ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН УРОКА №1-2
Дисциплина: ПМ 01. МДК 01. 01. «Устройство автомобиля».
Группы: ТО-21,ТО-22, ТО-23, ДТО-21.
Тема урока: «Введение. Назначение и классификация автомобилей. Назначение расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобилей с различными колёсными формулами».
Цель занятия:
Развивающая: организовать деятельность студентов по восприятию,
осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов действий.
2. Дидактическая: обеспечить устойчивые знания о назначении и классификации автомобилей, назначении, расположении и взаимодействии основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобилей с различными колёсными формулами».
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Вид урока: лекция.
Оснащение урока: плакаты, проспекты, наглядные пособия, каталоги оборудования, паспорта оборудования, стенды и оборудование.
Ход урока:
Организация начала урока –2-3 мин.
Проверка выполнения домашнего задания, повторение, учёт знаний студентов –20-25 мин.
Актуализация знаний – 3-5 мин.
Объяснение нового материала –45-50 мин.
Закрепление нового материала –10-12 мин.
Задание на дом: В.П. Передерий. «Устройство автомобиля» стр.3-7
УРОК 1-2
Тема:
Введение. Назначение и классификация автомобилей. Назначение расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобилей с различными колёсными формулами.
.
Автомобиль – одно из универсальных транспортных средств. По объёму перевозок и пассажиропотокам превосходит остальные виды транспорта.
Первый автомобиль в России построен Е.А Яковлевым и П.А. Фрезе в 1896 г. Массовое производство автомобилей началось в 1908г. На Русско-Балтийском вагоностроительном заводе в г. Рига. В 1916г. В Москве заложили первый камень завода АМО ( Автомобильное Московское Общество). С 1917 по 1919 г.г. там собирались автомобили Ф-15 по лицензии Италии.
В период Гражданской войны завод ремонтировал автомобили. 1 ноября 1924 г. Был собран первый советский грузовик АМО-Ф-15.
1924-1930- мелкосерийное производство автомобилей.
1925 – выпуск автомобилей ЯАЗ.
1930- пущен в строй Московский завод малолитражных автомобилей.
1932- построен ГАЗ ( грузовики ГАЗ-АА); В Ярославле большегрузные автомобили ЯАЗ; в Москве малолитражный автомобиль КИМ-1.
1944г.- Г. Миасс Челябинской области грузовики ЗИС-5
1947-1958г.г. – производство специализированных автомобилей на новых заводах в г.г. Минск, Жодино, Павловск (Заволжье); Кутаиси, Кременчуг; Львов.
1959-1965 – Увеличивается количество выпускаемых автомобилей; ЯАЗ становится ЯМЗ, производство передается на КРАЗ
1966-1970 реконструкция и техническое перевооружение заводов ГАЗ, ЗИЛ. АЗЛК, МАЗ, БелАЗ, МЗКТ. Построены заводы в Тольятти и Ижевске.
1971-1980г.г. интенсивное развитие автомобилестроения; 1975г.-1964000 автомобилей.
1976г КамаЗ в г. Набережные Челны и в этом же году уже выпущено 2025000 автомобилей.
Переход на новые экономическое отношения практически приостановил развитие отечественного автомобилестроения . В настоящее время создаются и внедряются новые формы сотрудничества с иностранными фирмами производителями автомобилей.
Классифицируются автомобили по – видам АТТ, параметрам, типу кузова, назначению, колёсной формуле, по типу двигателя.
Автомобильный подвижной состав бывает:
- пассажирский - легковой ( до 8 человек) и пассажирские прицепы и полуприцепы;
- грузовой – грузовые, седельные тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов.
- специальный – пожарные , инкассаторские , скорая помощь, автокраны (выполняют преимущественно на транспортную работу)
Легковые : по рабочему объёму двигателя классифицируются:
- особо малый –до 1,099л.
-малый от1,1-до1,799л
- средний 1,8-3,499л
-большой 3,5л и более
- особо большой – без ограничений.
Автобусы классифицируются по длине
- особо малый- до 5м.
-малый -6-7,5м.
-средний 8,5-10м
-большой 11-12 м.
