СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Плод. Разнообразие и значение плодов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плод. Разнообразие и значение плодов

Просмотр содержимого документа
«Плод. Разнообразие и значение плодов»



Модульный урок

по биологии

на тему:

«Плод. Разнообразие и значение плодов»

Учитель биологии Кий Тамара Николаевна

Тема урока: Плод. Разнообразие и значение плодов

Цель: *сформировать знания о плоде, как о важном органе цветкового растения; о его строении и значении;

*раскрыть биологическое значение плода, особенности  распространения плодов и семян в природе,

*формировать знания о многообразии плодов, объяснять биологические явленияв природе

Задачи:

Образовательная:

• сформировать представление о плоде, как генеративном органе растений;

• раскрыть биологическое значение плода;

• научить определять типы плодов;

• изучить особенности приспособления плодов к распространению;

Развивающая:

: • развивать познавательный интерес к изучаемому предмету;

• развивать умение работать с текстом и иллюстрациями, натуральными объектами; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

• формировать развитие памяти, мышления, внимания;

• формировать научное мировоззрение;

• формирование культуры речи;

Воспитательная:

• воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

• способствовать развитию экологического воспитания и охраны окружающей среды.
Ожидаемые результаты:

В результате изучения темы «Плод. Разнообразие и значение плодов»

знать/понимать: понятие «плод», его строение и биологическое значение в жизни растений;

сухие и сочные плоды по особенностям околоплодника;

многосеменные и односеменные по количеству семян в плоде, по способу рассыпания семян – вскрывающиеся и невскрывающиеся; простые и сложные (по количеству пестиков в цветке)

виды плодов: ягодовидные, костянковидные, коробочковидные, ореховидные

уметь: распознавать и описывать на схемах, рисунках, фотографиях, различные виды плодов;

выявлять приспособленность строения органов плода к выполняемым функциям;

сравнивать различные виды, типы плодов, выявлять сходство и различие и делать выводы на основе сравнения;

проводить самостоятельный поиск биологической информации:

находить в тексте учебника определения

Тип урока: комбинированный – презентация с использованием слайдов (компьютера) в демонстрационном режиме.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемно – поисковый, исследование с элементами решения проблемных ситуаций

Методы (приемы) ведения урока:
Словесные: беседа, рассказ, объяснение.
Наглядные: демонстрация схем, рисунков и натуральных образцов плодов, слайдов ( презентации).
Практические: определение видов и типов плодов у растений.

Оборудование:

коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); цветные картинки – «Многообразие плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - слайды

Ключевые слова и понятия: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.

Формы организации работы детей:

индивидуальная, фронтальная, групповая.

Формы организации работы учителя:

лектор, консультант.

Средства обучения: схемы, рисунки, коллекция плодов и наборы семян учебник, слайды


Методическая  эффективность используемых технологий:

Использование слайдов на всех этапах урока позволяет:

- сократить затраты времени на проверку домашнего задание, изучение нового материала и закрепление;

- сделать изучение нового материала более наглядным и познавательным;

- организовать различные формы работы учащихся на уроке (индивидуальная, фронтальная, групповая);

- для проверки изученного материала и закрепления используются задания в игровой форме, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету, сделать урок более эмоциональным.

Ход урока

Начало урока

Оргмомент (приветствие)

Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Ничто так не улучшает настроение, как  улыбка. Улыбнитесь, и пусть улыбка сохранит вам хорошее настроение на весь урок. Желаю вам всем удачи, успеха, вдохновения и новых открытий.

Эпиграф (на доске)

"Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому, и я научусь".



