Открытый урок
по русскому языку в 11 классе
Проведен 09.11.2018
Тема урока: «Управление при словах, близких по значению»
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.
Цели урока
Учебная: повторить и обобщить изученный за курс основной школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа, помочь преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками.
Развивающая: совершенствование речевых умений учащихся и умений строить свои высказывания в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка, развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательная: развитие культуры речи, формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных качеств.
Эпиграф:
Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю.
А.С. Пушкин
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради и запишите число и тему нашего урока: Управление при словах, близких по значению. Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа.
Как вы думаете, что имел в виду А.С. Пушкин?
Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов. Н.В. Гоголь говорил: «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего». Но в языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «...Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует - они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда - то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей».
Итак, к какому же выводу мы пришли? Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку?
Сегодня мы будем учиться говорить правильно.
Работа по теме урока.
Введение в тему.
Иметь (выдержка) - обладать (выдержка).
Беспокоиться (сын) - тревожиться (здоровье сына). Доволен (результат) - рад (приезд).
Предостеречь (ошибки) - предупредить (поездка). Удивляться (мужество) - восхищаться (восход солнца).
Проверка:
Иметь (что?) выдержку - обладать (чем?) выдержкой.
Беспокоиться (о чем? о ком?) о сыне - тревожиться (за что? за кого?) за здоровье сына.
Доволен (чем?) результатом - рад (чему?) приезду.
Предостеречь (от чего?) от ошибок - предупредить (о чем?) о поездке. Удивляться (чему?) мужеству - восхищаться (чем?) восходом солнца.
словосочетаниях. (Управление)
Какой вид подчинительной связи называется управлением? (Управление - это подчинительная связь, при которой главное слово в словосочетании требует постановки зависимого слова в определённом падеже)
При составлении каких словосочетаний вы испытывали затруднения? Почему? (В роли главных слов выступают слова, близкие по значению, а зависимые слова стоят в разных падежах)
Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы)
Слово учителя
- Синонимы могут отличаться друг от друга не только оттенками лексических значений, но и синтаксическими особенностями. Например, два глагола с одним значением требуют разных падежей существительных (т.е. имеют разное управление). Не все нормы управления одинаково прочны, нередко наблюдаются случаи колебания, вариативности, вызывающие затруднения. Некоторые нормы легко подвергаются искажению. В случае неправильного выбора формы слова или предлога возникает грамматическая ошибка, например: отзыв на статью; рецензия о спектакле; характеристика на ученика.
Во время сдачи экзаменов вам предстоит написать сочинения по русскому языку и литературе. В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами выбора нужной падежной формы и подходящего предлога. Перед нами встаёт вопрос, как лучше (правильнее) построить то или иное предложение.
Поэтому сегодня на уроке мы будем работать над выбором вариативных конструкций в целях предупреждения грамматических недочетов при составлении текста.
Обратимся к учебнику (п. 70, с. 258-259).
Почему примеры, приведённые в учебнике, разбиты на две группы?
Помимо синонимов в русском языке однокоренные слова разных частей речи также могут иметь разное управление:
уДивляться его терпению - уДивлён его терпением; рассердиться на глупую шутку - рассержен глупой шуткой.
В речи частотны ошибки, связанные с подменой управления однокоренных слов. Поэтому надо быть очень внимательными при выборе падежа зависимого слова в таких словосочетаниях.
Например:
верить в побеДу - уверенность в побеДе;
заменить старую Деталь новой - сменить старую Деталь на новую;
плат ит ь/заплат ит ь/уплат ит ь за проезД - оплат ит ь проезД;
плата за телефонный разговор - оплата телефонного разговора;
подключиться к разговору - включиться в разговор;
различать Друзей и врагов - отличать Друзей от врагов;
сверять фотографию с оригиналом - проверять время по телефону.
ВЫВОД:
- Итак, что надо знать, чтобы не ошибиться в выборе нужного сочетания слов? (Знать основные значения паДежей и преДлогов, уметь правильно ставить вопрос к зависимому слову, а также знать лексическое значение слов).
- У вас в файлах лежат таблицы, в которых приведены случаи управления в однокоренных и синонимичных конструкциях. Выполняя задания на уроке, при необходимости используйте эту таблицу. Дома положите её в папки со справочным материалом.
