Подготовка к итоговой аттестации учащихся начальной школы по русскому языку . Учитель начальной школы МОУ СОШ № 10 Буду Наталья Альфредовна.
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования?
Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается
Требуется умение отбирать главное в море информации
Функции мобильного телефона
Набор товаров в магазине
Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.
Инструкция к новой технике
ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания
Проблемы российского образования
Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:
- в умении работать с информацией;
- в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
- в умении « увязывать » с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
Многие педагоги по-прежнему нацелены на старый результат:
Стандарты - общественный договор между семьей, обществом и государством
СЕМЬЯ
- Личностная успешность
- Социальная успешность
- Профессиональная
успешность
ОБЩЕСТВО
- Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние
- Безопасность и здоровье
- Свобода и ответственность
- Социальная справедливость
- Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
- Национальное единство
- Безопасность
- Развитие человеческого потенциала
- Конкурентоспособность
Разработка и реализация ФГОС рассматриваются в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования.
НОВЫЙ СТАНДАРТ – РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ?
ФГОС – это эволюция, так как идеи развивающего образования давно разрабатывались российскими педагогами
ФГОС – это революция, так как произошла смена образовательной парадигмы: вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов действий
ФГОС: новый образовательный результат
Миссия школы – воспитание гражданина России:
высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, Отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные
Метапредметные
- универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться
- ценностно-смысловые установки личностной позиции ,
- соц. компетентности,
- основы российской гражданской идентичности,
- саморазвитие,
- мотивация
Предметные
получения, преобразования и применения предметных знаний
- система знаний – основа научной картины мира
Итоговая оценка достижения результатов освоения основных образовательных программ
Предмет оценки
Достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых
для продолжения образования.
Итоговая оценка
Результаты
итоговых работ
Результаты
промежуточной аттестации
обучающихся
Уровень освоения основных
способов действий в отношении
к опорной системе знаний,
необходимых для обучения
на следующей ступени образования.
Динамика
индивидуальных
образовательных достижений,
продвижение в достижении
планируемых результатов
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
Раздел II . «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования»
Пункт 13. В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
результаты итоговых работ , характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний , необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
Раздел II . «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования»
Пункт 12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
12.1. Филология. Русский язык. Родной язык.
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка ( орфоэпических, лексических, грамматических ) и правилах речевого этикета ; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения , выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач ;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач .
Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Русский язык»
1 . Содержательная линия «Система языка»
- Раздел «Фонетика и графика» Раздел «Состав слова (морфемика)» Раздел «Лексика» Раздел «Морфология» Раздел «Синтаксис»
- Раздел «Фонетика и графика» Раздел «Состав слова (морфемика)» Раздел «Лексика» Раздел «Морфология» Раздел «Синтаксис»
- Раздел «Фонетика и графика»
- Раздел «Состав слова (морфемика)»
- Раздел «Лексика»
- Раздел «Морфология»
- Раздел «Синтаксис»
2 . Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
3. Содержательная линия «Развитие речи»
Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика»
Планируемый результат: характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие.
Умения , характеризующие достижение этого результата:
• различать гласные и согласные звуки;
• различать твердые и мягкие согласные;
• различать звонкие и глухие согласные;
• характеризовать заданный звук;
• группировать звуки по заданному основанию.
Умение: различать гласные и согласные звуки.
Задание базового уровня
Отметь ряд, в котором все слова начинаются с согласного звука .
□ часы, филин, искра, льдины;
□ яма, ветер, цифра, йогурт;
□ химия, щенок, игра, бублик;
□ мячик, экран, живот, яхта.
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.
Задание повышенного уровня
Выпиши из текста все слова, начинающиеся с гласного звука. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнётся и поскачет с дерева на дерево — еду себе добывать: где еловую шишку сорвёт, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главную еду белка ещё с осени в кладовочке запасла — в дупле старого дерева.
Образец правильного ответа: утихнет, из, и, оставила, осени.
- Выпиши из текста все слова, начинающиеся с гласного звука. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнётся и поскачет с дерева на дерево — еду себе добывать: где еловую шишку сорвёт, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главную еду белка ещё с осени в кладовочке запасла — в дупле старого дерева. Образец правильного ответа: утихнет, из, и, оставила, осени.
Критерий достижения планируемого результата: записано не менее 4 нужных слов, ненужные слова не записаны.