Проверка домашнего задания.
Тест (у каждого на парте) Тест проверяют друг у друга

Новый материал

У учителя в руках корзинки с плодами

Проблема? как назвать одним словом объекты, находящиеся в корзинке? (плод)

Учащиеся формулируют тему урока

Тема урока: Плод. Разнообразие и значение плодов

(Записывают в тетрадь)

Беседа. Выясним, что вы знаете о плодах

Какую роль в жизни цветковых растений играют плоды? (размножение, распространение семян)

Из чего образуются плоды? (из цветка)

Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?
Образование цветка

Опыление

Оплодотворение

Образование плода

Решение проблемной ситуации:

Давайте поможем решить спор двум друзьям, один из которых утверждает, что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав?

(Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.)

Самостоятельная работа с текстом учебника (91)

найдите в тексте определение ПЛОДА. (записать в тетрадь)

Плод важнейший орган размножения цветкового растения, образующийся из цветка после опыления и оплодотворения

Что вы знаете о строении плодов? (содержат семена).

Околоплодник – это наружная часть плода. (он образуется из стенок завязи, нередко в его формировании участвуют и другие части цветка: околоцветник, цветоложе, тычинки, цветоножка)

(в околоплодниках находится запас питательных веществ)

Семена защищены околоплодником и находятся в плоде, поэтому цветковые растения называют покрытосеменными растениями

Плоды обеспечивают развитие семян и способствуют их распространению по земной поверхности.

Сообщения учащихся о разнообразии плодов

Водяной орех (ученик) красная книга

Известно почти 250 тысяч видов цветковых растений. В нашей с вами жизни эти растения играют колоссальную роль

Но, чтобы ими пользоваться, нужно не только знать их свойства еще нужно уметь ориентироваться во всем этом многообразии.

Эту ориентацию обеспечивают систематика (от греческого - упорядоченный)и классификация (деление на группы

Проблемная задача: сдавите 2 плода орех и виноград. Что вы увидели? (сок выделился из винограда) рука с орехом- сухая, с виноградом – влажная

Что вы увидели? (сок выделился из винограда)

На какие группы можно поделить плоды?

Проблемная задача: Дидактическая игра «Собери в корзину плоды».

(На столах лежат натуральные плоды, фотографии плодов, муляжи плодов; стоят корзинки, в которые нужно собирать плоды.)

Ребята разделите плоды на 2 группы сочные и сухие

Схема "классификация плодов".

По особенностям околоплодника плоды делятся на сочные и сухие

***Заполнять схему в тетради по мере изучения материала

Сочныеоколоплодник становится мясистым, сочным

По количеству семян в плодах различают сочные - односемянные и многосемянные

Проблемная ситуация: Дидактическая игра «Собери в корзину плоды».

Разделите сочные плоды односемянные

К ним относятся виды плодов: костянка (многокостянка – малина, ежевика, морошка)

Многокостянка- сборный плод, у которого множество сочных плодиков костянок находятся на сухом цветоложе

и многосемянные

К ним относятся виды плодов: ягода, тыквина, яблоко, померанец

Сухие - околоплодник становится твердым

По количеству семян в плодах различают сухие - односемянные и многосемянные

Проблемная ситуация: Дидактическая игра «Собери в корзину плоды».

Разделите сухие плоды на односемянные

К ним относятся виды плодов: семянка, орех, зерновка, желудь

Многоорешек - внутри бокаловидного сочного цветоложа находятся сухие плодики орешки

(шиповник)

Многосемянка- на сочном, разросшемся цветоложе лежат мелкие сухие плодики – семянки (земляника)

и многосемянные

К ним относятся виды плодов: стручок, боб, стручочек, коробочка, листовка

Соплодие – соплодие образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращение их в одно целое

Соплодие Ананас сообщение ученика

Плоды у растений, как и цветки, очень разнообразны как по форме и размерам, так и по окраске, количеству семян и многим другим признакам. В каждом плоде можно выделить две основные части: семена и околоплодник. Именно околоплодник определяет характерный облик плода. Огромное разнообразие плодов у растений обусловлено выработкой в процессе их исторического развития приспособлений к распространению семян

Решение проблемной ситуации
Почему необходимо распространять семена?

(Чтобы они не проросли рядом материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).

С какие способы распространения семян в природе вам известны?

