СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнас тики

.

[/b]

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата

Развитие силы, подвижности, и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Чтобы правильно осуществить подбор упражнений для артикуляционной гимнастики, важно знать:

- какие движения характерны для различных органов

артикуляционного аппарата.

- какие упражнения характерны для коррекции конкретного

звука.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произношения звуков родного языка.

Гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, маленького неба, так необходимых для правильного произношения той или иной фонемы русского языка.

Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, для того, чтобы взрослый мог контролировать качество движений, а ребенок- осознать, ощутить, запомнить. Сначала упражнения выполняются в замедленном темпе, обязательно перед зеркалом. Как только ребенок овладеет движениями, зеркало убирается.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием придумывается игровой образ. Например: движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы называются «качели». К этому упражнению подбирается картинка - образ, которая удерживает внимание ребенка, затем зачитывается художественное слово.

Важно научить ребенка не только внимательно слушать задание взрослого, но и понимать, точно выполнять упражнение, запоминать последовательность движений. Закрепление любого навыка требует систематичного повторения, поэтому и проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно 2-3 раза в день от 7 до 10 минут. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении спина у ребенка прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Работа организуется следующим образом: рассказ об упражнении с использованием игровых приемов, показ упражнения, проверка правильности его выполнения, автоматизация.

Эффективность коррекционной работы по совершенствованию артикуляционной моторики в значительной мере определяется активностью самого ребенка. Чтобы не пропал интерес к выполняемой работе, гимнастика не должна проводиться шаблонно, скучно, необходимо создать благоприятные условия, положительный эмоциональный настрой.

Необходимо проводить упражнения для расслабления мышц органов артикуляции, самомассаж языка, используя рисунки-подсказки. Для выполнения упражнений губ и языка можно использовать следующую авторскую литературу:

- З. А. Репина, В. И. Буйко «Уроки логопедии».

- М. А. Паваляева «Сказки о веселом язычке».

В литературе подобранны специальные упражнения, иллюстрационный материал, художественное слово, для успешного и эффективного выполнения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!