном числе

  5. участвуют в оплодотворении, образовании зиготы

6) участвуют в бесполом размножении


8. Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом.

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ТИП МУТАЦИИ

А) включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК

Б) кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке

В) нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка

Г) поворот участка хромосомы на 180 градусов

Д) уменьшение числа хромосом в соматической клетке

Е) обмен участками негомологичных хромосом


А

Б

В

Г

Д

Е








 

1) хромосомная

2) генная

3) геномная


9. Установите последовательность процессов эмбрионального развития позвоноч­ных животных.

А)образование бластомеров в процессе дробления зиготы

Б) закладка зачаточных органов зародыша

В)слияние яйцеклетки и сперматозоида

Г) развитие нервной пластинки

Д) формирование двух зародышевых листков


А

Б

В

Г

Д








10. Установите соответствие между характеристикой изменчивости и видом, к которому её относят.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЧИВОСТИ ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ

  1. имеет групповой характер 1) модификационная

Б) имеет индивидуальный характер 2) мутационная

  1. наследуется

Г) не наследуется

Д) обусловлена нормой реакции признака

Е) неадекватна изменениям условий среды


А

Б

В

Г

Д

Е








11. Установите соответствие:

ОРГАН, ТКАНЬ

 

ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК

A) внутренние слизистые покровы

Б) надпочечники

B) тканевая жидкость

Г) лимфа

Д) эпителий альвеол


А

Б

В

Г

Д







 

1) энтодерма

2) мезодерма


12. Фенотип- ________________________________________________________________________


13. Моногибридное скрещивание ________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



14. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын — дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в X хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и ве­роятность рождения детей — носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Контрольная р-та по биологии за 2 четв ученика(цы) 9____кл ___________________________

1. Какой стадии эмбрионального развития животного соответствует строение взрослой пресноводной гидры?

1) бластуле 2) гаструле 3) нейруле 4) зиготе

2. Определите фенотип кролика с генотипом Aabb, если первая аллель опреде­ляет цвет, а вторая — качество шерсти (чёрная и гладкая шерсть — доми­нантные признаки).

  1. белый мохнатый 2) чёрный мохнатый 3) чёрный гладкий 4) белый гладкий

3. Скрестили два гомозиготных растения тыквы с белыми овальными плодами и жёлтыми круглыми плодами (А — белый цвет доминирует над жёлтым, В — круглая форма плода — над овальной). Определите генотип Fr

1) ААВЬ 2) АаВЬ 3) ааВВ 4) AAbb

4 . Мутационная изменчивость, которая передаётся по наследству, возникает в многоклеточном организме в:

  1. соединительной ткани 2) половых клетках 3) плазме крови 4) межклеточном веществе

5. Свойство организмов приобретать новые признаки — это

  1. наследственность 2) раздражимость 3) развитие 4) изменчивость

6. Каковы генотипы гомозиготных родительских форм при моногибридном скрещивании?

1) Аа, Аа 2) ВВ, Вb 3) ВВ, bb 4) Аа, аа

7. Установите соответствие между насекомым и типом его развития.
НАСЕКОМОЕ ТИП РАЗВИТИЯ

  1. медоносная пчела 1) с неполным превращением

Б) майский жук 2) с полным превращением

  1. азиатская саранча

Г) капустная белянка

Д) обыкновенный комар

Е) зелёный кузнечик

А

Б

В

Г

Д

Е








8. Установите последовательность процессов эмбрионального развития позвоноч­ных животных.

А)образование бластомеров в процессе дробления зиготы

Б) закладка зачаточных органов зародыша

В)слияние яйцеклетки и сперматозоида

Г) развитие нервной пластинки

Д) формирование двух зародышевых листков


А

Б

В

Г

Д







9. Установите соответствие между характеристикой изменчивости и видом, к которому её относят.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЧИВОСТИ ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ

  1. имеет групповой характер 1) модификационная

Б) имеет индивидуальный характер 2) мутационная

  1. наследуется

Г) не наследуется

Д) обусловлена нормой реакции признака

Е) неадекватна изменениям условий среды


А

Б

В

Г

Д

Е







10. Установите соответствие:


ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАКИ

А) обозначается большой буквой 1) доминантный признак

Б) проявляется в третьем поколении 2) рецессивный

А

Б

В

Г

Д






В) обозначается малой буквой

Г) проявляется в первом поколении

Д) проявляется в гетерозиготном состоянии


11. Установите соответствие:

СТРУКТУРЫ ЗАРОДЫША

 

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

А) ногти

Б) органы чувств

В) кровь

Г) лимфа

Д) мышечная ткань

 

1) эктодерма

2) мезодерма

А

Б

В

Г

Д








12. Гетерозигота- _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

13. Второй закон Менделя _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

14. В семье, где родители имеют нормальную свертываемость крови, сын — гемофилик. Гены нормального свертывания (Н) и гемофилии (h) располагаются в X хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-гемофилика, пол и ве­роятность рождения детей — носителей гена гемофилии. Составьте схему решения задачи.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!