- Критерий достижения планируемого результата: записано не менее 4 нужных слов, ненужные слова не записаны.
Умение: различать твердые и мягкие согласные звуки.
Задание базового уровня
Укажи слово, в котором второй звук – мягкий согласный. Отметь ответ
□ уши, □ слива, □ деньги, □ сцена.
Задание повышенного уровня
Распредели слова по столбикам. Обрати внимание: есть слова, которые не нужно будет писать ни в один из столбиков
Слова: грязь, забота, зима, мороз, изюм, князь, сказка, скользкий, узкий, узор.
К ритерий достижения планируемого результата: при распределении слов по столбикам допущено не более 1 ошибки.
???
???
Страница 1
Страница 1
Слова со звуком [з]
Слова со звуком [з’]
Умение: группировать звуки по заданному основанию .
Задание базового уровня
Запиши данные ниже звуки на нужной строчке.
[о], [к’], [э], [с], [б], [л], [й’], [а], [щ’]
а) гласные звуки: _________________________________;
б) звонкие согласные звуки: ________________________;
в) глухие согласные звуки: _________________________;
Образец правильного ответа: а) гласные звуки: [о], [э], [а]; б) звонкие согласные звуки: [б], [л], [й’]; в) глухие согласные звуки: [к’], [с], [щ’].
Комментарий . Отсутствие при записи звуков квадратных скобок не влияет на оценку ответа.
Критерий достижения планируемого результата: не менее 5 звуков записаны на нужных строчках.
???
???
Страница 1
Страница 1
Умение: определять наличие в слове заданной морфемы.
Задание базового уровня
Отметь слово, в котором есть приставка по -. Обведи номер ответа.
1) поляна; 2) погода;
3) повар; 4) почтовый
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.
Задание повышенного уровня
Какие еще части слова, кроме корня, есть в слове поясок ? Обведи номер ответа.
1) суффикс и окончание;
2) приставка и окончание;
3) приставка, суффикс и окончание;
4) других частей слова нет.
Приведи 2 примера слов с таким же составом, как и в слове поясок .
Ответ: ________________________________________________________
Образец правильного ответа: 1) суффикс и окончание; и записаны два слова, состоящие из корня, суффикса и окончания.
Критерий достижения планируемого результата: выбрано правильное утверждение, записаны 1-2 слова нужного состава.
???
???
Страница 1
Страница 1
Умение: различать корень как главную (обязательную) часть слова и приставку, суффикс, окончание.
Задание базового уровня
Ниже приведены несколько утверждений о составе слова. Отметь правильные утверждения.
1) Слово может состоять из корня и окончания.
2) Слово может состоять из приставки и суффикса.
3) Слово может состоять из приставки, корня, суффикса и окончания.
4) Слово может состоять из приставки, суффикса и окончания.
Критерий достижения планируемого результата: выбрано хотя бы одно из правильных утверждений, неверные утверждения не выбраны .
Умение: различать корень как главную (обязательную) часть слова и приставку, суффикс, окончание.
Задание повышенного уровня
Ниже приведены несколько утверждений о составе слова. Отметь правильные утверждения. Подчеркни слова, которые доказывают твой выбор. Если можешь, запиши свои примеры.
1) В слове может не быть окончания. Например, городок, пальто, дно, кенгуру, ________
- 2) В слове может не быть суффикса. Например, стена, лесник, зонтик, лопата, __________
- 3) В слове может не быть приставки. Например, пень, полёт, ключик, выход, __________
- 4) В слове может не быть корня . Например, поход, лётчик, мяукать, льдина, __________
Критерий достижения планируемого результата: выбраны три правильных утверждения, подчеркнуто хотя бы по одному слову, доказывающему утверждение, хотя бы в одном случае дописано своё слово.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Планируемый результат: применять правила правописания (в объеме содержания курса).
Умения , характеризующие достижение этого результата:
• находить орфограммы в словах;
• определять место орфограммы в слове;
• соотносить орфограмму с изученным правилом;
• находить слова с определенной орфограммой;
• группировать слова с одинаковой орфограммой;
• различать слова с изученными и с неизученными орфограммами.
Умение: находить слова с определенной орфограммой
Задание базового уровня
Прочитай слова: травка, больной, сказка, устный, гористый, местный, властный, мясной, книжка.
