СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока: Монастыри.

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматривается устройство монастыря, жизнь их обитателей- монахов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока: Монастыри.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Товарковская средняя общеобразовательная школа №1»









НОМИНАЦИЯ: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА:





«Монастыри»









Автор методической разработки:

Зубова Любовь Александровна

учитель истории ,обществознания и ОПК

МКОУ «Товарковская СОШ 1»











Товарково, 2019


Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Форма урока: комбинированный

Цель урока: сформировать у детей  представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах  монашества.



Задачи урока:

а) личностные:

  • создать условия для нравственного развития личности,

  • формировать целостный взгляд на мир,

  • развивать доброжелательность, понимание к жизни других людей;

б) метапредметные:

  • совершенствовать навыки адекватного использования речевых средств, навыки смыслового чтения, построения рассуждения,

  • развивать умения использовать в своей речи новые слова, понятия, термины (на новом для них содержательном и мировоззренческом уровне),

  • формировать умения работать в группе,

  • формировать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

в) предметные:

  • познакомить с понятиями «монастырь», «инок», «обет», «послушание»,

  • познакомить с монастырской жизнью,

  • осмысление нравственных норм монастырской жизни (не иметь собственности, жить без злобы, подозрений, зависти, помогать другим)



Новые слова: монах, монастырь, мантия, чётки, клобук, трапезная, послушание, инок, обет.

Оборудование:

1. Компьютер;

2. Презентация – Православные монастыри;

3. Фрагмент песни – Монастырь;

4. Презентация – Оптина Пустынь;

5.Рабочие листы №1, №2, №3.

6. Рисунки с монашеским облачением.

7. Учебное пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры».

Предварительная подготовка к уроку: За 1-2 недели до урока разбить учащихся на группы и каждой дать задание:

Историки: Найти информацию о монастырях на Руси, о жизни монахов;

Энциклопедисты: Найти в словарях объяснение слов: монастырь, монах, храм, инок.

Краеведы: Найти информацию о первых монастырях, а также о монастырях на территории родного края;

Литераторы: Стихотворения, загадки о монастырях, притчи о жизни монахов;

Художники: Подготовить рисунки монашеского облачения.


Ход урока. 1 этап: Вызов.

(Мотивация и актуализация знания)


Учитель: Ребята, чтобы узнать, какую тему мы сегодня будем изучать, давайте прочитаем эпиграф урока. Эти слова взяты из поэмы М.В. Ломоносова: «Пётр Первый»:

«Уже на Западе восточными лучами

Открылся, освещён, с высокими верхами

Пречудных стен округ из диких камней град…».

Учитель: Как вы думаете, о чём идёт речь в этих словах? (ответы учащихся)

Хорошо, чтобы уточнить тему урока послушайте, пожалуйста, загадку и стихотворение, которые для нас подготовила группа литераторов и подумайте, куда мы совершим виртуальное путешествие и о ком пойдет речь на уроке.

В черном, с четками в руках,

О душе своей в слезах

Богу молится … (ответ учащихся - монах).

Ученик: Чтение стихотворения.

В густой листве затерян монастырь,
Над ним лишь небо, да, как вата облака.
Вокруг полей российских гладь и ширь,
А вдалеке виднеется река.
Святой источник спрятан средь берез,
Лишь только ветер шелестит листвой.
Блуждаем в царстве собственных мы грез,
Боясь спугнуть волнующий покой.
Прозрачный воздух, ярка неба синь,
А вдалеке виднеется река.
В густой листве затерян монастырь,
Над ним не властны время и века.

Учитель: Прослушайте еще фрагмент песни (Монастырь). Давайте с вами ответим на следующие вопросы:

- О чем это стихотворение и загадка? (Ответы учащихся - о монастыре и о монахах).

- Какое настроение у вас возникло при слушании стихотворения и песни?

- Как вы считаете, каким должен быть монастырь? Для чего он создавался?

(Примерный ответ учащихся: Монастырь - тихое, спокойное место, куда приходят люди помолиться, спросить совета, попросить о помощи, об исцелении…).

Учитель:

- Есть ли в вашем родном краю монастыри?

- Кто из вас был на территории монастыря?

- Что вам особенно запомнилось?

- Какие особенности в поведении людей на территории монастыря вы заметили?

- Какие впечатления остались от посещения святого места?

Учитель: Обратите внимание на ряд репродукций картин известных художников. Какая тема их объединяет?

