Тема урока: И.А. Крылов . Басня «Ворона и Лисица»
Тип урока: изучение нового материала
Цель:
Познакомить с произведением И.А. Крылова «Ворона и Лисица».
Задачи:
1. Совершенствовать знания обучающихся о творчестве И.А.Крылова.
2. Формировать умение определять басню как жанр.
3. Продолжить совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать басню, находить мораль басни.
4. Развивать речь, мышление, творческие способности.
5. Развивать умение пользоваться справочной литературой.
6. Воспитывать стремление к правде, неприятию лести, чувству товарищества, искренность.
Планируемые результаты:
Личностные:
будут сформированы:
• положительное отношение к учебной деятельности;
• интерес к учебному труду;
• основные моральные нормы поведения;
• эмоциональный отклик на прочитанное произведение;
• оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного;
• высказывать свое отношение к прочитанному;
• осуществлять поиск полученной информации дл выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
• определять особенности басни, выделять мораль басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков.
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
• извлекать необходимую информацию из текстов;
• самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
• организовывать свое рабочее место;
• в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала
Коммуникативные:
• научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;
• выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой учащихся.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Повернёмся поскорей
Поприветствуем гостей:
Улыбнёмся, раз и два.
Все садимся, детвора!
Поработать нам пора!!!
-Желаю успеха
11. Речевая разминка
1.Артикуляционная гимнастика
Та-та-та - в нашем классе чистота.
Ту-ту-ту - наводим сами красоту.
Ты-ты-ты - нами политы цветы.
Ят-ят-ят — парты ровненько стоят.
Ют-ют-ют - очень любим мы уют.
2.Скороговорка
Проворонила ворона вороненка.
-прочитайте про себя;
-прочитайте весело
- прочитайте с вопросительной интонацией
-прочитайте грустно
111.Актуализация знаний
- С именем какого великого русского писателя мы знакомились на предыдущих уроках? (Иван Андреевич Крылов)
Давайте вспомним некоторые факты из биографии И.А. Крылова
Приём «Верные и неверные утверждения» .
1. | Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года. | да |
2. | Он родился в городе Самаре. | нет |
3. | Его семья жила бедно. | да |
4. | Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге. | да |
5. | Он работал продавцом. | нет |
6. | Крылов выучил несколько языков. | да |
7. | Он начал писать в 16 лет. | нет |
8. | Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками. | да |
9. | В первой книге Крылова были рассказы. | нет |
10. | Наибольшую известность И.А. Крылову принесли его басни. | да |
- Что такое басня?
- С какими баснями Крылова мы познакомились?
1У. Целеполагание
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Крылова. На доске ребусы. Они помогут вам определить тему нашего урока.
Ребусы
- Можете предположить о чём, или о ком эта басня? (О вороне и Лисице, о взаимоотношениях вороны и лисице.)
-Зная тему, давайте попробуем определить цели урока.
(Читать грамотно, целыми словами, выразительно, соблюдая интонацию; знакомится с произведением И.А.Крылова «Ворона и Лисица»; узнаем, что произошло с героями; проанализировать басню и узнать ее мораль)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица», будем анализировать поступки героев произведения, делать выводы, находить мораль басни, совершенствовать навыки выразительного чтения.
V. Подготовка к первичному восприятию текста.
-Что вы знаете о лисе? (Туловище рыжего цвета, тонкие лапы, вытянутая морда, острые уши, чуткий слух, длинный пушистый хвост; хитрая; питается зайцами, мышами, полевками, птицами, плодами, ягодами; живут в норах.)
-Какой вы представляете себе ворону? (Туловище пепельно-серое, клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. Любят блестящие предметы, припрячут про запас избыток пищи. Вороны всеядны. Питаются насекомыми, подбирают падалицу (зерна культурных и диких растений), расклевывают огурцы, дыни, арбузы, утоляя жажду.
А вот что рассказал о них И.А. Крылов, вы узнаете сейчас сами.
V1. Первичное восприятие текста
-Прослушайте аудиозапись литературного произведения Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица».
-Подумайте над вопросом: «Почему это произведение так называется?»
V1I. Проверка качества первичного восприятия текста?
1. Почему произведение так называется?
2. Понравилось ли оно вам?
3. Чем понравилось?
4. Какие эмоции вызвало?
У111. Повторное чтение басни учащимися («жужжащее» чтение.)
Чтобы текст басни был вам более понятен, определим значение некоторых слов.
1.Словарная работа
Объяснение лексического значения слов.
Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.
Гнусный – отвратительный, омерзительный.
Не впрок – не на пользу
Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.
Пленить – очаровать, покорить чем – либо.
Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) – нежный, добрый.
Царь – птица – главная среди птиц.
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
Задание: замените следующие словосочетания из басни подходящими по смыслу:
глаз не сводит – смотрит пристально, не отрываясь;
на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно;
вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать;
во всё горло – каркнула очень громко;
была такова – исчезла, скрылась;
дыханье спёрло – трудно стало дышать;
бог послал – нашёл случайно, без особого труда.
1Х. Анализ содержания басни по вопросам.
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
– Из-за чего пострадала Ворона?
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона?
