СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методы и приёмы формирования интереса к народной музыке у детей младшего возраста"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народная песня - неоценимый материал для развития музыкально - творческих способностей детей и играет огромное значение в воспитании подрастающего поколения.

Просмотр содержимого документа
«"Методы и приёмы формирования интереса к народной музыке у детей младшего возраста"»



МБУДО Вяземская ДШИ имени А.С. Даргомыжского



















Методическая работа на тему:

««Методы и приемы формирования интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста».

Разработчик:

Преподаватель

Миронова Ираида Ивановна



















Вязьма 2019г.


"Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому, самый занимательный, чем тот, который возник, вырос, развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор!"

В.И. Виноградов.


I. Введение

Среди многочисленных вопросов, связанных с музыкальным воспитанием, можно выделить один из важнейших как в воспитательном отношении, так и с точки зрения чисто учебной - вопрос о приобщении к народной музыке детей младшего школьного возраста.

Трудно переоценить ту пользу, которую может принести школа, если она будет проводить планомерную работу по воспитанию музыкально-эстетического вкуса, в которой народная музыка займет заслуженное место.

Н.Я. Брюсова, внесшая немало ценного в теорию и практику музыкального воспитания, в качестве исходного момента в музыкальных занятиях с детьми рекомендовала обращаться именно к народной песне. "Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка народу, от его народной песни".

Один из принципов дидактики - доступность, он предлагает для начального обучения народную песню: "Каждый должен петь совершенно свободно… Для такого пения, конечно, должен быть взят соответствующий материал… Такой материал дает народная песня, на которой и может вестись работа"(Б.Асафьев).

В настоящее время вряд ли нужно доказывать, насколько велико значение народного творчества в воспитании детей. О том, что народная песня - неоценимый материал для развития музыкально-творческих способностей учащихся, можно прочитать в научно-методических работах В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, О.А.Апраксинской, Е.Я.Гембицкой, В.А.Дышлевской, В.С.Попова, Ю.Б.Алиева, Д. Кабалевского, изданных в разные годы.

Музыкальная педагогика считает народное музыкальное творчество одной из важнейших основ системы музыкального воспитания и обучения. Через творчество своего народа дети лучше понимают творчество других народов, острее воспринимают и чувствуют общее, человеческое; знание музыки других народов воспитывает уважение к ним, горячую любовь к своей Родине, к родной природе.


II. Основная часть

Психологи утверждают, что в процессе начального обучения происходит перестройка личности младшего школьника. Вкусы детей в этот период только еще формируются, они не являются достаточно стойкими, определенными. Поэтому если с самого раннего возраста ребенок слышит и поет народные песни, играет и танцует под эту музыку, его слух постепенно осваивает ее мелодичные интонации и ритмические особенности, они становятся близкими, родными. Если в этот начальный период будут постепенно накапливаться музыкально-слуховые впечатления, связанные с родными интонациями, музыкальный опыт детей постепенно скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности, идеологии, поскольку музыкальные интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой. Следовательно, интерес и любовь к народной музыке нужно воспитывать. Как указывал Б. Асафьев, уважение к народной песне само по себе не появится, как не может появиться интерес в результате лишь того, что мы постоянно будем говорить, что "это - высокохудожественная музыка", перед которой "все должны беспрекословно преклоняться". Он пишет: "Надо помнить одно: нельзя рассчитывать в современной школе ни на инстинктивную любовь к народной песне, ни на интеллектуальное постижение ее эстетико-художественных красот…", нельзя "внедрить в сознание учащихся насильно уважение к тому, что не воспринято непроизвольно и свободно".

Отсутствие систематического слушания музыки своего народа, неумение применять на уроках различные педагогические методы и приемы, которые могут увлечь детей этой музыкой, являются одними из причин того, что дети не испытывают к ней достаточного интереса, следовательно, родная песня не воздействует на их чувства и не вызывает эмоциональной отзывчивости.

Необходимым условием для полноценного восприятия народной музыки является активное участие детей в музыкальной деятельности как на уроках (хоровое пение, музыкально-ритмические движения игры, слушание музыки, музыкальная грамота, пение по нотам), так и во внеклассной работе. В народной песне прекрасный музыкальный материал для дальнейшего укрепления и развития эстетических чувств и переживаний учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.

Школьники поют, играют и слушают песни разных народов: татарские, русские, украинские, литовские, польские и другие. Накопление впечатлений - это лишь этап, способный вызвать более или менее стойкий интерес у детей к народной песне. Нужны активные педагогические методы, которые стимулировали бы интерес к народному творчеству. Такими методами в нашей работе являются:

  • исполнение или разучивание песен учащимися, слушание музыки;

  • беседа как путь накопления теоретических знаний;

  • чтение и слушание книг и сказок о музыке как путь накопления исторических знаний о народном творчестве;

  • пение по нотам различных упражнений, способствующих созданию активной творческой атмосферы;

  • сравнение и сопоставление сходных или, наоборот, контрастных образов, что способствует углубленному эмоциональному восприятию произведений;

  • музыкально-игровые моменты и ритмические движения как эмоционально-увлекательный прием.

