СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект. 4 класс. «Выдающиеся представители зарубежной музыкальной культуры-Шуберт, Шуман»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать благоприятные условия для ознакомления учеников 4 класса с жизнью и творчеством великих зарубежных композиторов Францом Шубертом и Робертом Шуманом.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Способствовать становлению позитивного отношения к творчеству Франца Шуберта и Роберта Шумана;
  2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников 4 класса через постижение красоты звучания музыкальных произведений Франца Шуберта и Роберта Шумана;
  3. Воспитание слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;

 

Образовательные:

  1. Формирование знаний о жизни и творчестве великих композиторов, как Франц Шуберт и Роберт Шуман;
  2. Формирование умения воспринимать музыку композитора и выражать своё отношение к музыкальным произведениям Франца Шуберта «Аве Мария» и Роберта Шумана «Порыв»

 

 Развивающие:

  1. Развитие ассоциативного мышления школьников, умения сравнивать, сопоставлять музыку двух великих композиторов: Франца ШубертаиРоберта Шумана;
  2. Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность;
  3. Развитие музыкальных способностей.

 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект. 4 класс. «Выдающиеся представители зарубежной музыкальной культуры-Шуберт, Шуман»»

Разрешаю:___________

Допускаю:___________

Оценка за урок:__________

















План-конспект

урока музыки,

проведенного в 4 классе

27.02.2020 г.















Консультация методиста:________

Консультация учителя:_________


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Организационно - деятельностный компонент:

Дата: 27.02.2020

Время: 11:35-12:20

Место: МАОУ СОШ №1

Участники (класс): 4

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Выдающиеся представители зарубежной музыкальной культуры-Шуберт, Шуман».

Цель: создать благоприятные условия для ознакомления учеников 4 класса с жизнью и творчеством великих зарубежных композиторов Францом Шубертом и Робертом Шуманом.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Способствовать становлению позитивного отношения к творчеству Франца Шуберта и Роберта Шумана;

  2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников 4 класса через постижение красоты звучания музыкальных произведений Франца Шуберта и Роберта Шумана;

  3. Воспитание слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;


Образовательные:

  1. Формирование знаний о жизни и творчестве великих композиторов, как Франц Шуберт и Роберт Шуман;

  2. Формирование умения воспринимать музыку композитора и выражать своё отношение к музыкальным произведениям Франца Шуберта «Аве Мария» и Роберта Шумана «Порыв»


Развивающие:

  1. Развитие ассоциативного мышления школьников, умения сравнивать, сопоставлять музыку двух великих композиторов: Франца ШубертаиРоберта Шумана;

  2. Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность;

  3. Развитие музыкальных способностей


Планируемые результаты

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

Ученик научится:

  1. проявлять эмоциональную отзывчивость при слушании музыки Франца Шуберта и Роберта Шумана;

  2. проявлять личностное отношение при восприятии музыки Франца Шуберта и Роберта Шумана;

  3. проявлять интерес к творчеству Франца Шуберта и Роберта Шумана, получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Ученик научится:

  1. анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

  2. овладеет отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

  1. определять и формулировать тему и проблему урока;

  2. определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки таких выдающихся композиторов, как Франц Шуберт и Роберт Шуман;

  3. в процессе рефлексии проводить самооценку.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

  1. сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования;

  2. продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

  3. слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, индивидуальные.

УМК (название программы, учебник): В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Начальная школа XXI века».

Оборудование и оформление:

Учебник: Музыка, (УМК «Начальная школа XXI века».).

Рабочая тетрадь: нет

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.

Музыкальный материал:
«Аве Мария» - Франц Шуберт фрагмент mp3

«Порыв» - Роберта Шуман фрагмент mp3

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Музыкально-слушательская: слушание произведений Р. Шумана и Ф. Шуберта;

Музыкально-исполнительская: песня «Блины»

Творчество: изображение в рисунке музыкальных образов при прослушивании произведения «Порыв» Р. Шумана


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

  1. Анализ УМК В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр «Начальная школа XXI века»;

  2. Анализ программы по музыке «Начальная школа XXI века»;

  3. Определение цели и задач урока;

  4. Определение структуры урока;

  5. Подбор методической литературы и музыкального материала;

  6. Оформление доски;

  7. Подготовка презентации;

  8. Подготовка музыкальных произведений;

  9. Подготовка материала для творчества.

  10. Проверка мультимедиа аппаратуры.


ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организация начала урока – 5 мин.

  1. Приветствие – 1 мин.

  2. Проверка готовности – 1 мин.

  3. Мотивация к учебной деятельности – 2 мин.

  4. Актуализация знаний: 1 мин.

  1. Открытие новых знаний: 35 мин.

1. Раскрытие новой темы – 17 мин.

2. Музыкально – слушательская деятельность – 5 мин.

3. Творчество - 5 мин.

4. Исполнительство – разучивание песни «Блины» - 8 мин.

  1. Рефлексия: 3 мин.

  2. Итоги урока: 2 мин.


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА:

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыки вести у вас буду я. Зовут меня Ольга Андреевна. Работа нам предстоит очень интересная. Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством великих зарубежных композиторов.

2. Проверка готовности.

 Ребята, давайте подготовим ваше рабочее место к работе. Проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на парте (учебник, рабочая тетрадь, карандаши, ручка). Уберите все лишнее с парты.

3. Мотивация к учебной деятельности.

У: Итак, ребята, начнём наш сегодняшний урок со стихотворения о музыке под названием «Музыка-волшебница».


У старика спросил поэт:

- Что музыка такое, дед?

- Воспоминание она.

В ней юность давняя слышна.

Был задан девочке вопрос,

Она ответила всерьёз:

- Похожа музыка на луч,

Окно пробивший из-за туч.

А юноша ответил так:

- Без музыки нельзя никак.

Душа без музыки грустит,

В простор волшебный не летит.

А девушка, пожав плечом,

Сказала: «Музыка – наш дом,

В ней – все родное, все своё.

Во всем дыхание её».

- Вы правы все, - сказал поэт,

Прекрасен каждый ваш ответ.

Одно хочу я повторить –

Нас учит музыка любить.


У: Ребята, понравилось ли вам стихотворение?

Д: Да.

У: Замечательно!

4.Актуализация знаний:

У: Давайте вспомним много ли композиторов вы знаете?

Д: Да.

У: Музыку каких композиторов вы слушали?

Д: Баха, Моцарта.

У: Как назывались музыкальные произведения?

Д: 

У: Молодцы!


  1. Открытие новых знаний.

1. Беседа о композиторе

У: Знаком ли вам образ композитора, которого вы видите на портрете?

Д: Нет.

У: Это великий австрийский композитор Франц Шуберт.

Его музыкальные способности проявились достаточно рано. Первые уроки музыки он получил дома. Игре на скрипке его обучал отец, а на фортепьяно – старший брат. Предлагаю вам прослушать его произведение «Аве, Мария»(что в переводе с латинского означает «Радуйся, Мария») и ответить на вопрос: «Какие чувства вы испытываете после прослушивания произведения?». Лучшим исполнителем этого произведения является Робертино Лоретти. Но в подростковом возрасте голос Робертино изменился и перестал быть таким очаровывающим, как в детстве.

Слушание: «Аве, Мария»

Беседа после слушания:

У: Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение?

Д: Чувство печали, грусти, спокойствия.

У: Какие моменты понравились вам больше всего?

Д: Припев.

У: Какие воспоминания из твоей жизни напоминает тебе эта музыка?

Д: Поход в церковь с мамой.

У: Молодцы, ребята!

А сейчас давайте ответим на вопрос: каким человеком был Ф.Шуберт, если он смог создать такие прекрасные лирические произведения? Ответить на это вы сможете после самостоятельного ознакомления с биографией композитора, я раздам на каждую парту печатный текст и вопросы, на которые вы ответите.

Выполнение задания по партам. Каждая пара читает биографию и отвечает на 3-4 вопроса, которые раздаются учителем на отдельных листочках с вариантом биографии.

Вопросы для проверки выполнения работы.

1. Кто такой Ф.Шуберт?

2. Когда и где родился Шуберт?

3. Кем были родители Шуберта?

4. Где Шуберт получил образование?

5. Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу?

6. Во сколько лет Шуберт начал сочинять?

7. Какие произведения получили наибольшую известность

8. Сколько песен написал Шуберт?

9. Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение?

10. Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта?

11. Каким человеком был Шуберт?

12. Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями?

13. Какого композитора боготворил Шуберт?

14. Представителем какого направления был Шуберт?

15. Когда к Шуберту пришёл настоящий успех?

16. Сколько лет прожил Шуберт?

Учитель называет порядковый номер и задаёт вопросы.