( В сказках лисица изображается хитрой, ловкой, коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека).
– Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).
- Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу (Плутовка к дереву на цыпочках подходит….)
Опишите внешний вид вороны (Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные, остальное оперенье – грязно-серое. Клюв длинный, толстый).
– Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)
– А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение: «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!»)
– Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)
– А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)
– Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр)
– Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели? (Нет. Скромный слушать бы не стал слушать, остался бы равнодушным к похвалам)
Х. Характеристика героев.
Работа в парах.
1 группа
Зачеркните лишние слова в каждой группе
2 группа
Разделите слова на две группы:
Ворона Лисица
(что делает?) (что делает?)
Любит похвалу, обманывает, верит, льстит, подходит, каркает , слушает, лукавит, говорит, ловит (сыр)
3 группа
Работа с пословицами
Дай совет герою басни, соедини стрелкой пословицу с героем басни
На языке - медок, а на сердце - ледок.
У лести нет чести.
Верь своим очам, а не чужим речам
Хитри, да хвост береги
На чужой каравай, рот не разевай .
Потерял - не сказывай, нашел - не показывай
Ребята, вы отметили основные черты характера героев, их действия. Давайте попробуем на основе ваших работ составить «синквейн» .
Вспомним, что такое « синквейн»
Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение.
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы
Х1.Творческая работа
Ребята подготовили инсценировку басни. Они попытаются сейчас показать вам неуклюжую, глупую ворону и хитрую, лживую плутовку лисицу.
Х11. Нравственная проблема
-В чем же мораль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.)
-Бывает ли так у людей? (Да.)
-Прочитайте первые 3 строчки басни.
-Как понимаете смысл выражения «Уж сколько раз твердили миру»? (Много раз повторяли одно и то же.)
-Что значит «лесть гнусна»? (Некрасиво, когда кто-то льстит.)
-Объясните, как вы понимаете выражение «только все не впрок»? (Бесполезно) - Подумайте, что значит «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Есть люди, которые пускают в свое сердце льстивых людей, позволяют им говорить льстивые слова.)
-Чему учит басня? (Быть правдивым, чтобы мы были искренними.)
XI11. Выразительное чтение.
-Сейчас мы попробуем эту басню прочитать выразительно. Карточки-помощницы помогут вам при чтении (карточки лежат у детей на партах).
Карточка- помощница.
1. Сделай паузу после чтения морали.
2. Слова автора читай не спеша, как будто идёт неторопливый разговор.
3. Обрати внимание, как ласково говорит Лисица с Вороной.
4.Не забудь о паузах.
Чтение вслух. Дети анализируют чтение.
Х1У.Итог урока
- Какую басню мы читали сегодня?
- Подводя итог урока, я хочу спросить: «Полезным ли для вас оказался урок? Чем?»
(Басни учат узнавать самих себя, помогают увидеть свои недостатки, подсказывают, как надо поступить, учат видеть чужие ошибки.)
- Что показалось наиболее интересным?
ХУ. Самооценка. Рефлексия
Сейчас каждый из вас подумает и оценит свою работу на « Лесенке Успеха»
Поставьте смайлик на ту ступеньку
• первая, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданиями, и вам все понравилась ;
• вторая, если вы в чём-то не уверены
• третья, если ничего не поняли, урок вам не понравился.
ХУ1. Домашнее задание
Выучить басню наизусть
Карточка- помощница. 1. Сделай паузу после чтения морали. 2. Слова автора читай не спеша, как будто идёт неторопливый разговор. 3. Обрати внимание, как ласково говорит Лисица с Вороной. 4.Не забудь о паузах. | Карточка- помощница. 1. Сделай паузу после чтения морали. 2. Слова автора читай не спеша, как будто идёт неторопливый разговор. 3. Обрати внимание, как ласково говорит Лисица с Вороной. 4.Не забудь о паузах. |
Карточка- помощница. 1. Сделай паузу после чтения морали. 2. Слова автора читай не спеша, как будто идёт неторопливый разговор. 3. Обрати внимание, как ласково говорит Лисица с Вороной. 4.Не забудь о паузах. | Карточка- помощница. 1. Сделай паузу после чтения морали. 2. Слова автора читай не спеша, как будто идёт неторопливый разговор. 3. Обрати внимание, как ласково говорит Лисица с Вороной. 4.Не забудь о паузах. |
1 группа
Зачеркните лишние слова в каждой группе
2 группа
Разделите слова на две группы:
Ворона (что делает?) | Лисица (что делает?) |
| |
| |
| |
| |
| |
Любит похвалу, обманывает, взгромоздилась, льстит, подходит, каркает , призадумалась, лукавит, держала, ловит (сыр)
3 группа
Работа с пословицами
Дай совет герою басни, соедини стрелкой пословицу с героем басни
Верь очам своим, а не речам.
На языке - медок, а на сердце - ледок.
У лести нет чести.
« Верь своим очам, а не чужим речам»
« Хитри, да хвост береги»
«На чужой каравай, рот не разевай »
«Потерял - не сказывай, нашел - не показывай »
Ворона | Лисица |
любит похвалу, каркает, призадумалась, держала, взгромоздилась | обманывает, льстит, подходит, ловит (сыр), говорит, |