Заполни таблицу, распределив слова по трём столбикам
Критерий достижения планируемого результата: правильно записано не менее 5 слов, при этом в каждом столбике есть хотя бы одно слово.
Слова с безударными проверяемыми гласными в корне слова
Слова с непроизносимыми согласными в корне слова
Слова с парными по звонкости-глухости согласными в корне слова
Умение: находить слова с определенной орфограммой
Задание повышенного уровня
Рассмотри таблицу. В каждом из столбиков приведены слова с орфограммой в корне. Напиши название каждого столбика. Дополни таблицу: запиши по одному своему примеру в каждый столбик.
Критерий достижения планируемого результата: правильно записаны названия всех столбиков, из трех необходимых примеров приведено не менее 2.
гористый
устный
больной
книжка
местный
травка
Тренировочные задания .
1. В каком порядке данные слова встретятся тебе в словаре? Расставь цифры от 1 до 5.
зяблик
танец
идея
золото
победа
2. Обведи номер верного утверждения о слове жизнь .
1) В этом слове все согласные мягкие.
2) В этом слове два слога.
3) В этом слове букв больше, чем звуков.
4) В этом слове нет звонких согласных.
3☼ Запиши данные ниже слова в нужную часть таблицы. Обрати внимание: первое слово уже записано.
маяк, тополь, якорь, ёж, взгляд, вишня, гриб, соль, яма
В слове один слог
В слове количество звуков и букв совпадает
В слове количество звуков и букв НЕ совпадает
В слове два слога
маяк
4. Обведи номер ряда, в котором записаны только родственные слова.
1) смола, смолистый, смолкнуть, просмолить
2) сосна, сосновый, сосняк, сосенка
3) трава, отравить, травка, травянистый
4) силач, сила, мощь, обессилеть
5. Какие еще части слова, кроме корня, есть в слове полоска ? Обведи номер верного ответа.
1) приставка и суффикс
2) суффикс и окончание
3) приставка и окончание
4) приставка, суффикс и окончание
☼ 6 Сгруппируй слова, которые имеют одинаковый состав слова . Запиши каждую группу на отдельной строчке.
лисица, нора, дятел, зимний, дерево, погрузка, горка, пришкольный, подснежники
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
7 Прочитай предложение.
Мы бродили весною в лесу и наблюдали жизнь дроздов, дятлов , кукушек.
Найди два верных утверждения о выделенном слове. Обведи номера ответов.
1) Это имя существительное в предложении является подлежащим.
2) Это имя существительное в форме мн. числа, Р. п.
3) Это имя существительное в форме мн. числа, В. п.
4) Это имя существительное 2-го склонения.
8 Прочитай предложение. Найди и подчеркни имя прилагательное в форме мужского рода, единственного числа, творительного падежа.
Из густой травы выглядывает беленьким глазком чудесная земляника, рядом качаются между длинными листьями маленькие серёжки душистого ландыша.
9 Обведи номер предложения, в котором есть глагол в форме настоящего времени, единственного числа, 3 лица.
1) Город улыбается тебе цветами на клумбах.
2) Летом на юге звёзды сияют очень ярко.
3) Ты идёшь сегодня на спектакль?
4) Рано утром вода в лужах замёрзла.
10 . Обведи номера глаголов II спряжения.
1) охот…тся 2) спрашива…т 3) вер…шь 4) коп…т
5) слыш…м 6) рису…шь 7) полива…т 8) завтрака…м
11 . Рассмотри последовательность схем состава слов:
Проверь, все ли приведённые ниже ряды слов соответствуют данной последовательности. Обведи номера рядов, которые ей НЕ соответствуют. В этих рядах зачеркни слова, которые не подходят к схемам, над зачёркнутыми словами запиши по одному своему примеру подходящих слов.
1) квартира, липовый, наклейка
2) лекарство, радуга, заморозки
3) голова, осенний, примерка
4) кино, улыбка, загадка
□
^ □
¬ ^□
12 Подчеркни предложение, в конце которого нужно обязательно поставить восклицательный знак.
Зимой на оконных стёклах часто можно увидеть удивительные рисунки Длинные перистые веточки, которые похожи на листья папоротника Прекрасные неизвестные цветы, появившиеся в лучах утреннего солнца и в синеве зимнего вечера Как красивы эти узоры на окнах Но как объяснить появление снежных узоров
13 Обведи номера предложений, в которых на месте пропуска обязательно нужно поставить восклицательный знак.
