СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л Г Скворцова Познавательные задачи на уроках морфологии 9-10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Представлен сборник задач по морфологии,который предназнаен для учащихся 9-10 классов

Просмотр содержимого документа
«Л Г Скворцова Познавательные задачи на уроках морфологии 9-10 класс»

Методические рекомендации для работы с материалами диска

Рубрика

Название материала

материалы к уроку

Познавательные задачи

на уроках морфологии


Автор

Л.Г. СКВОРЦОВА,

д. Горощино,

Тверская обл.



Классы

9-10 классы


Жанр

Сборник задач по морфологии


Методические рекомендации

Сборник задач может быть использован как для самостоятельных занятий учеников, так и для проведения контрольных работ.



СБОРНИК ЗАДАЧ




ПО МОРФОЛОГИИ







  1. НАРЕЧИЕ ИЛИ ДРУГАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ?


  1. ПРОИЗВОДНЫЙ ПРЕДЛОГ ИЛИ ДРУГАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ?


III. СОЮЗ ИЛИ ДРУГАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ?




9-10 КЛАССЫ





I. НАРЕЧИЕ ИЛИ ДРУГАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ?


Задача 1

Можно ли согласиться с утверждением, что в данных предложениях слово напротив является одной и той же частью речи?


а) Напротив кинотеатра находится сквер.

б) Кинотеатр находится в доме напротив.

в) Сквер расположен напротив.


Задача 2

Определите, какой частью речи являются выделенные слова; в качестве какого члена предложения они выступают?


1. Впереди шел знаменосец.

2. Собака бежала впереди охотника.

3. Незнакомец быстро пошел навстречу.

4. Вдоль дороги тянулись однообразные постройки.

5. Туристы исходили этот край вдоль и поперек.


Задача 3

Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.


1. Цветы последние милей роскошных первенцев полей. (А.Пушкин)

2. Они унылые мечтанья живее пробуждают в нас. (А.Пушкин)

3. Так иногда разлуки час живее самого свиданья. (А.Пушкин)

4. Чем сильнее мороз, тем крепче спит медведь.

5. Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем. (М.Горький)


Задача 4

Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Раскройте скобки.


1. Совершенно не видно за домами моего дома.

2. Мой брат все время сидит дома.

3. (С)начала работы у него прекрасное настроение.

4. (С)начала вымой руки, потом ешь.

5. (В)дали голубой виднеется кораблик.

6. Что-то красное мелькнуло (в)дали.

7. Веря (в)правду и правду любя, ты корыстью, хвальбой и гордыней никогда не унизил себя. (А.Сурков)

8. Сегодня и (в)правду обычный день.

9. И долгий путь (в)конец сморил нас.

10. Не отнести ль строку (в)конец, перед самым многоточием?

11. Плохо закрепленные ящики, вздрагивая, сползали (в)бок.

12. Он толкнул своего соседа (в)бок.


Задача 5

Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Раскройте скобки.


1. Шел дождь, (по)этому мы надели плащи.

2. (По)этому лесу боятся ходить.

3. Шел дождь, (за)тем светило солнце.

4. (За)тем домом – школа.

5. (Не)(за)(чем) было даже спрятаться.

6. Тебе (не)(за)(чем) прятаться от родителей.

7. (От)чего мы поссорились, я понять не мог.

8. Ты делаешь свои первые шаги по жизни. (От)того, каковы будут эти первые шаги, зависит и путь, которым ты пройдешь свою жизнь. (А.Дорохов)


Задача 6

Можно ли согласиться с мнением, что в данном тексте оба выделенные слова являются наречиями? Докажите свое мнение.


Я возвращался с охоты, спешил на пароход… Миновав заросли осинника, я вышел (в)новь на светлые, солнечные поляны и в молодые березняки… Но что это за чудо! (В)начале пути, когда я только вошел в этот лес, ветви берез были усеяны набухшими почками, даже признаков листьев нигде не было видно. Я наклонил одну из веток. Почки на ней уже лопнули, и из-под бурых чешуек высунулись нежные зеленые язычки…

(По Г.Скребицкому)


Задача 7

Можно ли согласиться с утверждением, что выделенные слова – наречия? Докажите свое мнение.


1. Ребенок испуга(н,нн)о вздрогнул.

2. Животное испуга(н,нн)о выстрелом.

