Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: «Правописание корней с чередующимися гласными». Урок повторения и закрепления изученного материала
Цели:
формирование познавательной активности учащихся, закрепление знаний по теме;
повторение основных понятий, связанных с ней;
отработка навыков правописания чередованием гласных в корне слова;
развитие устной и письменной речи учащихся;
5) развитие умения работать самостоятельно и в группе, создание ситуации успеха;
6) активизация интереса учащихся к изучению родного языка, развитие воображения и творческих способностей учащихся.
.Оборудование: мультимедийное приложение.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Горит заря. Клонится день к закату.
Творит вечернюю прохладу бор.
И тихо плавают лучи по перекату.
Листва ведет неслышный разговор
Туман ложится пологом в низинах.
И в зарослях не видно больше птиц,
Скакавших бойко утром по вершинам, -
Их сон касается и клонит клювы ниц.
Природа замирает. На равнине
Луч стелет сочетание теней.
Седеющий туман в долине
Чуть дремлет на перине из камней…
Я не случайно начала урок с этого прекрасного стихотворения, оно касается темы нашего сегодняшнего занятия. Посмотрите внимательно на доску, какое явление нам встречается в каждой строке?
- СЛОВА С КОРНЯМИ, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ.
Сегодня на уроке мы будем повторять и закреплять знания о чередовании гласных в корнях слов. Сформулируем и запишем в тетрадях тему урока: « Правописание корней с чередованием. Повторение и закрепление изученного материала».
II.Словарная работа.
На доске записаны слова: Ростислав, Ростов, ростовщик, росток, отрасль, полог, сочетание, сочетать, чета.
- Ребята, скажите, что за слова у нас записаны в словаре?
-Почему мы вот уже несколько уроков занимаемся этим вопросом?
- Давайте вспомним, а от чего зависит правописание тех или иных корней?
III. Повторение изученного материала.
Чередование гласных в корне зависит
ОТ УДАРЕНИЯ:
ЗОР-ЗАР (без удар. всегда А)
КЛОН-КЛАН (без удар.О)
ТВОР-ТВАР ( без удар. О)
ОТ СУФФИКСА А :
КОС-КАС
БЕР-БИР
ПЕР-ПИР
МЕР-МИР
ТЕР-ТИР
ЧИТ-ЧЕТ
ЖИГ-ЖЕГ
СТЕЛ-СТИЛ
БЛЕСТ-БЛЕЩ-БЛИСТ
ОТ СОГЛАСНОЙ КОРНЯ:
РОС-РАСТ-РАЩ
СКОЧ-СКАК
ЛОЖ-ЛАГ
ОТ СМЫСЛОВОГО ЗНАЧЕНИЯ:
МАК-МОК
РАВН-РОВН
- Ну что ж, надеюсь, что те знания, которыми вы обладаете на данный момент, помогут вам справиться с теми заданиями , которые я хочу предложить.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Задание «Найди лишнее»
А) Коса, касается, коснулся, касательная.
Б) Прилагательное , сложение, слагать, излагающий.
В) Роща, растительный, заросли, произрастают.
Г) Горный, загар, гореть, пригорает.
- А с чем мы можем спутать корни с чередованием?
НАДО ЗАПОМНИТЬ: КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ МОЖНО ПРОВЕРИТЬ ТОЛЬКО ПРАВИЛОМ, НО НЕ ПОДБОРОМ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ!
2. Задание «Распредели по столбикам»
Правописание корней с чередованием зависит |
ОТ УДАРЕНИЯ | ОТ СОГЛАСНОЙ КОРНЯ | ОТ ЗАКОРНЕВОГО СУФФИКСА | ОТ ЗНАЧЕНИЯ |
| | | |
Заросли камыша, протереть стекло, замирать от восторга, наклоняются к полу, прикоснулся к руке, наберешь много, запирать на засов, расположился на берегу, жарко горели, разгорается зорька, озарена солнцем, сотворить чудо, прикасаться к прекрасному, блестит на свету, разрастается в саду, подскочить от неожиданности, прискакал на финиш, предлагать помощь, промокну под дождем, обмакнуть кисть, макнуть перо, решить уравнение, подровнять газон.
ОТ УДАРЕНИЯ | ОТ СОГЛАСНОЙ КОРНЯ | ОТ ЗАКОРНЕВОГО СУФФИКСА | ОТ СМЫСЛОВОГО ЗНАЧЕНИЯ |
озарена зорька разгорается сотворить наклоняются | заросли расположился разрастается прилагать подскочить прискакал | протереть замирать, прикоснулся наберешь запирать прикасаться блестит | промокну обмакнуть уравнение подровнять макнуть |
3. Задание «Поставь на место»
Из данных предложений (они стоят не по порядку) составьте текст. На месте пропусков в предложении вставьте слова, используя справочные материалы.
