Особенности технологии интеллект-карт и ее применение в учебном процессе (на примере учебной дисциплины биологии)
Павлова Карина Юрьевна,
преподаватель биологии,
экологии
КГБ ПОУ «НГГПК»,
г.Находка
«Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать. Это будет человек, который не знает, как научиться тому, как следует учиться»
Э. Тоффлер
Мы живем в век бурного развития современных информационных технологий. Стоит понимать, что для сегодняшних учащихся полностью находятся в этом «информационном море» просто утопают в нем и не могут выбраться. Интернет это огромный поток информации. Часто когда учащиеся получают домашнее задания, они не справляются с этим огромным потоком информации, если это творческое задания в рамках проблемного обучения.
Современные учащиеся, не могут отобрать именно ту информацию, которая необходима, прежде всего, здесь и сейчас. Путаются, неуверенные, сдаются.
Вот здесь интеллект-карты, приходят на помощь, потому что помогают синтезировать те знания, которые учащиеся получает из огромного количества источников, сделать определенные аргументы и на основе аргументов сделать решение.
Цель работы: создание интеллект-карт на тему учение о клетке, вирусы как средство повышения образовательных достижений.
Задачи работы:
1. Изучить информационные источники с целью получения наибольшей информации об интеллект-картах.
2. Изучить технологию создания интеллект-карт на бумаге и в электронном виде.
3. Определить главные идеи для составления тематических интеллект-карт.
6. Создать презентации интеллект-карт в программе PowerPoint.
7. Апробировать интеллект-карты на уроках биологии.
Проблема - большой объем информации, малое количество часов не позволяет изучать биологию углубленно.
Гипотеза - если создавать интеллект-карты по большим блокам, разделам, то данные темы будут освоены на повышенном уровне.
Объект - интеллект-карта.
Предмет – интеллект –карты на бумаге и электронный вариант интеллект-карт по темам:
1. Вирусы – внеклеточные формы жизни.
2.Учение о клетке.
Эта методика не нова. Опорные конспекты, схемы, использовались в
методике обучения и раньше. Но интеллектуальные - карты – это не просто набор рисунков и символов, они позволяют классифицировать материал,
отделять главное и второстепенное, это способ универсального моделирования.
Раздел 1. Общие сведения о интеллект-картах
Интеллект-карта, известная также как ментальная карта или ассоциативная карта (с английского «Mind map» - «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «диаграмма связей», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления») — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.
Метод использования интеллект-карт разработан психологом Тони Бьюзеном, в своей книге «Работай головой» (1974).
Однажды второкурсник Тони Бьюзен искал в университетской библиотеке книги об эффективном использовании способностей мозга.
Ему предстояло справиться с огромным количеством учебного материала, и он хотел узнать, как такие функции мозга, как запоминание, восприятие и анализ, могут быть наилучшим образом использованы в учебном процессе.
Ему посоветовали обратиться в отдел медицинской литературы. В ответ на слова о том, что он не хочет делать операции на мозге, а только хочет научиться правильно его использовать, библиотекарша сказала, что таких книг не существует.
Это и стало толчком для Бьюзена. Он достиг потрясающих результатов, став одним из лучших студентов. Тони Бьюзен превратил процесс обучения в увлекательное и, что главное, очень эффективное занятие. Потом он стал факультативно заниматься с неуспевающими школьниками, которых все считали безнадежными, и с каждым из них достиг потрясающих результатов. Один из таких школьников воскликнул: «Я не был неспособным к учению — у меня просто не было настоящего учения!»
Тони Бьюзен вспомнил про Ньютона, Эйнштейна, которые в школе перебивались с двойки на тройку, и задал важные вопросы: «Умеем ли мы учиться? Правильно ли мы используем свой мозг?» Применив свой метод на практике, автор решил, что его можно эффективно использовать в любой интеллектуальной деятельности.
Больше всего информации человеку представляется в виде цифр и букв, эта форма удобна для восприятия только левым полушарием. С позиций нейрофизиологии изучение информации через интеллект-карты объединяет работу левого и правого полушарий в целое (рисунок 1), следовательно, более быстрая и качественная фиксация изучаемого материала.
Рисунок 1. Полушария головного мозга и «разделение» труда между ними
Эффективность данного метода заключается в следующем:
возрастному уровню их развития;
позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ГИА и ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время;
приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;
поисковая система Интернет и учебная литература дают обучающимся возможность создавать свой собственный инновационный продукт – интеллект-карты;
интеллект-карты можно использовать как демонстрационный или
раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, создании презентации организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ;
Данную технологию можно применить в учебном процессе, на примере учебной дисциплины биологии для групп первого курса.