3. Школьный вечер прошел организова(н,нн)о и интересно.

4. В нашей школе организова(н,нн)о общество друзей природы.

5. Наследство растеря(н,нн)о.

6. Ребенок говорил и смотрел растеря(н,нн)о.

7. Озеро взволнова(н,нн)о бурей.

8. Оратор говорил взволнова(н,нн)о.


Задача 8

Можно ли согласиться с утверждением ученика, что все выделенные слова – наречия?


1. Лес шумит только (в)верху.

2. (В)низу, в травах, полная тишина.

3. (В)дали сверкала молния, слышался гром.

4. Море уснуло и неподвижно (в)дали, облитой голубым сиянием луны. (М.Горький)

5. (В)начале чуть задрожали листья на де ревьях, (за)тем налетел вихрь.


Задача 9

Согласны ли вы с мнением ученика, который считает, что слова могуче и горячо могут быть как краткими прилагательными, так и наречиями? Приведите примеры.


Задача 10

Прочитайте отрывок из текста. Наречия каких разрядов здесь встречаются?


Приближение весны

Уже по-весеннему пахнет в лесу. Потоки яркого света заливают открытые лесные поляны, отражаются в ослепительной скатерти снегов. Высоко в небе, над вершинами леса, застыли, не движутся весенние прозрачные облака. Вычерчивая в небе белесую дугу, пролетел невидимый самолет. Звук пролетевшего самолета глухо доносится с недосягаемой высоты. Воздух прозрачен и чист. Чуть пахнет смолою, багульником, сосновой и еловой хвоей.

(И.С. Соколов-Микитов)


Задача 11

Согласны ли вы с тем, что в каждом из предложений наречия относятся к одному и тому же разряду?


а) Еще вчера, на солнце млея,

Последним лес дрожал листом,

И озимь, пышно зеленея,

Лежала бархатным ковром.

(А.Фет)


б) То окружая нас, то снова расступаясь,

Сухими листьями шумели тростники;

И наш челнок плыл, медленно качаясь,

Меж топких берегов извилистой реки.

(Я.Полонский)


в) Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

(Н.Некрасов)


г) Ветер принес издалека

Песни весенней намек,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

(А.Блок)


д) По дороге голосисто

Раздается яркий звон,

То вдали отбрякнет чисто,

То застонет глухо он.

(П.Вяземский)


е) Я покинул дом когда-то,

Позвала дорога вдаль.

(А.Твардовский)


ОТВЕТЫ

на задачи раздела I

Задача 1.

В предложении а) выделенное слово является предлогом, в предложениях б), в) – наречием, но эти наречия различаются синтаксической функцией: в предложении б) наречие является определением, а в предложении в) – обстоятельством.


Задача 2.

1 – наречие в роли обстоятельства места; 2 – предлог, не является членом предложения; 3 – наречие в роли обстоятельства места; 4 – предлог, членом предложения не является; 5 – наречие в роли обстоятельства. Совпадают в произношении и написании формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных.


Для справки

Чтобы не смешивать схожие формы этих частей речи, надо учитывать следующее:


Имя прилагательное

Наречие


1. Обозначает признак предмета

1. Обозначает признак действия

2. Относится к имени существительному

2. Относится к глаголу.

3. Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

3. Отвечает на вопросы как? каким образом?

4. В предложении выступает в роли сказуемого

4. В предложении выступает в роли обстоятельства


Задача 3.

1 – милее – прилагательное; 2 – живее – наречие; 3 – живее – прилагательное; 4 – сильнее – прилагательное, крепче –наречие; 5 – мрачней, ниже – наречие). Наречия могут совпадать с отдельными формами имен существительных, от которых эти наречия чаще всего и образовались.


Задача 4.

1 – дома – существительное; 2 – дома – наречие; 3 – с начала – существительное с предлогом; 4 – сначала – наречие; 5 – в дали – существительное с предлогом; 6 – вдали – наречие; 7 – в правду – существительное с предлогом; 8 – вправду – наречие; 9 – вконец – наречие; 10 – в конец – существительное с предлогом; 11 – вбок – наречие; 12 – в бок – существительное с предлогом.


Наречие может совпадать по звучанию и с формами местоимений с предлогами. Чтобы разграничивать эти части речи, надо знать, что наречие можно заменить только наречием: потому = поэтому, затем = потом, а местоимение можно опустить.