(Ответы учащихся)








А.М. Васнецов «Скит»








А.М. Васнецов «Монастырь в Московской Руси»












И. Репин «Монахиня»











М. Нестеров «Пустынник»
















М. Нестеров «Труды преп. Сергия»





Итак, тема нашего урока – Монастыри. Давайте подумаем, что бы вы хотели узнать по данной теме урока и заполним по вашим вопросам КЛАСТЕР - МОНАСТЫРЬ?

Примерные вопросы учащихся:

Что означают слова – монастырь, монах, инок, монашеский обет?

Чем занимаются монахи в монастырях?

Какие правила они должны соблюдать?

Где возникли первые монастыри и их основатели?

Монастыри на территории родного края?


ЗАПОЛНЕНИЕ КЛАСТЕРА – МОНАСТЫРЬ.



2-ой этап урока. Осмысление. (Этап усвоения новых знаний).


Учитель: Вопросов возникло много, давайте попытаемся разобраться, что же такое монастырь?

Предоставим слово группе историков:

1-ый ученик: Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые из них связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.

- Монастырь (греч. «Monasterion» – келья отшельника, уединенное жилище). Монастыри – общинные поселения верующих людей, которые живут вместе, уйдя от мира, соблюдая определенный монастырский устав.

2-ой ученик: Послушание — обязательное исполнение каждым, кто проживает в монастыре, какой-либо работы. Конкретное послушание зависит от уклада жизни монастыря; «постоянное» послушание похоже на мирскую должность (эконом, келарь, гостиничный).

В число послушаний обычно входят:

  • уборка помещений

  • прислуживание в алтаре и храме

  • пение и чтение во время богослужения

  • работа у свечного ящика

  • работа в мастерских или подсобных хозяйствах

  • дежурство в трапезной

  • звонарство

Иногда послушание происходит вне стен монастыря (например, проведение богослужений в больнице или тюрьме).

3-ий ученик. Главное правило в монастыре «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву, а заканчивается в лучшем случае в 23, а иногда и после полуночи. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, на коровнике, в монастырской кухне, прачечной, пекарне или ремонтируют здания монастыря. Работают без выходных по 10-14 часов. Днем отдохнуть удается в очень редких случаях. Послушники обычно ходят лишь на праздничные службы. В труде проверяется, насколько серьезно их решение, воспитываются качества, необходимые для дальнейшей монашеской жизни. У монахов несколько часов в день занимает молитва и богослужение. В монастыре не читают газет и журналов, не смотрят телевизор. Питание в монастырях скудное. Мясо есть не положено. Посты соблюдаются строго. Пищу кушают только в трапезной, личных продуктов не имеют.

Учитель: Монастырь – это место, где обитают и живут люди – монахи с определенными правилами общежития.

- Как вы считаете, каким должен быть монастырь?

- Для чего он создавался?

(Примерный ответ учащихся: Это тихое, спокойное место, куда приходят люди помолиться, спросить совета, попросить о помощи, об исцелении…).

- Каково, по-вашему, значение монастырей в истории и культуре нашего государства? Вспомните, что мы знаем о монастырях и монахах из уроков литературного чтения и окружающего мира? Учащиеся (примерные ответы).

  • Духовный центр (служение богу)

  • Защита от нападения

  • Центр культуры и искусства (иконопись, переписывание книг, ведение летописи)

  • Социальный центр (больницы, приюты, школы)

  • Ремесленный центр

Учитель: Давайте послушаем сообщения ребят из группы краеведов о самых известных монастырях, а также о монастырях на территории нашего родного края. (Не забываем придерживаться регламента – 2-3 минуты на выступление).

Краеведы:

1-ый ученик. У каждого монастыря своя история и свои правила. Поэтому появилась поговорка «со своим уставом в чужой монастырь не лезут» Крупнейшие и наиболее важные по своему положению мужские монастыри получили статус лавр.


Киево-Печерская лавра









Основана Феодосием Печерским, Святым Русской православной церкви. Киево-Печерский монастырь основан в 1051 г. на берегу Днепра в искусственных пещерах, до 16 в. являлся местом захоронения монахов; в пещерах погребен 131 преподобный монах и затворник. В 1598 г. монастырь получил статус Лавры.



Троице-Сергиева лавра.















Более шести веков Троицкий монастырь, основанный братьями Варфоломеем и Стефаном, стоит на северных подступах к столице, на холме Маковиц. При пострижении в монахи брат Варфоломей получил имя Сергий, которого стали называть Радонежским по названию городка, откуда он был родом.

