Методы исследования
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложные и многофункциональные объекты. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
I. Методы эмпирического познания. Они служат средством сбора научных фактов, которые подвергаются теоретическому анализу.
Эмпирический уровень познания включает в себя:
- наблюдение явлений,
- накопление и отбор фактов
- установление связей между ними.
Эмпирический уровень - это этап сбора данных (фактов) о социальных и природных объектах. На эмпирическом уровне изучаемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений. Главным для этого уровня является фактифицирующая деятельность. Эти задачи решаются с помощью соответствующих методов:
1. Наблюдение
Оно представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность, преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях. Суть его состоит в том, что изучаемый объект не должен подвергаться воздействию со стороны наблюдателя, то есть объект должен находиться в обычных, естественных условиях. Это наиболее простой метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.
Различают наблюдение прямое (визуальное), когда информацию получают без помощи приборов и наблюдение косвенное – информация получается при помощи приборов или автоматически при помощи регистрирующей аппаратуры.
Наблюдение как средство познания дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию о мире.
В повседневности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.
Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряд требований, важнейшими из которых являются:
- планомерность;
- целенаправленность;
- активность;
- систематичность.
Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы наблюдения:
- определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);
- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);
- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное — «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
Наблюдение — это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
2. Сравнение
Oдин из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Оно позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.
Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям:
- сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность.
- для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.
С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной, или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии.
3. Измерение
Является более точным познавательным средством. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом — от имеющихся измерительных приборов.
4. Эксперимент
Эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности. Собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций.
Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения. Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях.
Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:
1) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»;
2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях;
3) важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.
Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с «заместителем» этого объекта — моделью.
Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом и широко распространено в науке.
5. Материальное моделирование
Моделирование - метод изучения объектов на моделях, позволяющий получать знания при помощи заменителей (моделей) реальных объектов. Модель - мысленная или материально реализованная система, замещающая другую систему, с которой она находится в состоянии сходства. Модель заменяет объект исследования и имеет некоторые общие свойства с изучаемым объектом. Материальные модели выполняются из вещественных материалов. Метод моделирования позволяет получить информацию о различных свойствах изучаемых явлений на основе опытов с моделями.
6. Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование.
- Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
- Интервьюирование — разновидность беседы. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
- Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование — заочным опросом.
Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.
II. Методы теоретического исследования
Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.
Теоретический уровень познания связан с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением эмпирического материала, его переработкой. На теоретическом уровне раскрывается
- внутренняя структура и закономерности развития систем и явлений
- их взаимодействие и обусловленность.
Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.
Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
Mетоды, используемые на теоретическом уровне исследований:
1. Абстрагирование
Это отвлечение от некоторых свойств изучаемых объектов и выделение тех свойств, которые изучаются в данном исследовании. Имеет универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
Различают процесс абстрагирования и абстракцию. Процесс абстрагирования - это совокупность операций, ведущих к получению результата, т. е. к абстракции. Примерами абстракции могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т. п. Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами исследования и прежде всего - с анализом и синтезом.
2. Аксиоматический
Впервые был применен Евклидом. Суть метода состоит в том, что вначале рассуждения задается набор исходных положений, не требующих доказательств, поскольку они являются совершенно очевидными. Это положения называют аксиомами или постулатами. Из аксиом по определенным правилам строится система выводных суждений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений (суждений) образует аксиоматически построенную теорию.
3. Анализ и синтез
Анализ – это метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части. Когда ученый пользуется методом анализа, он мысленно разделяет изучаемый объект, то есть, выясняет, из каких частей он состоит, каковы его свойства и признаки.
Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему.
Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования.
Прямые (эмпирические) анализ и синтез применяются на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего.
Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяют структурно-генетические анализ и синтез. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное в них, их «клеточку», оказывающую решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.
Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.
4. Идеализация
Это мысленное создание понятий об объектах, не существующих в природе, но для которых имеются прообразы в реальном мире. Примерами понятий, которые возникли в процессе использования метода идеализации, являются «Идеальный газ», «Идеальный раствор», «Точка». Метод идеализации широко применяется не только в естественных науках, но и в общественных дисциплинах.
