Разрешаю:___________
Допускаю:___________
Оценка за урок:__________
План-конспект
урока музыки,
проведенного в 4 классе
27.02.2020 г.
Консультация методиста:________
Консультация учителя:_________
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Организационно - деятельностный компонент:
Дата: 27.02.2020
Время: 11:35-12:20
Место: МАОУ СОШ №1
Участники (класс): 4
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Выдающиеся представители зарубежной музыкальной культуры-Шуберт, Шуман».
Цель: создать благоприятные условия для ознакомления учеников 4 класса с жизнью и творчеством великих зарубежных композиторов Францом Шубертом и Робертом Шуманом.
Задачи:
Воспитательные:
Способствовать становлению позитивного отношения к творчеству Франца Шуберта и Роберта Шумана;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников 4 класса через постижение красоты звучания музыкальных произведений Франца Шуберта и Роберта Шумана;
Воспитание слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;
Образовательные:
Формирование знаний о жизни и творчестве великих композиторов, как Франц Шуберт и Роберт Шуман;
Формирование умения воспринимать музыку композитора и выражать своё отношение к музыкальным произведениям Франца Шуберта «Аве Мария» и Роберта Шумана «Порыв»
Развивающие:
Развитие ассоциативного мышления школьников, умения сравнивать, сопоставлять музыку двух великих композиторов: Франца ШубертаиРоберта Шумана;
Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность;
Развитие музыкальных способностей
Планируемые результаты
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
Ученик научится:
проявлять эмоциональную отзывчивость при слушании музыки Франца Шуберта и Роберта Шумана;
проявлять личностное отношение при восприятии музыки Франца Шуберта и Роберта Шумана;
проявлять интерес к творчеству Франца Шуберта и Роберта Шумана, получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Ученик научится:
анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;
овладеет отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
определять и формулировать тему и проблему урока;
определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки таких выдающихся композиторов, как Франц Шуберт и Роберт Шуман;
в процессе рефлексии проводить самооценку.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования;
продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Тип урока: урок приобретения новых знаний.
Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, индивидуальные.
УМК (название программы, учебник): В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Начальная школа XXI века».
Оборудование и оформление:
Учебник: Музыка, (УМК «Начальная школа XXI века».).
Рабочая тетрадь: нет
Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.
Музыкальный материал:
«Аве Мария» - Франц Шуберт фрагмент mp3
«Порыв» - Роберта Шуман фрагмент mp3
Виды музыкальной деятельности на уроке:
Музыкально-слушательская: слушание произведений Р. Шумана и Ф. Шуберта;
Музыкально-исполнительская: песня «Блины»
Творчество: изображение в рисунке музыкальных образов при прослушивании произведения «Порыв» Р. Шумана
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
Анализ УМК В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр «Начальная школа XXI века»;
Анализ программы по музыке «Начальная школа XXI века»;
Определение цели и задач урока;
Определение структуры урока;
Подбор методической литературы и музыкального материала;
Оформление доски;
Подготовка презентации;
Подготовка музыкальных произведений;
Подготовка материала для творчества.
Проверка мультимедиа аппаратуры.
ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:
Организация начала урока – 5 мин.
Приветствие – 1 мин.
Проверка готовности – 1 мин.
Мотивация к учебной деятельности – 2 мин.
Актуализация знаний: 1 мин.
Открытие новых знаний: 35 мин.
1. Раскрытие новой темы – 17 мин.
2. Музыкально – слушательская деятельность – 5 мин.
3. Творчество - 5 мин.
4. Исполнительство – разучивание песни «Блины» - 8 мин.
Рефлексия: 3 мин.
Итоги урока: 2 мин.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА
ХОД УРОКА:
I. Организация начала урока:
1. Приветствие:
У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыки вести у вас буду я. Зовут меня Ольга Андреевна. Работа нам предстоит очень интересная. Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством великих зарубежных композиторов.
