СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. 4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие предлагаю для использования в ДШИ и школах с углубленным изучением предметов эстетического цикла

Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. 4 ГОД ОБУЧЕНИЯ»


НАПРАВЛЕНИЕ: Изобразительное искусство

НОМИНАЦИЯ: План-конспект занятия с УМК.



Наименование работы: «ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗИМНЕГО

ПЕЙЗАЖА».



Исполнитель:

Комерсантова Татьяна Степановна





































Самара, 2015

Открытое занятие по изобразительному искусству, 4 год обучения.

Тема занятия: «Красавица-зима. Особенности изображения». 

Возраст учащихся: 9 – 10 лет

Цель: Формирование умения передать эмоциональное содержание рисунка путём цветового решения.

Задачи:

Обучающие:

– расширить знания учащихся об эмоциональном содержании цвета, об авторах знаменитых полотен; 

– учить передавать настроение, чувства, эмоции через цвет;
– учить использовать нужную цветовую гамму, оттенки цвета для передачи эмоционального содержания работы.

Развивающие:

- развивать навыки самостоятельного подбора цветовых сочетаний;

- способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся

Воспитательные:

– способствовать формированию любви к родному краю с его неповторимыми пейзажами;
– воспитывать эстетический вкус, культуру визуальных наблюдений.

Предполагаемый результат: индивидуальный рисунок, соответствующий теме «Красавица-зима».

По окончании занятия обучающиеся будут:

ЗНАТЬ: как с помощью цвета в рисунке передать свое эмоциональное состояние.

УМЕТЬ: передать эмоциональное содержание рисунка при помощи цветового решения.

Тип занятия: комбинированный. 

Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.

Форма занятия: творческая мастерская, групповое занятие.

Вид деятельности: Тематическое рисование

 

Актуальность.

Одно из требований ФГОС для изобразительного искусства, как и для других предметов эстетического цикла – развитие творческого потенциала ребёнка, его художественного вкуса. Эту задачу невозможно решить, не включая в образовательный процесс работу эмоциональной сферы учащихся. Развивать эмоциональную сферу обучающихся, разговаривая с ними о прекрасном, о человеческом в человеке через произведения искусства, через диалог с автором произведения и через диалог друг с другом, — важнейшая задача педагога.

В этих условиях актуальна реализация современных педагогических подходов: личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического и др.

Дети в возрасте 9-10 лет знают и различают основные цвета. На данном этапе я знакомлю детей с оттенками цветов. Но учу это делать, не просто смешивая краски, а включая эмоции, наблюдая за природой, ее красотой, особенностями. Учу передавать эмоции, настроение с помощью цвета.

Большое значение для эмоционального восприятия произведений искусства, передачи эмоционального состояния имеет правильно подобранная классическая музыка. Всё вместе: музыка, картины природы, творческая деятельность создают условия для воспитания у детей чувства прекрасного, способности видеть и ценить красоту родной природы.

Образовательные области: Познание, коммуникация, художественное творчество, музыка, двигательная активность, здоровье, творческий труд, худ. литература.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, продуктивный метод, наглядный, исследовательский, метод мотивации и стимулирования.

Педагогические технологии: здоровьесберегающая, проектная деятельность.

Организационные условия:

- состав группы 12-15 человек, возраст детей 9-10 лет, учащиеся 4-го года обучения общеразвивающей программы по изобразительному искусству;

- время занятия: 80 мин с 10 мин. перерывом;

Оборудование:

мольберты, интерактивная доска, компьютер, экран, мультимедийная установка.

Материалы для педагога: методическая литература, презентация «Красавица-зима», выставка работ воспитанников, иллюстрации работ русских художников, музыкальный центр, мультимедийное оборудование.

Материалы для обучающихся: акварель, кисти, бумага для акварели формата А4, палитра, баночка для воды, салфетки для рук.

Музыкальное оформление: П. И. Чайковский, из цикла «Времена года»:  "Святки" (декабрь); «У камелька» (Январь), «Масленица» (Февраль); А. Вивальди, «Времена года. Зима», Г. Свиридов «Вальс» (музыка звучит негромко во время просмотра картин и во время рисования).

План занятия
I. Организационный момент. 
II. Целеполагание. 
III. Актуализация знаний.
IV. Сообщение нового материала с использованием презентации. 
VI. Рефлексия. 
VII. Физминутка. 
VIII. Практическая работа. 
IX. Итог. 
Ход занятия (презентация «Красавица-зима» сопровождает весь ход занятия).
1.Организационный момент.  (Приветствие воспитанников, проверка готовности к занятию)

Педагог: Добрый день! Я всем вам дарю свою улыбку и хорошее настроение. Теперь вы поделитесь друг с другом улыбками и хорошим настроением.