5. Индукция и дедукция
Индукция – вывод, рассуждение от «частного» к «общему». Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.
Дедуктивный метод основан на получении вывода при рассуждении от общего к частному. То есть, новое знание о предмете получают путем изучения свойств предметов данного класса.
6. Восхождения от абстрактного к конкретному
Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.
На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.
Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности — но уже в мышлении.
Оба этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительного «анатомирования» объекта мыслью, без восхождения от конкретного в действительности к абстрактным его определениям. Таким образом, можно сказать, что рассматриваемый метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него — к конкретному в мышлении.
III. Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование. С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое; медиана — показатель середины; степень рассеивания — дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др. Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы.
Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в разных видах: графики, диаграммы, таблицы.
Деду́кция (лат. deductio — выведение) — метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего. Цепь умозаключений (рассуждений), где звенья (высказывания) связаны между собой логическими выводами. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и её следствия. Дедукция — основное средство логического доказательства. Противоположно индукции.
Методические рекомендации к написанию научно-исследовательской работы
Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.
Главы и параграфы нумеруются, введение и заключение не нумеруются.
Во введении фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; формулируется гипотеза; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.
Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно-исследовательской работы.
Замысел исследования – основная идея, которая связывает воедино все структурные компоненты, определяет порядок проведения исследования, его этапы.
Тема – в ней отражается проблема в ее характерных чертах; удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая предпосылки успеха работы.
Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий. Проблема исследования – сформулированное противоречие между состоянием социальной действительности и ее теоретическим представлением, требующее для своего разрешения использования научных методов, процедур и приемов уточнения знания.
Проблема исследования – нечто неизвестное в науке или практике, требующее поиска новых знаний о действительности.
•Проблема возникает в результате появившегося противоречия, требующего разрешения (противоречие между знанием и незнанием).
•Формулирование проблемы – исходный момент любого научного исследования.
•Противоречие свидетельствует о несоответствии между какими-либо явлениями внутри объекта изучения.
Проблема исследования принимается как категория, обозначающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать.
Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?
Проблема исследования должна быть актуальной.
Исследование можно считать актуальным, если оно, во-первых, отвечает научной потребности практики, во-вторых, не имеет соответствующего готового научного решения.
Тема исследования выбирается с учетом актуальности и недостаточной проработанности конкретной заявленной проблемы.
Формулировка темы должна отражать процесс движения от известного к новому, т. е. динамику научного познания.
После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.
В литературе можно встретить трактование понятия объекта исследования в двух значениях. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.
Объект исследования – это то, что рассматривается; это та область, в рамках которой находится то, что будет изучаться, исследоваться.
Объект – это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником информации необходимым для исследования. объектом может быть: педагогический процесс (воспитание, развитие, обучение, формирование); педагогическое явление; педагогическая система; процесс развития конкретных психических процессов.
Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.
Предмет исследования – это та конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий, который собственно и исследуется (с какой стороны рассматривается объект).
Предмет более конкретен, чем объект и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливает границы научного поиска в каждом объекте.
Далее во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования.
Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Цель исследования – это представление автора о будущем результате.
Формулировка цели начинается, как правило, с глаголов:
- выяснить…
- сформировать…
- выявить…
- разработать…
- обосновать…
- определить…
- создать
- построить…
Цель – формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь; цель конкретизируется и развивается в задачах.
Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца. Задачи исследования – это конкретизированные или более частные цели; это обозначение конкретных вопросов, в совокупности обеспечивающих достижение общей цели исследования.
• Задачи можно формулировать как отдельные этапы или части исследования;
• Задачи могут называть те элементы, которые в ходе исследования должны быть выявлены, обоснованы, спроектированы, разработаны, изучены и т. д.
