СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация внеурочной работы по математике в условиях реализации ФГОС

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа носит характер методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности по математике. В ней раскрываются следующие вопросы: 1 Понятие внеурочной деятельности. Цели и задачи внеурочной деятельности по математике. Формы организации внеурочной деятельности. Направления организации внеурочной деятельности по математике. 2.Результаты внеурочной деятельности. 3.Планирование внеурочной деятельности. 4.Типы образовательных программ внеурочной деятельности, 5 Программа воспитания и социализации.

Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной работы по математике в условиях реализации ФГОС»











Работа

по теме

« Организация внеурочной деятельности

по математике»






Выполнила

Учитель математики МБОУ СОШ №12 ст. Незлобной Георгиевского района

Горюн Н.Н.







Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………………………………………..2

1.Содержание понятия «внеурочная деятельность»……………………………………………….....2

1.1.Понятие внеурочной деятельности. ………………………………………………………………………

1.2.Цели и задачи внеурочной деятельности по математике. ………………………………….3

1.3.Формы организации внеурочной деятельности. ……………………………………………......3

1.4.Направления организации внеурочной деятельности по математике. ………………7

2.Результаты внеурочной деятельности. ……………………………………………………………………..8

3.Планирование внеурочной деятельности. ………………………………………………………………..9

4.Типы образовательных программ внеурочной деятельности...................……………..10

5.Программа воспитания и социализации. ………………………………………………………………..12

Заключение. …………………………………………………………………………………………………………………13

Список литературы. ……………………………………………………………………………………………………..13



























Введение.

Образовательная и воспитательная задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приёмов решения этих задач.

Процесс обучения даёт положительные результаты, если учитель владеет различными методами, которые позволяют перенести центр тяжести педагогического процесса на личность учащегося, на развитие его творческих качеств.

Среди различных способов активизации познавательной деятельности учащихся определенное место занимают правильно организованные внеурочные мероприятия, развивающие у учащихся аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему, организовать работу по её решению.

О ценностном, содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности,о необходимости реализации воспитательного потенциала современных образовательных программ как врамках классно-урочной системы ,так и во внеурочное время отмечалось неоднократно (например,письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 года №13-51-28/13 « О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»)

Из всего вышесказанного следует, что организация внеурочной деятельности по математике в образовательных учреждениях весьма актуальна.

1. Содержание понятия «внеурочная деятельность».

1.1 Понятие внеурочной деятельности.

В материалах ФГОС используется понятие «внеурочная деятельность», которая стала рассматриваться как неотъемлемая частью образовательного процесса, но ее четкого и внятного определения в стандарте не дается. Она характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но, одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

К внеурочной работе относятся разнообразные формы обучения и воспитания, реализуемые во внеурочное время под руководством учителя. К этому типу работы мы не относим выполнение домашних заданий в процессе подготовки к уроку, считая это компонентом классно-урочной формы обучения.

Внеурочная работа – естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса, хотя в отдельных своих формах имеет отличные от урока дидактические задачи.



1.2. Цели и задачи организации внеурочной деятельности по математике.

Основная цель заключается в том, что внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи:

-вырабатывание интереса к изучению математических дисциплин;

- углубление и расширение математических знаний, умений и навыков учащихся;

-развитие логического мышления, математической зоркости,

-математической интуиция и смекалки;

-выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.

-выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

-оказание помощи в поисках «себя»;

-создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

-формирование системыматеатических знаний, умений, навыков;

-развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

-создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

-развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

-расширение рамок общения с социумом.

1.3.Формы организации внеурочной деятельности.

Специфической чертой внеурочной работы по математике, с учетом решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся, является то, что формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные). Исходя из этого, в отличие от традиционного количественного признака при классификации форм обучения (групповые, массовые, индивидуальные, индивидуально-групповые формы), в качестве главного, конститутивного классификационного признака применить временную характеристику форм организации внеурочной работы.

Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер, хотя и ограничены определенными хронологическими рамками. К постоянным формам относятся, например, математический кружок, творческая группа математиков, научное математическое общество школьников, математическая лаборатория, школа юного математика и др.


Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной декады (недели), концу четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся, например, математический вечер, математическая олимпиада, математический бой, математический КВН и др. По своей дидактической задаче временные формы имеют приоритетно диагностический характер.

Рассмотрим лишь некоторые разновидности постоянных и временных форм внеурочной работы по математике, так как этот ряд незамкнутый и постоянно пополняющийся.

Математический кружок — одна из самых емких постоянных форм организации внеурочной работы. Кружок формируется из учащихся, проявивших интерес к изучению математики, стремящихся к обогащению своих знаний, к совершенствованию своих математических навыков и умений. Оптимальное количество членов кружка от 10 до 20 учащихся. Работа кружка планируется на учебный год и на перспективу. Руководство кружком осуществляет учитель математики.

По сравнению с математическим кружком творческая математическая группа еще более узкопрофильная форма внеурочной работы по математике. Творческая группа создается из особо одаренных учащихся. Как показывает практика, целесообразно руководство творческой группой поручать наиболее квалифицированному учителю математики или вузовскому специалисту-математику, имеющему высокую научную квалификацию. Основная дидактическая задача творческой математической группы — создание максимальных условий для развития математических способностей учащихся.

В состав творческой группы должно входить не более 7 учащихся, оптимально 3-5, при этом каждый член группы может разрабатывать отдельную математическую проблему, однако обсуждение промежуточных и конечных результатов индивидуальной работы проводится на заседании творческой группы. В школах нового типа (гимназиях, лицеях, колледжах, школах с углубленным изучением математики), где в старших классах вводятся предметные спецкурсы и спецсеминары, внеурочная работа творческой математической группы органически связана со специальными аудиторными формами учебной работы по математике. В тех школах, где внеурочная математическая работа поставлена основательно, где имеется несколько математических кружков, творческие математические группы, где активно внедряются формы аудиторных занятий по математике, в последнее время получило распространение создание научных математических обществ школьников (НМОШ).

НМОШ — управленческая форма, оно строит свою работу в тесном взаимодействии с методобъединением учителей математики: координируют работу математических кружков, готовят и проводят общешкольные массовые мероприятия: декаду (неделю) математики, а также отдельные математические конкурсы, математичские олимпиады, математические бои, КВНы и т.п.

Временные формы организации внеурочной работы по математике очень разнообразны по своей структуре и содержанию. Они универсальны с точки зрения возможности реализации в любых возрастных образовательных звеньях школы. По функции временные формы можно разделить на познавательные и соревновательные, хотя следует признать, что выдвинутый нами данный классификационный критерий не вполне корректен, ибо познавательные формы, как увидим дальше, почти всегда содержат элемент соревнования, а соревновательные формы несут и познавательно-воспитательную функцию. Тем не менее, мы считаем, что в качестве ядерного классификационного признака данный критерий может быть применен.

К познавательным временным формам относятся, например, математические вечера, математические конференции, творческие отчеты, а также внеурочные математические мероприятия развлекательно-познавательного характера типа «часа познавательной математики»; разнообразные ауди-познавательные формы – математические уголки, стенгазеты, рукописные журналы и т.п.

Математический вечер имеет главной дидактической задачей вызвать у учащихся интерес к изучению математики. По характеру математического материала вечер может быть обзорным и тематическим. Непременным требованием структуры математического вечера является проведение ее фрагментов в игровой форме, включение художественной части, а также элементов соревновательного характера — викторин, конкурсов и т.п. Игровая часть может предваряться тематической беседой или небольшим научно-популярным докладом.

Математическая конференция имеет своей дидактической задачей выработать у учащихся творческий подход к освоению внепрограммного материала по математике, дать возможность учащимся проявить свои математические способности в нестандартной учебной ситуации, вызвать интерес к изучению дополнительной математической литературы как у докладчиков, так и у слушателей. Математическая конференция, как правило, приурочивается к общешкольной предметной декаде (неделе). Важно, чтобы программа и ход конференции широко рекламировались, чтобы информация о работе секций, фамилии выступающих, итоги конференции своевременно публиковались в школьной печати. Это, во-первых, повышает чувство ответственности у докладчиков, во-вторых, привлекает внимание учащихся, еще не охваченных работой в этом направлении, вовлекая в ряды юных математиков новых членов.