Учитывая, что песня наиболее доступна для восприятия детей, имеет не только музыкальное, но и словесное содержание, нужно чаще в качестве освоения музыкального инструмента брать короткие народные русские и татарские песенки.

Школьники знают, для чего они поют или играют данное упражнение, что нужно в нем достичь и как его исполнить. Учащиеся твердо знают, что хорошо исполненная учителем песня звучит красиво потому, что он выполняет необходимые условия: правильно сидит (стоит), верно держит голову, инструмент, а главное - думает о содержании песни, старается петь или играть интересно и выразительно.

Внимание детей активизируется вопросами о музыке, о связи слов с мелодией. Необходимо широко использовать прием сравнения и сопоставления, который, по выражению К.Д.Ушинского, "есть основа понимания и всякого мышления".

Постепенно вводятся произведения с менее контрастными признаками.

Синтезируя воспитательную, образовательную и художественную функции урока, надо стараться сохранить его целостность. На материале своей родной песни, учащиеся получали различные знания: учились различать звуки по высоте, длительности, силе, скорости движения, соотношение сильных и слабых долей, количество их в такте.

В процессе разучивания песен, учащиеся получают знания о выразительных возможностях музыкальных средств, учатся различать и анализировать их.

На примерах песн, разных по характеру, стараемся углубить представление детей о выразительном значении темпа. С этой целью разбираем с учащимися текст песни и музыку, определив главное в содержании - радостную картину прихода весны и ожидание прилета птиц. На вопросы: "Как нужно петь песню - весело, живо или спокойно? В каком темпе? Почему?" - учащиеся отвечают уверенно и активно. Они понимают, что темп создает определенное настроение, но и сам он зависит от содержания и характера песни. Усвоение других средств на материале музыкального фольклора обусловлено последовательностью развития музыкального восприятия младших школьников. Постепенно восприятие становится более дифференцированным, точным и осмысленным.

Большое внимание нужно уделить воспитанию у детей чувства ритма. С ритмом ученики знакомились на песнях и упражнениях, а также в процессе решения так называемых "музыкальных неурядиц" (когда произведение исполняется не так, как написано). Например, хорошо усвоенную в первом классе песню "Ладушки" исполнить с пунктирным ритмом. Дети заметили, что характер песни стал более энергичным, вместо плавной мелодия стала отрывистой, острой. Рассказать ученикам, что если прислушаться к мелодии любой песни, можно заметить, как одни звуки тянутся дольше, другие - короче, что музыкальные звуки по своей продолжительности (длительности) бывают различные. Школьники слушают музыку и хлопками в ладоши отмечают длительность звуков, используя для удобства слоговые обозначения ( дон - долгий звук, ди-ли - короткие). После точного воспроизведения ритмических рисунков дети графически с помощью учителя могут записать ритмический рисунок песни.

Сравнивая графическое изображение ритма многих песен пришли к выводу, что характер и настроение произведения зависит от определенного чередования различных по длительности музыкальных звуков, то есть от ритма.

Известно, что процесс осознанного восприятия ритма в первом классе следует начинать с простых, но вместе с тем очень характерных и наиболее часто встречающихся в песнях первого класса ритмических фраз, сочетающих в себе две длительности: четверть и две восьмые в двудольном размере.

Чтобы сохранить интерес к работе, некоторым упражнениям придаем игровой оттенок. Например, после прослушивания ритмической загадки "Зов птиц" спрашиваем первоклассников: "Как чирикает воробей? Как кричит кукушка? Как стучит дятел?" и т.д. Школьники с удовольствием отвечают.

Иногда вопросы ставятся в такой форме: "Кто так стучит в лесу:? А кто стучит так:?" и т.д. Дети отвечают, постукивая ритм или (во избежание шума) пальцами правой руки о ладонь левой.

Воспитывая ритмический слух детей на интонациях народных песен, широко используется дидактический материал, наглядные пособия, комплекты ритмических карточек, музыкально-двигательные упражнения, различные ритмические игры, например, ритмическая перекличка: педагог отстукивает ритм со слоговыми названиями, как бы спрашивая, другая - на эти же слоги отвечает; ритмическая игра "Эхо" (ритмический рисунок отстукивает учитель, а учащиеся точно и дружно, но не громко, повторяют его, используя хлопки, притопы, отстукивая карандашом или пальцами). У детей постепенно вырабатывается умение отстучать ритм в доступных для них произведениях.

По мере того как ученики приобретают некоторый музыкальный опыт, у школьников воспитывается умение слышать и отмечать повторения, незначительные изменения в музыке и т.д.

Известно, что внимание у младших школьников развито слабо, поэтому в течение урока надо часто переключать его на разнообразные виды учебной деятельности, в результате чего дети в процессе восприятия народной музыки получают комплексные знания из области музыкальной грамоты, слушания музыки и исполнительских навыков.

Весьма эффективный прием - обращение к учащимся "за помощью" для решения учебной задачи. Удивление и радость, вызванные "открытиями" самих учеников, создают творческую атмосферу в классе.

