Структура урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Валентиновна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь. Проверьте готовность к уроку. У вас должны быть на парте: учебник, пенал, лист контроля и лист путешественника. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. А для путешествия нам пришла посылка, давайте посмотрим, что в ней. (посылка с вещами с крайнего севера). Почему именно эти вещи находятся в коробке? Для чего они нам пригодятся, куда мы отправимся? Что нам нужно кроме одежды, чтобы ознакомиться с этим краем? Какими мы должны быть, чтобы отправиться в путешествие? Для чего нам нужно быть такими? Чтобы увидеть, что? А что мы должны уметь, чтобы у нас работа шла дружно? Все эти качества мы берем с собой в путешествие. Отправляемся. Послушайте и определите, куда мы отправимся. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. -Они нам пригодятся чтобы не замерзнуть. -Мы отправимся на территорию холодной природной зоны. - Отвечают. - Быть наблюдательными, внимательными, заинтересованными. - Особенности природы и ее взаимосвязь. (причинно-следственные связи). - Уметь работать в группах и в парах. | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий; Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. | Развивать познавательный интерес к природной зоне тундра, активность и самостоятельность в ее познании. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) | Фиксирование индивидуального затруднения через повторение актуальных вопросы по теме. Во льдах. Снежные и ледяные поля то сверкают в свете полярного дня, то тонут во мраке полярной ночи. Ночи длинной в полгода, черной и непроглядной. Лишь качаются и полыхают в небе северные сияния – сполохи: зеленые, красные, синие. Где мы оказались? Давайте вспомним, какие территории она занимает? Откройте карту в учебнике на странице 48-49. Давайте вспомним, какие территории занимает арктическая пустыня. Территории чего? Выйдите и покажите, какие острова и моря относятся к территории Арктики. Мы с вами вспомнили территории арктических пустынь, теперь ответьте мне на вопрос, почему этот край так назвали? Какие природные явления характерны для зоны арктических пустынь? Что это за природные явления? Теперь давайте вспомним, какие растения характерны для зоны арктических пустынь. Определите какие растения изображены на иллюстрациях. Как растения приспособились к суровому климату арктической пустыни? Мы знаем три жизненные формы растений. Какие это все растения? Какие у них листья? Какого они размера? Значить они какие? На прошлом уроке мы говорили с вами, какая у них корневая система. Где они все будут расти? А почему именно у скал? Как называется большое скопление птиц? Теперь давайте проверим правильно ли мы назвали приспособленности растений. Да назвали все верно. Давайте вспомним, какие животные обитают в арктических пустынях. Определите, какие животные изображены на иллюстрациях. Как называется маленький тюлененок? Как животные приспособились к жизни в арктической пустыне? Посмотрите, какого цвета животные, которые обитают в арктических пустынях, какая их главная особенность? Почему у птиц такое оперение? (вверх черный, а низ белый) Какие еще приспособленности животных характерны для тундры. Давайте вспомним, какие экологические проблемы характерны для данной зоны. Определите, какие экологические проблемы изображены на иллюстрациях. Мы с вами повторили зону арктических пустынь, теперь выполняем небольшую проверочную работу. Перед вами лист контроля, на его выполнение дается 3-4 минуты. Преступаем. Поменяйтесь листочками в парах. Возьмите ручку другого цвета и начинаем проверять. Выберите природные явления, которые характерны для данной зоны. Вам нужно выписать номера правильного ответа. Суховеи; Полярное сияние; Молнии; Полярная ночь; Полярный день. Выберите приспособленности растений к жизни в данной зоне. Выписывает на лист контроля только номера правильного ответа. Яркие цвета; Травянистые; Маленькие листья; Мощная корневая система; Небольшие корни; Низкорослые. Выберите животных, которые обитают в Арктических пустынях. Выписывает на лист контроля только номера правильного ответа. 