1. В конце учебного года нашим гимназистам ……… принять участие в туристическом слёте.
2.Мы аккуратно……… в походные рюкзаки всё необходимое.
3.Команда нашего класса будет участвовать в эстафетах и ……..конкурсах.
4.По итогам соревнования ……….. победителя среди 5- 8 классов.
5.Место для турслета ………в районе Силикатных озёр.
6.Эти места богаты удивительными…….
7.Многие из них занесены в красную книгу, поэтому…… их для гербария нам не разрешат.
8.И еще там целые…….. пахучих ландышей.
9.Свои впечатления от турслета мы…… в сочинениях.
Справочные материалы: сл…жим, тв…рческих, выб…рать, распол…жено, соб…рать, зар…сли, изл…жим, предл…гают, р…стениями.
- Докажите, что перед нами текст. ( Тема текста, общая идея. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически)
Назовите тип речи (Повествование).
4. Задание «Объясни выбор»
Выпишите слова с чередованиями, объясните свой выбор.
1) Загорелые ребятишки рассыпались по берегу озера, которое блестело под лучами палящего солнца. 2) Мальчики собирали ветки и разжигали костер, девочки стелили на траве скатерть. 3) А Витька расположился на горячем песке, чтобы еще позагорать.
4) “Витя, не сгори на солнце!” – предупредил Серёжа. 5) Витька только фыркнул в ответ.
6) Вечером все собрались у костра. 7) До самой зари ребята пели, смеялись, рассказывали смешные истории. 8) Только несчастный Витька не участвовал в общем веселье. 9) Он весь обгорел, и любое прикосновение причиняло ему боль. 10) Красный и злой, сидел он в палатке и ненавидел весь мир.
5. Задание «Подбери синоним»
К данному выражению подбери синоним, в корне которого будет чередование.
Добавление к чему-нибудь, например, к журналу (приложение).
То, что предлагается или подвергается синтаксическому разбору (предложение).
Частый кустарник, которым заросло какое-либо место (заросли).
Несколько вырасти, стать старше (подрасти).
Сообщать свои мысли (излагать).
Отдельная область деятельности науки, производства (отрасль).
5. Подведение итогов урока.
- Подведем итоги урока и выполним тест.
Тест:
1.Чередование О//А в корнях ЛАГ-ЛОЖ зависит:
А) от ударения
Б) от настроения
В) от согласной после них.
2. Чередование Е//И в корнях БЕР-БИР зависит:
А) от суффикса;
Б) от согласной после них;
В) от погоды
3. Чередование А//О в корнях ЗОР-ЗАР, ТВОР-ТВАР, КЛОН-КЛАН зависит:
А) от рецепта
Б) от ударения
В) от значения
4. Чередование О//А в корнях МОК-МАК, РОВН-РАВН зависит:
А) от нашего желания
Б) от ударения
В) от значения
Домашнее задание.
Составить связный текст «Я посадил росточек», используя опорные слова: пускает р…стки, р…стение с белыми нежными цветами, выр…щу, пор…сль, предпол…гал, буйно р…стут и цветут, нельзя не залюбоваться.
Подготовиться к словарному диктанту.
Ребята, к нам с вами пришли гости. Повернитесь к ним, пожалуйста, лицом и улыбнитесь, чтобы у вас и у наших гостей поднялось настроение. Спасибо. Начнем работу.
Присаживайтесь.
- Улыбнулись друг другу, теперь я ловлю ваши улыбочки.
- Давайте проверим, как вы сидите:
Руки! На месте,
Ноги! На месте,
Логти! У края.
Спинка! Прямая!
Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:
Я хороший,
Я всё знаю,
Я всё умею,
Я буду стараться,
У меня всё получится.
XIV. Рефлексия. Слайд 18.
- Какие задания показались самыми интересными?
- Какие наиболее трудными? Почему?
- Что вам удалось? Над чем надо еще поработать каждому из вас?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Помните в начале урока, я говорила: «Вы – талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
- Поднимите руку те, кто сегодня на уроке убедился в справедливости этих слов великого французского философа Ж. - Ж. Руссо.
- Мы сделали еще один шаг на пути изучения русского языка. Наша общая победа сложилась из маленьких побед каждого из вас.