СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс лекций "Устройство автомобиля"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устройство автомобиля.Курс лекций.Для студентов СПО.  

Просмотр содержимого документа
«Курс лекций "Устройство автомобиля"»

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН УРОКА №1-2




Дисциплина: ПМ 01. МДК 01. 01. «Устройство автомобиля».



Группы: ТО-21,ТО-22, ТО-23, ДТО-21.


Тема урока: «Введение. Назначение и классификация автомобилей. Назначение расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобилей с различными колёсными формулами».


Цель занятия:

  1. Развивающая: организовать деятельность студентов по восприятию,

осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов действий.

2. Дидактическая: обеспечить устойчивые знания о назначении и классификации автомобилей, назначении, расположении и взаимодействии основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобилей с различными колёсными формулами».


Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.


Вид урока: лекция.


Оснащение урока: плакаты, проспекты, наглядные пособия, каталоги оборудования, паспорта оборудования, стенды и оборудование.


Ход урока:

  1. Организация начала урока –2-3 мин.

  2. Проверка выполнения домашнего задания, повторение, учёт знаний студентов –20-25 мин.

  3. Актуализация знаний – 3-5 мин.

  4. Объяснение нового материала –45-50 мин.

  5. Закрепление нового материала –10-12 мин.

  6. Задание на дом: В.П. Передерий. «Устройство автомобиля» стр.3-7



















УРОК 1-2

Тема:

Введение. Назначение и классификация автомобилей. Назначение расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобилей с различными колёсными формулами.

.

Автомобиль – одно из универсальных транспортных средств. По объёму перевозок и пассажиропотокам превосходит остальные виды транспорта.

Первый автомобиль в России построен Е.А Яковлевым и П.А. Фрезе в 1896 г. Массовое производство автомобилей началось в 1908г. На Русско-Балтийском вагоностроительном заводе в г. Рига. В 1916г. В Москве заложили первый камень завода АМО ( Автомобильное Московское Общество). С 1917 по 1919 г.г. там собирались автомобили Ф-15 по лицензии Италии.

В период Гражданской войны завод ремонтировал автомобили. 1 ноября 1924 г. Был собран первый советский грузовик АМО-Ф-15.

1924-1930- мелкосерийное производство автомобилей.

1925 – выпуск автомобилей ЯАЗ.

1930- пущен в строй Московский завод малолитражных автомобилей.

1932- построен ГАЗ ( грузовики ГАЗ-АА); В Ярославле большегрузные автомобили ЯАЗ; в Москве малолитражный автомобиль КИМ-1.

1944г.- Г. Миасс Челябинской области грузовики ЗИС-5

1947-1958г.г. – производство специализированных автомобилей на новых заводах в г.г. Минск, Жодино, Павловск (Заволжье); Кутаиси, Кременчуг; Львов.

1959-1965 – Увеличивается количество выпускаемых автомобилей; ЯАЗ становится ЯМЗ, производство передается на КРАЗ

1966-1970 реконструкция и техническое перевооружение заводов ГАЗ, ЗИЛ. АЗЛК, МАЗ, БелАЗ, МЗКТ. Построены заводы в Тольятти и Ижевске.

1971-1980г.г. интенсивное развитие автомобилестроения; 1975г.-1964000 автомобилей.

1976г КамаЗ в г. Набережные Челны и в этом же году уже выпущено 2025000 автомобилей.

Переход на новые экономическое отношения практически приостановил развитие отечественного автомобилестроения . В настоящее время создаются и внедряются новые формы сотрудничества с иностранными фирмами производителями автомобилей.


Классифицируются автомобили по – видам АТТ, параметрам, типу кузова, назначению, колёсной формуле, по типу двигателя.


Автомобильный подвижной состав бывает:

- пассажирский - легковой ( до 8 человек) и пассажирские прицепы и полуприцепы;

- грузовой – грузовые, седельные тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов.

- специальный – пожарные , инкассаторские , скорая помощь, автокраны (выполняют преимущественно на транспортную работу)

Легковые : по рабочему объёму двигателя классифицируются:

- особо малый –до 1,099л.

-малый от1,1-до1,799л

- средний 1,8-3,499л

-большой 3,5л и более

- особо большой – без ограничений.

