СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Способы связи предложений в тексте"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Способы связи предложений в тексте"»


Конспект урока русского языка

«Способы связи предложений в тексте»

6 класс


Цели урока:

  • обучающие: повторение изученного по разделу «Текст»; формирование умения определять способы связи предложений в тексте с заданиями исследовательского характера и анализировать текст с позиций речеведения; формирование навыка построения схем текста;

  • развивающие: обогащение устной и письменной речи учащихся; развитие умений создания собственных текстов; развитие навыков различных видов контроля (взаимоконтроль, самоконтроль); формирование умения интервьюирования (правильное формулирование вопросов и ответов на них);

  • воспитательные: формирование способности к сотрудничеству, гуманности и толерантности к другим людям; развитие познавательного интереса к изучению родного языка.


Ход урока:


1. Орг. момент.


Дети записывают дату и эпиграф к уроку, оставив свободную строку для темы.

– Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями русского языка, выполним обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (1 слайд презентации)

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизни является,

конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.

Л.Н. Толстой.

– Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте. Как вы думаете, какое отношение этот эпиграф имеет к уроку?

– А что нужно знать, чтобы научиться «ясно и понятно говорить на своем языке»? (составлять высказывания, тексты)


2. Актуализация знаний, практических и умственных умений.


Фронтальная беседа.

– Вспомним основные понятия, связанные с текстом (что такое текст, ключевые слова, тема, микротема, абзац, основная мысль и т.д.)

– А теперь давайте еще раз дадим определение понятию текст. (Дети видят определение на экране: Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически). Попробуйте назвать ключевое слово, которое подсказывает основной признак текста (связь / связь предложений). (2 слайд презентации)

Постановка проблемы – определение темы урока.

– А теперь подберите к нашему ключевому слову связь однокоренные слова.

– Среди подобранных однокоренных слов прозвучало слово связывать/ завязывать. Ребята, скажите, пожалуйста, что вы каждый день завязываете, когда выходите из дома на улицу, приходите в школу, переодеваете вторую обувь? (шнурки) А теперь взгляните на свою обувь и обувь соседа, вспомните другую пару своей обуви со шнурками… Одинаково ли связаны ваши шнурки – нет! То есть все вы используете разные способы завязки/связки шнурков, оказывается, их существует огромное количество. (3 слайд презентации)

– Благодаря нашему жизненному опыту, мы пришли еще к одному ключевому слову нашего урока – способ связи. А знаете ли вы, какие способы связи предложений в тексте существуют? Значит, тема нашего урока: «Способы связи предложений в тексте». Записать. (4 слайд презентации)


3. Целеполагание.


– Какие же цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

Учащиеся под руководством учителя формулируют цели урока для разрешения возникшего проблемного вопроса.


4. Введение нового материала и первичная проверка понимания.

Задание 1. Аналитическое чтение.

Задание выполняется учащимися устно.

Прочитать теорию в учебнике упр. 268 стр. 109-110. Сделать выводы о способах связи предложений в тексте. Подготовить вопросы по полученной информации.


Задание 2. Игра «Интервью».

Задание выполняется учащимися устно.

Тема интервью: «Способы связи предложений в тексте». Правила: первый учащийся называет того, кому адресует вопрос, и задает его. Ученик, кому адресован вопрос, отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику.

Примерные вопросы:

– Сколько способов связи предложений в тексте существует?

– Назовите способы связи предложений в тексте?

– Как соотносятся предложения при последовательном способе?

– Как соотносятся предложения при параллельном способе? и т.д.


Задание 3. Составление схемы.

Задание выполняется учащимися письменно.

Попытайтесь схематично изобразить последовательный и параллельный способ связи предложений в тексте.

Дети делают в тетради, желающие изображают на доске, корректируем с помощью учителя и записываем правильную схему в тетрадь.





5. Первичное закрепление под руководством учителя.


Задание 1. Карточка с заданием (приложение №1)

Задание выполняется учащимися письменно. Проверка осуществляется путем взаимоконтроля (работа в парах).

Прочитайте выразительно текст. Определите автора и произведение. Спишите. Подчеркните грамматическую основу во всех предложениях. Начертите схему текста, определите способ связи предложений.

Почти всю ночь не спал Жилин. (…). Видит – в щелке светиться стало. Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть. Видна ему из щелки дорога – под гору идет, направо сакля татарская, два дерева подле нее…

Учащиеся подчеркивают грамматическую основу, определяют «данное» и «новое» в тексте. После этого они делают вывод о последовательной связи, так как каждое следующее предложение сообщает нечто новое по сравнению с предыдущим, при этом в нем повторяется слово из предыдущего предложения. Вместо слова могут быть употреблены местоимения, синонимы. Подлежащее может быть вообще опущено, но легко восстанавливаться из предыдущего предложения.

Итак, это последовательная связь.

– Требуется ли во втором предложении присутствие подлежащего? (Нет, потому что оно легко восстанавливается из предыдущего предложения. Подлежащее подсказано формой глагола).


Задание 2. Карточка с заданием (приложение №1)

Задание выполняется учащимися устно. Проверка осуществляется путем самоконтроля.

Из рассыпанных слов составить строки известного вам стихотворения. Вспомните, кто автор?

В окно, Зима, пора, недаром, Прошла, злится, стучится, ее, Весна, со двора, гонит, И.

Все, И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.


Строки, которые получились (выведены на экран – самопроверка) (5 слайд презентации):

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
 
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
 
Уж подняли трезвон.

Ф. И. Тютчев


Учащиеся восстанавливают строки, определяют способ связи предложений в тексте.

Данный пример должен служить образцом параллельной связи. Каждое новое предложение прибавляет новую подробность в картине наступления весны. Также дети определяют тему стихотворения и его основную мысль. Отмечают, что особенно важно для создания картины использование автором олицетворения.


6. Контроль результатов первичного запоминания.

Задание выполняется учащимися письменно.

Моделирование жизненной ситуации.

– Давайте представим, что ваш одноклассник, друг, младший брат или сестра попросили вас помочь в написании сочинения.

– Перед вами отрывок из сочинения пятиклассника. Удачен ли текст? Исправьте недочеты.


Текст: Передо мной иллюстрация художника Л. Владимирского к повести-сказке А. Н. Толстого “Золотой ключик…”. На иллюстрации изображен Буратино. На иллюстрации Буратино получает в подарок от Черепахи Тортилы золотой ключик. Буратино очень рад подарку. Подарок поможет ему открыть тайну заветной дверцы.


Данное задание должно быть логическим завершением ко всему сказанному на уроке. Используя выбранный способ связи, учащиеся редактируют предложенный текст, осваивая на практике работу над речевыми ошибками.


– Какой из предложенных способов связи предложений в тексте вы выберете?

– В чем ошибка автора сочинения?

Мы выбираем последовательную связь, так как повторяющиеся слова могут быть заменены местоимениями, синонимами.

Учащиеся зачитывают исправленный вариант.


7. Объяснение домашнего задания.

Здание на выбор: придумать собственный текст для исправления или создать верный текст, используя один из способов связи.


8. Рефлексия.


Дети с помощью выражений на экране формулируют итоги урока.

(7 слайд презентации)

Я вспомнил(а), что…

Я понял(а), что…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Было сложно…

Нужно выучить…