СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Научный стиль речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю презентацию "Научный стиль речи". Надеюсь, что она поможет в проведении уроков по текстоведению, т.к. обычно учащиеся воспринимают их без особого интереса. Желаю успехов!

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Научный стиль речи"»

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

ЦЕЛИ: узнать, что такое научный стиль речи; изучить его особенности.

ЦЕЛИ:

  • узнать, что такое научный стиль речи;
  • изучить его особенности.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ  Научный стиль речи - функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей:  предварительное обдумывание высказывания монологический характер строгий отбор языковых средств тяготение к нормированной речи

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Научный стиль речи - функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей:

  • предварительное обдумывание высказывания
  • монологический характер
  • строгий отбор языковых средств
  • тяготение к нормированной речи
ОПРЕДЕЛЕНИЕ  Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения:  по возможности точно и полно объяснить факты; показать причинно-следственные связи между явлениями; выявить закономерности исторического развития.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения:

  • по возможности точно и полно объяснить факты;
  • показать причинно-следственные связи между явлениями;
  • выявить закономерности исторического развития.
ОСОБЕННОСТИ Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (статья, доклад, учебник, курсовая работа). Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

ОСОБЕННОСТИ

  • Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (статья, доклад, учебник, курсовая работа).
  • Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.
ОСОБЕННОСТИ  Основными характеристиками научного стиля являются: логичность – наличие смысловых связей между последовательными единицами текста; последовательность – выводы вытекают из содержания, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному; понятность, доступность; точность, сжатость.

ОСОБЕННОСТИ

Основными характеристиками научного стиля являются:

  • логичность – наличие смысловых связей между последовательными единицами текста;
  • последовательность – выводы вытекают из содержания, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному;
  • понятность, доступность;
  • точность, сжатость.
ЛЕКСИКА Почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет.  Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности.  Терминологическая лексика составляет примерно 15-20% общей лексики научного стиля.

ЛЕКСИКА

  • Почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет.
  • Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности.
  • Терминологическая лексика составляет примерно 15-20% общей лексики научного стиля.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ: использование форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: манжет (вместо манжета);  формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа;  преобладание существительных над глаголами;  около 80% глаголов имеют несовершенный вид.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ:

  • использование форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: манжет (вместо манжета);
  • формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа;
  • преобладание существительных над глаголами;
  • около 80% глаголов имеют несовершенный вид.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  Для научного стиля речи характерны сложные построения, используемые для  передачи сложной системы научных понятий;  установления отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Для научного стиля речи характерны сложные построения, используемые для

  • передачи сложной системы научных понятий;
  • установления отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  Для достижения описанных выше целей используются:  предложения с однородными членами и обобщающими словами при них (вследствие того что, ввиду того что, в то время как); вводные слова и сочетания (во-первых, наконец, с другой стороны), слова и словосочетания, указывающие на тесную логическую связь абзацев (таким образом, в заключение).

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Для достижения описанных выше целей используются:

  • предложения с однородными членами и обобщающими словами при них (вследствие того что, ввиду того что, в то время как);
  • вводные слова и сочетания (во-первых, наконец, с другой стороны),
  • слова и словосочетания, указывающие на тесную логическую связь абзацев (таким образом, в заключение).
Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть краткие, переход от одной фразы к другой – логическим и естественным, «незамечаемым». Каждую написанную фразу следует проверять на слух; надо прочитывать написанное вслух для себя. Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать, к чему они относятся, что они «заменили». Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное понятие должно называться одним сло­вом (слово в научном языке всегда термин). Избегайте только тех повторений, которые приходят от бедности языка.

Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть краткие, переход от одной фразы к другой – логическим и естественным, «незамечаемым».

Каждую написанную фразу следует проверять на слух; надо прочитывать написанное вслух для себя.

Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать, к чему они относятся, что они «заменили».

Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное понятие должно называться одним сло­вом (слово в научном языке всегда термин). Избегайте только тех повторений, которые приходят от бедности языка.

ПОДСТИЛИ  Научный стиль речи можно разделить на три подстиля:  научный. Адресат – учёный, специалист.. Цель: выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий.  научно-учебный. Адресат – будущие специалисты и учащиеся. Цель: обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом.  научно-популярный. Адресат – все. Цель: ознакомление с описываемыми явлениями и фактами

ПОДСТИЛИ

Научный стиль речи можно разделить на три подстиля:

  • научный. Адресат – учёный, специалист.. Цель: выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий.
  • научно-учебный. Адресат – будущие специалисты и учащиеся. Цель: обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом.
  • научно-популярный. Адресат – все. Цель: ознакомление с описываемыми явлениями и фактами
ЖАНРЫ

ЖАНРЫ

Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.

Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!