Задача – предполагаемый, локализованный результат исследования. В педагогическом исследовании существует иерархическая организованная последовательность постановки задач:
1) связана с выявлением, уточнением, углублением сущности, природы, структуры изучаемого объекта;
2) связана с анализом реального состояния предмета исследования;
3) связана с особенностями преобразования, моделирования опытно-экспериментальной проверки;
4) связана с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования изучаемого явления и процесса, то есть с практическими аспектами работы.
В психологическом исследовании специфика постановки задач определяется основными этапами исследовательской деятельности: анализ литературы; изучение проблемы; анализ и обработка результатов; интерпретация результатов; разработка программы коррекции какого-либо направления (или формулировка выводов); проведение контрольного эксперимента; анализ результатов; формулировка выводов и заключения.
Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.
Гипотеза считается научно состоятельной, если не включает в себя слишком много положений; не содержит не однозначных понятий; выходит за пределы простой регистрации актов, служит их объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею; проверяется и прикладывется к широкому кругу явлений; не включает в себя ценностных суждений; имеет правильное стилистическое оформление.
Гипотеза исследования – это развернутое предположение, указывающее на то, каким образом исследователь планирует достичь поставленной цели.
Формулируется гипотеза по схеме: «Если …, то…, так как …» или «Чем…, тем…, так как …» (описательная сторона, объяснительная и прогностическая).
Гипотеза – это ведущая идея автора, она не должна носить очевидного характера и демонстрировать столь явные предположения, которые нет смысла проверять.
Гипотеза – предположение, в котором на основе фактов делается выбор об объекте, о причинах явления, причем это предположение нельзя считать доказанным. Это предположение, приблизительный ответ на поставленные задачи исследования, допущение того, в какой взаимосвязи находится изучаемое явление с другими, какова его внутренняя структура.
Структура гипотезы:
-утверждение (например: процесс будет эффективным...);
-предположение (например: если будут соблюдены следующие условия...);
-научное обоснование (например: потому что существуют закономерности...).
Также гипотеза может состоять только из утверждения и предположения, обоснования в ясном виде не формулируются.
Методы исследования (см. «Методы исследования»)
1. Эмпирические методы:
-наблюдение (стандартизированное, свободное, включенное, контролируемое, прямое или косвенное);
-контент-анализ (анализ документации);
-изучение литературы по теме эксперимента;
-опросы (социологические);
-анкетирование (закрытое, открытое, комбинированное);
-тестирование (интеллектуальные, личностные, вербальные, бланковые, процессуальные, проектные, тесты состояний и свойств, тесты достижений в какой-либо области и т. д.);
-метод измерения (получение количественных данных об изучаемых объектах);
-интервьюирование.
2. Теоретические методы:
-логические методы познания (мыслительные операции): анализ, синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, сравнение, обобщение, аналогия, интегрирование, систематизация, моделирование, умозаключение;
-метод формирования гипотез;
-метод продуцирования идей;
-мысленный эксперимент;
-метод проектирования (прогнозирования).
Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно-исследовательской работы.
Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы, сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.
В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:
- определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;
- изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;
- обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;
- перечислить особенности формирования (факторы, условия, механизмы, этапы) и проявления (признаки, нормативное и патологическое функционирование) изучаемого явления.
В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.
Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы, от вида работы учащегося.
В последующих частях работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов.
При описании методик обязательными данными являются ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.
В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их квалификации, возраст, пол и другие данные, значимые для интерпретации.
Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.
После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных иллюстраций, рисунков и т. д.
Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:
- выводы должны являться следствием данного исследования и не требовать дополнительных измерений;
- выводы должны соответствовать поставленным задачам;
- выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;
- выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.
Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.
В конце, после заключения, принято помещать список литературы (см. «Правила оформления библиографии»), куда заносятся только использованные в тексте работы источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения научно-исследовательской работы.
В приложении определяются материалы объемного характера. Туда можно отнести первичные таблицы, графики, продукты деятельности испытуемых и др. По своему содержанию приложения могут быть разнообразного плана: объёмные рисунки, справочники, нормативно-правовая документация и т.д.