Животными
Ветром
Самораспространение
Водой
Человеком
Изучение способов распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.

Ветром – лёгкие, имеются крылышки, парашютик


Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес. (Одуванчик)



Пролетают вереницы –

Новосёлы – птицы;

Прилетят домой –

И крылья долой. (Клён)



Животными и человеком- крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие, шипы



Тотчас цепляется к тому,
Кто прикасается к нему,
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки . /череда/

Разрастаюсь всюду смело,
А порой бывает так:
Я вцепляюсь озверело
Даже в самых злых собак. /репейник/



Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь (Лопух)



Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.



На сучке - арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась –

Всё развалилось (созревшие семена гороха)



Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня;

Пуля слева, пуля справа…

На кого идёт облава (акации)

Водой – лёгкие, маленькая плотность, плоды с наружи покрыты губчатой, волокнистой кожурой. Она лёгкая, и служит для того, чтобы плоды могли плавать и распространяться морскими течениями.



Плывёт утица,

Ныряет, крутится,

От родного берега

Далеко очутится (Кокос, осина, калужница)

Итак, мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека.

ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Развитие семени Продукты питания
Созревание семян Корм скоту
Расселение растений Лекарство
Пища для животных Сырьё в промышленности
Освоение новых территорий

Решение проблемной ситуации:

Как вы думаете, то о чём мы сегодня говорили, может помочь нам не болеть?

(Учитель подводит учеников к ответу о том, что плод, сформированный на месте цветка, является ценным источником витаминов)

Сообщение ученика о ландыше

Рефлексия

Составить синквейн по данной теме

Плод яблоко
Например:

Красный, сочный, многосемянной, семена распространяются человеком и животными, ароматный, продукт питания человека и животных

Закрепление знаний
Есть ли плоды у ели? Обсуждение ответов учащихся – у ели нет цветков, поэтому не может быть плодов. Шишка это побег.

Диктант. Допишите предложения.

1. Важнейшие функции плода …(защита и распространение семян).

2. Плод состоит из …(околоплодника и семян).

3. Разросшиеся и видоизменённые стенки завязи это … (околоплодник).

4.Семена образуются из … (семязачатка).

5.По количеству семян плоды разделяются на … (односемянные и многосемянные)

6. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают … (сочные и сухие плоды).

7. Сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей…(ягода).

8. Какие растения имеют плод костянку: (вишня, слива, абрикос и т.д.).

9. Семянка - сухой или сочный плод … (сухой).

10. Сухой плод, у которого плёнчатый околоплодник срастается с семенной .
кожурой единственного семени … (зерновка).

11. Плод коробочка развивается у …(льна, мака, табака и т.д.).

12. Плод тыквина имеется у растений … (тыквы, арбуза, огурца и т.д.).

Итог: плод образуется только на месте цветка

Действительно, из всего сказанного самое главное - это то, что цветок нужен растению для образования плодов и семян, а семена - для размножения, независимо от того, насколько он красив и каковы его размеры. А всё остальное человек находит в цветке в зависимости от своих вкусов.

Итог урока. Оценки. Изучить параграф Составить кроссворд

Сейчас прозвенит долгожданный звонок,
Увы, но... к концу подошел наш урок.
Прошу – уберите рабочее место.
Давайте без слов и, пожалуй, без жестов.


А я благодарность вам всем объявляю,
Проверив работы, в журнал выставляю
Отметки все ваши, надеюсь привычно,
Что будут они «хорошо» и «отлично».


Большое спасибо я вам говорю.
Мы цели достигли. Благодарю!