Автобусы классифицируются по длине

- особо малый- до 5м.

-малый -6-7,5м.

-средний 8,5-10м

-большой 11-12 м.

- особо большой 16,5-24 м.

Грузовые автомобили классифицируются по грузоподъёмности:

- особо малый – до 1 т.

- малый 1-3 т.

- средний 3-8 т.

-большой 8-15т

-особо большой -15-26т

-сверх особо большой – свыше 26т


Специализированные автомобили учитывают специфику перевозимого груза: самосвалы, цистерны, фургоны, рефрижераторы, панелевозы, контейнеровозы и т. д.

Седельный тягач – автомобиль для буксировки полуприцепа.

Сцепка тягача с прицепом или седельного тягача с полуприцепом составляют автопоезд.

Автомобили обычной и повышенной проходимости.

Колёсная формула 4 х2; 4х4; 6х4; 6х6; 8х8. Первая цифра – всего колёс, вторая - ведущих.

По типу топлива: бензиновые, дизельные, газобаллонные (комбинированные).

Обозначение автомобиля – Завод- изготовитель и индекс автомобиля.


ЛЕГКОВЫЕ


АВТОБУСЫ


ГРУЗОВЫЕ

Рабочий

объём

л


Индекс


Габарит-

ная длина

м


Индекс


Полная

масса

т

Индекс

бор

тов

сед

тягач

само

свал

цис

терна

фур

гон

спец

ав-ль

Менее

1,099

11

Менее

5

22

Менее

1,2

13

14

15

16

17

19

1,1-1,799

21

6-7,5

32

1 - 2


23

24

25

26

27

29

1,8-3,499

31

8-10

42

2 - 8

33

34

35

36

37

39

3,5 и более

41

11-12

52

8-14

43

44

45

46

47

49



12-24

62

14-20

53

54

55

56

57

59





20-40

63

64

65

66

67

69





40 и больше

73

74

75

76

77

79


Второй знак индекса 1- легковые. 2- автобусы. 3- бортовые . 4 -седельные тягачи. 5- самосвалы.

6- цистерны. 7- фургоны. 8 – резерв. 9- спецавтомобили.

3 и 4 цифры индекса - базовая модель; 5 цифра индекса – порядковый номер модификации.

Основные агрегаты автомобиля – кузов (рама), двигатель, трансмиссия. Расположение двигателя – классическое, передний, центральный.



ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН УРОКА №2


Дисциплина: ПМ 01. МДК 01. 01. «Устройство автомобиля.


Группы: ТО-21,ТО-22, ТО-23, ДТО-21.


Тема урока: « Техническая характеристика автомобиля».


Цель занятия:

  1. Развивающая: организовать деятельность студентов по восприятию,

осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов действий.

  1. Дидактическая: обеспечить устойчивые знания о технической характеристики автомобиля.


Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.


Вид урока: лекция.


Оснащение урока: плакаты, проспекты, наглядные пособия, каталоги оборудования, паспорта оборудования, стенды и оборудование.


Ход урока:

  1. Организация начала урока –2-3 мин.

  2. Проверка выполнения домашнего задания, повторение, учёт знаний студентов –20-25 мин.

  3. Актуализация знаний – 3-5 мин.

  4. Объяснение нового материала –45-50 мин.

  5. Закрепление нового материала –10-12 мин.

  6. Задание на дом: В.П. Передерий. «Устройство автомобиля» стр. 5-9
























УРОК 2

Тема: Техническая характеристика автомобиля.


Краткая техническая характеристика подвижного состава.

Автомобиль Камаз 5320, колёсная формула 6х4


Основные данные

Длина – 7435мм

Ширина-2500мм (без зеркал) и 3350мм с тентом

Высота – 2830мм

Грузоподъёмность -8000кг

Допустимая масса буксируемого прицепа -11500кг

Масса снаряженного автомобиля 7080 кг Полная масса автомобиля 15305

в том числе: в том числе

На передний мост -3320кг на передний мост 4375 кг

На заднюю тележку -3760кг на заднюю тележку 10930


Эксплуатационные данные

Максимальная скорость движения 80-100 км /час

Контрольный расход топлива (60 км/час) с полной нагрузкой 21,1-25 л/100км

Запас хода по контрольному расходу 525-740 км.

