СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новые изложения 2023 года с микротемами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые изложения 2023 года с микротемами

Просмотр содержимого документа
«Новые изложения 2023 года с микротемами»

ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2023

ТЕКСТЫ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЙ

Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать. Поймут ли? Почувствуют ли то, что любило его сердце? От этого зависит так много… И прежде всего – состоится ли у него желанная, духовная встреча с теми далёкими, но близкими, для которых он писал свою книгу?

И вот мы, читатели, берёмся за эту книгу. Перед нами чувства, идеи, образы ‒ целое здание духа, которое даётся нам как бы при помощи шифра. Оно скрыто за буквами, общеизвестными словами и образами. Жизнь, яркость, силу, смысл должен из них добыть сам читатель. Он должен воссоздать в себе созданное автором, и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто: книга пройдёт мимо него. Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. Но, к сожалению, это совсем не так. Ведь настоящий читатель отдаёт книге всё своё внимание, все свои душевные способности, которые необходимы для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к механическому соединению слов, оно требует твёрдого желания услышать голос автора.

Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, время и расстояние, оно помогает чувствовать связь с другими людьми и вместе с автором постигать сущность мира. Читать – значит искать и находить, потому что читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад. Это творческий процесс, потому что воспроизводить – значит творить.

(По И.А. Ильину)

208 слов

Критерии оценивания задания 1

Таблица 1

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

1

От того, насколько точно читатели способны понять
и почувствовать мысли писателя, зависит их духовная встреча.

2

Книга – это зашифрованные писателем чувства, идеи, образы. Задача читателя – самостоятельно добыть смысл из прочитанного. Настоящее чтение не может быть механическим, оно требует усилий, чтобы услышать голос автора.

3

Чтение – это творческий процесс: читатель отыскивает скрытый писателем духовный клад. Это помогает нам постичь сущность мира.


 

В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты. Если человека привезти на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от моря подальше, то это одно. Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживёт несколько дней, то это совсем другое.

Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или на водопад. Море с его синевой, запахом, грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с чайками и облаками наполнит вас, очистит, облагородит, останется в душе навсегда. Но этого не произойдёт, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда.

Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо, россыпь брусники вокруг старого пня; у меня появлялось чувство, похожее на досаду. Я не знал, что мне делать, как себя вести. Потом я понял: нужно остановиться и смотреть. Любоваться. Созерцать, исцеляя душу. Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты. Только тогда красота, которой конца и краю нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она и принесёт радость.

(По В.А. Солоухину)

202 слова

Критерии оценивания задания 1

Таблица 1

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

1

В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты.

2

На море можно смотреть часами. Его красота наполнит вашу душу, но этого не произойдёт, если взгляд будет быстрым
и поверхностным.

3

Нужно остановиться и любоваться красотой, не думая
о времени. Только так возможен глубокий духовный контакт
с прекрасным, который принесёт радость.


 

Самая большая ценность народа ‒ его язык. Язык, на котором он читает, пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но все наши мысли формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер ‒ прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека ‒ гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Каждый человек пользуется языком народа. В языке отразились внутренние силы нации: её склонность к эмоциональности, разнообразие характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер, то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И всё это отразилось в языке. Именно поэтому нужно понимать историю слов и выражений, знать фразеологизмы, поговорки и пословицы, родную литературу. Язык, отторгнутый от истории народа, станет песком во рту!

(По Д.С. Лихачеву)

174 слова

Критерии оценивания задания 1

Таблица 1

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

1

Самая большая ценность народа ‒ его язык, на котором он читает, пишет, говорит, думает.

2

Суждения о человеке по его внешности и поведению часто бывают ошибочными. Язык человека ‒ более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

3

Каждый человек пользуется языком народа, в котором отразились внутренние силы нации. Именно поэтому нужно знать и понимать историю родного языка.


 































Человек соприкасается с искусством каждый день не только в музеях. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в волшебный и таинственный мир искусства. Здания, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения – всё это может быть произведениями искусства. Но может и не быть. Далеко не каждую картину, статую, песню и каждый фарфоровый сервиз считают шедеврами. Как отличить произведение искусства от ремесленных поделок? Не существует рецепта, где было бы точно изложено, что и в каких пропорциях можно соединить, чтобы получилось подлинное произведение искусства. Однако можно развить в себе способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы называем вкусом.

Искусство – это форма познания мира. Но методы искусства совершенно не похожи на научные. Кинофильмы сжимают целую человеческую жизнь до двухчасового действия. Некоторые художники сознательно нарушают пропорции тела человека. Именно такие художественные эксперименты позволяют зрителю сосредоточиться на главном, рассмотреть то, что в повседневной жизни он просто не замечает.

Иногда происходит чудо: искусство меняет людей. Человек, попадая в притягательный мир искусства, задумывается о тайне красоты, начинает чувствовать в себе стремление к творчеству. Весь смысл жизни может стать совершенно другим. Может быть, это и есть главное предназначение искусства – позволить человеку познать самого себя.