(Учащиеся улыбаются друг другу)

Педагог: Для занятия нам нужны ваши умные и творческие головы. Они у вас такие? Давайте проверим. Закройте глаза и послушайте загадку, мысленно представляя себе загадываемый объект. 
Кто знает верную примету, 
Высоко солнце, значит лето. 
А если холод, вьюга, тьма 
И солнце низко, то …. 
Ответ: Зима 
Ребята, можете ли вы предположить, ответив на загадку, как будет звучать тема нашего занятия? (определение темы занятия).  
Совершенно верно – зима, а тема нашего занятия будет звучать так - «Красавица-зима. Особенности изображения». 

II. Целеполагание. 
А можете ли вы предположить по названию темы, о чем пойдет речь на нашем занятии, и чем мы будем заниматься? 
(Дети отвечают, учитель обобщает сказанное детьми и дополняет их ответы). 
Педагог: Правильно. Мы будем рисовать зиму и постараемся передать настроение в рисунке, используя цветовую гамму. 

III. Этап актуализации знаний, повторения изученного на прошлых занятиях.
Педагог: Но прежде, давайте вспомним и назовем цвета холодной и тёплой цветовой гаммы. 
(ответы детей) 
Какие ассоциации вызывают у вас цвета теплой и холодной цветовой гаммы? 
Ответы детей: 
- теплая цветовая гамма: тепло, солнечный свет, веселье, радость. 
- холодная цветовая гамма: грусть, задумчивость, покой… 
Педагог:

Скажите, ребята, в какой цветовой гамме изображают художники лето, весну, осень? (ответы детей) 
А какую цветовую гамму использует в своём наряде Красавица - зима? 
(ответы детей) 
А это мы выясним в ходе нашего занятия. 
IV. Сообщение нового материала. 
Педагог:

Давайте проведем с вами небольшую исследовательскую работу. 
Рассмотрим картины известных художников и выясним, какую цветовую гамму, для передачи настроения, используют профессиональные художники, изображая зиму. 
Посмотрите на экран. 
Перед нами картина известного художника Константина Коровина «Зимой». 
Какое состояние природы передал художник в картине? 
Какое время суток изображено на ней? 
Какую цветовую гамму использует художник для передачи настроения в своей работе? 
Верно. Художник использует цвета холодной цветовой гаммы для передачи тихой задумчивости, состояния покоя. Чародейка-зима дарит всему этому белому безмолвию новую жизнь: неподвижную, немую, таинственную. Эта жизнь – жизнь сна, время белой и тихой природы. 
Совсем другая по характеру картина Алексея Саврасова «Зима». 
Скажите ребята, какое настроение создает у вас эта картина? 
(ответы детей: грусти, тревоги) 
Как цветовая гамма помогает художнику создать такое настроение у зрителей? 
Холодные темные тучи низко нависли над землей, заснеженные деревья вдали застыли в тревожном ожидании. 
В картинах всегда передается настроение художника, он невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывает сам. У Константина Коровина это грусть, покой, у Алексея Саврасова - тревога. Но есть в зиме и что-то молодое и веселое.  Увидеть это мы можем в картинах моего любимого художника Игоря Грабаря. Перед вами его картина «Иней». Грабарь любил зиму. Он писал иней «на всякие лады» - разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. 
Какое время суток изобразил художник в пейзаже? 
(Раннее утро). 
Какие по цвету, краски использовал художник, передавая настроение в своем пейзаже? 
(Оттенки холодного голубого и синего цвета). 
А вот еще один пейзаж, который тоже называется «Иней». 
Чем отличаются эти пейзажи? В какой цветовой гамме написан этот пейзаж? 
(Ответы детей) 

Педагог:
Первый пейзаж написан в холодной цветовой гамме и создает настроение тихой задумчивости и грусти, а на втором слайде мы видим совершенно иной по характеру пейзаж. В ветках деревьев весело играет солнечный свет, отражается мягкими переливами на снегу, создавая веселое и игривое настроение. 
Картина Н. Крымова «Зима». 
Скажите ребята, можете ли вы определить, в какой цветовой гамме написана картина «Зима»? 
Какие по цвету, краски использовал художник, изображая снег? 
(Ответы детей) 

Педагог:
Правильно, и в теплой цветовой гамме, и в холодной. Ведь художник использовал как оттенки теплого розового и желтого цвета, так и  холодного голубого и фиолетового.
А почему он использовал теплую цветовую гамму? 
(Чтобы показать солнечный день, игру солнечных бликов, скорый приход теплой весны). 
Ведя разговор о зиме, нельзя оставить без внимания творчество Бориса Михайловича Кустодиева. Перед нами его знаменитая картина «Морозный день». 
Что вы видите на картине? 
В какой цветовой гамме написана эта картина? 
А как вы думаете, почему в теплой цветовой гамме выполнил художник свою картину? 
(Ответы детей). 