Технология построения интеллект-карт
Основная идея, проблема или слово располагается в центре (рисунок 2).
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями (рис. 3).
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Рисовать интеллект-карты можно руками на бумаге или использовать компьютерные программы: Mind Maps, Power Point.
Рисунок 2. Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа
Рисунок 3 ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею
Спектр применения интеллект-карт обширный. Они помогают решать такие задачи, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие и многие другие.
Главное достоинство метода - его универсальность. Предложенная технология построения интеллект-карт очень проста и может быть использована при изучении других предметов.
Раздел 2. Практическая часть
2.1. Технология создания электронного пособия для учащихся «Интеллект-карты. Вирусы – внеклеточные формы жизни»
Как я создаю свои интеллект-карты в электронном виде?
Сначала я собираю весь материал по главной теме интеллект-карты, собираю текстовую информацию, рисунки, схемы, таблицы.
Затем я создаю пустой файл презентации. На первом слайде я создаю саму интеллект-карту: составляю ветви и подветви, вставляю надписи и рисунки.
Затем на отдельных слайдах к каждой ветви и подветви вставляю нужную текстовую информацию, рисунки, схемы, таблицы.
Дальнейший этап – оформление. Каждой ветви и отходящей от неё подветви интеллект-карты соответствует свой цвет, шрифт, форма, чтобы разграничивать их.
Последнее – вставка гиперссылок. Каждую ветвь интеллект-карты соединяю со слайдом, на котором содержится вся информация о ней. В картинки ветви вставляется гиперссылка. Чтобы вернуться назад к интеллект-карте, в правом нижнем углу находится гиперссылка. Она может быть в любой форме: в форме «домика», в форме «стрелочки», или обычной кнопки. Также можно сделать гиперссылку цветной.
Этапы создания интеллект-карты:
1. Сбор информации.
2. Создание «пустого» файла презентации.
3. Создание самой интеллект-карты на первом слайде.
4. Создание дополнительных слайдов с информацией.
5. Оформление.
6. Вставка гиперссылок.
2.2. Этапы построения интеллект-карты на тему «Вирусы внеклеточные формы жизни»
Данная интеллект-карта создана мною на тему «Вирусы – внеклеточные формы жизни» с целью углубления знаний по данной теме (смотреть рисунок 4).
В центре я расположил главную тему, от неё отходят подтемы:
1. Вирусология (наука о вирусах).
2. Жизненный цикл.
3. Форма вирусов.
4. Классификация царство вирусы.
5. Роль вирусов.
6. Имеют сходства и отличия с живыми организмами.
В каждую подтему в картинки заложены гиперссылки. Гиперссылки, в данном случае, - это скрытые ссылки, направляющие на определённый слайд. В самих слайдах заключена основная информация, рисунки и гиперссылка для возврата назад к интеллект-карте.
Информация создана в программе Power Point
Рисунок 4. Интеллект –карта на тему «Вирусы – внеклеточные формы жизни»
Аналогичная карта создана мною по теме «Учение о клетке». Данные интеллект-карты апробированы на уроках биологии.
Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый).
Заключение
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении нас, учащимся может дать огромные положительные результаты, поскольку мы учимся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогут развивать креативное и критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
Метод интеллект-карт даст учащимся огромные возможности в процессе обучения:
• Адаптироваться к условиям ЕГЭ.
• Задействовать оба полушария головного мозга.
• Повышать работоспособность.
• Улучшать все виды памяти.
• Развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность.
• Обогащать словарный запас.
• Повышать результативность.
Таким образом, интеллект-карты, создаваемые учащимися, сформируют устойчивый интерес к биологии, обеспечивая каждому ученику свой индивидуальный путь к успеху.
Список использованных источников:
1. Бьюзен, Т., Научите себя думать / Т. Бьюзен – М., 2016.
2. Константинов, В.М., Рязанова, А.П. Общая биология. Учебное пособие
для СПО / В.М. Константинова, А.П. Рязанова – М., 2015.
3. Пономарева, И.Н., Корнилов, О.А., Лощилина, Е.Н. Общая биология 10
кл. Учебник / Пономарева, И.Н., Корнилов, О.А., Лощилина, Е.Н – М.,
2014.
4. Тони Бьюзен. Карты памяти. Используй свою память на 100 % - Росмэн-Пресс, 2014 г.
5. ООО «Универ-Пресс» Ментальные карты против конспектов [Электронный ресурс]: Электрон. дан. – Москва: Комминфо, 2000-2017 . – Режим доступа: https://edunews.ru/school/usefull-materials/mentalnye-karty-protiv-konspektov.html