Управление при однокоренных и синонимичных конструкциях
В языке существует немало случаев, когда однокоренные или синонимичные слова имеют разное управление, что часто является причиной
смешения вариантов с разным падежным управлением. Случаи такого управления приведены в таблице.
Вариант управления | Вариант управления |
ОбиДеться на что? на эти слова | Обижен чем? этими словами |
Доказывать что? правоту | Доказательство чего? правоты |
Заботиться о ком?/ о чем? об экологии | Озабочен чем? экологией |
Заинтересовать кого? собеседника | Заинтересован в чем? в результате |
Заинтересовать чем? рассказом | |
РаДоваться чему? поДарку | Обрадован чем? поДарком |
Подтвердить что? распоряжение | Подтверждение чего? распоряжения |
Рецензировать что? статью | Рецензия на что? на статью |
Основываться на чем? на фактах | Обосновывать чем? фактами |
Опираться на что? на факты | Базироваться на чем? на фактах |
Различать что и что? причастия и прилагательные | Отличать что от чего? причастия от прилагательных |
Различия между чем и чем? союзом и преДлогом | Отличие чего? от чего? союза от преДлога |
(У, за)платить за что? за проезД | Оплатить что? проезД |
Превосходство над кем?/чем? наД врагом | Преимущество перед кем?/чем? переД противником |
Удивляться чему? обстоятельствам | Удивлен чем? обстоятельствами |
Рассердиться на что? на шутку | Рассержен чем? шуткой |
Препятствовать чему? переговорам | Тормозить что? переговоры |
Обращать внимание но что? на мелочи | Уделять внимание чему? мелочам |
Уверенность в чем?/ в ком? в себе | Верить (вера) во что?/ в кого? в себя |
Свойственный чему? тексту | Характерный Для чего? Для текста |
Тренировочные упражнения на закрепление
- Разноуровневые задания.
Упр. 397 (уровень А).
Упр. 400 (уровень В).
Упр. 399 (уровень С) (предложения 1- 4).
«2».
Без ошибок - «5», 1-2 ошибки - «4», 3 - 4 ошибки - «3», 5 и более ошибок -
Укажите предложение с грамматической ошибкой.
Вера в окончательную победу над фашизмом укрепляла силы наших воинов.
Б) Рецензия на книгу, опубликованная в «Литературной газете», привлекла моё внимание.
Подруга интересуется о моём здоровье.
Г) Жители нашего дома очень беспокоились о судьбе заболевшего малыша.
Укажите предложение с грамматической ошибкой.
О рок-опере «Прометей» было много лестных отзывов.
Б) Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплиной.
Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.
Г) В «Этюдах об учёных» писатель увлекательно рассказывает о жизни многих известных людей.
Укажите предложение с грамматической ошибкой.
Я делюсь с другом обо всём, что со мной происходит.
Б) По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным ему эгоизмом.
Для молодого композитора характерно использование фольклорных мотивов в творчестве.
Г) Лектор подробно остановился на разных сторонах проблемы.
Укажите предложение с грамматической ошибкой.
С подростками регулярно проводятся беседы о морали и нравственности.
Б) Легенды и мифы о парении подобно птице рождали силы и жажду познания.
Легкомысленное отношение к энергоресурсам повлекло огромные затраты.
Г) Книга представляет из себя результат многолетних наблюдений биолога.
Укажите предложение с грамматической ошибкой.
Может ли, пока стоят такие деревья и не пересохли эти родники, ослабеть вера в свою землю!
Б) В дальнем углу комнаты стоял сундук, наполненный одеждой.
Жажда к славе была для героя самым важным качеством.
Г) Мцыри никогда не оставляло сильное желание свободы.
Самопроверка
1 в, 2 б, 3 а, 4 г, 5 в.
Без ошибок - «5», 1 ошибка - «4», 2 ошибки - «3», 3 и более ошибок - «2».
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Наблюдение над употреблением в речи предлогов (сообщение учащегося).
- Достаточно частотны в речи ошибки при использовании предлогов в синонимических конструкциях. Например, предлоги С и ИЗ синонимичны при указании на место, откуда направлено действие. Однако между ними есть и различие.
Предлог с употребляется в том случае, когда действие направлено с поверхности чего-либо:
спуститься с горы, сойти с лестницы, снять со стола.
Предлог из используется тогда, когда действие направлено изнутри наружу: выйти из комнаты, выбраться из ямы.
Употребление данных предлогов в сочетании с географическими названиями закреплено традицией. Предлог с используется преимущественно с названием горных областей, рек, островов.