В картину вложено ликование красок, вся ширь и прелесть милой природы, богатство и щедрость русской души, характер народа. В такой яркий зимний день хорошо дышится и гулять весело!
Сквозь заиндевевшие ветви просматриваются крыши домов с «пушистыми», застывающими на глазах у зрителя дымками. В прозрачном воздухе будто слышатся перезвоны колоколов, бренчание бубенцов, смех детей, крики балаганного зазывалы, карканье вспугнутых ворон. В золотисто-розовых лучах солнца, в красочных полнокровных формах разворачивается широкая панорама русской зимы, праздничное гулянье русского народа.
V.  Рефлексия занятия

Педагог:

- А теперь, ребята, мне хотелось бы сейчас узнать и увидеть какие ощущения, впечатления вы получили от увиденного и услышанного (ответы детей).

- Я вижу, что сегодняшнее занятие показалось вам интересным. Очень рада. В заключение своего рассказа хочу сказать, что мне было очень приятно с вами общаться. Итак, мы исследовали картины известных художников. 
Скажите, ребята, как цветовая гамма помогает художникам передавать настроение в картине? 
(ответы детей). 
Чтобы окончательно в этом убедиться, проведем эксперимент. 
Я выполню один и тот же пейзаж в холодной и теплой цветовой гамме, и посмотрим, как изменится характер и настроение в рисунке. 
В холодной цветовой гамме я выполнила заранее, а в теплой выполню сейчас. 
(выполняю рисунок акварелью зимнего пейзажа в теплой цветовой гамме на тонированной бумаге). Ну, что, кому из вас ближе пейзаж в теплой цветовой гамме? А кому в холодной? (ответы детей). И действительно, каждому человеку свойственны свои переживания, эмоции, чувства. 

А теперь, ребята, перед практической работой проведем физминутку.
VI. Физминутка.  Игровые двигательные упражнения с карандашом.

Игровые двигательные упражнения с карандашом полезно использовать во время учебных занятий. Кто-то может посчитать, что использование карандаша в качестве предмета для игровой разминки весьма опасно. Но это совершенно неверно. Ребята должны учиться видеть возможность использования любого предмета для физических разминок. При этом, используя предметы подобного рода, они учатся быть осторожными, видеть реальную опасность и избегать ее.

«Воображение»

Участники игры держат карандаш на весу на ладони, на одном пальце, на двух пальцах.

Участники игры пробуют удержать карандаш между разными пальцами и писать в воздухе цифры, буквы, слова.


VI. Практическая работа. 
Перед вами белая и тонированная бумага, краски и кисти. Ваша задача: выполнить, проявив фантазию, зимний пейзаж (предметный или беспредметный), используя холодную или теплую цветовую гамму на выбор. 
VII. Итог. 
Анализ и обсуждение выполненных на занятии творческих работ, оформление импровизированной выставки, подведение итогов. 
Итак, мы с вами исследовали картины профессиональных художников, выполнили самостоятельные творческие работы, оформили выставку. 
Что нового открыли вы для себя на нашем занятии? (ответы детей).
В заключение нашего занятия я хочу поблагодарить вас за проделанную работу и жду вас на следующем занятии!

Результаты: практически все дети справились с заданием в той или иной мере. Так как способности у всех детей разные, то и работы получились разного уровня. Лучшие я представила вашему вниманию.

Выводы.

Данное занятие способствует развитию интереса, увлеченности, формированию у обучающихся общеучебных и специальных умений и навыков, развитию эстетического вкуса у детей на занятиях рисования, позволяет закрепить навыки работы с акварельными красками, расширить знания об эмоциональном содержании цвета, об авторах знаменитых полотен; закрепить знания о тёплой и холодной цветовых гаммах; развивать навыки самостоятельного подбора цветовых сочетаний.

Рекомендации.

Данная методическая разработка может быть рекомендована педагогам дополнительного образования школ искусств, реализующих общеразвивающие программы, педагогам многопрофильных учреждений дополнительного образования детей при работе над зимним пейзажем, учителям изобразительного искусства средних общеобразовательных школ (в 6 классе при изучении темы «Пейзаж»).



Используемая литература:

1.Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

2.Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 6-е издание, М. Просвещение 2010. –140с.

3.Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5–8 классы. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;

4.Неменский В.М., Фомина Н.Н., Гросул Н.В. и др. «Изобразительное искусство и художественный труд» М., «Просвещение» 1999 г.

5. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе» М., «Дрофа» 1999 г.

6.« 50 художников. Шедевры русской живописи» Выпуск № 1

7.« 50 художников. Шедевры русской живописи» Выпуск № 3



Наглядные материалы: набор репродукций картин русских художников






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!