1) Чайка 3) Белый медведь 5) Верблюд 7) Пингвин 2) Заяц 4) Тюлень 6) Горный баран 8) Гагарка Выберите экологические проблемы, характерные для Арктики. Выписывает на лист контроля только номера правильного ответа. Замусоривание пластиком территорий; Выпас скота; Браконьерство; Гибель животных из-за разливания нефти; Вырубка лесов. Поменяйтесь листочками в парах. Возьмите ручку другого цвета и начинаем проверять. Теперь поставьте оценки своим товарищам и положите листочки на край стола. Изучив эту природную зону, мы отправляемся южнее зоны Арктики. | Отвечают на вопросы, выполняют задания, предложенные в листе контроля учителем. - Мы оказались в арктической пустыни. - Морей и островов Северного Ледовитого океана. - Один ученик показывает моря арктических пустынь, а второй острова. - Потому что «Арктос» с греческого это «медведь», а территория арктических пустынь находиться под созвездием Малая медведица. - Полярная ночь, полярный день, северное сияние. - Лишайники, полярный мак, мхи, лютики, злаки, некоторые осоки. - Травянистые, - Маленькие листья, - Они маленькие. - Низкорослые. - Поверхностная. Небольшие корни. - У скал. - Потому что там большое скопление птиц, в следствии чего там много птичьего помета, а значить благоприятное место для жизни растений. - Птичий базар. - Чайка, белый медведь, кайра, тюлень, гагарка, сайка, морж. - Белек. - Серая окраска меха. - Спина черная, для того чтобы притягивать солнечный свет, а низ белый, чтобы они были незаметны во время охоты в воде. - Зимние спячки, сезонные миграции, слой жира, окраска меха и оперения. - Замусоривание, гибель животных из-за разливания нефти, браконьерство, неконтролируемый лов рыбы. - Выполняют тест по прошлой теме. - Меняются листочками и проверяют друг у друга. - Оценивают друг друга. | | К: соблюдать правила ведения диалога; работать в парах и группах. П: анализировать, сравнивать и делать выводы. П: устанавливать причинно – следственные связи. П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Р: выстраивать последовательность выбранных действий. | |
Выявление места и причины затруднения. | | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели. Посмотрите видео и определите тему нашего урока. (фрагмент 1) Какая тема нашего урока? Откройте учебник на стр. 57 и определите цель урока. | Определяет тему урока, формулирует цель. - Смотрят видео. - Природная зона тундра. - Узнаем о природе и экологических проблемах данной зоны. Будем учится давать характеристику. этой зоны по плану. | | П: формулировать проблему; с помощью педагогического работника формулировать цель. К: соблюдать правила ведения диалога. | |
Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный(беседа) Наглядный(демонстрация) | Организует деятельность по составлению плана урока. Дальше нам нужно составить план наших действий. Они и будут задачами на урок. Что мы должны узнать? Чему должны научиться? Откройте 47 страницу учебника посмотрите на план изучения природной зоны. Что мы должны определить | Составляют план урока. - Узнать об особенностях природы и экологических проблемах зоны тундры. - Научиться давать характеристику природной зону тундры по плану. -Определить экологические проблемы, связанные с деятельностью человека и предложить пути их решения. | | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию; анализировать, сравнивать и делать выводы. Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |
5.Реализация построенного проекта. | Словесный(беседа) Наглядный(демонстрация) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. Какой первый пункт нашего плана, что мы должны рассмотреть первоначально. Откройте карту на странице 48-49 смотря на нее, называйте границы территории тундры. Какое море омывает тундру на северо-западе? Какие моря разделяет о. Новая Земля? Как вы думаете, почему южная часть о. Новая Земля относиться к зоне тундры? Давайте посмотрим какие территории занимает зона тундры в России. (показывает на карте) Территория тундры занимает побережье Баренцево моря, Кольский п-ов, побережье Белого моря, южную часть острова Новая Земля, побережья Карского моря, п-ов Ямал, Гыданский п-ов, п-ов Таймыр, побережье моря Лаптевых, побережье Восточно - Сибирского моря, побережье Чукотского моря, поБеренгову морю спускаемся к п-ву. Камчатка, дальше по Шелехову заливу до Магадана, от Магадана по Сунтар-Хаята кВерхоянскому хребту, до 66 параллели, к Среднесибирскому плоскогорью, по Западно-Сибирской равнине. Посмотрите на остров Новая Земля, южная часть этого п-ва. относиться к зоне тундры, почему? Как называется это течение? Давайте посмотрим какой климат в тундре. Откройте стр. 60. 1 ряд - характеризует зиму. 2 ряд – характеризует лето. 3 ряд - характеризует природные явления. Какая зима в тундре? Какое лето в тундре? Какие природные явления характерны для зоны тундра? Давайте посмотрим видео и обобщим наш ответ. Какой вывод можно сделать? Что мы можем сказать? Ребята, почему финны называют эту территорию «враждебной», хотя находиться она южнее Арктики? Также летом все что оттаивает образует. Что образует? А если там много болот, значить что там? Людям там невозможно жить спокойно, поэтому ее и назвали «враждебной». Мы с вами познакомились с особенностями неживой природы. А сейчас давайте узнаем особенности живой природы. Теперь мы разделимся на группы: 1 ряд – ботаники. 