Приложение

Водяной орех Чилим в Дубровке на болоте «Сосновое»

Осенью созревают плоды водяного ореха. - костянки. Одно растение дает 10-15 плодов. Когда из завязей начинают формироваться тяжелые орехи, у листовых черешков увеличиваются воздушные полости, удерживающие растение на поверхности воды. Твердых орехов чилима с острыми рогами не решаются коснуться ни рыба, ни утка, ни водяная крыса. К осени орехи созревают, розетка листьев плывет, словно корабль, нагруженный орехами. Крупные плоды висят в воде, как якоря. Уже поздней осенью листья и стебель чилима сгнивают, а орехи падают на дно, закрепляясь в нем своими рожками. Зацепившийся за дно плод-якорь долгое время удерживает чилим, и течение воды не в силах оторвать и унести растение.



Ландыш майский

У нас в Дубровке в урочище «Пасека» есть ландышевая полянка

Ландыш - многолетнее травянистое растение высотой до 30 см.
    Корневище длинное, ползучее.  Листья крупные темно-зеленые, овальные, имеют дуговое жилкование.   Цветки колокольчатые, молочно-белые. Соцветие – кисть.
    Плод ягода – шаровидной формы, красные или красно-оранжевые ягоды. Семена светло-желтые, длиной до 4 мм. Ягоды, как и все растение, ядовиты. Птицы, поедая ягоды, содействуя их распространению. Человек использует в медицине.

Ландыши занесены в Красную книгу и находится под нашей надежной охраной



Таблица Сочные и сухие плоды (у каждого ученика)

Плод

сухой

сочный

односемянной

многосемянной

односемянной

многосемянной

Семянка



Орех



Зерновка



Желудь



Крылатка




Стручок







Боб



Коробочка






костянка

Ягода





Тыквина





Яблоко



померанец



Таблица Распространение плодов (у каждого ученика)

Способ распространения плодов и семян

Название растения

Приспособление к распространению

Водой

Ольха, кокосовая пальма

Плоды лёгкие, не тонут в воде

Ветер


Ива, тополь, осина

Одуванчик

Берёза, ясень, клён

Смена покрыты белыми пушистыми волосками

«Парашютики»

Крыловидные выросты

Саморазбрасывание


Недотрога, горох, фасоль, акация


Крыловидные выросты

Створки высыхают, разрываются, скручиваются и семена разбрасываются

Животные и человек

Лопух, череда

Рябина, бузина, брусника, черника, черемуха

Острые зубчики и крючки

Семена имеют твердую оболочку, поэтому они не перевариваются



Тест по теме: « Цветок»



1 Цветок – это:

А- околоцветник

Б – яркий венчик

В – видоизмененный побег

Г – часть стебля

2 опыление – это:

А – попадание пыльцы на рыльце пестика с тычинки

Б – перенос пыльцы насекомыми

В – перенос пыльцы с помощью ветра

Г –слияние мужской и женской гамет, в результате которого образуется зародыш

3 оплодотворение – это:

А – попадание пыльцы на рыльце пестика

Б – перенос пыльцы насекомыми

В – перенос пыльцы с помощью ветра

Г –слияние мужской и женской гамет, в результате которого образуется зародыш

4 яркая окраска характерна для цветков, опыляемых:

А – ветром

Б – насекомыми

В – искусственно

Г – путем самоопыления

5 цветки, в которых есть и тычинки, и пестики, называют:

А – раздельнополыми

Б- обоеполыми

В – двудомными

Г – ветроопыляемыми

6. что содержит завязь пестика?

А- семязачатки

Б – пыльцу

В – тельца

Г – спермии

7 назовите ветроопыляемое растение

А – яблоня

Б – береза

В – вишня

Г – слива

8 как называется перенос пыльцы с пыльника на рыльце пестика?

А – перемещение

Б – питание

В – опыление

Г – озеленение

9 что находится внутри пыльника тычинки?

А – семена

Б – семядоли

В – пыльца

Г – тельца

10 какое растение является двудомным?

А – яблоня

Б – облепиха

В – вишня

Г - картофель







Ответы к тесту по теме: «Цветок»



1 – В

2 – А

3 – Г

4- Б

5 –Б

6 – А

7 – Б

8 – В

9 – В

10 - Б













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!