2. Проверка готовности.
Ребята, давайте подготовим ваше рабочее место к работе. Проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на парте (учебник, рабочая тетрадь, карандаши, ручка). Уберите все лишнее с парты.
3. Мотивация к учебной деятельности.
У: Итак, ребята, начнём наш сегодняшний урок со стихотворения о музыке под названием «Музыка-волшебница».
У старика спросил поэт:
- Что музыка такое, дед?
- Воспоминание она.
В ней юность давняя слышна.
Был задан девочке вопрос,
Она ответила всерьёз:
- Похожа музыка на луч,
Окно пробивший из-за туч.
А юноша ответил так:
- Без музыки нельзя никак.
Душа без музыки грустит,
В простор волшебный не летит.
А девушка, пожав плечом,
Сказала: «Музыка – наш дом,
В ней – все родное, все своё.
Во всем дыхание её».
- Вы правы все, - сказал поэт,
Прекрасен каждый ваш ответ.
Одно хочу я повторить –
Нас учит музыка любить.
У: Ребята, понравилось ли вам стихотворение?
Д: Да.
У: Замечательно!
4.Актуализация знаний:
У: Давайте вспомним много ли композиторов вы знаете?
Д: Да.
У: Музыку каких композиторов вы слушали?
Д: Баха, Моцарта.
У: Как назывались музыкальные произведения?
Д:
У: Молодцы!
Открытие новых знаний.
1. Беседа о композиторе
У: Знаком ли вам образ композитора, которого вы видите на портрете?
Д: Нет.
У: Это великий австрийский композитор Франц Шуберт.
Его музыкальные способности проявились достаточно рано. Первые уроки музыки он получил дома. Игре на скрипке его обучал отец, а на фортепьяно – старший брат. Предлагаю вам прослушать его произведение «Аве, Мария»(что в переводе с латинского означает «Радуйся, Мария») и ответить на вопрос: «Какие чувства вы испытываете после прослушивания произведения?». Лучшим исполнителем этого произведения является Робертино Лоретти. Но в подростковом возрасте голос Робертино изменился и перестал быть таким очаровывающим, как в детстве.
Слушание: «Аве, Мария»
Беседа после слушания:
У: Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение?
Д: Чувство печали, грусти, спокойствия.
У: Какие моменты понравились вам больше всего?
Д: Припев.
У: Какие воспоминания из твоей жизни напоминает тебе эта музыка?
Д: Поход в церковь с мамой.
У: Молодцы, ребята!
А сейчас давайте ответим на вопрос: каким человеком был Ф.Шуберт, если он смог создать такие прекрасные лирические произведения? Ответить на это вы сможете после самостоятельного ознакомления с биографией композитора, я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.
Выполнение задания по партам. Каждая пара читает биографию и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии.
Вопросы для проверки выполнения работы.
1. Кто такой Ф.Шуберт?
2. Когда и где родился Шуберт?
3. Кем были родители Шуберта?
4. Где Шуберт получил образование?
5. Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?
6. Во сколько лет Шуберт начал сочинять?
7. Какие произведения получили наибольшую известность
8. Сколько песен написал Шуберт?
9. Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?
10. Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?
11. Каким человеком был Шуберт?
12. Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?
13. Какого композитора боготворил Шуберт?
14. Представителем какого направления был Шуберт?
15. Когда к Шуберту пришёл настоящий успех?
16. Сколько лет прожил Шуберт?
Учитель называет порядковый номер и задаёт вопросы.
Каждый ученик по порядку отвечают на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде.
У: Молодцы, сейчас мы перейдём к знакомству со следующим не менее великим композитором Робертом Шуманом.
Роберт Шуман начал заниматься музыкой с семи лет. Мальчик с раннего детства проявлял незаурядные способности в литературе и музыке.
