МОУ СОШ№10
г.о.Люберцы Московская область
Методическая разработка
комбинированного урока
учебной дисциплины: «Информатика»
Раздел. Логические основы компьютера
Тема: «Истинность высказываний. Логические операции»
10 класс
Составила:
Давыдова О.Н. –
преподаватель высшей квалификационной
категории
2018
.
Тема урока: Истинность высказываний. Логические операции
Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.
Оборудование: Проектор, ПК учителя, маркерная доска
Литература: Поляков К.Ю « Информатика Информатика. 10 класс. Углубленный уровень. В 2 ч. Поляков К.Ю., Еремин Е.А.
Предметные:
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
формирование у учащихся умений реализации новых способов действия
формирование представления о разделе математики — алгебре логики, высказывании как ее объекте, об операциях над высказываниями
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, комментирование устройств ПК, содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей.
Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.,презентация
Технология урока: проблемное обучение
Решаемые учебные задачи:
знакомство с понятием высказывания, с простыми и сложными, истинными и ложными высказываниями;
знакомство с логическими операциями (И — конъюнкцией, ИЛИ — дизъюнкцией, НЕ — инверсией) и приоритетом их выполнения;
отработка умений составления таблиц истинности логических выражений, определения значений логических выражений.
Методические рекомендации
Как изучать логику? В качестве самых общих советов тем, кто приступает к изучению этой дисциплины, можно рекомендовать следующее:
1. Содержание учебного материала лучше усваивать небольшими частями (блоками). Как и любую науку, логику невозможно изучить «в один присест».
2. Специфика содержания логики такова, что для качественного усвоения материала необходимо не только и не столько запомнить правила, принципы и требования, сколько осмыслить их внутреннее содержание, детерминацию и взаимодействие.
3. Изучение дисциплины строится по принципу «от простого к сложному», поэтому, не усвоив и не закрепив предыдущего, бессмысленно приступать к изучению последующего материала. Каждая последующая тема базируется на ранее изученном материале, поэтому обучаемые, по какой–либо причине пропустившие одно – два занятия, не смогут понять и усвоить содержание новых тем.
4. Теория формальной логики становится понятной и доступной для применения в учебной и повседневной деятельности лишь при условии качественного её закрепления с помощью решения упражнений и задач.
5. Однако навыков решения любых, даже самых удачно подобранных задач и упражнений, содержащихся в имеющихся сборниках, недостаточно для формирования умений применять логику на практике. Поэтому надо учиться искать и находить содержание формальной логики в книгах, в разговорной речи, в осмыслении своего и чужого жизненного опыта.
Изучение логики предполагает последовательное ознакомление с темой и выполнение практических занятий
Форма организации урока:
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
1 | Нестандартное начало Создать настрой на работу, привлечь внимание учеников к друг другу. ученик у доски Проверка усвоения знаний д/з. проверка по эталону на карточке и на слайде | Здравствуйте ребята. Прозвенел звонок, начался урок! Пусть сопутствует успех. Трудности преодолеем без помех! Пожелайте друг другу успехов. Я желаю преодолевать все трудности, которые встречаются на вашем жизненном пути | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации ,способность к самооценке своих действий |
2 | Запись домашнего задания. | § 1.3.1-1.3.3 Учебник с. 39 № 13 РТ. № 83(г) | Работа с дневниками |
3 | Формулирование темы и целей урока (по 1 баллу за каждый ответ) | -Прочитай высказывания. Выбери истинные. -К какому типу относятся остальные высказывания? - Делаем вывод о том, какими бывают высказывания: - С высказываниями человек может выполнять различные действия, которые принято называть определенным термином. Разгадайте ребус и узнайте этот термин. - Наверное, вам на ум уже пришла формулировка темы нашего урока: Задачи урока: -узнать: -научиться: | - Великий русский ученый Ломоносов родился в 1711 году. Пройденное расстояние вычисляется как произведение скорости на время. Луна – спутник Земли. - к ложным; - истинные и ложные; - логические операции; -Истинность высказываний. Логические операции; - подробнее о логических операциях; - научиться определять истинность высказываний. | Коммуникативные УУД: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Личностные УУД: - формирование логического мышления Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка, |
4 | Объяснение темы (I) | Термины: высказывание, логические операции являются предметом изучения древней науки- логики. Что изучает логика? - Основоположником этой науки стал Древнегреческий философ Аристотель. Продолжателями дела Аристотеля явились Джордж Буль, который создал новый раздел в логике – математическую логику, которую еще называют алгеброй высказываний. В 20 веке предложил применить законы логики для проектирования работы технических устройств Клод Шеннон. | -Ло́гика (др.-греч. Λογική)- наука о мышлении, о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности. - ввел понятия высказывания, умозаключения, суждения) | Познавательные УУД: - развитие познавательной активности Личностные УУД: - формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков решения задач. Регулятивные УУД: -умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности. |
5 | Работа с учебником | - Давайте познакомимся с основными положениями логики, с помощью учебника и составим краткий опорный конспект. - Проверь свои записи | - Учебник С. 21- 24 (заполняют шаблон конспекта и проверяют себя) |
6 | Закрепление + устная проверка(I) | -Выполни задание в рабочей тетради | РТ. № 77 |
7 | Объяснение темы(II) – раздать справочный материал | - Выполняя задание №77, вы увидели, что высказывания могут быть не только истинными и ложными, но и простыми и сложными и над ними можно выполнять логические операции. Познакомимся с логическими операциями. | - смотрят видео, сравнивают со справочным материалом. |
8 | Закрепление(II) | - Выполни вместе с учителем | Р Систематизация полученных знаний Т. № 83(а, в), Учебник с. 39 № 11(1,3,5,7) |
9 | Самостоятельная работа + самопроверка | - Выполни самостоятельно -Проверь себя | Учебник с. 39 № 11(2,4,6) РТ. № 83(б) |
10 | Итоги урока, выставление оценок. | Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? | Отвечают на вопросы, выдвигают свои версии, соглашаются или опровергают |
развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения. -развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель |
11 | Рефлексия | | - Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти ответ? Проверьте себя. Работа в парах - Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний. | Обучающиеся фиксируют учебные задачи, поставленные ими в начале урока Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях. Обучающиеся отмечают слово Я на выбранной шкале. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочный материал