Виды исследовательских работ учащихся
1. Реферат.
Целевая установка: краткое изложение какой-либо научной проблемы на основе обзора литературы и других источников.
Содержание (основные направления) деятельности:
·изучение литературы и всевозможных источников по указанной проблеме;
·изложение полученной информации;
·сравнение источников, выявление общего и различного во взглядах;
·формирование концепции (своей точки зрения);
·выявление научной или практической значимости проблемы.
2. Практическое (эмпирическое) исследование.
Целевая установка: получение субъективной новизны, т.е. результат, достигнутый учащимися, является достоверным, но обладает новизной только для данного исследователя.
Содержание (основные направления) деятельности:
·сбор эмпирической информации на основе наблюдений, опросов, анкетирования, эксперимента;
·осмысление полученных результатов;
·формулирование проблемы (противоречий) ;
·планирование её решения;
·постановка эксперимента (при необходимости);
·сравнение результатов;
·выявление научной или практической значимости проблемы.
3. Теоретическое исследование.
Целевая установка: всестороннее познание объективной реальности через объяснение установленных фактов, формирование теоретических (фундаментальных) знаний.
Содержание (основные направления) деятельности:
•освоение теоретических основ изучаемой проблемы;
•осмысление и объяснение установленных фактов;
•формирование теоретических знаний на основе логических методов познания;
•выдвижение различных гипотез с обоснованием их возможности;
•продуцирование идей (формирование обобщенного принципа, объясняющего суть идеи);
·мысленный эксперимент (построение теоретической модели тех процессов, которые в данный момент неосуществимы).
4. Экспериментальное исследование.
Целевая установка: поиск нового способа решения какой-либо проблемы опытным путем в естественных или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях.
Содержание (основные направления) деятельности:
-разработка программы эксперимента;
-формирование базы для его проведения;
-определение этапов деятельности;
-подготовка эксперимента;
-практический эксперимент;
-обработка данных, анализ результатов, корректировка гипотезы;
-оформление и описание хода и результатов экспериментального исследования;
-внедренческий этап.
Правила оформления библиографических списков
Описание книги одного автора
Ефимова О.В. Финансовые анализы / О.В. Ефимова. – М.: Бухгалтерский учет, 1999. – 351 с.
Хачатуров К.А. Латиноамериканские уроки для России = Latinoamericanas para Rusia / К.А. Хачатуров ; Дипломат. акад. МИД Рос. Федерации. – М.: Междунар. отношения, 1999. – 394 с.
Эриашвили Н.Д. Экологическое право: учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 415 с.
Описание книги 2, 3-х авторов
В заголовке описания книги двух или трёх авторов приводят фамилию одного автора, как правило, первого из указанных на титульном листе:
Донцова Л.В. Анализы бухгалтерской отчетности / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. – М.: Дело и Сервис, 1999. – 298 с.
Бочаров Г.Н. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма / Г.Н. Бочаров, В.П. Выголов. – М.: Искусство, 1983. – 336 с.
Цыпкин Ю.А. Агромаркетинг и консталтинг: учебное пособие для вузов / Ю.А. Цыпкин, А.Н. Люкшинов, Н.Д. Эриашвили; под ред. Ю.А. Ципкина. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2000. – 637 с.
Eckhouse R.H. Minicomputer systems. Organization, programming and application / R.H. Eckhouse, H.R.Morris. – New York, 1999. – 491 p.
Описание книги 4-х и более авторов
Долой библиотечные стандарты! / С.Д. Ильенкова, А.В. Бандурин, Г.А. Горбовцов и др.; под ред. С.Д. Ильенкова. – М.: ЮТА, 2000. – 583 с.
Книга под заглавием
Проблемы азиатско-тихоокеанского региона и внешняя политика России: сборник научных статей / Рос. акад. наук, Ин-т междунар. экон. и полит. исслед, Центр азиат. исслед.; отв. ред.: М.Е. Тригубенко. – М.: ЭПИКОН, 2000. – 104 с.