Каждый ученик по порядку отвечают на свой вопрос, из ответов выстраивается биография Шуберта. Все ответы появляются на слайде.


У: Молодцы, сейчас мы перейдём к знакомству со следующим не менее великим композитором Робертом Шуманом.

Роберт Шуман начал заниматься музыкой с семи лет. Мальчик с раннего детства проявлял незаурядные способности в литературе и музыке.

Музыка Шумана нашла признание во всём мире. Одним из красивых фортепианных произведений Р. Шумана можно назвать пьесу «Порыв». Пьеса «Порыв» входит в сборник Р. Шумана «Фантастические пьесы». Слушая эту пьесу, можно себе представить фантастическую картину взбунтовавшейся природы или просто слушать, следя за сменой чувств, настроений: стремительность и сила всё время сменяются трепетной нежностью. Первая, взволнованная тема проходит несколько раз. При повторениях она звучит ещё более настойчиво, сильно, мощно. Сейчас вы внимательно послушаете эту пьесу, и ответите на вопрос, какие чувства передаются в музыке?


Слушание: «Порыв» Р. Шумана.


Беседа после слушания:


У: Какие чувства передаются в музыке?

Д: Чувство волнения, тревоги.

У: Как это произведение начинается?

Д: Пьеса начинается с громкого аккорда.

У: Какой характер имеет мелодия пьесы «Порыв»?

Д: Быстрая, а потом спокойная.

У: Как дальше развивается мелодия: плавно, постепенно или с резким контрастом?

Д: Пьеса «Порыв» развивается с резким контрастом.

У: Мы ещё раз послушаем это произведение, и выполним творческое задание. Вам нужно будет в рисунке передать образ прослушанной музыки

Р. Шумана «Порыв».

У: На это задание вам даётся 3 минуты.


Повторное слушание «Порыв» Р. Шумана


Творчество

Беседа после слушания:

У: Анализ рисунков.

У: Итак, ребята, понравилось ли вам данное произведение?

Д: Да.

У: Какие эмоции вызвало данное произведение?

Д: Переживание, тревогу, но в тоже время восторг.

У: У кого какие образы возникли у вас в процессе прослушивания пьесы?

Д: Ветер, который то стихает, то набирает новую силу.

У: Что тебе хотелось сделать, прослушав эту музыку?

Д: Танцевать.

У: Молодцы, ребята!


5. Исполнительство – разучивание песни.

Музыкально-исполнительская: песня «Блины».

Вступительное слово о предстоящем празднике.

У: Ребята, заканчивается зима. Дни становятся длиннее. В народе о последнем месяце зимы говорят так: «Февраль зиму выдувает». В феврале издавна на Руси устраивают всенародные гулянья.

У: Ребята, как же называется этот праздник?

Д: Масленица!

У: Что является главным символом этого праздника?

Д: Блины.

У: Правильно. Масленица – самый весёлый и сытный праздник в году. Это праздник проводов зимы и ожидание скорого приближения весны. Она всегда богата блинами, что олицетворяло круглый диск солнца на небе. 

У: А сейчас предлагаю вам послушать песню и угадать её название.

Слушание песни «Блины»

О: Песня называется «Блины».

У: Правильно. Давайте теперь вместе споём эту песню. Текст песни представлен на слайде.


III. Рефлексия.

У: Ребята, как называлась тема нашего сегодняшнего урока?

Д: «Выдающиеся композиторы зарубежной музыки: Франц Шуберт и Роберт Шуман».

У: С какими композиторами мы сегодня познакомились?

Д: С Францем Шубертом и Робертом Шуманом.

У: С какими произведениями Франца Шуберта вы познакомились?

Д: «Аве Мария».

У: А с каким произведением Роберта Шумана вы познакомились?

Д: «Порыв».

У: Какое произведение произвело на вас большее впечатление?

Д: «Порыв»

У: Почему?

Д: Оно более эмоционально окрашено и разнообразно.

У: Вам понравилась тема, и урок?

Д: Да!


IV. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

У: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Я надеюсь, что вам понравился урок!


Используемая литература:

1. УМК В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Начальная школа XXI века».

2. Поурочные разработки по музыке. 4 класс: В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр «Начальная школа XXI века».

Приложение:

  1. План-конспект урока музыки;

  2. Ф. Шуберт «Аве Мария», формат mp3;

  3. Р. Шуман «Порыв», формат mp3;

  4. Презентация;

  5. Дидактический материал: тест.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!