Тема занятия: Постановка звука "л"
Цели занятия:
1. Развитие артикуляции звука "л".
2. Формирование навыка правильного произношения звука "л" изолированно, в слогах, словах и фразах.
3. Развитие слухового восприятия и дифференциации звука "л" среди других звуков.
Материалы и оборудование:
- Зеркало для контроля артикуляции.
- Карточки с изображением слов, начинающихся на букву "л".
- Пособия для развития мелкой моторики (например, мозаика).
- Дидактическая игра "Подбери слово".
Ход занятия:
1. Организационный момент (2 минуты)
Приветствие. Создание позитивного настроя на занятие.
2. Артикуляционная гимнастика (5 минут)
Выполнение упражнений для подготовки органов артикуляции к произнесению звука "л":
- "Лопатка": широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать в таком положении.
- "Вкусное варенье": облизывать верхнюю губу широким языком.
- "Маляр": проводить языком по небу, как будто красим потолок.
3. Объяснение правильного положения органов артикуляции для звука "л" (3 минуты)
Показать правильное положение языка и губ для произношения звука "л". Язык поднимается к верхним зубам, но не касается их, воздух проходит вдоль боковых сторон языка.
4. Постановка изолированного звука "л" (7 минут)
- Произнесение звука "л" изолированно перед зеркалом, контролируя правильность артикуляции.
- Упражнения на длительное произнесение звука "л" ("лллл").
5. Автоматизация звука "л" в слогах (8 минут)
- Чтение слогов с буквой "л": ла, лу, ло, ле, ля.
- Повторение слогов за логопедом, затем самостоятельное чтение.
6. Автоматизация звука "л" в словах (10 минут)
- Показ карточек с изображениями слов, начинающихся на букву "л" (лампочка, лодка, лук, лимон).
- Проговаривание слов вместе с логопедом, затем самостоятельное называние.
- Игра "Что лишнее?" (выбрать слово, которое начинается не на букву "л").
7. Автоматизация звука "л" в предложениях (10 минут)
- Составление предложений с использованием слов с буквой "л".
- Чтение предложений вслух, обращая внимание на правильное произношение звука "л".
8. Развитие мелкой моторики (5 минут)
- Выполнение упражнений с пособиями для развития мелкой моторики (например, выкладывание букв из мозаики).
9. Подведение итогов (2 минуты)
Обратная связь от логопеда о проделанной работе. Похвала за успехи и указания на моменты, требующие дополнительной тренировки.
10. Домашнее задание (1 минута)
Задания на дом: повторять упражнения на автоматизацию звука "л" дома, читать слова и предложения с этим звуком.