СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности формирования учебной мотивации у школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа раскрывает возможности учителя в формировании мотивации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках технологии.

Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования учебной мотивации у школьников»

Особенности формирования учебной мотивации у школьников


Одной из важнейших проблем современной школы является формирование познавательной активности и самостоятельности школьников. Мы часто видим, как учащиеся, переходя из класса в класс, утрачивают первоначальный интерес к учению, все больше тяготясь его бременем. Причина этого, по мнению Ш.А. Амонашвили [3], кроется в слабостях сложившейся методики, в несовершенстве применяемых методов и форм обучения и стимулирования учения школьников.

Несколько отличное мнение имеет Р.С. Немов [33], он считает, что причина понижения интереса к учебной деятельности связана с тем, что в обучении и воспитании детей имеются значительные резервы, но на практике они полностью не используются из-за недостаточной мотивации.

Причин такого состояния дел несколько.

  1. До конца не известны все мотивы, в силу которых дети разного возраста с различными индивидуальными особенностями включаются в учение, общение и оказываются заинтересованными в приобретении новых личностных качеств, знаний, умений и навыков.

  2. Можем только догадываться о подлинных мотивах поведения детей. Нет никакой гарантии того, что наши догадки верны и соответствуют действительности.

  3. Среди самих детей существуют большие индивидуальные различия, в силу которых то, что значимо для одного ребенка, может не представлять интереса для другого.

  4. Мотивация, понимаемая как совокупность актуально действующих мотивов, ситуационно оказывается изменчивой. По этой причине то, что вполне подходит для стимулирования учебных и воспитательных интересов в одних ситуациях, может быть неадекватным для других. Одна из главных задач в обучении и воспитании детей сводится к тому, чтобы, имея в виду все четыре названные возможные причины мотивации, научиться практически воздействовать на нее и постараться свести к минимуму факторы, снижающие мотивацию.

Мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и воспитании детей, сводятся к системе поощрений и наказаний. Поощрения стимулируют развитие положительных свойств и особенностей психологии, а наказания предотвращают возникновение отрицательных. Если на практике применяются только поощрения, но игнорируются наказания, то у ребенка наряду с положительными качествами личности могут возникнуть и развиться отрицательные.

Если учебно-воспитательный процесс строится в основном на базе наказаний, то это может привести к предотвращению появления у ребенка некоторых отрицательных свойств, но вместе с тем – и к недостаточному развитию важных положительных качеств. Умное сочетание поощрений и наказаний обеспечивает оптимальную мотивацию, которая, с одной стороны, открывает возможность для развития положительных свойств, а с другой стороны, препятствует возникновению отрицательных.

Но прежде чем применять те или иные методы, утверждает Р.С. Немов [33], необходимо учесть индивидуальные особенности ребенка; так при низкой самооценке, при неуверенности в себе школьника и неверии в успех в системе стимулов должны доминировать поощрения. При завышенной самооценке, чрезмерной самоуверенности, следует пользоваться наказаниями.

Соотношение между ними может меняться с возрастом в зависимости от претензий ребенка на самостоятельность. Чем больше таких претензий, тем строже должны быть наказания за недостатки, допущенные ребенком по своей воле и сознательно контролируемые им.

По мнению Ш.А. Амонашвили [3], многие учителя считают самым действенным и чуть ли не самым главным педагогическим стимулом – отметку.

Она сочетает в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая – наказанием. Надо иметь в виду, что крайние значения отметок не всегда обладают той стимулирующей силой, которую имеют средние по величине оценки. Например, лучшим стимулом к достижению успехов часто становится оценка «4», а не «5», «3», а не «2» или «1». Получив пятерку, ребенок частично может утратить смысл дальнейшего совершенствования своей учебы, считает Р.С. Немов [33], т.к. выше он уже не может получить оценку. А если ученик получил оценку «4», то у него еще есть шанс и возможность добиться большего, в данном случае отличной оценки. Слишком низкая оценка, например единица, уничтожает стремление ребенка к улучшению своих результатов, т.к. эту оценку трудно исправить. М.В. Матюхина [29] считает, что когда учителя с момента появления ребенка в школе постоянно и весьма часто пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе, то тем самым они сдвигают центр мотивационной сферы его деятельности с самой деятельности, с ее результата и процесса на оценку деятельности, т.е. на что-то внешнее по отношению к этой деятельности. Отметка в этом случае приобретает в глазах школьника самодовлеющую ценность и заслоняет подлинную ценность его деятельности.

Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная главным образом на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной, отметка зачастую становится неадекватной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.

Стимулирование учебной и воспитательной деятельности детей, как утверждает М.В. Матюхина [29], должно иметь комплексный характер, включать в себя систему разнообразных побудителей, каждый из которых применяется не часто и в зависимости от того, какие другие интересы и потребности ребенка в данный момент времени являются актуальными. Комплексность стимулирования означает одновременное использование различных стимулов: органических, материальных и моральных, индивидуальных и социально-психологических.

Органические – это стимулы, связанные с удовлетворением органических потребностей ребенка (что-либо приятное физически, сладкое, вкусное). Материальные стимулы связаны с приобретением в собственное использование каких-либо привлекательных, интересных и желательных для ребенка вещей. Моральные стимулы обращены к чувствам ребенка и связаны с удовлетворением его духовных потребностей. К их числу можно отнести удовольствие, получаемое от сознания выполненного долга, от оказания помощи другим людям, от соответствия совершенных поступков высоким нравственным целям и ценностям. Социально-психологические стимулы содержат в себе мотивы, связанные с системой человеческих отношений. В их число включены те, которые ориентированны на повышение внимания к человеку, уважение к нему, отведение ему престижной и значимой роли. Индивидуальные стимулы содержат в себе нечто весьма личное, существенное для данного человека, имеющее для него особенное значение.

По утверждению Е.П. Ильина [19], действие различных стимулов на поведение человека ситуационно и личностно опосредованно. Один и тот же стимул, например, высокая или низкая оценка, может по-разному влиять на стремление к успехам тогда, когда он значим для человека или незначим. Если от получения высокой оценки зависят какие-либо другие важные события в жизни человека, то тогда оценка может стать сильным стимулом к достижению успеха. Если о нее мало, что зависит в жизни и деятельности ребенка, то вряд ли оценка является существенным стимулом к деятельности.

В связи с необходимостью более глубокого понимания ситуационно и личностной опосредованности влияния стимулов вводится понятие валентности (ценности) и вероятности успеха или неудачи. От них зависит воздействие стимула на поведение человека. Валентность и вероятность успеха касаются области восприятия человеком действующих на него стимулов в той ситуации в которой они реально возникают.

Педагогическая оценка, по мнению Р.С. Немова [33], является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех. Педагогические оценки, рассматриваемые как поощрения или наказания, должны быть уравновешенными. С одной стороны, они должны содержать в себе систему стимулов, активизирующих развитие положительных свойств и способностей у ребенка, с другой стороны включать совокупность не менее действенных стимулов, препятствующих возникновению отрицательных качеств личности и неправильных форм поведения у тех же самых детей. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, ситуации и ряда других факторов соотношение и характер педагогических оценок, используемых в качестве поощрения и наказания, должны меняться.

Вот этот материал можно перевести на 34 вопрос (положительная мотивация на уроках технологии, примеры из практики)Педагогическая оценка, по утверждению Р.С. Немова [33], бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы: предметные и персональные, материальные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные.

Предметные оценки касаются того, что делает или уже сделал ребенок, но не его личности.

Персональные педагогические оценки относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умение, прилежание. В случае предметных оценок ребенок стимулируется к совершенствованию учения и личностному росту через оценку того, что он делает, а в случае субъективных – через оценивание того, как он это делает и какие свойства при этом проявляет.

Материальные педагогические оценки включают разные способы стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе. В качестве материальных стимулов могут возникать деньги, привлекательные для ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве средства удовлетворения материальных потребностей детей.

Моральная педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.

Результативные педагогические оценки относятся к конечному результату деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет или пренебрегая другими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается то, что получилось в конечном счете, а не то, каким образом это было достигнуто.

Процессуальные педагогические оценки, напротив, относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответствующего результата.

Количественные педагогические оценки соотносятся с объектом выполненной работы, например, с числом изготовленных изделий, сделанных упражнений.

Качественные педагогические оценки касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности и других аналогичных показателей ее совершенства.

По мнению Ш.А. Амонашвили [3], наряду с видами педагогических оценок выделяют способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них – это внимание, одобрение, выражение признания, оценка, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека. Рассмотрим каждый из перечисленных стимулов отдельно.

