Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
Методическая разработка урока
«Скульптура в музее и на улице»
(3 класс, IV четверть)
Выполнил: Воробьева Галина Владимировна,
учитель изобразительного искусства
МБОУ «СОШ № 49»
Новокузнецкий городской округ, 2021 год
Тема: «Скульптура в музее и на улице»
Цель и задачи: расширить представления о работе скульптора, развивать навыки работы с пластилином, умение передавать пропорции, стараться смотреть с разных точек на объемную работу.
Оборудование: для учителя – презентация «Виды скульптуры». Для учащихся: пластилин, оставка, стеки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Повторение пройденного материала
- С какими жанрами изобразительного искусства мы познакомились на прошлом уроке?
— Картины каких художников вы рассматривали? Узнайте картину по ее описанию. (Педагог читает описание картины, школьники определяют название и автора.)
1. Степь, богатыри. ( В. Васнецов, «Богатыри»)
2. Горы, снег, конь, военные мундиры. (В. Суриков, «Переход Суворова через Альпы».)
3. Собака, портфель, виноватый вид героя, школьная форма. (Ф. Решетников, «Опять двойка».)
4. Дети, стол, еда ( З. Серебрякова «За обедом»)
- С какими жанрами изобразительного искусства мы познакомились на прошлом уроке?
( Исторический, бытовой жанр)
Кто приготовил домашнее задание — нашел репродукции картины и местных художников в историческом и бытовом жанрах? Кто хочет на время превратиться в экскурсовода и представить свой рассказ по понравившейся картине? (Ответы школьников по домашнему заданию).
Изучение нового материала.
На этом уроке вы вспомните правила и технику работы с пластилином. Работа, выполненная в обьеме называется «скульптура». Слово «скульптура» возникло от латинского «скульпо», что и переводе на русский язык означает «вырезаю», «высекаю». Это особый вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объем. Ведь картину или графику мы можем видеть только с передней ее стороны, фасадной. А скульптуру в большинстве случаев можно всю обойти кругом.
Для изготовления скульптуры чаще остальных используются мрамор или гранит, поскольку ЭТО самые долговечные и красивые материалы. Из металлов - бронза и другие сплавы. Выбор материала зависит от того, где будет размещена скульптура и каково ее назначение. Художник – скульптор старается поставить скульптуру так, чтобы люди могли ее внимательно рассмотреть с разных сторон, подойти к ней, чтобы определить, из какого материала она создана. Ведь ее специально и создают с этой целью — чтобы она явилась центром какой-то архитектурной композиции, дополняла природный пейзаж, нужным образом вписываясь в него. Любая художественная работа - нелегкое дело. Ведь чтобы нарисовать картину красками, приходится много раз коснуться ее кисточкой, от этого устают руки, плечи, спина, глаза. А для изготовления скульптуры человеку приходится вручную откалывать куски камня от целой глыбы, чтобы изваять из нее нужный образ. Поэтому при выполнении большой и сложной работы скульптор нередко использует труд помощников, которые помогают ему — рубят камень, шлифуют его при завершении работы, чтобы он стал гладким.
Если художник задумал сделать скульптуру в бронзе, то сначала он выполняет ее модель, вылепив из глины или гипса. Потом эта глиняная модель помещается в ящик с землей или специальной смесью из песка. Так делается заготовка для будущей металлической формы. Такую работу выполняет мастер-формовщик. Глиняную модель извлекают, а в образовавшееся от нее углубление вливают расплавленный металл и ждут, когда он застынет. Здесь используется работа подручного главного художника — отливщика.
Гигантские скульптуры вообще изготавливают из отдельных частей и соединяют их. Например, вам всем, наверное, известна скульптура «Рабочий и колхозница», которая находится в Москве около Всероссийского Выставочного центра (ВВЦ) и является эмблемой нашей знаменитой киностудии «Мосфильм». Так эта скульптура состоит из десятков отдельных фрагментов, которые отливались отдельно, а потом соединялись воедино.
Видите, как много людей разных профессий задействовано при изготовлении скульптуры. Это работа содержит немало сложных этапов, связанных с тяжелым физическим трудом.
По назначению скульптура бывает: монументальная - памятники, посвященные героям, событиям. Такая скульптура располагается на площадях, бульварах, аллеях. Скульптура – памятник или монумент обычно ставится на возвышении – на пьедестале. Пьедестал играет ту же роль, что и рама для картины. Памятники чаще всего бывают из прочных и тяжёлых материалов: из камня гранита или специального металлического сплава — бронзы. Памятники потому так называются, что сохраняют память. Они торжественны и величественны. Совсем другая по настроению парковая скульптура. Парковая скульптура очень разнообразна. Она может быть выполнена из разных материалов: камня, дерева, отлита из металла. Мы видим, как она близка окружающей её зелени парка. Блестящая металлическая скульптура в парке будет отражать зелёные блики деревьев и трав. Такая скульптура украшает парки, аллеи, скверы. Парковая скульптура может быть изображена в виде людей и животных. Найдите примеры подобной уличной скульптуры в учебнике с. 52 и с. 132. Что она изображает в каждом случае?