Россия и США после «холодной войны» / Ю.П. Давыдов, В.А. Кременюк, А.И. Уткин и др.; отв. ред. В.А. Кременюк. – М.: Наука, 1999. – 141 с.
Многотомное издание (под именем индивидуального автора)
Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4 т. / М.Ю. Лермонтов; отв. ред. В.А. Мануйлов; АН СССР, Ин-т рус. лит. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Наука, 1999.
Отдельный том (под общим заглавием)
Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. Поэмы / М.Ю. Лермонтов; ред. Т.П. Голованова. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Наука, 1999. – 575 с.
Многотомное издание (под заглавием)
Внешняя политика и безопасность современной России (1991–1998): в 2 т. / Моск. обществ. науч. фонд; редкол.: Арбатов Г.А. и др. – М. : Изд. центр науч. и учеб. прогр., 1999.
Отдельный том (под общим заглавием)
Внешняя политика и безопасность современной России (1991–1998). В 2 т. Т. 2. Документы / сост., авт. введ. и коммент. Шаклеина Т.А. – М. : Изд. центр науч. и учеб. прогр., 1999. – 509 с.
Составная часть книги
Крюков Б.В. Вопросы проектирования информационных систем / Б.В. Крюков, Н.П. Хозин // Технические средства обработки информации. – М., 1976. – С. 11-25.
Губарь А. М. Формализованный метод организации справочных массивов / А.М. Губарь, Г.И. Ревунков, В.В. Чистов // Организация и управление научными исследованиями в технических вузах. – М., 1979. – Вып. 3. – С. 53-59.
Описание сборников
Хочу все знать! / Госкомстат. – СПб.: Петербургкомстат, 1999. – 21 с.
Много будешь знать – скоро состаришься!: сборник научных трудов / МГУ. – М.: Изд-во МГ, 1998. – 105 с.
Описание статей из газет, журналов, сборников
Насыров М. Мальчик хочет в Тамбов / М. Насыров // Новейшая газета. – 1998. – 21 марта.
Горький А.М. А был ли мальчик? / А.М. Горький, И. Хватов // Истоки. – 2000. – № 1. – С. 30-41.
Критиканов И.Т. Поле чудес в стране… / И.Т. Критиканов, В.Н. Обяанов, Е.В. Русанов // Бухгалтерский учет. – 1996. – № 38. – С. 30-34.
Кому на Руси жить хорошо? / Б.А. Березов, В.А. Гусев, А.Б. Дубов и др. // Эксперт. – 1996. – № 14. – С. 40-52.
А ты сдал книги в библиотеку!? // Библиотечное дело. – 1996. – № 4. – С. 49-56.
Описание нормативно-правовых актов
О борьбе хорошего с лучшим: федеральный закон РФ от 13.12.94 № 60–ФЗ // Закон. – 2000. – № 3. – С. 117-119.
О том, о сем: указ Президента РФ от 25.02.2000 № 433 // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 9. – Ст. 1024.
Ни о том, ни о сем: постановление Правительства РФ от 26.05.98 № 507 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 22. – Ст. 2467.
Об использовании кассовых аппаратов: инструкция МНС РФ от 02.03.2000 № 02-01-16/27 // Экономика и жизнь. – 2000. – № 16. – С. 7.
Проблемы дырявого кармана: письмо ЦБ России от 14.03.96 № 252 // Бизнес и банки. – 1996. – № 15. – С.4-5.
Описание диссертаций, авторефератов, депонированных рукописей
Данилов Г.В. Как же быть?: дис. канд. экон. наук: 05.13.10 / МАИ. – М., 1999. – 138 с.
Манилов А.В. Кто виноват?: автореф. дис. канд. юрид. наук: 05.13.10 / МЮИ. – М., 1999. – 16 с.
Викулина Т.Д. Что же мне делать? / Т.Д. Викулина, С.В. Днепрова; МВГУ. – М., 1998. – 214 с. – Деп. В ИНИОН РАН 06.10.98, № 53913.