Доброжелательное внимание к человеку всегда считалось одной из действенных форм его поощрения. Человеку приятно, когда он вызывает к себе повышенный интерес к себе со стороны окружающих людей, особенно значимых для него, когда он пользуется вниманием. Такое внимание означает, что его ценят, выделяют среди окружающих людей. И, напротив, когда на человека не обращают внимания, когда его как бы не замечают, то это вызывает у него неприятное чувство. Педагог, обращающий особое, доброжелательное внимание на ученика проявляющий к нему искренний интерес, тем самым как бы поощряет его, привлекая к нему внимание окружающих людей. Дети в свою очередь ценят внимание к себе со стороны взрослых, особенно учителей и воспитателей, стараются добиться его, прибегая к разного рода приемам, чтобы во что бы то ни стало стать объектом повышенного внимания. Иногда с этой целью дети делают что-то необычное, совершают определенные поступки и даже проступки исключительно ради того, чтобы привлечь к себе внимание. Оно представляет собой простейший и доступный способ педагогического стимулирования, который часто сочетается с другими.

Нередко внимание сопровождается одобрением, что в свою очередь усиливает его стимулирующую роль. Одобрение, по утверждению Р.С. Немова [33], выступает как позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ребенок. Когда говорят об одобрении, то имеют в виду вербальную и невербальную позитивную оценку действий и поступков человека. Вербальная оценка включает словесные высказывания, содержащие соответствующие оценочные суждения, а невербальная – жесты, мимику и пантомимику, выполняющие аналогичную оценочную роль. Часто вербальные и невербальные способы выражения одобрения сочетаются друг с другом.

Признание представляет собой выделение тех или иных достоинств у оцениваемого лица и их высокую оценку. В отличии от внимания, которое не связано с осознанием того, чем конкретно оно вызвано, или одобрения, в котором так же особо не подчеркивается предмет оценки, признание определяет его и дает понять оцениваемому лицу, за что конкретно его ценят. Признание вместе с тем выступает как выделение и оценка тех достоинств, по которым оцениваемое лицо отличается от других, в том числе и того, кто его характеризует.

Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Такими являются, например, школьные отметки. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика: абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, сложно сравнить их у разных детей.

Поддержка как способ стимулирования проявляется в том, что учитель одобряет конкретные действия ученика, стимулирует его на повторение или успешное завершение этих действий. Поддержка может быть предложена в форме сочувствия, морально подкрепляющего ребенка, или содействия, т.е. выполнение взрослым таких практических действий, которые способствуют активизации деятельности ребенка. Чаще всего поддержка как средство стимулирования проявляется тогда, когда ребенок нуждается в помощи со стороны.

Награда понимается и воспринимается как способ материальной поддержки или оценки действий ребенка. Награда становится стимулом деятельности тогда, когда она заслужена и соответствует как прилагаемым усилиям, так и реальному результату. Если в характере награды не учитывается то или другое, то ее стимулирующая роль снижается.

Следующие способы поощрения – усиление социальной роли, престижа и статуса – являются социально-психологическими средствами стимулирования действий учащихся и воспитанников. Они связаны с повышением авторитета ребенка в глазах окружающих его значимых людей.

Роли, которые в жизни исполняют дети, обладают различной ценностью и привлекательностью для них. Например, роль лидера обычно высоко ценится среди детей, а роль изгоя, которого никто не любит, не уважает и над которым все смеются, является одной из непривлекательных. Отведение ребенку более значимой роли среди сверстников и взрослых является действенным средством стимулирования, особенно в том возрасте, когда дети претендуют на взрослость, независимость и самодостаточность.

Под престижем понимается степень уважения, признания, которым пользуется ребенок среди значимых для него людей. С помощью ряда психолого-педагогических приемов можно искусственно повышать или понижать престиж ребенка и тем самым поощрять или наказывать его. Статусом называется действительное положение ребенка в системе межличностных отношений (социометрический статус, например). Он может быть изменен с помощью описанных выше приемов.

Все остальные способы стимулирования, как считает Р.С. Немов [33], представляют собой оценки, даваемые поведению, поступкам, намерениям, действиям, манере поведения, результатам деятельности детей. Традиционные школьные отметки выступают как один из этих способов, причем далеко не достаточный для того, чтобы обеспечить разностороннюю и полноценную мотивацию учения и воспитания детей. Понятие «педагогическая оценка» по своему объему и содержанию гораздо шире просто «оценки» или «отметки», поэтому на практике нельзя ограничиваться только двумя последними способами стимулирования.