Время разгона до 60 км час с полной нагрузкой -35 сек

Наибольший угол подъёма при полной массе 35%

Тормозной путь с полной нагрузкой при применении рабочей ТС со скорости 40км/час -17,2м

Наименьший радиус поворота по оси переднего колеса 8,5м.

Наружный габаритный радиус поворота по переднему буферу -9,4м

Ширина коридора при повороте -4,6 м


Двигатель

Дизельный, четырёхтактный, восьмицилиндровый, V-образный.

Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8

Диаметр цилиндра и ход поршня мм -120х120

Рабочий объём л.-10,85

Степень сжатия 17

Частота вращении коленвала – мин-600, макс-2930 об/мин.


Двигатель.

Карбюраторный, рядный

четырёхтактный, четырёхцилиндровый

верхнеклапанный




ЗМЗ-4063

карбюраторный,

четырехтактный,

четырехцилиндровый,

рядный

верхнеклапанный.

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм.

82 х76 1,382

92x86

Рабочий объем, л.

1,382 7,2

2,464

Степень сжатия.

7,21-3-4-2

9,3

Порядок работы цилиндров.

1-3-4-2 68,2 при2300 об/мин


1-3-4-2

Максимальная мощность, л.с.

68 при 2300об/мин

72,2при 2200об/мин.

Максимальный крутящий момент, кгс-м.

15,4 при 1400-1700 об/мин

17,2 при 2000-2200 об/мин.

Карбюратор.


К-126Б

Электрооборудование.

12 В

12В

Аккумуляторная батарея.

6-Ст-60

6СТ-75

Сцепление.

Однодисковое сухое

Однодисковое сухое.

Коробка передач.

Механическая пятиступенчатая

Механическая, пятиступенчатая

Главная передача.

гипоидная

гипоидная

Передаточные числа главной передачи

7,22

6,83

Передаточные числа коробки передач

1-7,82 2-4,03 3-3,2 9 4-1,53 5- 0.85

1-6,55; 2-3,09; 3-1,71; 4-1,00, З.Х.-7,77

Подвеска.

Передняя подвеска

Независимая

На двух продольных


пружинная

полуэллиптическиххх



рессорах,


амортизаторы

амортизаторы


гидравлические

гидравлические


телескопические.

телескопические.

Задняя.

Зависимая на двух

На двух продольных


продольных

полуэллиптических


полуэллиптических

рессорах с


рессорах

дополнительными



рессорами.

Тормоза.

Рабочий.

Дисковые на передние

Барабанный на все


колеса

колеса,



гидравлическим



приводом и

гидровакуумным

усилителем

Стояночный.

Барабанного типа

Барабанный на


С приводом на заднюю ось

трансмиссию с


ось

механическим



приводом.

Число колес.

4+1

6+1

Размер шин.

6.45*13

240-508 (8,25-20)


Давление в шинах кг/см2


Передних колес.

2,2

3,5

Задних колес.

2,5

5,3

Заправочные объемы, л, и рекомендуемые эксплуатационные материалы

Топливный бак.

50л А-92

90 бензин А-76

Система охлаждения

8-тосол А40

23 вода или антифриз.

двигателя.



Система смазки

4-летом масло

8 масло (М8Б)

двигателя.

САЕ 10W40


Воздушный фильтр.

Сухой со сменным

0,55 масло для


бумажным элементом

двигателя.

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН УРОКА №3-2



Дисциплина: ПМ 01. МДК 01. 01. «Устройство автомобиля».



Группы: ТО-21,ТО-22, ТО-23, ДТО-21.



Тема урока: «Назначение и классификация двигателей. Механизмы и системы двигателя».

Цель занятия:

  1. Развивающая: организовать деятельность студентов по восприятию,

осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов действий.

2. Дидактическая: обеспечить устойчивые знания о назначении и классификации двигателей, механизмах и системах двигателя.


Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.


Вид урока: лекция.

Оснащение урока: плакаты, проспекты, наглядные пособия, каталоги оборудования, паспорта оборудования, стенды и оборудование.