В качестве источника для реферативных докладов могут быть использованы статьи из журналов «Математика в школе», «Педагогика» и т.д.

Математические олимпиады в последние годы получили так же широкое распространение в процессе обучения математике. Достаточно сказать, что уже прочно вошла в жизнь многоуровневая система организации олимпиад: внутриклассная олимпиада – школьная олимпиада – районная (городская) олимпиада – областная (краевая, республиканская) – всероссийская – международная. Причем победители и призеры олимпиадных туров более низкого уровня получают право участвовать в олимпиадных турах более высокого ранга. То есть олимпиады работают в системе от конкретного класса до международного уровня. Являясь, по сути, диагностической формой, математическая олимпиада в силу присущего ей яркого соревновательного характера не только решает задачу выявления наиболее одаренных и подготовленных учащихся, но и привлекает к дополнительным занятиям по предмету большое число школьников, побуждает их к углубленному изучению математики. Олимпиадные задания носят, как правило, эвристическую ориентацию, что требует от участников оригинальных, глубоких математических решений. Удачное выступление на олимпиаде служит для учащихся мощным стимулом для дальнейшего совершенствования математической подготовки, очень часто влияет на выбор своей будущей профессии.

Статус олимпиад настолько весом, что во многих вузах страны победители олимпиад получают существенные привилегии при поступлении на учебу по соответствующим специальностям. Достойное выступление учащихся на олимпиаде стимулирует и дальнейшую творческую работу учителя математики, так как результаты выступления на олимпиаде учеников есть и оценка работы учителя, показатель уровня его профессионального мастерства.

Математический бой – это командный вид соревнования. Матбой – развивающаяся форма внеурочной работы по математике. Она активно вошла в практику школы в последние 10-15 лет. Технология проведения математических боев неоднократно описывалась в различной методической литературе (см., напр., журналы «Квант», «Математика в школе»). Отметим здесь лишь некоторые моменты специфики этой темпоральной формы. Во-первых, матбои могут быть организованы как турниры внутриклассные, общешкольные, либо как городские или районные, когда соревнуются сборные команды школ или районов. Интересно, например, проходят матбои между сборными командами учащихся школы и сборной выпускников этой же школы. Во-вторых, матбои могут проходить как тренировочные соревнования и как официальные турниры, организованные по различным системам: круговой – каждая команда встречается с каждой, иногда в два круга; олимпийской – с выбыванием, выходом в финал двух команд; швейцарской системе – в подгруппах по круговой, далее по олимпийской и т.д. В-третьих, при всем многообразии содержательной стороны матбои всегда проводятся в виде конкурсов, результаты которых оцениваются жюри. Матбои – очень увлекательная и эмоциональная форма математического состязания, команды всегда должны чувствовать поддержку своих болельщиков. Задания в матбоях могут быть рассчитаны на выполнение в определенный промежуток времени, иногда на выполнение задания команде дается недельный срок. Однако особенно интересны матбои с экспресс-заданиями, которые выполняются в считанные минуты и сразу же оцениваются жюри. В таких случаях матбои по накалу страстей у участников команд и болельщиков приближаются к развлекательным формам внеурочной работы по математике.

Одной из наиболее распространенных развлекательных форм внеурочной работы являются математические КВНы.

Школьники всегда охотно участвуют в подготовке и проведении этих математических праздников. Математика у этой формы работы выступает по сути лишь как повод, главное же место принадлежит занимательным, типичным для КВНов конкурсам: приветствие команд, домашнее задание, конкурс капитанов; более частным конкурсам художников, чтецов и т.п. Тем не менее, все конкурсы строятся как пусть и нетрудные, но все-таки математические соревнования. Так, например, в конкурсе поэтов может быть дано задание: «сочинить четверостишие, рифмующиеся слова в котором — математические термины», или в конкурсе художников возможно такое «шутливое» задание: «напишите картину по теме «Геометрия» и т.п. Проявить находчивость и смекалку — вот главная задача математического КВНа.

