Тема урока: Опыление. Значение опыления. (6 класс)
Урок разработала и провела
учитель биологии МОУ сош р.п.Сурское
Сорокина Н.Н.
Цели и задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений.
Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать,
систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, с дополнительным материалом.
Воспитательные: способствовать эстетическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у детей, прививать любовь к природе.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности
Методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные
Оборудование и ресурсы:
Компьютер, проектор, презентация, модель цветка.
Ход урока:
Орг. Момент. Здравствуйте, ребята! Зовут меня Нина Николаевна. Урок мне охота начать словами натуралиста Винсона Брауна.
«Накопление знаний подобно росту дерева. Постепенно на нем появляются все новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола». Я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из вас прирастет новой веточкой знаний о совершенно удивительном явлении в жизни цветковых растений. А помогать в работе нам будут цветы-настроения.
У вас на столах есть карта урока. В ней перечислены задания, с которыми мы будем работать. Также в этой карте вы себе будете ставить оценки. А для этого у нас есть критерии: все выполнено – 5, 1-2 ошибки – 4, больше 2 ошибок – 3.
2. Актуализация знаний
Чтобы лучше усвоить новую тему, нам необходимо вспомнить строение цветка. А в этом нам поможет Задание №1 «Повтори терминологию». ( Один учащийся работает у доски с карточками и моделью цветка. Все остальные выполняют задание в карте урока) на выполнение отводится 1 минута
После выполнения подвести итог. ( ученик , работающий у доски получает оценку - , все остальные проверили по образцу и поставили себе оценку.
Вывод: сколько 5, 4, 3 ( попросить поднять руку).
А теперь найдите в рабочем листе Задание № 2. Работа с текстом. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы. 2 минуты
Религии разных народов по-своему объяснили значение цветков и соцветий в природе, приписывая им божественное происхождение. Предполагалось, что Боги одели растения в яркие наряды, чтобы научить человека отличать красивое от безобразного, чистое от порочного. Сладкий нектар в цветках считался божественным напитком. Чтобы люди не похитили нектар Боги «спрятали» его в глубине венчиков.
Вопросы: 1. А как яркую окраску венчиков в цветках, наличие нектара и соцветий объясните вы?
2.Зачем цветок рождается таким красивым, если он все равно завянет?
( ответы детей)
Молодцы ребята. Кто ответил также поставьте себе оценку 5.
Итог:
Вывод: значение красоты цветка, наличие нектара.
Так какие два очень важных процесса необходимы, чтобы растение давало плоды и семена? ( ответы детей .Правильно, цветение и опыление). И это тема нашего урока. Запишите на карте урока число и тему. Опыление. Значение опыления.
А теперь давайте определим цели нашего урока. Мы должны с вами ответить на 4 главных вопроса. Я начну, а вы продолжите
Что? (Что такое опыление?)
Кто? (Кто опыляет растения?)
Как ? (Как происходит опыление?)
Зачем? ( Зачем растениям опыление?)
Исходя из целей урока попробуйте определить проблему нашего урока.
(ответы детей)
Проблемный вопрос: Что произойдет, если не будет опыления?
Что же нам предстоит выяснить в ходе урока
(ответы детей)
Что такое опыление?
Виды опыления.
Приспособления к опылению
И так, что такое опыление, найдите определение в учебнике на стр. 107 (После заслушивания ответов учащихся записывают определение в тетрадь)
Чтобы ответить на остальные вопросы мы составим с вами кластер, а для этого мы разделимся на четыре группы и выполним мини-проекты
1 группа Самоопыление
2 группа Перекрестное опыление насекомыми
3 группа Перекрестное опыление ветром
4 группа Искусственное опыление
На выполнение задания отводится 5 минут, а на защиту проекта 2 минуты.
План ответа вы можете найти в карте урока.
1.Определение
2.Приспособления к опылению
3 Представители (для 1-3 группы)
Для 4 группы
Определение
Значение
Как осуществляют
Физкультминутка
1ряд насекомоопыляемые (машут как крыльями)
2ряд ветроопыляемые ( поднимают руки вверх и наклоняются вправо влево)
3 ряд самоопыление (хлопают в ладоши)
А теперь переходим к составлению нашего кластера - защите проектов.
Посмотрите внимательно на схему. На какие два типа мы можем разделить виды опыления.
(ответы детей)
А какой наиболее эффективный и почему?
(ответы детей)
Можем мы теперь ответить на проблемный вопрос Что произойдет, если не будет опыления?
(ответы детей)
4.Первичное закрепление.
Все ли ребята вам понятно?
Что мы узнали в ходе урока?
Те кто заработал цветочки настроения, кто участвовал в защите проекта вы получаете 5 баллов за урок
Остальные поставьте себе оценки в карте урока
Продолжите предложение
Я сегодня узнал…
Мне понравилось…
Урок дал мне для жизни…
И закончить урок мне охота словами
Я желаю вам, чтобы цветы всегда радовали нас своей красотой. Давайте сохраним эту красоту!
Опыление
Искусственное
Естественное