Ход урока:

  1. Организация начала урока –2-3 мин.

  2. Проверка выполнения домашнего задания, повторение, учёт знаний студентов –20-25 мин.

  3. Актуализация знаний – 3-5 мин.

  4. Объяснение нового материала –45-50 мин.

  5. Закрепление нового материала –10-12 мин.

  6. Задание на дом: В.П. Передерий «Устройство автомобиля» стр. 9-10





















УРОК 3-2


Тема.

Общее устройство и основные параметры двигателя.

Общее устройство автомобиля: кузов (рама) двигатель и шасси.




Двигатель- источник энергии, преобразующий тепловую энергию в механическую работу.

Двигатель внутреннего сгорания - преобразует теплоту сгорания топлива в механическую энергию.

Первый ДВС – 1860г. Француз Ленуар

Первый ДВС со сжатием воздушно-топливной смеси -1877г. Немец Отто.

Первый ДВС с воспламенением от сжатия 1892г. немец Р. Дизель и 1899 г построен на заводе Нобеля в С-Петербурге.

Двигатель Ванкеля – роторно – поршневой 1957г.

Двигатели внешнего сгорания

1897 г. – газовая турбина (сжатие в компрессоре, сгорание в камере сгорания, расширение в турбине).

Паровой двигатель : топка, котёл, пар, поршень.


ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ


Требования к ДВС:

- низкий шум - экономичность

-соблюдение норм токсичности ОГ - компактность

- простота и безопасность в обслуживании - высокая мощность




КЛАССИФИКАЦИЯ ДВС

-по виду топлива - по способу смесеобразования

-по способу подачи топлива - по способу воспламенения

- по способу наполнения цилиндров - по числу цилиндров

- по расположению цилиндров ( рядные, V-образные, W-образные, оппозитные, звёздообразные.)

- по способу охлаждения

-по степени быстроходности (тихоходные – скорость поршня менее 10 м /сек и быстроходные более 10 м/сек.)

- по способу осуществления рабочего цикла (двухтактные и четырёхтактные)


УСТРОЙСТВО ПОРШНЕВОГО ДВС

КШМ, ГРМ, СО, СС, СП, СЖ, С пуска


ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДВС

Рабочий цикл ДВС- последовательность процессов, периодически повторяющихся в двигателе.

ВМТ - крайнее верхнее положение поршня.

НМТ - крайнее нижнее положение поршня.

Ход поршня – расстояние которое проходит поршень от ВМТ до НМТ ( S= ВМТ-НМТ )

Такт - часть рабочего цикла, происходящая за один ход поршня.

Рабочий объём цилиндра (РО) – объём пространства освобождаемого при перемещении поршня от ВМТ к НМТ

Рабочий объём двигателя - сумма рабочих объёмов цилиндров.

Камера сгорания (КС)

Полный объём цилиндра ПО= КС + РО

Степень сжатия = ПО: КС

Индикаторная мощность – мощность развиваемая газами в цилиндре = NI

Эффективная мощность- мощность на коленчатом валу = Nе

Механический КПД двигателя =NE /NI



ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН УРОКА №4-2




Дисциплина: ПМ 01. МДК 01. 01. «Устройство автомобиля».




Группы: ТО-21,ТО-22, ТО-23, ДТО-21.



Тема урока: «Преобразование возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала».


Цель занятия:

  1. Развивающая: организовать деятельность студентов по восприятию,

осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов действий.

2. Дидактическая: обеспечить устойчивые знания о назначении и классификации автомобилей, назначении, расположении и взаимодействии основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобилей с различными колёсными формулами».


Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.


Вид урока: лекция.


Оснащение урока: плакаты, проспекты, наглядные пособия, каталоги оборудования, паспорта оборудования, стенды и оборудование.


Ход урока:


  1. Организация начала урока –2-3 мин.

  2. Проверка выполнения домашнего задания, повторение, учёт знаний студентов –20-25 мин.

  3. Актуализация знаний – 3-5 мин.

  4. Объяснение нового материала –45-50 мин.

  5. Закрепление нового материала –10-12 мин.

  6. Задание на дом: В.П.Передерий «Устройство автомобиля». стр.12-13