Такая подготовка позволяет вызвать интерес, собирает внимание всего класса, а веселая подвижная музыка вызывает положительную реакцию среди детей и создает благоприятные условия для проведения беседы о народных инструментах и танцах.

С целью воспитания у младших школьников умения распределять внимание на несколько одновременных действий, им даются более сложные задания: "Слушай музыку и простучи ее ритм; называя ноты, и определи их длительности".

При слушании музыки мы используем аналогичные методы. Например, методом сравнения выявить особенность танцевального жанра - пляски, которая проявилась в ритмике, в темпе, в оживленном характере. ("Полька" П. Чайковского; "Полька" Д.Файзи и "Барыня" русская народная песня и т.д.)

Большое значение в формировании интереса к народной музыке имеют такие педагогические приемы, которые пробуждают детей не только воспринимать музыку, но и уметь думать о ней, находить ответы на вопросы "Почему?", высказаться о ней.

Обычно младшие школьники принимают активное участие в беседах. Учитывается живой интерес детей и их эмоциональную настроенность, мы часто используются вопросы: "Почему", "А как ты думаешь?". Создавая проблемную ситуацию, мы тем самым заставляем учащихся задумываться, сопоставлять, сравнивать, вспоминать и, соответственно их возрасту, делать обобщение, вывод. Например, слушая во втором классе современную народную песню, учащиеся довольно логично рассуждают, почему песня вначале должна звучать тихо, как издалека, а затем громко. Умение самих учащихся услышать и отметить важное в музыке повышает у них интерес к работе, восприятие становится активно-творческим, аналитическим.

В процессе кратких бесед и разбора произведений нужно стремиться создать в классе атмосферу творческой заинтересованности, выработать у детей желание к проявлению собственной инициативы, самостоятельного мышления, стремление внести что-то новое, свое.

Творческое начало у ребят проявляется по-разному: в своеобразии ответов (не всегда, разумеется, верных, но ищущих), в слуховой наблюдательности, которая выражалась затем в стремлении поделиться своими впечатлениями о музыке, услышанной на уроке или вне школы, в рассказе, рисунке, скульптуре.

Проверка различными путями музыкальных знаний позволяет проследить, как развивается у детей интерес к народной музыке, а также степень его устойчивости. Необходимо вводить в урок:

  1. свободное высказывание детей о музыке;

  2. музыкальные викторины с элементами игры;

  3. слушание музыки по выборочному принципу;

  4. оценку школьниками произведений по трем категориям: "очень нравится", "не очень нравится" и "совсем не нравится".

Уровень развития интереса к народной музыке определяется нами следующим показателям: эмоциональная восприимчивость детей на всех этапах работы (непосредственная реакция на музыку); проявление любознательности к музыке в целом и к народной в частности (вопросы к учителю, желание высказаться о произведении, прослушать его еще раз или повторить народную песню, желание коллекционировать предметы, относящиеся к музыке - марки, открытки и т.д.); степень осознанности своих музыкальных впечатлений, выявляющаяся в суждениях и оценках воспринятого при проведении письменных и устных опросов учащихся.


III. Заключение

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить следующее:

  1. учитывая, что младший школьный возраст является особенно перспективным в развитии музыкальной восприимчивости, необходима достаточная музыкальная нагрузка на память детей, которая создает запас впечатлений и знаний, нужных для дальнейшего формирования интереса к народной музыке;

  2. музыкально-эстетический вкус будет развиваться тем успешнее, чем глубже дети будут изучать (слушать, петь, играть, анализировать) свою народную музыку, творчество других народов;

  3. детей увлекает и вносит эмоциональный интерес в работу только урок, насыщенный разнообразным учебным материалом, проводимый в достаточно быстром темпе;

  4. широкое использование народной музыки в обучении детей повышает уровень их музыкального восприятия, которое становится более дифференцированным, эмоциональным и осмысленным.


Список литературы:

  1. Программа "Искусство слышать" под ред. Д.Б.Кабалевского, М., Просвещение, 2004 г.

  2. "Русское народное творчество", "Экспериментальная программа", Н.С. Ширеева.

  3. "Воспитание музыкой",Т.С. Вендрева, М., Просвещение, 1991 г.

  4. "Причины, влияющие на развитие интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста", Л.Бобенко, М., Издательство - "Музыка", 1987 г.

  5. "Музыкальное воспитание в школе", выпуск 14, сост. О.А.Апраксина, М., Издательство - "Музыка", 1979 г.

  6. "Музыка» 1-3 кл.,М.Ф. Жиганшина, Н.В.Бакиева, Казань, Магариф, 1997 г.

  7. "Русский детский фольклор" М.Н. Малышкова, М., Просвещение, 1991 г.

  8. Рекомендации к практическим занятиям по методике музыкального воспитания. Волгоград, Перемена, 1993 г.

  9. Воспитание музыкой. Д.Б. Кабалевский, Просвещение, 1989 г.

  10. Музыкально-эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей младшего школьного возраста. Р.И. Исаева, ИПК, г..Казань, 2004 г.


2019год.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!