- особо большой 16,5-24 м.
Грузовые автомобили классифицируются по грузоподъёмности:
- особо малый – до 1 т.
- малый 1-3 т.
- средний 3-8 т.
-большой 8-15т
-особо большой -15-26т
-сверх особо большой – свыше 26т
Специализированные автомобили учитывают специфику перевозимого груза: самосвалы, цистерны, фургоны, рефрижераторы, панелевозы, контейнеровозы и т. д.
Седельный тягач – автомобиль для буксировки полуприцепа.
Сцепка тягача с прицепом или седельного тягача с полуприцепом составляют автопоезд.
Автомобили обычной и повышенной проходимости.
Колёсная формула 4 х2; 4х4; 6х4; 6х6; 8х8. Первая цифра – всего колёс, вторая - ведущих.
По типу топлива: бензиновые, дизельные, газобаллонные (комбинированные).
Обозначение автомобиля – Завод- изготовитель и индекс автомобиля.
ЛЕГКОВЫЕ | АВТОБУСЫ | ГРУЗОВЫЕ |
Рабочий объём л | Индекс | Габарит- ная длина м | Индекс | Полная масса т | Индекс |
бор тов | сед тягач | само свал | цис терна | фур гон | спец ав-ль |
Менее 1,099 | 11 | Менее 5 | 22 | Менее 1,2 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 |
1,1-1,799 | 21 | 6-7,5 | 32 | 1 - 2 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 29 |
1,8-3,499 | 31 | 8-10 | 42 | 2 - 8 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 39 |
3,5 и более | 41 | 11-12 | 52 | 8-14 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 49 |
| | 12-24 | 62 | 14-20 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 59 |
| | | | 20-40 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 69 |
| | | | 40 и больше | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 79 |
Второй знак индекса 1- легковые. 2- автобусы. 3- бортовые . 4 -седельные тягачи. 5- самосвалы.
6- цистерны. 7- фургоны. 8 – резерв. 9- спецавтомобили.
3 и 4 цифры индекса - базовая модель; 5 цифра индекса – порядковый номер модификации.
Основные агрегаты автомобиля – кузов (рама), двигатель, трансмиссия. Расположение двигателя – классическое, передний, центральный.
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН УРОКА №2
Дисциплина: ПМ 01. МДК 01. 01. «Устройство автомобиля.
Группы: ТО-21,ТО-22, ТО-23, ДТО-21.
Тема урока: « Техническая характеристика автомобиля».
Цель занятия:
Развивающая: организовать деятельность студентов по восприятию,
осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов действий.
Дидактическая: обеспечить устойчивые знания о технической характеристики автомобиля.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Вид урока: лекция.
Оснащение урока: плакаты, проспекты, наглядные пособия, каталоги оборудования, паспорта оборудования, стенды и оборудование.
Ход урока:
Организация начала урока –2-3 мин.
Проверка выполнения домашнего задания, повторение, учёт знаний студентов –20-25 мин.
Актуализация знаний – 3-5 мин.
Объяснение нового материала –45-50 мин.
Закрепление нового материала –10-12 мин.
Задание на дом: В.П. Передерий. «Устройство автомобиля» стр. 5-9
УРОК 2
Тема: Техническая характеристика автомобиля.
Краткая техническая характеристика подвижного состава.
Автомобиль Камаз 5320, колёсная формула 6х4
Основные данные
Длина – 7435мм
Ширина-2500мм (без зеркал) и 3350мм с тентом
Высота – 2830мм
Грузоподъёмность -8000кг
Допустимая масса буксируемого прицепа -11500кг
Масса снаряженного автомобиля 7080 кг Полная масса автомобиля 15305
в том числе: в том числе
На передний мост -3320кг на передний мост 4375 кг
На заднюю тележку -3760кг на заднюю тележку 10930
Эксплуатационные данные
Максимальная скорость движения 80-100 км /час
Контрольный расход топлива (60 км/час) с полной нагрузкой 21,1-25 л/100км
Запас хода по контрольному расходу 525-740 км.