Задача 5.

1– поэтому – наречие; 2 – по этому – местоимение с предлогом; 3 – затем – наречие; 4 – за тем – местоимение с предлогом; 5 – не за чем – местоимение с предлогом; 6 – незачем – наречие; 7 – отчего – наречие; 8 – от того – местоимение с предлогом.


Задача 6.

Нет. В первом случае это наречие (вышел вновь), во втором случае это существительное (в начале пути).


Задача 7.

Наречия не всегда можно отличить от кратких причастий, в которых пишется одна буква н. 1 – испуганно – наречие; 2 – испугано – краткое причастие; 3 – организованно – наречие; 4 – организовано – краткое причастие; 5 – растеряно – краткое причастие; 6 – растерянно –наречие; 7 – взволновано – краткое причастие; 8 – взволнованно – наречие.


Задача 8.

1, 3 – наречия; 4 – существительное с предлогом, 5 – вначале, затем – наречие.


Задача 9.

Слова могуче и горячо могут быть как краткими прилагательными – Железо горячо. Сила могуча, – так и наречиями – Лес шумит могуче. Говорил горячо.



II. ПРОИЗВОДНЫЙ ПРЕДЛОГ ИЛИ ДРУГАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ?


Задача 1

Найдите в следующих предложениях производные предлоги, определите, как они образованы.


1. Мы теперь шли навстречу мощной туче, появившейся из-за горизонта. (А.Платонов)

2. Стук топоров вскоре затих и сменился стуком дятлов и журчанием воды около коряг.

3. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины гнутся вслед пролетающим облакам. (К.Паустовский)

4. День холодный угрюм и свеж – и целый день скитаюсь я в степи свободной вдали от сел и деревень. (И.Бунин)

5. В березовом лесу всегда светлее, как будто березы сами светятся тихим светом и освещают пространство вокруг себя. (В.Солоухин)

6. Мы условились драться за скирдами, что находились подле крепости, и явиться туда на другой день в седьмом часу утра. (А.Пушкин)

7. Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу. (В.Арсеньев)


Для справки: фанза – в Китае, в Корее – крестьянский дом.


8. Несмотря на все препятствия, альпинисты приближались к цели.

9. Покойный отец, Аким Иваныч, был братом хозяина, а все-таки боялся старших, вроде этого жильца, и заискивал у них. (А.Чехов)

10. Птица насчет ягод вредная, но все-таки тварь, живое дыхание. (А.Чехов)

11. От бессонницы и вследствие напряженной борьбы с возрастающей слабостью, со мной происходит нечто странное. (А.Чехов)

12. Было бы гораздо умнее, если вместо чахоточных лип, желтой акации и редкой стриженой сирени росли бы тут высокие сосны и хорошие дубы. (А.Чехов)

13. Сильные морозы зимою и сырость в течение всего года… ставят чернорабочего в положение иной раз едва выносимое. (А.Чехов)

14. В заключение несколько слов об японцах, играющих видную роль в истории Южного Сахалина. (А.Чехов)

15. Признаюсь, сколько бы я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно.

16. Посередине комнаты стоял громадный письменный стол. (Д.Мамин-Сибиряк)

17. В течение целой недели шло данное письмо по причине снежных заносов.

18. Катер пошел со специальным заданием, и ввиду бурной погоды за него беспокоились. (К.Симонов)

19. Пыль мчалась вдоль улицы легкими клубами. (И.Тургенев)

20. В продолжение ночи, предшествующей поединку, я не спал ни минуты. (М.Лермонтов)

21. Города в отличие от людей могут обретать новую молодость. (В.Песков)

22. Мимо дома бегали маленькие дачные поезда с паровозиком-кукушкой.

23. В области изучения космоса наша страна достигла больших успехов.

24. Впереди всех скачет какой-нибудь рыжий космач с репейниками в спутанной гриве. (И.Тургенев)


Задача 2

Ученик утверждает, что в данном тексте есть 3 производных предлога, образованных от имен существительных. Согласны ли вы с этим утверждением? Докажите свое мнение.