В 1353 г. Сергий Радонежский становится игуменом Троицкого монастыря. Уже с первых десятилетий своего существования монастырь приобрел большой авторитет и влияние. Перед решающим сражением с полчищами Мамая князь Дмитрий Донской приезжал в Троицкий Монастырь, чтобы получить у Сергия Радонежского благословение. Игумен послал с князем на битву двух монахов-воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

В 1452 г. Сергий Радонежский был причислен к лику Святых.

В 1744 г. Троице-Сергиеву монастырю было присвоено почетное наименование – Лавры.

2-ой ученик: рассказ или презентация о монастыре - Оптина пустынь










По преданию, обитель основал раскаявшийся разбойник Опта. На берегу Жиздры, напоминающей реку Иордан, в калужских пределах, стоит и поныне радует глаза и сердце эта духовная крепость православия.

Оптина пустынь прославлена именами старцев, Святых Льва, Макария, Леонида, Амвросия, Нектария, Анатолия. Вся Россия прошла через Оптину.

Учитель: Как вы считаете, слова - храм и монастыри – это синонимы? Вспомните, что означает слово в русском языке – синонимы? Давайте вспомним, что мы знаем о храме?

Ученики: Храм – это особое место, где происходит богослужение;

Храм – это здание, куда люди приходят помолиться, пообщаться с богом, с помощью молитвы.

Монастырь – это место, где живут монахи с определенными правилами общежития.

Учитель: Кто такие монахи? Являются ли слова – монах и священник – синонимами?

Работа с учебником – стр.81, второй и третий абзац.

Примерные ответы учащихся:

- Монах – это человек, который по своим убеждениям решил жить без семьи. Свое призвание ощущают люди разных профессий - учёный, спортсмен, офицер, врач и другие. Но монахом становится тот, кто ощутил особое призвание быть всегда только с богом.

- Монах принял обет безбрачия, а священник может иметь семью.

Учитель: Давайте послушаем группу – историков, которые расскажут нам о жизни монахов, а вы по ходу их рассказа посмотрите иллюстрации на стр.81-82 и подумайте как бы вы ответили на такие вопросы:

- В каком возрасте люди идут в монахи?

- От чего отказываются монахи?

Историки: 1-ый ученик: Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать, в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах, чтобы у мирян была возможность получить духовные советы. Возглавляет монастырь, правящий в области архиерей, епископ или архиепископ. Но непосредственно самим монастырём управляет игумен или игуменья (если монастырь женский).

2-ой ученик. В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом не просто.  Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд,  называемый постриг. Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:

- Исполнение заповедей Господних;

- Добровольная нищета;

- Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику.

3-ий ученик. После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу.

Торжественно на монаха надевают его новую одежду.

Учитель: Давайте прочитаем легенду о царевиче Иоасафе и о русском князе – Александре Невском. (учебник стр.82-83. Вы уже рассмотрели иллюстрации на стр. 81-82, и теперь давайте ответим на поставленные вопросы:

- В каком возрасте люди идут в монахи?

- От чего отказываются монахи?..

Учитель: Давайте с помощью учащихся из группы – энциклопедистов уточним, кто такие монахи и как называется одежда монашеского облачения.

Энциклопедисты:

1-ый ученик: Монах - от греческого монос - «один»; инок – от древнеславянского слова ин - «один»;

Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи.

Монахом становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.

Инок - монах, чернец, черноризец; отшельник, пустынножитель (синонимы).

Обет - даваемое Богу обещание совершить какой-либо подвиг, дело милосердия или благочестия.

2-ой ученик: (Задание – практикум). Значение некоторых новых слов об одежде монахов мы с вами найдем в учебнике. Откройте учебник на стр. 81 и посмотрите рубрику - «Это интересно». Эти слова связаны с монашеским облачением. Давайте прочитаем их и выполним следующее задание: у вас на партах лежат рисунки с монашеским облачением. Их подготовили художники.


Задание: По описанию угадай элемент монашеского облачения и покажи его на иллюстрации.
















Это головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, который носят монахи. Он понимается как подобие воинского шлема и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.






чётки

Облачение, окутывающее все тело, знак жизни под Божией защитой.


камилавка, или клобук

Бусенки - узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве.


мантия


Сделан из кожи мертвого животного как напоминание о том, что всякая плоть смертна, а заботиться надо прежде всего о жизни души.

пояс



Сами монахи свое облачение воспринимают как воинское: четки называют «меч веры», а клобук – «шлем веры».

(Молодцы. Все справились.)