(По М.Д. Аксёновой)

187 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

1

Человек соприкасается с искусством каждый день. Не существует рецепта, как отличить произведение искусства от ремесленных поделок, но можно развить в себе вкус – способность чувствовать и ценить прекрасное.

2

Искусство – особая форма познания мира. Методы искусства позволяют человеку сосредоточиться на главном, рассмотреть то, что в повседневной жизни он не замечает.

3

Искусство меняет людей. Одно из его главных предназначений – позволить человеку познать самого себя.


 

Необычной была дружба этих двух людей – Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Ивановича Пущина. Шесть лет они учились вместе в Царскосельском лицее. Затем были довольно редкие встречи в Петербурге у общих знакомых. И вот единственный день, проведённый вместе, – 11 января 1825 года, когда Пущин первым из друзей посетил Пушкина, который находился в ссылке в Михайловском. И всё. Больше они никогда не виделись. Одиннадцать лет Пущин-декабрист провёл в тюрьме и на каторге. Но дружба не слабела. Многие стихотворения Пушкин посвятил другу.

После смерти Пушкина настал черёд Пущина одному за двоих хранить верность старой дружбе. Он словно и не считал Пушкина погибшим, непрестанно обращался к лицейским годам, к Михайловскому свиданию, добывал неизвестные ему прежде стихи Пушкина, письма, прозу и как бы во второй раз узнавал лицейского товарища.

Влияние личности и образа мыслей Пущина на Пушкина, начавшееся ещё в лицее, очень значительно. Большой Жанно́ (так называли лицеисты Пущина) не раз охлаждал горячую голову темпераментного друга, никогда, с отроческих лет, не боялся сказать другу правду. Столь же несомненно и велико влияние Пушкина на Пущина: огромный талант, глубокий ум, острота чувств, доброе сердце – всё это могло оставить равнодушной личность мелкую, но такого человека, как Пущин, покорило навсегда.

(По В.В. Кунину)

191 слово

Критерии оценивания задания 1

Таблица 1

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

1

Дружба А.С. Пушкина и И.И. Пущина была необычна: несмотря на редкие встречи, она не слабела. А.С. Пушкин посвятил другу многие стихотворения.

2

После смерти Пушкина Пущин продолжал хранить верность старой дружбе.

3

Взаимное влияние друзей было значительным. С одной стороны, Пущин смирял темперамент друга, всегда говорил ему правду. С другой стороны, талант, ум, доброе сердце Пушкина навсегда покорили Пущина.


 

Андерсен считал свою жизнь прекрасной и почти безоблачной, но, конечно, лишь в силу детской своей жизнерадостности. Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. Таким людям, как Андерсен, нет нужды растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропустить то мгновение, когда весна прикоснётся губами к деревьям. Как бы хорошо никогда не думать о житейских невзгодах! Что они сто́ят по сравнению с этой благодатной, душистой весной!

Андерсену хотелось так думать и так жить, но действительность совсем не была милостива к нему. Было много огорчений и обид особенно в первые годы, когда он был неизвестен и беден. Андерсен говорил о себе, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. За что? За то, что он был сыном сапожника, что он не был похож на благополучных обывателей, что ставил творчество выше богатства.

Да, жизненный путь этого человека, умевшего видеть по ночам свечение шиповника, похожее на мерцание белой ночи, и умевшего услышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан цветами.

(По К.Г. Паустовскому)

190 слов

Критерии оценивания задания 1

Таблица 1

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

1

Незлобивость Андерсена по отношению к жизни, которая не была добра к нему, – признак внутреннего богатства личности. Для таких людей, как Андерсен, борьба с житейскими невзгодами ничто по сравнению с красотой окружающего мира.

2

Много огорчений и обид перенёс Андерсен из-за своего происхождения и из-за того, что не был похож на благополучных обывателей и ставил творчество выше богатства.

3

Жизнь чуткого к миру человека не была лёгкой.


 

Хороших книг о школе написано немало. Но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме: что остаётся от учителя, от класса в характере человека, кроме знаний. В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе. Плохие или хорошие. Одни учителя помнятся, другие нет, одни классные товарищи врезались в память, другие забылись. И не всегда это можно объяснить степенью дружбы. Нет, тут действуют иные, глубоко скрытые, очевидно, сложные причины.

Кроме талантливых учителей, есть и другие – любимые учителя. Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых. Наверное, можно заслужить любовь, даже не имея отпущенных природой педагогических способностей. Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно.

Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Как и все, я вспоминаю бывших своих учителей. Кто из них получал нашу любовь? Физику преподавал нам известный профессор. Он блестяще ставил опыты, умел рассказать материал доходчиво, образно. Но! Но физику мы полюбили раньше, полюбили благодаря молоденькой учительнице Ксении Евгеньевне. Кажется, она преподавала тогда первый год и не очень хорошо сама знала некоторые тонкости, но всё равно мы её любили. Вероятно, за то, что она любила нас, за то, что ей было весело с нами, интересно, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их.

(По Д.А. Гранину)

201 слово

Критерии оценивания задания 1

Таблица 1

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

1

У каждого взрослого есть свои воспоминания о школе. Объяснить, почему те или иные люди остаются в памяти, сложно.

2

Есть учителя талантливые, есть любимые. Талантливым стать нельзя, а любимым – можно.

3

Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Физику мы полюбили благодаря молоденькой учительнице, потому что она любила нас, не скрывала своих промахов и открыто переживала их.


 

Книга – великий хранитель и двигатель человеческой культуры. Книгу ничем нельзя заменить. Издавна её называют «источником мудрости». И действительно, сложный философский текст можно передать только через книгу. Читатель сам владеет текстом. Он может читать быстрее или медленнее, поверхностно проглядывать его или внимательно перечитывать, возвращаясь к уже прочитанному месту, или заглянуть в конец книги. Читатель в отличие от слушателя или зрителя абсолютно свободен.

А теперь обратимся к телевидению. Оно оборачивается бедой, только когда становится «пожирателем человеческого времени». Когда оно лишает человека свободы, предоставляемой ему книгой, когда сидящий у телевизора слепо подчиняется зрительным и слуховым впечатлениям. И телевидение – величайшее благо тогда, когда оно показывает то, что мы иным способом не могли бы увидеть, когда оно позволяет совершить небольшое путешествие в те области бытия, к которым у нас нет иного доступа.

Человек должен быть внутренне свободен, а для этого он должен уметь сам оценивать окружающее и быть образован. Образование же и самостоятельность даёт именно книга. Видеть и слышать – это ещё не всё. Надо ещё и думать, воспринимать мир разумом, а для этого недостаточно сидеть у телевизора, необходимо уметь задумываться о важном в тишине – той тишине, что рождает самостоятельную мысль.

(По Д.С. Лихачёву)

185 слов

Критерии оценивания задания 1

Таблица 1

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

1

Книга – хранитель и двигатель человеческой культуры, источник мудрости. Читатель в отличие от слушателя или зрителя свободен в восприятии информации.

2

Телевидение – беда, если оно лишает человека свободы, навязывая слуховые и зрительные впечатления. Оно благо, если показывает то, что мы иным способом не могли бы увидеть.

3

Человек должен быть внутренне свободен, для этого он должен иметь самостоятельное мышление, образование, которые даёт книга.


 

Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведёт дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. В споре сразу же обнаруживаются интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и самоуважение.

Как же ведёт спор умный и вежливый спорщик? Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Если что-либо неясно в позиции противника, он задаёт ему дополнительные вопросы, переспрашивает. Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.

Нет ничего красивее в споре, чем в случае необходимости признать полную или частичную правоту оппонента. Этим вы завоёвываете уважение окружающих. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции. Но человек не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или из трусости, из карьерных соображений. Нужно уступать с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих убеждений, или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побеждённым в споре, не оскорбляя его самолюбия. Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий – следить за спором, который ведётся умелыми и умными противниками.

(По Д.С. Лихачёву)

183 слова

Критерии оценивания задания 1

Таблица 1

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

1

В споре лучше всего проявляется воспитанность человека: обнаруживаются его интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и себя.

2

Умный и вежливый спорщик внимательно и спокойно выслушивает своего противника, задаёт ему дополнительные вопросы, переспрашивает. Таким поведением он обеспечивает себе достойное отступление.

3

Умение признать правоту оппонента помогает завоевать уважение окружающих. Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий – следить за спором умелых
и умных противников.


 

Чтобы оценить доброту и понять её значение, надо непременно самому испытать её. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нём. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится. Это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своей добротой. Это великое счастье – почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг человек находит в себе всё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.

Сердце, живущее добротой, излучает в мир свой ласковый взор, творческое начало. Добрая душа открыта миру. Когда мы смотрим в глаза истинно доброму человеку, мы видим струящийся из них свет, сочувствующий и согревающий. В них нет подозрительности, нет жёсткости. В них ласковое сияние, как бы из окна родного дома. Это утешает, успокаивает и облегчает душу.

(По И.А. Ильину)

189 слов

Критерии оценивания задания 1

Таблица 1

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

1

Чтобы оценить доброту и понять её значение, надо непременно самому испытать это чувство, пожить в лучах чужой доброты.

2

От чужой теплоты согревается сердце, и оно не может не ответить взаимностью. Почувствовать огонь доброты ‒ это великое счастье, которое не оставляет вражды и ненависти
в душе.

3

Доброе сердце излучает свет, который утешает и успокаивает душу человека.


 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!