Просмотр содержимого документа
«Об организации уроков русского языка и проведении некоторых видов работ в 4 классе УМК «Гармония»»
Об организации
уроков русского языка и проведении некоторых видов работ
в 4 классе УМК «Гармония»
Проверка домашнего задания.
Обязательны вопросы к учащимся, типа:
«Все ли удалось сделать?»
«Были ли трудности?»
«Нужно ли в чем-то вместе разобраться?»
«Надо ли какую-то часть работы проверить?»
«Было что-то неожиданное, интересное, о чем вы узнали?» и т.п.
Дальнейшие действия зависят от реальной ситуации: особенностей материала, этапа его освоения, типа урока, его нагруженности новым материалом и т.д.
Если у учеников нет вопросов, можно поступить по-разному:
поинтересоваться, как они решили ту или иную задачу;
включить материал из домашней работы в последующую классную;
предложить поменяться тетрадями и проверить карандашом какой-то элемент работы друг у друга;
ничего не обсуждать, сказав, что нужно лишь посмотреть выполненное задание при проверке тетрадей.
Совершенствование каллиграфического навыка учащихся.
Авторы программы советуют не проводить в начале урока изолированные минутки чистописания, а регулярно «вкрапливать» в разные его моменты определенные задания, например:
После Вашего сообщения о встретившихся при проверке тетрадей неудачно написанных буквах (соединениях) на полях или по центру строки написать их по одному разу и последить за ними на уроке; через некоторое время предложить найти те же буквы в своей записи, сравнить их с образцом и оценить (с помощью знаков + или -);
Просмотреть сделанные записи и карандашом поставить знак + над буквами, соединениями букв, которые удались, и отметить знаком – те, которые не получились; последние написать еще раз на полях и взять под особый контроль;
Оценить (знаками +, -, +-, -+) с точки зрения красоты и аккуратности всю запись (классную или домашнюю) в своей тетради;
«Задать» себе домашнее задание, выписав на отдельную строку буквы, в красивом написании которых нужно потренироваться;
Дома посмотреть свою классную работу и по одному разу написать буквы, которые на следующем уроке постараться написать лучше.
Методическая ценность заданий подобного рода состоит в том, что ученик в «борьбе» за красоту аккуратность письма оказывается активно действующим лицом. Важным следствием такой организации обучения должно стать не только зарождение внимания к качеству письма как проявлению культуры письменной речи, уважения к тому, кто будет читать, но и постепенное развитие у школьника способности к самоконтролю и самооценке как очень значимым личностным качествам.
Работа над «словарными словами».
В начале того или иного урока могут проводиться проверочные словарные диктанты, но введение новых слов в этот момент мы нигде не планируем. Слова, написание которых нужно запомнить, включаются в общую систему упражнений. Особое внимание придается работе с орфографическим словарем.
Регулярно наводя справки в словаре учебника, выясняя написание того или иного слова, ученик будет не только осваивать орфографию конкретных слов, но и приобретать важнейшее познавательное умение – обращаться к словарю как источнику информации, приобретать ее и использовать.
Какие же задания можно использовать в словарной работе:
Составить словарный диктант (из 10\15\20\ слов), выбрав наиболее трудные на взгляд ученика, имена существительные (прилагательные, числительные, глаголы)
или любимые слова на тему «Дом», «Еда», «Одежда» и т.д.
Списывание и письмо под диктовку
В целом технология списывания уже сокращенная, должна соблюдаться, поскольку она обеспечивает дальнейшее развитие у детей важнейших качеств, необходимых для грамотного письма: орфографической зоркости, орфографической памяти и орфографического самоконтроля.
При записи под диктовку продолжает широко использоваться прием письма с «окошками», которые оставляются учеником на месте еще не освоенных орфограмм или в случае затруднения при выборе буквы на изученное правило.
Технология письма под диктовку:
Знакомство с текстом
Прослушивание каждого предложения с установкой находить орфограммы
Запись предложения с соблюдением требования памятки 4: знаешь ответ в задаче- пиши и подчеркивай; не знаешь- оставляй «окошки».
Проверка под Ваше орфоэпическое чтение
Об исправлении ошибок и работе над ошибками
Выбирайте способ показа ученику его ошибки. Не ограничивайтесь ее исправлением, а прибегайте к разнообразным приемам.
Подчеркните букву, место в слове или все слово, где допущено нарушение
Выделите нужную морфему или укажите ее на полях
Выделите только строку, где нужно искать ошибку
Выбор способа исправления и Вашей «подсказки» определяется рядом факторов: возможностями ученика, характером ошибки, моментом обучения и т.д.
Разумно привлекать к помощи одноклассникам тех ребят, у которых ошибок не было.
Источник:
Русский язык. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных организаций. - Смоленск, Ассоциация XXI век, 2014