Учитель: Литераторы нашли нам несколько притч о жизни монахов. Прочитайте, подумайте и ответьте, как они характеризуют монахов? (Работа по группам)

Группа краеведов: Притча «Два весла». Первые монахи определили главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Как вы думаете, что означает это главное правило? Трудно ли стать монахом?

Однажды один монах перевозил на лодке человека через реку. На веслах монаха было написано: "Молись" на одном и "Трудись" на другом.

- Да, трудиться нужно, - рассуждал человек, глядя на весла, - а вот молиться, так ли это необходимо?

Ничего не ответил ему монах, но положил на дно лодки весло с надписью "Молись" и продолжал грести только одним веслом, и лодка закружилась на месте.

Группа историков работает с учебником. В учебнике на стр.82 в рубрике «Это интересно» напечатана притча «Два монаха». Какие заповеди блаженств были выполнены монахами, которые не умели ссориться? (Смотрите заповеди на стр.64-67).

Группа литераторов и художников читают притчу о трёх монахах.

Задание: - В чем смысл притчи? Трудно ли быть монахом?

Было три трудолюбивых монаха. Один из них избрал для себя дело — примирять ссорящихся между собой людей. Другой — посещать больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, трудясь по причине ссор между людьми, не мог излечить всех, и со скорбью придя к посещавшему больных, нашёл его также ослабевшим и не старающимся об исполнении своего обета. Согласившись, оба они пошли к пустыннику, поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне.

Немного помолчав, пустынник влил воду в чашу и говорит:

— Смотрите на воду.

А вода была мутная, так что ничего не было видно в ней. Спустя немного времени он опять говорит:

— Смотрите, теперь вода устоялась.

Как только они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как в зеркале.

Тогда он сказал им:

— Так бывает и с человеком, живущим среди людей. От смущения он не видит грехов своих. А когда он безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видны его недостатки.

Учитель: Давайте предоставим слово каждой группе и проанализируем их ответы на поставленные вопросы.

Беседа по вопросам:

- Как вы думаете, что означает главное правило - «Трудись и молись?

- Трудно ли быть монахом?

- Какими качествами должен обладать монах? Какие заповеди блаженств необходимо соблюдать монахам?

- Почему монахи считают себя воинами?

- С кем и с чем они ведут борьбу?


3-ий этап урока. Рефлексия.

Учитель. Для закрепления изученного материала давайте выполним задания на рабочих листах:



Рабочий лист №1.

Задание №1. Соотнесите описание и название монашеского облачения.

1.Это головной убор черного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, который носят монахи. Он понимается как подобие воинского шлема и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.



А. чётки


2.Облачение, окутывающее все тело, знак жизни под Божией защитой.


Б. камилавка, или клобук



3.Бусенки - узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве.



В. мантия


4. Сделан из кожи мертвого животного как напоминание о том, что всякая плоть смертна, а заботиться надо прежде всего о жизни души.


Г. пояс


1

2

3

4






Сами монахи свое облачение воспринимают как воинское: четки называют «меч веры», а клобук – «шлем веры».


Рабочий лист №2.

Задание №2. Подчеркните слово, выпадающее из логического ряда и объясните свой выбор.

  1. Мирянин, послушник, монах, игумен.

  2. Клобук, мантия, пояс, шляпа, четки.

  3. Трапезная, келья, скит, столовая.


Рабочий лист №3.

Задание №3. Отгадай загадку:

Ряса, клобук, параман

Говорят о многом нам.

Так одет монах, друзья!

Жить, как все, ему нельзя!

Инок, мантией одетый

Давший Господу…….(обеты).

Рабочий лист №4.


Пользуясь текстом урока- Монастыри (стр 80-81) дополни предложения, вставляя нужные из предложенных слов:

Монашеские обеты, монах, монастырь, « Трудись и молись».


1.Община монахов называется_________________.

2_____________________ - человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи, служить только богу.

3.Главное правило монашеской жизни: «______________________________»

4.Монах приносит ____________ , то есть обещает жить в послушании,

безбрачии, без собственности.



Домашнее задание: На выбор выполни одно из заданий:

1. В учебнике на стр.83. изучить жизнь одного монаха – святого Луки и ответить на последний вопрос на стр.83.

2. Составь кроссворд, чтобы по вертикали получилось слово - монастырь.

3. Найди дополнительный материал по теме: «Монастыри».

  1. Напиши синквейн со словами – Монах, монастырь.

5.Оформите буклет вместе с родителями о монастыре Тихонова пустынь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!