1)– Вот и пошутил ____ – громко возмущалась сестра.
2)– Вот и пошутил ____ – еле слышно сказал Митя.
3)– Вот и пошутил ____ – крикнул мне сосед по парте.
4)– Вот и пошутил ____ – тихо сам себе сказал дедушка.
14 . Придумай и запиши предложение со следующими характеристиками:
Повествовательное восклицательное предложение с однородными сказуемыми.
15 . Как ты считаешь, о чём этот текст? В чём его основная мысль? Напиши об этом. В твоей записи должно быть 3-4 предложения, и это обязательно должен быть связный текст.
16 . Объясни значение слов портрет и автопортрет. Постарайся написать два значения слова портрет,
в тексте есть подсказка – одно значение связано с литературой, другое – с живописью.
портрет
1)
2)
автопортрет
17 . Напиши небольшой рассказ, который бы назывался «Портрет» или «Автопортрет».
Интерактивные тесты
для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку
В каком словосочетании прилагательные употреблены в мужском роде?
ая
- крупн… соль
- головн… боль
- главн… роль
- красив… рояль
ая
ая
ый
В каком случае слово верно разделили для переноса?
2) об-ъяс-няю
3) объ-яс-няю
4) об-ъя-сняю
В каком прилагательном на месте пропуска не надо писать букву Т?
2) крепос…ной вал
3) облас…ной центр
4) доблес…ные воины
т
т
т
В каком падеже стоит существительное ШЛЯПАМ?
2) дательном
3) творительном
4) родительном
Укажите буквы, расположенные в алфавитном порядке
Какое слово отличается от других по составу?
1) собрал
2) задержал
3) догнал
4) долбил
В каком слове на месте пропуска следует писать Ь знак?
2) (пять) встреч…
3) чуш…
4)точ…ный
ь
Найдите неправильно выписанное словосочетание из предложения: На лесных полянках растут красноголовые подосиновики.
1) красноголовые подосиновики
2) растут подосиновики
3) на лесных полянках
4) растут на полянках
Какая часть речи отсутствует в предложении? Спит черёмуха в белой накидке.
1) союз
2) прилагательное
3) глагол
4) предлог
В каком слове все согласные звуки глухие?
1) жить
2) кофта
3) скользко
4) соль
В какой паре антоним подобран неверно?
1) далёкий-близкий
2) узкий-широкий
3) высокий-низкий
4) больной-сильный
Каким словом надо проверить безударную гласную?
1) х…лодный
2) х…лодильник
3) пох…лодела
4) х…лод
о
В каком слове букв больше, чем звуков?
1) ветер
2) заяц
3) сердце
4) лампа
В каком предложении главные члены расположены в соответствии со схемой : подлежащее+ сказуемое? ?
1 ) Вьюги да метели под февраль полетели.
2) Пуганная ворона куста боится.
3) В бездонную бочку воды не натаскаешь.
4) Дёшева рыба на чужом блюдце.
Укажите существительное 3-его склонения.
1) (из) деревни
2) (из) области
3) (без) крыши
4) (о) циркуле
Из перечисленных существительных выберите 3, в окончании которых на месте пропуска пишется буква И.
1 ) в журнал…
2) без тревог…
3) к пристан…
4) в картофел…
5) на скатерт…
6) в спектакл …
Выберите самый точный заголовок для стихотворения: Шёл охотник на охоту, Увидал в кустах кого-то. Он затвором щёлк да щёлк, И…на снимке вышел волк.
1) Охотник.
2) На охоте.
3) Волк.
- Цветная фотография.
- Необычная охота.
Цель итоговых работ по русскому языку за курс начальной школы.
- Проверить основные разделы курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи .
- Результаты выполнения учащимся работы дают возможность зафиксировать достижение четвероклассником планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне, что позволяет охарактеризовать состояние базовой подготовки учащегося и осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки.
Проблемы, требующие своего дальнейшего решения :
1. Сочетание заданий базового и повышенного уровня сложности.
2. Классификация и характеристика заданий повышенного уровня сложности, их специфика в сравнении с заданиями базового уровня.
3. Классификация и характеристика заданий высокого уровня сложности, разграничение в них двух компонентов: предметных и метапредметных умений (анализировать, классифицировать, работать с таблицей и т.д.).
Учебные пособия для подготовки к итоговой аттестации .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