Сушеница. Это растение густо покрыто шелковистым серебристо-белым опушением, вследствие чего оно кажется седым. Цветет сушеница в течение всего лета, растет почти повсюду в европейской части России, на Кавказе, в Сибири. Сушеница – старинное народное средство для лечения многих заболеваний. Издавна ее используют в целях заживления ран, при болях в животе. В настоящее время сушеницу используют в медицине для снижения кровяного давления и в случае лечения ожогов.

(Г.Проскурякова)


Задача 3

Укажите, правильно или неправильно написаны производные предлоги.


1. Втечение недели шел дождь.

2. В следствие ошибки дело отложено.

3. Ввиду засухи урожай скуден.

4. Разговаривали насчет поездки в Англию.

5. Поехали по гравийной плотной дороге в доль.

6. Посередине комнаты стоял громадный письменный стол. (Д.Мамин-Сибиряк)


Задача 4

Знаком «+» обозначьте производные предлоги.

Укажите их значение.


Возле, около, через, вокруг, при, ввиду, над, для, под, спустя.


Задача 5

Прочитайте предложения. У какого слова из этого предложения неправильно определены грамматические признаки?


В одной из сказок Андерсена засохший розовый куст покрывается среди зимы белыми душистыми цветами.

а) Засохший – действительное причастие прошедшего времени;

б) среди – наречие;

в) покрывается – глагол несовершенного вида;

г) из – непроизводный предлог.


Для справки: Среди простых союзов выделяется несколько союзов, которые вызывают затруднения в написании, потому что внешне похожи на различные сочетания служебных частей речи (частицы, предлоги) со знаменательными (наречие, местоимение). Это союзы тоже, также, зато, причем, притом, чтобы.

ОТВЕТЫ

на задачи раздела II


Задача 2.

В данном тексте 4 производных предлога: вследствие, в течение, в целях, в случае.


Задача 3.

1 – в течение; 2 – вследствие; 5 – вдоль.


Задача 4.

Возле +, пространственное значение;

около +, пространственное значение;

вокруг +, пространственное значение;

ввиду +, значение причины;

спустя +, временное значение.


Задача 5.

б) среди – производный предлог, употребляется с родительным падежом.

III. СОЮЗ ИЛИ ДРУГАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ?


Задача 1

Зато или за то?

В каких предложениях выделенные слова являются союзом и пишутся слитно?

1. Никто не решится дать хороший отзыв о своем уме, за(то) всякий хвалит свое сердце. (Афоризм)

2. День, наполненный событиями, пролетел быстро, (за)то потом, в воспоминаниях, он кажется огромным.

3. Земля благодарит земледельца урожаями (за)то, что он трудится.

4. Приют наш мал, (за)то спокоен.

5. Желто-розовые луга под порывами ветра всколыхнулись, прокатилась по ним голубая волна, словно поклонились старику (за)то, что заметил их.

6. Я люблю Мещерский край (за)то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу. (К.Паустовский)

7. Какой (за)то здесь воздух! (И.Тургенев)

8. Берись (за)то, что тебе по душе.


Задача 2

Тоже или то же?

Согласны ли вы с тем, что в данных предложениях выделенные слова – союзы?


1. В комнате было тихо, в доме то(же) не начиналось движение. (В.Короленко)

2. На берегу никого не было, дорога то(же) была пуста. (В.Короленко)

3. Он видел все то(же): снега, лунный блеск, звезды.

4. В радости ведь то(же) нужна помощь.

5. Настоящий писатель – это то(же), что древний мудрец: он видит яснее, чем обычные люди. (Л.Толстой)

6. Береза летняя и зимняя – это не одно и то(же): с листвой музыка раздольней, неукротимей, веселей; без листвы – строже, суше. (В.Бочарников)

7. Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча. (М.Горький)

8. До утра мальчик не сомкнул глаз. Дедушка устроился на земляном полу хибарки и то(же) не спал. (В.Катаев)

9. Над Африкой светит то(же) солнце, что и у нас. (Ю.Яковлев)

10. Казаков вдруг остановился. Товарищи то(же) застыли возле лошадей. (О.Гончар)


Задача 3

Также или так же?

Укажите предложения, в которых слово также является союзом и пишется слитно.


1. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные так(же) чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни. (Д.Лихачев)

2. Для души точно так(же) существует известный режим, как и для тела, надо уметь ему подчиняться. (П.Чаадаев)

3. Все так(же) ослепительно сверкали снега и горело в синеве косматое солнце. (В.Белов)

4. Наука и искусство так(же) тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать. (Л.Толстой)

5. Набожности Андрей Ефимыч не проявлял и на духовную особу в начале своей врачебной карьеры походил так(же) мало, как теперь. (А.Чехов)

6. Убранство комнат так(же) не отличалось особым комфортом; даже полы были некрашеные, зато все блистало чистотой.

7. Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал так(же) неожиданно, как и появился. (В.Арсеньев)

8. Все смутились поступком Наташи, и Денисов так(же) покраснел, но улыбнулся и, взяв руку Наташи, поцеловал ее. (Л.Толстой)

9. Каждый человек должен так(же) писать хорошо, как и говорить хорошо. (Д.Лихачев)

10. Так(же) признаюсь, в течение некоторого времени я даже старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно.


Задача 4

Чтобы или что бы?

Укажите номера предложений, в которых употребляется союз чтобы.


1. Долго было слышно, как он шагал туда, где светился огонек, что(бы) поведать чужим людям о своем счастье. (А.Чехов)

2. Надо верить в возможность счастья, что(бы) быть счастливым. (Л.Толстой)

3. Но во всех пейзажах Левитана, что(бы) они ни изображали, лучше всех передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю. (К.Паустовский)

4. Детское сердце чутко к призыву творить красоту и радость для людей – важно только, что(бы) за призывами следовал труд. (В.Сухомлинский)

5. Надо поставить свою жизнь в такие условия, что(бы) труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (А.Чехов)

6. Разум дан человеку для того, что(бы) он разумно жил, а не только для того, что(бы) он видел, что неразумно живет. (В.Белинский)

7. Что(бы) ни случилось, хочется, чтобы все остались друзьями.

8. Не слышно было ничего такого, что(бы) нарушало спокойствие природы. (В.Арсеньев)

9. Саша пошла к избе, что(бы) пожаловаться; за нею шла Мотька, которая тоже плакала. (А.Чехов)

10. А Саша сидит и придумывает, что(бы) такое сильное и веское сказать ненавистному дяде. (А.Чехов)

11. Должен же был когда-нибудь ударить гром и брызнуть дождь, что(бы) освежить душную атмосферу. (А.Чехов)

12. Это было сказано полушепотом, но так, что(бы) я слышал. (А.Чехов)

13. Что(бы) волосы не падали на лоб, Никита повязал их веткой березы. (М.Горький)

14. Суворов требовал, что(бы) мужество и храбрость солдат были соединены со знанием военного дела.


Задача 5

Причем или при чем?

Притом или при том?

В каких предложениях выделенные слова являются присоединительными союзами?


Для справки: Имейте в ввиду, что:

сочетание при чем (предлог с местоимением) употребляется в вопросительных предложениях;

союзы причем и притом имеют значение «вдобавок к этому / ко всему»;

при том (есть существительное).


1. Лавочник поднял брови, вышел из-за прилавка и всыпал в карман Егорушки на копейку подсолнухов, (при)чем мерой служила пустая помадная баночка. (А.Чехов)

2. Ружье – вещь благородная, самая любопытная забава, (при)том и украшение в комнате приятное. (Н. Гоголь)

3. Внешностью своей Корсаковка до обмана похожа на хорошую русскую деревушку, (при) том глухую, которой еще не коснулась цивилизация. (А.Чехов)

4. (При)том заявлении приложены и необходимые документы.

5. В один день можно было много сработать, (при)том время бежало быстро, незаметно. (А.Чехов)

6. (При)чем здесь твои родители? Сам виноват.

7. Закончилась эта ссора тем, что обе стороны обратились к моему третейскому суду, (при)чем старались перекричать друг друга. (Д.Мамин-Сибиряк)

8. (При)чем же ты останешься?

ОТВЕТЫ

на задачи раздела III


Задача 1.

Зато является союзом и пишется слитно в предложениях 1, 2, 4, 7.


Задача 2.

Тоже является союзом и пишется слитно в предложениях 1, 2, 4, 7, 8, 10.


Задача 3.

Слово также является союзом и пишется слитно в предложениях 1, 6, 8. 10.


Задача 4.

Союз чтобы употреблен в предложениях 1, 2, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 14.


Задача 5.

В предложениях 1, 2, 3, 5, 7 употреблены присоединительные союзы.


16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!