Методическая разработка внеурочного занятия.
Цели: показать примеры благочестия в жизни выдающегося героя, подвижника веры Ф.Ф Ушакова.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с неизвестными фактами из жизни адмирала Ф.Ф Ушакова, показать его православный облик.
Развивающая: развивать у учащихся познавательный интерес к духовному наследию нашей страны.
Воспитательная: содействовать формированию патриотизма, уважению к историческому прошлому России.
Продолжительность: 1 академический час.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки с буквами, карточки с «сигналами» ,подготовленные странички «книжки-малышки»,.
«Праведник в адмиральских погонах»
4 класс.
-Здравствуйте ребята, обратите внимание на слова, написанные на слайде. Мы не можем быть «Иванами, не помнящими своего родства». Мы обязаны помнить тех великих созидателей и защитников Отечества, которые ограждали землю нашу своим стоянием за Русь. Их пример должен вдохновлять нас и сегодня продолжать их великое дело — служить нашему Отечеству, нашей Родине, сынами и дочерьми которой мы являемся.
-Ребята ,как вы считаете ,какая тема нашего сегодняшнего урока?(ответы детей)
-Да, вы правы, сегодня речь пойдёт об одном великом человеке ,чтобы узнать, кто это ,вы должны отгадать загадку:
Закрепляют ловко тросы,
Драят палубу матросы -
На борту у них аврал!
- Моряки, вы гостя ждёте?
- Да! Главнейшего на флоте!
Едет в гости...
(АДМИРАЛ)
-Молодцы! Какое красивое и важное слово — «адмирал»! Такое знатное и воинственное.
Но что означает слово «адмирал»? И насколько правильно вы его понимаете и используете? (ответы детей)
-Да, ваши догадки верны, сегодня мы вспомним великого адмирала нашей родины. Может быть кто-то знает, каким адмиралом гордится наш город?
-Богата Русь на времена и даты,
На тех, кому Отечество всегда
Не на словах, на деле было свято,
Их имена нам светят сквозь года.
Идут года, уходят поколенья,
Но нет на них забвения оков.
Один из них - морской пучины гений,
Наш адмирал - великий Ушаков.
В судьбе своей познал он лед и пламень,
Он был земным среди земных богов.
Так пусть горит звезда его во Храме.
Поклон тебе, наш Федор Ушаков!
Речь пойдёт о великом полководце ,причисленному к лику святых -Федоре Федоровиче Ушакове. Блестящий морской офицер, известный русский адмирал, командующий Черноморским флотом Екатерины II и Павла I, потомственный дворянин Федор Ушаков в XXI веке был причислен к лику святых. И это невероятное событие произошло не только за ратные заслуги непобедимого воина.
Знакомясь с биографией Ушакова, сейчас мы попробуем угадать ,где же родился наш великий адмирал. Мы с вами пользуемся алфавитом, а моряки так называемой «азбукой сигнальщика». У каждого из вас на столе лежит карточка с расшифровкой моих сигналов (карточка с буквами и соответствующим этой букве знаком). Я вам буду показывать сигналы, а вы угадывать буквы. Поехали! (зашифровано слово Бурнаково).
-Адмирал Российского флота Федор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. Родителей его звали Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, они были людьми благочестивыми и очень набожными, почитавшими главным условием воспитания детей развитие в них высоких религиозных чувств и нравственности. Примером для Федора Ушакова был его родной дядя, монах, преподобный Федор Санаксарский, и именно под его благотворным влиянием прошла вся жизнь будущего адмирала.
В 16 лет Ушаков был зачислен в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, который окончил с отличием и поступил на службу на Азовскую флотилию.
-Ребята ,а кто-нибудь из вас хотел бы стать великим адмиралом? Почему?(ответы детей )
- В 1783 году, будучи капитаном второго ранга, Федор Ушаков прибыл в Херсон, где началась эпидемия чумы и был установлен карантин. Несмотря на сложную военную обстановку, требовавшую продолжения строительства кораблей, был дан приказ полностью прекратить работы и все силы направить на борьбу с чумой. В результате энергичных действий Федора Ушакова в его команде чума исчезла на четыре месяца раньше, чем в других. Здесь проявились, конечно, его исключительные способности решать самые трудные и неожиданные задачи; но, главным образом, здесь сказалась великая любовь Федора Ушакова к ближним своим, любовь сострадательная, подсказывавшая ему наиболее верные решения.
-Скажите, какие человеческие качества проявил Ф. Ушаков? (ответы учеников).Сейчас предлагаю вам собрать «пазл» из букв, в котором зашифрованы те качества, которые проявил Ушаков. Для этого поделимся на две команды. (раздаются буквы, дети составляют слова).
-Федора Федоровича называли «праведником в адмиральских погонах» .Как вы думаете, за какие заслуги адмирал был причислен к лику святых?(ответы детей)
Посмотрите на экран – вы видите два портрета адмирала. Скажите, в чем разница между ними? (один из портретов - икона)
(дети поясняют)
-Во всех своих действиях и поступках офицер Федор Ушаков руководствовался христианскими нормами и правилами. Он был воспитан истинным христианином. Дворянин, которому предстояла блестящая жизнь и карьера гвардейского офицера, еще в юности испросил у императрицы Елизаветы Петровны разрешение на постриг в монахи Александро-Невской обители. Позже он стал отшельником Саровской пустоши, возглавил Санаксарскую обитель.
В 2001 году в Санаксарском монастыре было осуществлено прославление адмирала Федора Ушакова в качестве святого Русской православной Церкви. Причисленный к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии, Федор Ушаков, ныне почитается как святой покровитель российского военно-морского флота и стратегических военно-воздушных сил.
Ребята, а в завершении нашего урока давайте сделаем вместе с вами общую «книжку- малышку» в память о нашем «праведнике в адмиральских погонах». (детям раздаются странички- шаблоны, которые нужно раскрасить).
Дополнительные материалы:
Карточки с буквами: «миролюбие», «великодушие», «любовь», «сострадание».