Время разгона до 60 км час с полной нагрузкой -35 сек
Наибольший угол подъёма при полной массе 35%
Тормозной путь с полной нагрузкой при применении рабочей ТС со скорости 40км/час -17,2м
Наименьший радиус поворота по оси переднего колеса 8,5м.
Наружный габаритный радиус поворота по переднему буферу -9,4м
Ширина коридора при повороте -4,6 м
Двигатель
Дизельный, четырёхтактный, восьмицилиндровый, V-образный.
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Диаметр цилиндра и ход поршня мм -120х120
Рабочий объём л.-10,85
Степень сжатия 17
Частота вращении коленвала – мин-600, макс-2930 об/мин.
Двигатель. | Карбюраторный, рядный четырёхтактный, четырёхцилиндровый верхнеклапанный | ЗМЗ-4063 карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный верхнеклапанный. |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм. | 82 х76 1,382 | 92x86 |
Рабочий объем, л. | 1,382 7,2 | 2,464 |
Степень сжатия. | 7,21-3-4-2 | 9,3 |
Порядок работы цилиндров. | 1-3-4-2 68,2 при2300 об/мин | 1-3-4-2 |
Максимальная мощность, л.с. | 68 при 2300об/мин | 72,2при 2200об/мин. |
Максимальный крутящий момент, кгс-м. | 15,4 при 1400-1700 об/мин | 17,2 при 2000-2200 об/мин. |
Карбюратор. | | К-126Б |
Электрооборудование. | 12 В | 12В |
Аккумуляторная батарея. | 6-Ст-60 | 6СТ-75 |
Сцепление. | Однодисковое сухое | Однодисковое сухое. |
Коробка передач. | Механическая пятиступенчатая | Механическая, пятиступенчатая |
Главная передача. | гипоидная | гипоидная |
Передаточные числа главной передачи | 7,22 | 6,83 |
Передаточные числа коробки передач | 1-7,82 2-4,03 3-3,2 9 4-1,53 5- 0.85 | 1-6,55; 2-3,09; 3-1,71; 4-1,00, З.Х.-7,77 |
Подвеска. |
Передняя подвеска | Независимая | На двух продольных |
| пружинная | полуэллиптическиххх |
| | рессорах, |
 | амортизаторы | амортизаторы |
| гидравлические | гидравлические |
| телескопические. | телескопические. |
Задняя. | Зависимая на двух | На двух продольных |
| продольных | полуэллиптических |
 | полуэллиптических | рессорах с |
| рессорах | дополнительными |
| | рессорами. |
Тормоза. |
Рабочий. | Дисковые на передние | Барабанный на все |
| колеса | колеса, |
| | гидравлическим |
| | приводом и гидровакуумным усилителем |
Стояночный. | Барабанного типа | Барабанный на |
| С приводом на заднюю ось | трансмиссию с |
| ось | механическим |
| | приводом. |
Число колес. | 4+1 | 6+1 |
Размер шин. | 6.45*13 | 240-508 (8,25-20) |
| Давление в шинах кг/см2 | |
Передних колес. | 2,2 | 3,5 |
Задних колес. | 2,5 | 5,3 |
Заправочные объемы, л, и рекомендуемые эксплуатационные материалы |
Топливный бак. | 50л А-92 | 90 бензин А-76 |
Система охлаждения | 8-тосол А40 | 23 вода или антифриз. |
двигателя. | | |
Система смазки | 4-летом масло | 8 масло (М8Б) |
двигателя. | САЕ 10W40 | |
Воздушный фильтр. | Сухой со сменным | 0,55 масло для |
| бумажным элементом | двигателя. |
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН УРОКА №3-2
Дисциплина: ПМ 01. МДК 01. 01. «Устройство автомобиля».
Группы: ТО-21,ТО-22, ТО-23, ДТО-21.
Тема урока: «Назначение и классификация двигателей. Механизмы и системы двигателя».
Цель занятия:
Развивающая: организовать деятельность студентов по восприятию,
осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов действий.
2. Дидактическая: обеспечить устойчивые знания о назначении и классификации двигателей, механизмах и системах двигателя.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Вид урока: лекция.
Оснащение урока: плакаты, проспекты, наглядные пособия, каталоги оборудования, паспорта оборудования, стенды и оборудование.