Например:
приехать с Кавказа, с Украины, с Волги, с Сахалина, с Ямайки - приехать из Крыма, из Белоруссии, из Франции, из Казахстана.
При указании на иностранное государство используется предлог из. В связи с этим в настоящее время наряду с конструкцией типа: приехать с Украины - употребляется
конструкция: приехать из Украины.
Подобные различия наблюдаются в использовании предлогов В и НА при указании на место, пространство, в пределы которого направлено действие. Предлог В имеет значение - «внутри чего-нибудь», На - «на поверхности чего-нибудь».
В большинстве случаев эти предлоги различаются в соответствии с присущими им значениями:
а) с географическими объектами сочетается предлог в: в гороДе, в Сибири, в Белоруссии;
б) при названии островов, полуостровов употребляется предлог на: на Камчатке, на Новой Земле;
в) с названиями гор и горных местностей употребляется предлог на: на Урале, на Казбеке;
г) употребление предлогов в, на при названиях гор во множественном числе связано с различными значениями: отдыхать в Альпах - значит «в горах, среди гор»; события на Балканах - значит «на Балканском полуострове»; леса на Карпатах - значит «на поверхности гор».
• Вместе с тем использование предлогов на и в (при указании на место пребывания), как и предлогов из и с, часто зависит только от традиции.
Например:
находиться в университете, в аптеке, в кино, в Крыму, в Белоруссии, в Закарпатье, в Альпах - находиться на факультете, на почте, на станции, на Кавказе, на Украине, на Дальнем Востоке.
• При указании на иностранное государство употребляется предлог в, поэтому сейчас нормативной становится и конструкция - жить в Украине.
Закрепление.
Тест № 2
№ 1. Устно составьте словосочетания, укажите словосочетания с предлогом в:
приехать (Греция)
путешествие (Эльбрус)
уехать (Кавказ)
поехать (Крым, Белоруссия)
№ 2. Составьте словосочетания, укажите словосочетания с предлогом из:
приехать (Франция)
выйти (автобус)
вернулись (Москва)
преклонение (талант)
№ 3. Составьте словосочетания, укажите беспредложные словосочетания:
уверенность (победа)
управляющий (филиал)
оплатить (проезд)
тормозить (развитие)
№ 4. Составьте словосочетания, укажите словосочетание с предлогом с:
вернуться (Кавказ)
выйти (троллейбус)
взять (полка)
приехать (Алтай)
Самопроверка
№ 1 № 2 № 3 № 4 ответы 1, 4 1, 2, 3 2, 3, 4 1, 3, 4
Без ошибок - «5», 1 ошибка - «4», 2 ошибки - «3», 3 ошибки - «2».
«Лингвобол».
- Выберите нормативные варианты употребления словосочетаний.
Аннотация на книгу - аннотация книги
Свойственный автору - свойственный для автора
Уверенность в победу - уверенность в победе
Оплатить проезд - оплатить за проезд
Выйти из автобуса - выйти с автобуса
Уверенность собой - уверенность в себе
Преклонение героям - преклонение перед героями
Взывать о помощи - взывать к помощи
Обидеться на слова - обидеться словам
Уделять внимание на мелочи - уделять внимание мелочам
Опираться на научные данные - опираться на научных данных
Наполненный воды - наполненный водой
Превосходство над ним - превосходство перед ним
Отзыв о монографии - отзыв на монографию
Подключиться к разговору - подключиться в разговор Обучение по английскому языку - обучение английскому языку
Рефлексия.
Задание «Оратор»
Дома вы подготовили устное выступление на 1 минуту, с помощью которого должны убедить своих одноклассников в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Домашнее задание.
П.70, упр. 398, рассказать об употреблении предлога ПО, показать его своеобразие, подобрать примеры.
Оценка знаний.
- Составьте и запишите словосочетания.
Иметь (выдержка) - обладать (выдержка).
Беспокоиться (сын) - тревожиться (здоровье сына). Доволен (результат) - рад (приезд).
Предостеречь (ошибки) - предупредить (поездка). Удивляться (мужество) - восхищаться (восход солнца).
1. - Составьте и запишите словосочетания.
Иметь (выдержка) - обладать (выдержка).
Беспокоиться (сын) - тревожиться (здоровье сына).
Доволен (результат) - рад (приезд).
Предостеречь (ошибки) - предупредить (поездка).