Электронный ресурс локального доступа
Библиография по социальным и гуманитарным наукам, 1993-1995 [Электронный ресурс] / Ин-т науч. информ. по обществ. наукам (ИНИОН). – М., 1995. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Learn to speak French. Beginner level [Electronic resource]. – Cleveland (Ohio): Polyglot Media, 1994. – 1 electronic optical disc (CD-ROM).
Справочно-правовые системы
Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений: Приказ от 24 августа 2000 г. № 2488 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: локальный. - Дата обновления 17.09.2012.
Еделев А.Л. Коррупция как системная угроза стабильности и экономической безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] / А.Л. Еделев // Миграционное право. - 2009. - № 2. - СПС «КонсультантПлюс». - Версия 4012.00.32. - Режим доступа: локальный. - Дата обновления 01.05.2013.
Словарь терминов для написания научно-исследовательской работы
Абстрагирование – исследовательский метод, заключающийся в изолированном рассмотрении одного выделенного параметра без учёта всех остальных.
Актуальность – важность изучения данной проблемы для современной науки и практики. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?
Анализ – теоретический метод исследования, предполагающий такую мыслительную операцию, при которой исследуемый процесс или явление расчленяется на составляющие для их специального и углубленного самостоятельного изучения.
Аналогия – мыслительная операция, при которой побирается подобие, прототип.
Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.
Беседа – эмпирический метод, предполагающий личный контакт с отвечающим.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений; строится по внутренней логике: «Если…, то…». Это логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения. Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям: не включает в себя слишком много положений; не содержит не однозначных понятий; выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею; проверяется и прикладывется к широкому кругу явлений; не включает в себя ценностных суждений; имеет правильное стилистическое оформление.
Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности таких случаев.
Задачи исследования – поэтапные действия, представляющие своеобразный алгоритм для достижения стратегической цели исследования.
Идеализация – проектирование идеального, с точки зрения исследователя, образа явления или процесса, т.е. теоретической модели; применяется при выработке гипотез.
Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.
Индукция – вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.
Исследовательское задание – элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.
Категория – форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.
Классификация – теоретический метод исследования, основанный на упорядочении изучаемых объектов, фактов, явлений по отношению друг к другу.
Конкретизация – процесс, обратный абстрагированию, предполагает нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего объекта.
Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.
Конъюнктура – создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни.
Краткое сообщение – научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа – оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.
Ключевое слово – слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.
Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов. Методы исследования делятся на теоретические (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, идеализация, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, моделирование, классификация, обобщение) и эмпирические (наблюдение, беседа, оценка экспертов, самооценка, изучение опыта, опытная работа, обследование, эксперимент).
Методология научного познания – учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Моделирование – теоретический метод исследования, предполагающий построение модели.
Мониторинг – постоянный надзор, регулярное отслеживание результатов исследования.
Наблюдение – наиболее информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия.
Научный факт – событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.
Новизна – степень вклада в настоящую отрасль науки или науки в целом.
Обзор – научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития.
Обобщение – одна из важных мыслительных операций, в результате которой выделяются и фиксируются относительно устойчивые свойства объектов и их отношений.
Обследование – изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации, что определяется целями и задачами исследования.
Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.
Опытная работа – метод внесения предварительных изменений, инноваций в процесс в расчете на получение более высоких его результатов.
Проблема – противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений.
Практическая значимость – характер использования результатов данной исследовательской работы в практике.
Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.
Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Проблема (научная) – противоречие между наличествующим и должным. Проблема способствует определению направления в организации исследования и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.
Синтез – мыслительная операция, в ходе которой из выявленных элементов и фактов восстанавливается целостная картина.
Сравнение – теоретический метод, предполагающий сопоставление объектов с целью выявления их сходства и отличий, общего и особенного.
Теоретическая основа – концептуальные положения (идеи, принципы), на которые опирается исследование.
Теория – учение, система идей или принципов, совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.
Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.
Фактографический документ – научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы.
Цель – конечный результат работы, которые формулируется на основе гипотезы. Это конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.
Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, в основе которого лежит строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях/