СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Множества. Операции над множествами"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для занятия по основам дискретной математики

Просмотр содержимого документа
«"Множества. Операции над множествами"»

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА      80 часов  Дифференцированный зачет

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА 80 часов Дифференцированный зачет

 Исторические предпосылки   Основы логики, науки о законах и формах человеческого мышления были заложены величайшим древнегреческим философом Аристотелем (384-322 гг. до н. э.)

Исторические предпосылки

  • Основы логики, науки о законах и формах человеческого мышления были заложены величайшим древнегреческим философом Аристотелем (384-322 гг. до н. э.)
Аристотель   -обстоятельно исследовал терминологию логики - подробно разобрал теорию умозаключений и доказательств -описал ряд логических операций -сформулировал основные законы мышления

Аристотель

  • -обстоятельно исследовал терминологию логики
  • - подробно разобрал теорию умозаключений и доказательств
  • -описал ряд логических операций
  • -сформулировал основные законы мышления
Логика - наука, изучающая законы и формы мышления; учение о способах рассуждений и доказательств Математическая логика — раздел математики, посвящённый изучению математических доказательств и вопросов оснований математики
  • Логика - наука, изучающая законы и формы мышления; учение о способах рассуждений и доказательств
  • Математическая логика — раздел математики, посвящённый изучению математических доказательств и вопросов оснований математики
Зарождение математической логики Логическая абстракция (перенос математических действий на нематематические объекты) Практические задачи по математике Математическая абстракция (арифметические примеры) Логическая абстракция (перенос математических действий на нематематические объекты

Зарождение математической логики

  • Логическая абстракция (перенос математических действий на нематематические объекты)

Практические задачи по математике

Математическая абстракция

(арифметические примеры)

Логическая абстракция (перенос математических действий на нематематические объекты

Основная идея математической логики - формализация знаний и рассуждений
  • Основная идея математической логики - формализация знаний и рассуждений
Определение формальной системы :   1) Задан алфавит (множество символов, используемых для построения формул). 2) Определено, какие именно строки считать формулами (остальные строки считаются просто бессмысленными).

Определение формальной системы :

  • 1) Задан алфавит (множество символов, используемых для построения формул).
  • 2) Определено, какие именно строки считать формулами (остальные строки считаются просто бессмысленными).
3) Выделено множество формул, называемых аксиомами. 4) Задано множество правил вывода, которые позволяют из некоторой формулы (или множества формул) получать новую формулу.
  • 3) Выделено множество формул, называемых аксиомами.
  • 4) Задано множество правил вывода, которые позволяют из некоторой формулы (или множества формул) получать новую формулу.
Определение формальной стереометрической системы :   1) Задан алфавит: точка, прямая, плоскость 2) Определено, какие именно строки считать формулами: -точка принадлежит прямой; -прямые пересекаются -прямая не пересекает плоскость …

Определение формальной стереометрической системы :

  • 1) Задан алфавит: точка, прямая, плоскость
  • 2) Определено, какие именно строки считать формулами:
  • -точка принадлежит прямой;
  • -прямые пересекаются
  • -прямая не пересекает плоскость
3) Выделено множество формул, называемых аксиомами: -какова бы ни была плоскость, существуют точки, принадлежащие на ей и точки, не принадлежащие ей -если две прямые имеют общую точку, то через них можно провести плоскость и притом только одну
  • 3) Выделено множество формул, называемых аксиомами:
  • -какова бы ни была плоскость, существуют точки, принадлежащие на ей и точки, не принадлежащие ей
  • -если две прямые имеют общую точку, то через них можно провести плоскость и притом только одну
4) Задано множество правил вывода, которые позволяют из некоторой формулы (или множества формул) получать новую формулу. Доказательство теорем: -через три точки, не лежащих на одной прямой можно провести плоскость и притом только одну.
  • 4) Задано множество правил вывода, которые позволяют из некоторой формулы (или множества формул) получать новую формулу.

Доказательство теорем:

-через три точки, не лежащих на одной прямой можно провести плоскость и притом только одну.

Определение формальной тригонометрической системы :   1) Задан алфавит: sinx, cosx, tgx, ctgx, 2) Определено, какие именно строки считать формулами (остальные строки считаются просто бессмысленными) -определения тригонометрических функций острого угла прямоугольного треугольника -sin, cos… или sosx-бессмысленные записи

Определение формальной тригонометрической системы :

  • 1) Задан алфавит: sinx, cosx, tgx, ctgx,
  • 2) Определено, какие именно строки считать формулами (остальные строки считаются просто бессмысленными)
  • -определения тригонометрических функций острого угла прямоугольного треугольника
  • -sin, cos… или sosx-бессмысленные записи
3) Выделено множество формул, называемых аксиомами: -тригонометрическая окружность с радиусом, равным 1 4) Задано множество правил вывода, которые позволяют из некоторой формулы (или множества формул) получать новую формулу: sin²x+cos²x=1 sinx/cosx=tgx…
  • 3) Выделено множество формул, называемых аксиомами:
  • -тригонометрическая окружность с радиусом, равным 1
  • 4) Задано множество правил вывода, которые позволяют из некоторой формулы (или множества формул) получать новую формулу:
  • sin²x+cos²x=1
  • sinx/cosx=tgx…
Определение формальной лингвистической системы :   1) Задан алфавит: а, б, в, г, д…. 2) Определено, какие именно строки считать формулами- слова (остальные строки считаются просто бессмысленными) -лес, поле-имеют лексическое значение -сле, олеп-бессмысленны

Определение формальной лингвистической системы :

  • 1) Задан алфавит: а, б, в, г, д….
  • 2) Определено, какие именно строки считать формулами- слова (остальные строки считаются просто бессмысленными)
  • -лес, поле-имеют лексическое значение
  • -сле, олеп-бессмысленны
3) Выделено множество формул, называемых аксиомами: -слово имеет корень, приставку, суффикс и окончание 4) Задано множество правил вывода, которые позволяют из некоторой формулы (или множества формул) правила образования и написания слов: -приехавшие -дома (проверочное слово дом) -ключик (образовано от слова ключ с помощью суффикса ик)
  • 3) Выделено множество формул, называемых аксиомами:
  • -слово имеет корень, приставку, суффикс и окончание
  • 4) Задано множество правил вывода, которые позволяют из некоторой формулы (или множества формул) правила образования и написания слов:
  • -приехавшие
  • -дома (проверочное слово дом)
  • -ключик (образовано от слова ключ с помощью суффикса ик)
Приведите свои примеры
  • Приведите свои примеры
Доказательства   С появлением во второй половине XX веке компьютеров особое значение приобрело применение методов математического доказательства для проверки и синтеза программ и было установлено структурное соответствие.

Доказательства

  • С появлением во второй половине XX веке компьютеров особое значение приобрело применение методов математического доказательства для проверки и синтеза программ и было установлено структурное соответствие.
Множества

Множества

Определение формальной теоретико-множественной системы
  • Определение формальной теоретико-множественной системы
Дискретная математика  Дискретная математика – область математики, занимающаяся изучением свойств структур конечного характера, которые возникают как внутри математики, так и в её приложениях. Дискретная (конечная) математика – это раздел математики, не связанный с понятиями предела, непрерывности и бесконечности

Дискретная математика

  • Дискретная математика – область математики, занимающаяся изучением свойств структур конечного характера, которые возникают как внутри математики, так и в её приложениях.
  • Дискретная (конечная) математика – это раздел математики, не связанный с понятиями предела, непрерывности и бесконечности
Определение множества и его элементов Множество -совокупность объектов, обладающих общим свойством. Объекты, из которых составлено множество, называются элементами множества. Множества обычно обозначают большими латинскими буквами (например:   A,   S,   D ), а их элементы    - строчными (например:   a,   s,   d ).

Определение множества и его элементов

  • Множество -совокупность объектов, обладающих общим свойством.
  • Объекты, из которых составлено множество, называются элементами множества.
  • Множества обычно обозначают большими латинскими буквами (например:   A,   S,   D ), а их элементы    - строчными (например:   a,   s,   d ).
ПРИМЕРЫ МНОЖЕСТВ 1.      Множество N  - множество натуральных чисел. 2.     Множество L  - множество букв русского алфавита. Множество не, содержащие элементов называется пустым.

ПРИМЕРЫ МНОЖЕСТВ

  • 1.      Множество N  - множество натуральных чисел.
  • 2.     Множество L  - множество букв русского алфавита.
  • Множество не, содержащие элементов называется пустым.
ЗАДАНИЕ МНОЖЕСТВ 1.      Перечисление элементов:  P={точка, прямая, плоскость, тело},  S={0,1,2}. 2.     Задание характеристического свойства:   L={n|n N и n

ЗАДАНИЕ МНОЖЕСТВ

  • 1.      Перечисление элементов: 
  • P={точка, прямая, плоскость, тело}, 
  • S={0,1,2}.
  • 2.     Задание характеристического свойства: 
  • L={n|n N и n
ОПЕРАЦИИ НАД МНОЖЕСТВАМИ

ОПЕРАЦИИ НАД МНОЖЕСТВАМИ

ОБЪЕДИНЕНИЕ Объединение двух множеств А и В – это новое множество, элементами которого являются элементы, принадлежащие множеству А или множеству В. Обозначение: А В. А В={x| х А   или х В}.

ОБЪЕДИНЕНИЕ

  • Объединение двух множеств А и В – это новое множество, элементами которого являются элементы, принадлежащие множеству А или множеству В.
  • Обозначение: А В.
  • А В={x| х А   или х В}.
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ Пересечение двух множеств А и В – это новое множество, элементами которого являются элементы, принадлежащие множеству А и множеству В .  Обозначение: А В. А В={x| х А   и х В}.

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ

  • Пересечение двух множеств А и В – это новое множество, элементами которого являются элементы, принадлежащие множеству А и множеству В .
  • Обозначение: А В.
  • А В={x| х А   и х В}.
РАЗНОСТЬ Разность двух множеств А и В – это новое множество, элементами которого являются элементы, принадлежащие множеству А и не принадлежащие множеству В. Обозначение: А \ В. А \ В={x| х А   и х В}.

РАЗНОСТЬ

  • Разность двух множеств А и В – это новое множество, элементами которого являются элементы, принадлежащие множеству А и не принадлежащие множеству В.
  • Обозначение: А \ В.
  • А \ В={x| х А   и х В}.
ВКЛЮЧЕНИЕ Множество В содержится во множестве А (множество А включает множество В, множество В является подмножеством А), если каждый элемент множества В является элементом множества А. Обозначение: В А.

ВКЛЮЧЕНИЕ

  • Множество В содержится во множестве А (множество А включает множество В, множество В является подмножеством А), если каждый элемент множества В является элементом множества А.
  • Обозначение: В А.
УНИВЕРСУМ И ПУСТОЕ МНОЖЕСТВО Универсальное множество (универсум) U - множество, содержащее все элементы рассматриваемой задачи: элементы всех множеств задачи и элементы, не входящие в них. Пустое множество Ø - множество, не содержащее ни одного элемента рассматриваемой задачи.

УНИВЕРСУМ И ПУСТОЕ МНОЖЕСТВО

  • Универсальное множество (универсум) U - множество, содержащее все элементы рассматриваемой задачи: элементы всех множеств задачи и элементы, не входящие в них.
  • Пустое множество Ø - множество, не содержащее ни одного элемента рассматриваемой задачи.
Диаграммы Эйлера-Венна -наглядное средство для работы со множествами. На этих диаграммах изображаются все возможные варианты пересечения множеств.
  • Диаграммы Эйлера-Венна -наглядное средство для работы со множествами.
  • На этих диаграммах изображаются все возможные варианты пересечения множеств.
Назовите элементы пересечения множеств с помощью характеристического свойства

Назовите элементы пересечения множеств с помощью характеристического свойства

Определение формальной теоретико-множественной системы :   1) Задан алфавит: -элементы, множества 2) Определено, какие именно строки считать формулами (остальные строки считаются просто бессмысленными) -общее свойство -перечисление элементов

Определение формальной теоретико-множественной системы :

  • 1) Задан алфавит:
  • -элементы, множества
  • 2) Определено, какие именно строки считать формулами (остальные строки считаются просто бессмысленными)
  • -общее свойство
  • -перечисление элементов
3) Выделено множество формул, называемых аксиомами: -операции над множествами -круги Эйлера 4) Задано множество правил вывода, которые позволяют из некоторой формулы (или множества формул) получать новую формулу: -решение задач
  • 3) Выделено множество формул, называемых аксиомами:
  • -операции над множествами
  • -круги Эйлера
  • 4) Задано множество правил вывода, которые позволяют из некоторой формулы (или множества формул) получать новую формулу:
  • -решение задач