Любая внеурочная форма обучения математике обязательно содержит познавательную функцию. Традиционная классификация форм внеурочной работы опирается на количественный признак (индивидуальные, групповые, комбинированные формы), однако возможно применение в качестве классификационного критерия временного признака. В этом случае константные (продолжительные, постоянные) формы имеют линейный характер, а темпоральные (непостоянные, временные) – точечный.

Различия форм, основанные на временном признаке, оказываются обусловленными дидактическими задачами и возрастными особенностями школьников. Кроме того, как увидим дальше, формы внеурочной работы по математике оказываются напрямую связанными с характерными для внеурочной работы методами обучения.

1.4.Направления организации внеурочной деятельности в математическом образовании.

В основной школе выделены следующие основные направления внеурочной деятельности по математике:

А внеурочная деятельность в математическом образовании организуется по по следующим направлениям :

-реализация курсов внеурочной деятельности ( в том числе «курсы по выбору»);

-создание индивидуальных учебных планов для детей с особыми образовательными потребностями;

-организация тематических каникулярных лагерных смен,летних школ;

-организация деятельности детских общественных объединений;

-реализация социальных и учебно-исследовательских проектов.

Общеобразовательное учреждение (далее – ОУ) вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.

2.Результаты внеурочной деятельности.

Остановимся особо на понимании результатов и эффектов воспитательной деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия обучающегося в деятельности (например, он приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов.

Непонимание различий между результатами и эффектами приводит к тому, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования.

Уточним понятие результата, рассмотрим его уровневую структуру. Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами (в рамках основного и дополнительного образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Наличие лишь знаний и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения – конечно, немало, но все же не достаточно для появления гражданской идентичности. А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в школьном самоуправлении), и тем более, в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

Уровни результатов внеурочной деятельности позволяют оценить как сами программы внеурочной деятельности (программы, обеспечивающие первый уровень результатов; образовательные программы, обеспечивающие второй уровень результатов; образовательные программы, обеспечивающая третий уровень результатов), так и итоги их реализации (на основании мониторинга социальных знаний, отношений, достижений школьников). Это закладывает основу для построения в рамках новой системы оплаты труда педагогов комплекса стимулирующих выплат за организацию внеурочной деятельности школьников.

3. Планирование внеурочной деятельности.

Учебный план образовательного учреждения является механизмом реализации учебной деятельности в рамках основной образовательной программы школы. Механизмом реализации внеурочной деятельности может являться план внеурочной деятельности образовательного учреждения, который разрабатывается по ступеням общего образования.

Внеурочная деятельность может быть территориально организована как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами. При отсутствии в образовательном учреждении возможностей для реализации внеурочной деятельности, (кадровых, материально-технических и др.) образовательному учреждению в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, целесообразно использовать ресурсы и опыт организации образовательного процесса, сложившийся в системе дополнительного образования, организаций культуры и спорта по развитию мотивации личности к познанию и творчеству обучающихся. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других учреждений.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение воспитательных, личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении рекомендуется использовать план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

Существует примерная форма плана внеурочной деятельности,которая может быть доработана образовательным учреждением,исходя из своих потребностей:

Таблица 1

Направление

Место

проведения

Время проведения

Формы организации

Объем времени







Таблица 2

Место проведения

Время проведения

Формы организации





План внеурочной деятельности образовательного учреждения является организующим механизмом основной образовательной программы

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

Учитывая общешкольный план внеурочной деятельности, на математической кафедре школы разрабатываются,рассматриваются и утверждаются программы внеурочной деятельности по предмету.


4.Типы образовательных программ вне­урочной деятельности:

Комплексные образовательные программы, предполага­ющие последовательный переход от воспитательных результа­тов первого уровня к результатам третьего уровня в различ­ных видах внеурочной деятельности. Эти программы могут быть сквозные, когда педагоги начинают работать по ним с детьми с первого по четвертый класс. Акцентируя внимание на планируемых результатах в соответствии

которыми, изменяется и содержание программы.