Скульптура издавна украшала дворцы. Но самые лучшие произведения скульпторов хранятся в художественных музеях. К этим скульптурам можно подойти совсем близко, обойти со всех сторон, почувствовать их поверхность — гладкую или шероховатую. Они позволяют пристально вглядываться, неспешно рассматривать. Есть скульптуры малых форм - статуэтки, изображающие животных, людей, целые сценки. Такие скульптурки делают из стекла, фарфора, отливают из металла. Декоративная скульптура - в основном носит прикладной характер, украшает архитектурные сооружения (декоративные орнаменты).
- Какие скульптуры есть у нас? Где они установлены? У кого есть дома сувениры- скульптуры малых форм?
Главный объект скульптуры - образ человека. Человек может быть изображен в полный рост, или по пояс, или по грудь. Иногда скульптура изображает одну только голову. В скульптуре может присутствовать всего один персонаж или целая группа. Возможно ли сходство скульптуры с жанром портрета?
. Откройте учебники на с. 132, прочитайте текст и рассмотрите фотографии скульптур.
— Что, помимо внешнего сходства, передает портрет? (Характер человека, его окружение и эпоху, в которой он живет.)
Подобно портрету, скульптура передает не только внешний вид человека, но и его черты характера. На фотографии на с. 132 учебника мы видим скульптуру, изображающую двух героев — Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского, вставших во главе народного войска, которое освободило страну от захватчиков в начале XVII в. Видите, какую сцену запечатлел скульптор И. Мартос? Посадский староста из Нижнего Новгорода Минин вручает меч суздальскому князю Пожарскому и призывает его возглавить русское войско. Этот памятник отлит из бронзы.
— Кто знает, где находится этот памятник двум героям России? (В самом центре Москве, на Красной площади.)
Практическая работа.
Сегодня мы будем выполнять фигуру из пластилина.
Какими свойствами обладает материал под названием пластилин? (Пластилин пластичный, мягкий, он способен принимать любую форму.)
Да, пластилин податливый настолько, что работать с ним можно просто голыми руками. Не нужны ни молоток, ни другие тяжелые инструменты. Кроме того, благодаря мягкости этого материала у юного скульптора есть возможность вносить поправки » готовое изделие из пластилина, корректировать его.
Все вы много раз видели детскую телевизионную передачу «Спокойной ночи, малыши». Она начинается и заканчивается мультипликационными заставками, в которых все детали сделаны из пластилина. Так из знакомого всем с детства материала можно смастерить маленькое чудо.
Есть еще один очень хороший мультфильм, который так и называется — «Пластилиновая ворона». Весь этот мультфильм, в котором три разных сюжета, тоже сделан на основе пластилиновой техники. Вот, оказывается, как широко можно использовать обычный пластилин.
Но у пластилина есть один недостаток — он не любит излишнего тепла. Например, если готовую поделку поставить близко у источника тепла и света — даже под простой настольной лампой, — то поделка может нагреться и растаять, как весенний снег, потерять свою форму. Поэтому готовые поделки из этого материала надо хранить в прохладном месте.
— В каких профессиях используют пластилин?
— Какие достоинства есть у пластилина?
— Какие недостатки есть у пластилина?
Прежде чем приступить к самостоятельной работе, вы, конечно, должны подумать — какие образы вам хочется воплотить в своей скульптуре. Возможно, что кто-то из вас приступит к сознанию образа любимого сказочного героя. Давайте тогда для начала попытаемся вспомнить некоторых из этих героев. Ведь необходимо показать облик героя и его позу — как стоит или движется. Перед работой пластилин разминаем. Используем прием вытягивания, сплющивания. Постараемся выполнить этюд героя.
(Ребята заканчивают изготовление пластилиновой скульптуры.)
V. Рефлексия
— Как переводится слово «скульптура» на русский язык?
— Где можно увидеть скульптуры?
— Чем отличается скульптура от картины?
— Какие знаменитые скульптуры вы знаете?
— Где находятся такие скульптуры, как памятник Минину и Пожарскому, «Рабочий и колхозница»
VI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Чтобы руки не остались грязными после работы, их следует вытереть приготовленной заранее тряпочкой. А когда придете домой, то обязательно вымойте руки с мылом. Правда, так надо поступать каждый раз, когда вы приходите из школы, но после работы с пластилином желательно даже потереть руки мягкой щеткой, чтобы удалить с них остатки пластилина.
К следующему уроку постарайтесь выполнить домашнее задание. Найдите дома либо фотографию настоящую скульптуры, либо небольшую скульптуру – сувенир. Можно составить небольшой рассказ о скульптуре.