2 ряд – зоологи. 3 ряд – экологи. Ботаники –откройте страницу 60, вам нужно подчеркнуть растения характерные для зоны тундра и выбрать, как они приспособились к жизни в тундре. Зоологи – вам нужно изучить материал на странице 61-63, какие животные обитают на территории тундры и по памяти назвать их. Также выбрать способы приспособления животных к жизни в тундре. Экологи – вам нужно подчеркнуть основные занятия людей в тундре, опираясь на учебник, стр. 64-65. Также вам нужно будет ответить устно, какие экологические проблемы характерны для природной зоны тундры. | Выполняют в группах и парах задания, данные в листе путешественника. - Название, расположение на карте. - Белое море. - Баренцево и Карское моря. - Отвечают. - Там протекает теплое течение, которое повышает температуру, отсюда здесь другой климат. - Норвежское течение. - Зима длится 7-8 месяцы, температура воздуха достигает -50°. - Лето короткое и прохладное не больше 10°. Поверхность оттаивает на небольшую глубину. - Полярная ночь, пурга, сильные ветра, полярный день, заморозки. - Смотрят видео. - Климат достаточно суровый, зима длиться 7-8 месяцев, лето короткое и прохладное. - Потому что лето короткое, зима длинная, там вечная мерзлота и человек не может там что-то вырастить. - Появляется большое количество болот. - Много мошки. - Выполняют задание. - Выполняют задание. - выполняют задание. | | К: соблюдать правила ведения диалога; работать в парах и группах; корректно и аргументированно высказывать свое мнение. П: устанавливать причинно – следственные связи; строить логические цепи рассуждений, доказательства. | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Практический(упражнение) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. Уважаемые экологи, зоологи и ботаники давайте проверим правильно ли вы выполнили задания на листе исследователя. Сейчас мы проверим, как работу выполнили ботаники, а остальные ребята, отмечайте это в листе путешественника. Ботаники, определите какие растения изображены на иллюстрациях. Как они приспосабливаются к жизни в данных условиях? Какие эти растения? Какая у них корневая система? Какие у них листья? Теперь проверим, как с работой справились зоологи. На слайде животные, которые обитают в данной природной зоне, вам нужно по памяти их назвать. Также вам нужно было выбрать способы приспособления животных к жизни в тундре. Как животные приспособились к жизни в тундре? Теперь переходим к экологам. Какие основные занятия людей в тундре? Какие экологические проблемы характерны для тундры, в результате деятельности людей? Прекрасно, ребята, вы все справились с заданиями. | Отчитываются о проделанной работе выполненной в листе путешественника; заполняют лист путешественника - Морошка, полярная ива, карликовая береза, ягель, голубика, брусника. - Низкорослые, стелющиеся. - Поверхностная корневая система. - Маленькие листья. - Кречет, лебеди, северный олень, северные гуси, полярная сова, песец, комар, кулик, лемминг, белая куропатка, северные журавли. - Зимние спячки, сезонные миграции, слой жира, окраска меха и оперения. - Оленеводство, добыча полезных ископаемых (нефть и газ), рыболовство. - Разрушение верхнего слоя почвы, загрязнение нефтью, из-за чего происходит гибель животных, браконьерство, неконтролируемый лов рыбы, замусоривание территории. | | К: соблюдать правила ведения диалога; работать в парах и группах; корректно и аргументированно высказывать свое мнение. П: устанавливать причинно – следственные связи. | |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Словесный (слово учителя) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу обучающихся. Ребята, какое значение для человека имеют олени? Да, это и транспорт, жилице, которое делают из шкуры оленей, это и одежда и обувь, которые также изготавливают из шкуры, это и пища, жители употребляют в своем рационе мясо оленей. Теперь заполните схему в листе путешественника, значение северного оленя в жизни человека. | Выполняют самостоятельную работу, осуществляют самопроверку или взаимопроверку. -Пища, молоко, жилище, транспорт, обувь, одежда. Выполняют задание из листа исследователя. - Заполняют схему. | | К: соблюдать правила ведения диалога; работать в парах и группах; корректно и аргументированно высказывать свое мнение. П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; устанавливать причинно – следственные связи. Р: выстраивать последовательность выбранных действий. | |
8.Включение в систему знаний и повторение | Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторений. Мы с вами поговорили об экологических проблемах, которые характерны для зоны тундра. А нам важно только знать или еще уметь предложить пути их решения? Теперь давайте подумаем, как можно решить данные экологические проблемы. Какие пути решения можете предложить вы. 1 ряд – вы работники «Газпром», работающие в тундре. По вине «Газпром» гибнут стада оленей и водоплавающие животные. Предложите свои варианте решения данной проблемы. 2 ряд – вы инженеры, перед вами стоит задача создать транспорт для работы в тундре, чтобы он не наносил вред почве в тундре. Каким может быть данный транспорт? 3 ряд – вы губернаторы. Там есть проблема замусоривания и пожаров. Как нужно решить эту проблему? 1 парта, вы решаете проблему замусоривания территории, почему оно происходит. Если мы закопаем наш мусор, он долго пролежит под землей? Как можно решить данную проблему? Так почему там происходит замусоривание? 2 парта, вы решаете проблему пожаров, почему они происходят и как их предотвратить. Почему возникают пожары? - Так как там мусор девать некуда, тоже самая обычная стеклянная бутылка полная воды, замерзает, а когда воза замерзает она расширяется, бутылка лопается на осколки. Что происходит в дальнейшем? Так, а что происходит дальше? 3 парта, вы рассматриваете какие пожары бывают в тундре. Мы поговорили, как возникают пожары, теперь надо понять какие пожары в тундре? Мы выяснили, что в тундре большое количество болот, а значить там большая нехватка кислорода, на тех территория, где болота. Остатки болотных растений не разлагаются окончательно, они образуют массу, которая как называется? Так значить какие там пожары? Что мы знаем о таких пожарах? Мы выяснили, почему происходят пожары, какие пожары там происходят, а как решить данную проблему? 4 парта, вы решаете вопрос о там, какая должна быть тара для продуктов, поставляемых в те территории. А что мы можем предложить, чтобы не происходило замусоривание? Да, нужна специальная пакетированная тара, которая легко разлагается и не приносит никакого вреда. 5 парта, вы решаете проблему браконьерства, что вы можете предложить? | Предлагают пути решения экологических проблем. -Поднимать сооружения над поверхностью земли, чтобы олени могли передвигаться без препятствий, при строительстве устанавливать теплоизоляцию под строениями, проводить работы только при более низких температурах, т.к. мерзлота находится в стабильном положении. - Транспорт должен быть на шинах сверхнизкого давления, они почти не оставляют следов. - Замусоривание происходит за счет того, что на территории нет мусороперерабатывающих заводов. - Нет, потому что земля остывает и выталкивает все на поверхность - Строительство заводов. -Посуда должна быть из бумаги или картона. - В тундру мусор некуда деть, поэтому там и возникла такая проблема. - Предполагают. - Множество осколков нагреваются от солнца. - Потом они высушивают растительность рядом, в следствии растение загорается и начинается пожар - Торф. - Там торфяные пожары - Они не горят, они очень сильно дымят. - Нужно строить заводы для переработки мусора, чтобы не происходило замусоривание и из-за него не происходили пожары. - Пользоваться бумажной, картонной тарой, которая легко разлагается - Строительство всевозможных заповедников, охранников, где животные будут в безопасности, не будут подвергаться истреблению. | | К: соблюдать правила ведения диалога; работать в парах и группах; корректно и аргументированно высказывать свое мнение. П: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; устанавливать причинно – следственные связи. | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Словесный (беседа) видио | Организует рефлексию учебной деятельности. Обменяйтесь листочками, все ли заполнено. Оцените работу соседа и свою. Почему нужно беречь природу? Вернемся к плану, все ли пункты мы выполнили? Как животные и растения приспособились к жизни в тундре? Мы выполнили план, ответили на все наши вопросы. Самое главное, где нам в будущем пригодятся эти знания. подарок учащимся за работу на уроке (голос оленя) | Анализируют свою деятельность на уроке. | | К: соблюдать правила ведения диалога. Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | Умение видеть, понимать экологические проблемы, связанные с деятельностью человека, предлагать пути их решения. |