При разработке комплексных образовательных программ внеурочной деятельности необходимо учитывать следующее:

- комплексные программы могут быть двух вариантов:

«А» – когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по одному направлению, например, художественно-эстетическому, и тогда каждый педагог разрабатывает один – два модуля («Оригами», «Батик», «Вышивка шелковыми лентами», фольклорный кружок, театральная студия и др.). Комплексные программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одновозрастной группы. Количество групп, их наполняемость, время занятий и периодичность проведения определяются локальным актом образовательного учреждения. Данный вариант может быть реализован в образовательных учреждениях, в которых существует подсистема дополнительного образования детей или работающих в одну смену и имеющих квалифицированные кадры для организации этого вида деятельности.

«Б» - когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по нескольким направлениям, например, спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, военно-патриотическому. Данный вариант может найти применение в сельских школах, где недостаточно специалистов реализующих лишь направление.

При разработке комплексных программ необходимо учитывать, что к ним пишется одна пояснительная записка, в которой отражается вся специфика работы по всем модулям программы, все остальные разделы программы пишутся каждым педагогом, согласно содержанию работы в рамках своего модуля (см. пункт «Примерные требования к оформлению и содержанию образовательных программ внеурочной деятельности»).

-тематические образовательные программы, направ­ленные на получение воспитательных результатов в опреде­лённом проблемном поле и использующие при этом возмож­ности различных видов внеурочной деятельности (на­пример, образовательная программа патриотического вос­питания, образовательная программа воспитания толерант­ности и т. п.);

-образовательные программы, ориентированные на дос­тижение результатов определённого уровня (образователь­ная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и вто­рой уровни результатов; образовательная программа, обеспе­чивающая второй и третий уровни результатов).

Такие про­граммы могут иметь возрастную привязку, например:

- для 1 класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;

- для 2-3 классов - образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности;

- для 4 класса - образовательная программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия.

Таким образом ,внеурочная деятельность по математике планируется с учетом образовательной программы школы.

5.Программа воспитания и социолизации.

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит и на урокахи внеурочных мероприятиях по математике.

 Воспитание - это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Являясь составной частью влияний социальных факторов на человека, оно имеет свои особенности. Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, вожатыми, социальными педагогами и др.; через воспитание происходит учет других социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка - среды, в которой он находится, средств массовой коммуникации, культуры и пр. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка. Однако следует помнить, что воспитание занимает вполне определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить,  ни исключить.

Решение задач воспитания и социализации школьников происходит и в результате реализации математического образования

Таким образом, воспитание и  социализация  - процессы становления личности,которые не должны быть упущены в процессе организации урочной и внеурочной деятельности.

В соответствии с принципом приемственности ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО), так же как и ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО) в структуру основной образовательной программы включает программу воспитания и социализации обучающегося. Вместе с тем требования к направленности, целевым ориентирам, структуре и содержанию этой программы отличаются от требований к программе для начальной ступени и отражают возрастные особенности и задачи основной ступени. В её состав включены такие направления, как духовно-нравственное развитее и воспитание обучающегося, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Методологическая и содержательная основа – концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России определён современный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Заключение.

Из всего выше сказанного следует,что организация внеурочной деятельности по математике должна соответствовать потребностям обучающихся, осуществлять не только развитие и образование ,но и воспитание и социализацию личности, должна быть четко спланировано и организована в соответствии образовательной программой школы.

Список литературы.

  1. Акимова, С. А. Занимательная математика: серия «Нескучный учебник» / С. А. Акимова. – Санкт-Петербург: Тригон, 1997.

  2. БалкМ.Б.Математика после уроков . Пособие для учителей.-М., Просвещение.1971.

  3. Депман, И.Я. За страницами учебника математики: учеб.пособие для школьников / И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин – М.;2004

  4. Никольская, И.Л. Учимся рассуждать и доказывать: учеб.пособие для школьников / И.Л. Никольская, Е.Е.Семёнов – М.;2003

  5. Перельман, Я.И. Живая математика / Я.И. Перельман – М.;1986

  6. Фарков, А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы.учеб. пособие для школьников и учителей .М.; Айрис-пресс, 2007.

  7. «Математика в школе», подшивка журналов;

  8. «Математика», газета - приложение к газете «Первое сентября»;

  9. http://www.tomget.info

  10. http://pedsovet.su

  11. http://festival.1september.ru

  12. http://nic-snail.ru















14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!