Удивляться (мужество) - восхищаться (восход солнца).
- Составьте и запишите словосочетания.
Иметь (выдержка) - обладать (выдержка).
Беспокоиться (сын) - тревожиться (здоровье сына).
Доволен (результат) - рад (приезд).
Предостеречь (ошибки) - предупредить (поездка).
Удивляться (мужество) - восхищаться (восход солнца).
- Составьте и запишите словосочетания.
Иметь (выдержка) - обладать (выдержка).
Беспокоиться (сын) - тревожиться (здоровье сына).
Доволен (результат) - рад (приезд).
Предостеречь (ошибки) - предупредить (поездка).
Удивляться (мужество) - восхищаться (восход солнца)
Взаимопроверка: Упр. 399 (С)
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно пишет о положении пореформенного крестьянства. Некрасов с глубоким сочувствием описывает тяжелую судьбу женщины-крестьянки. 2) Арина
Петровна попрекала сирот-племянниц каждым куском хлеба. Павла Владимировича снова упрекала она в недостаточной почтительности. 3) В разговоре собеседники коснулись самых разнообразных вопросов. Они говорили о самых разнообразных делах. 4) Мать тревожилась за судьбу сына. Она беспокоилась о состоянии его здоровья. Упр. 397 (А)
Пловец был недоволен своим результатом. Пловец был разочарован в своём результате. 2) Учительница была награждена орденом. Она была удостоена высокой правительственной награды. 3) Старый рабочий поделился своими воспоминаниями. Он рассказал о строительстве цеха. 4) Опытный каменщик посвятил слушателей во все детали организации труда. Он говорил о полном использовании рабочего времени. Упр. 400 (В)
Учительница уделяла много внимания работе с отстающими учениками.
Страшная жара препятствовала нормальной работе геологической экспедиции. 3) Девочка очень бережно обращалась с книгами. 4) Банка была полна воды. 5) Ваня рассказал о своих впечатлениях от поездки в Москву.
Без ошибок - «5», 1 - 2 ошибки - «4», 3 - 4 ошибки - «3», 5 и более ошибок - «2».
Тест № 1
Укажите предложение с грамматической ошибкой.
Вера в окончательную победу над фашизмом укрепляла силы наших воинов.
Б) Рецензия на книгу, опубликованная в «Литературной газете», привлекла моё внимание.
Подруга интересуется о моём здоровье.
Г) Жители нашего дома очень беспокоились о судьбе заболевшего малыша.
Укажите предложение с грамматической ошибкой.
О рок-опере «Прометей» было много лестных отзывов.
Б) Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплиной.
Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.
Г) В «Этюдах об учёных» писатель увлекательно рассказывает о жизни многих известных людей.
Укажите предложение с грамматической ошибкой.
Я делюсь с другом обо всём, что со мной происходит.
Б) По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным ему эгоизмом.
Для молодого композитора характерно использование фольклорных мотивов в творчестве.
Г) Лектор подробно остановился на разных сторонах проблемы.
Укажите предложение с грамматической ошибкой.
А) С подростками регулярно проводятся беседы о морали и нравственности.
Б) Легенды и мифы о парении подобно птице рождали силы и жажду познания.
В) Легкомысленное отношение к энергоресурсам повлекло огромные затраты.
Г) Книга представляет из себя результат многолетних наблюдений биолога.
Укажите предложение с грамматической ошибкой.
Может ли, пока стоят такие деревья и не пересохли эти родники, ослабеть вера в свою землю!
Б) В дальнем углу комнаты стоял сундук, наполненный одеждой.
Жажда к славе была для героя самым важным качеством. Г) Мцыри никогда не оставляло сильное желание свободы.
Тест № 2
№ 1. Устно составьте словосочетания, укажите словосочетания с предлогом в:
приехать (Греция)
путешествие (Эльбрус)
уехать (Кавказ)
поехать (Крым, Белоруссия)
№ 2. Составьте словосочетания, укажите словосочетания с предлогом из:
приехать (Франция)
выйти (автобус)
вернулись (Москва)
преклонение (талант)
№ 3. Составьте словосочетания, укажите беспредложные словосочетания:
уверенность (победа)
управляющий (филиал)
оплатить (проезд)
тормозить (развитие)
№ 4. Составьте словосочетания, укажите словосочетание с предлогом с:
вернуться (Кавказ)
выйти (троллейбус)
взять (полка)
приехать (Алтай)