Музыка Шумана нашла признание во всём мире. Одним из красивых фортепианных произведений Р. Шумана можно назвать пьесу «Порыв». Пьеса «Порыв» входит в сборник Р. Шумана «Фантастические пьесы». Слушая эту пьесу, можно себе представить фантастическую картину взбунтовавшейся природы или просто слушать, следя за сменой чувств, настроений: стремительность и сила всё время сменяются трепетной нежностью. Первая, взволнованная тема проходит несколько раз. При повторениях она звучит ещё более настойчиво, сильно, мощно. Сейчас вы внимательно послушаете эту пьесу, и ответите на вопрос, какие чувства передаются в музыке?
Слушание: «Порыв» Р. Шумана.
Беседа после слушания:
У: Какие чувства передаются в музыке?
Д: Чувство волнения, тревоги.
У: Как это произведение начинается?
Д: Пьеса начинается с громкого аккорда.
У: Какой характер имеет мелодия пьесы «Порыв»?
Д: Быстрая, а потом спокойная.
У: Как дальше развивается мелодия: плавно, постепенно или с резким контрастом?
Д: Пьеса «Порыв» развивается с резким контрастом.
У: Мы ещё раз послушаем это произведение, и выполним творческое задание. Вам нужно будет в рисунке передать образ прослушанной музыки
Р. Шумана «Порыв».
У: На это задание вам даётся 3 минуты.
Повторное слушание «Порыв» Р. Шумана
Творчество
Беседа после слушания:
У: Анализ рисунков.
У: Итак, ребята, понравилось ли вам данное произведение?
Д: Да.
У: Какие эмоции вызвало данное произведение?
Д: Переживание, тревогу, но в тоже время восторг.
У: У кого какие образы возникли у вас в процессе прослушивания пьесы?
Д: Ветер, который то стихает, то набирает новую силу.
У: Что тебе хотелось сделать, прослушав эту музыку?
Д: Танцевать.
У: Молодцы, ребята!
5. Исполнительство – разучивание песни.
Музыкально-исполнительская: песня «Блины».
Вступительное слово о предстоящем празднике.
У: Ребята, заканчивается зима. Дни становятся длиннее. В народе о последнем месяце зимы говорят так: «Февраль зиму выдувает». В феврале издавна на Руси устраивают всенародные гулянья.
У: Ребята, как же называется этот праздник?
Д: Масленица!
У: Что является главным символом этого праздника?
Д: Блины.
У: Правильно. Масленица – самый весёлый и сытный праздник в году. Это праздник проводов зимы и ожидание скорого приближения весны. Она всегда богата блинами, что олицетворяло круглый диск солнца на небе.
У: А сейчас предлагаю вам послушать песню и угадать её название.
Слушание песни «Блины»
О: Песня называется «Блины».
У: Правильно. Давайте теперь вместе споём эту песню. Текст песни представлен на слайде.
III. Рефлексия.
У: Ребята, как называлась тема нашего сегодняшнего урока?
Д: «Выдающиеся композиторы зарубежной музыки: Франц Шуберт и Роберт Шуман».
У: С какими композиторами мы сегодня познакомились?
Д: С Францем Шубертом и Робертом Шуманом.
У: С какими произведениями Франца Шуберта вы познакомились?
Д: «Аве Мария».
У: А с каким произведением Роберта Шумана вы познакомились?
Д: «Порыв».
У: Какое произведение произвело на вас большее впечатление?
Д: «Порыв»
У: Почему?
Д: Оно более эмоционально окрашено и разнообразно.
У: Вам понравилась тема, и урок?
Д: Да!
IV. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):
У: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Я надеюсь, что вам понравился урок!
Используемая литература:
1. УМК В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Начальная школа XXI века».
2. Поурочные разработки по музыке. 4 класс: В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Начальная школа XXI века».
Приложение:
План-конспект урока музыки;
Ф. Шуберт «Аве Мария», формат mp3;
Р. Шуман «Порыв», формат mp3;
Презентация;
Дидактический материал: тест.