Ход урока:
Организация начала урока –2-3 мин.
Проверка выполнения домашнего задания, повторение, учёт знаний студентов –20-25 мин.
Актуализация знаний – 3-5 мин.
Объяснение нового материала –45-50 мин.
Закрепление нового материала –10-12 мин.
Задание на дом: В.П. Передерий «Устройство автомобиля» стр. 9-10
УРОК 3-2
Тема.
Общее устройство и основные параметры двигателя.
Общее устройство автомобиля: кузов (рама) двигатель и шасси.
Двигатель- источник энергии, преобразующий тепловую энергию в механическую работу.
Двигатель внутреннего сгорания - преобразует теплоту сгорания топлива в механическую энергию.
Первый ДВС – 1860г. Француз Ленуар
Первый ДВС со сжатием воздушно-топливной смеси -1877г. Немец Отто.
Первый ДВС с воспламенением от сжатия 1892г. немец Р. Дизель и 1899 г построен на заводе Нобеля в С-Петербурге.
Двигатель Ванкеля – роторно – поршневой 1957г.
Двигатели внешнего сгорания
1897 г. – газовая турбина (сжатие в компрессоре, сгорание в камере сгорания, расширение в турбине).
Паровой двигатель : топка, котёл, пар, поршень.
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Требования к ДВС:
- низкий шум - экономичность
-соблюдение норм токсичности ОГ - компактность
- простота и безопасность в обслуживании - высокая мощность
КЛАССИФИКАЦИЯ ДВС
-по виду топлива - по способу смесеобразования
-по способу подачи топлива - по способу воспламенения
- по способу наполнения цилиндров - по числу цилиндров
- по расположению цилиндров ( рядные, V-образные, W-образные, оппозитные, звёздообразные.)
- по способу охлаждения
-по степени быстроходности (тихоходные – скорость поршня менее 10 м /сек и быстроходные более 10 м/сек.)
- по способу осуществления рабочего цикла (двухтактные и четырёхтактные)
УСТРОЙСТВО ПОРШНЕВОГО ДВС
КШМ, ГРМ, СО, СС, СП, СЖ, С пуска
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДВС
Рабочий цикл ДВС- последовательность процессов, периодически повторяющихся в двигателе.
ВМТ - крайнее верхнее положение поршня.
НМТ - крайнее нижнее положение поршня.
Ход поршня – расстояние которое проходит поршень от ВМТ до НМТ ( S= ВМТ-НМТ )
Такт - часть рабочего цикла, происходящая за один ход поршня.
Рабочий объём цилиндра (РО) – объём пространства освобождаемого при перемещении поршня от ВМТ к НМТ
Рабочий объём двигателя - сумма рабочих объёмов цилиндров.
Камера сгорания (КС)
Полный объём цилиндра ПО= КС + РО
Степень сжатия = ПО: КС
Индикаторная мощность – мощность развиваемая газами в цилиндре = NI
Эффективная мощность- мощность на коленчатом валу = Nе
Механический КПД двигателя =NE /NI
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН УРОКА №4-2
Дисциплина: ПМ 01. МДК 01. 01. «Устройство автомобиля».
Группы: ТО-21,ТО-22, ТО-23, ДТО-21.
Тема урока: «Преобразование возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала».
Цель занятия:
Развивающая: организовать деятельность студентов по восприятию,
осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов действий.
2. Дидактическая: обеспечить устойчивые знания о назначении и классификации автомобилей, назначении, расположении и взаимодействии основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобилей с различными колёсными формулами».
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Вид урока: лекция.
Оснащение урока: плакаты, проспекты, наглядные пособия, каталоги оборудования, паспорта оборудования, стенды и оборудование.
Ход урока:
Организация начала урока –2-3 мин.
Проверка выполнения домашнего задания, повторение, учёт знаний студентов –20-25 мин.
Актуализация знаний – 3-5 мин.
Объяснение нового материала –45-50 мин.
Закрепление нового материала –10-12 мин.
Задание на дом: В.П.Передерий «Устройство автомобиля». стр.12-13