СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме"Вирусы.Бактерии. Грибы. Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможит учащимся 11 класса вспомнить теоретический материал по темам: вирусы, бактерии, грибы, лишайники.

Подготовиться к ЕГЭ по этим темам, а так же закрепить знания по этим итемам"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме"Вирусы.Бактерии. Грибы. Лишайники"»

Вирусы. Бактерии. Простейшие. Грибы. Лишайники.

Вирусы. Бактерии. Простейшие. Грибы. Лишайники.

Царства живой природы Царство Вирусов Царство Бактерий Царства живой природы Царство Грибов Царство Животных Царство Растений

Царства живой природы

Царство Вирусов

Царство Бактерий

Царства живой природы

Царство Грибов

Царство Животных

Царство Растений

Признаки живого организма Рост и развитие; Обмен веществ; Питание; Выделение; Подвижность или таксисы (двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам); Раздражимость; Имеют клеточное строение; Размножение.

Признаки живого организма

  • Рост и развитие;
  • Обмен веществ;
  • Питание;
  • Выделение;
  • Подвижность или таксисы (двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам);
  • Раздражимость;
  • Имеют клеточное строение;
  • Размножение.
Клеточная и неклеточная формы жизни Неклеточная 1) Вирусы – клетки нет, имеется белковая оболочка « капсид », иногда «суперкапсид». Клеточная Домен Прокариоты – организмы без ядра Домен Эукариоты – организмы с хорошо оформленным ядром

Клеточная и неклеточная формы жизни

Неклеточная

1) Вирусы – клетки нет, имеется белковая оболочка « капсид », иногда «суперкапсид».

Клеточная

  • Домен Прокариоты – организмы без ядра
  • Домен Эукариоты – организмы с хорошо оформленным ядром
Домены эукариоты и прокариоты  « Домен» – это таксон, располагающийся «выше» таксона «Царство». КРАСНЫМ – помнить, что прокариоты, а что эукариоты. Эукариоты: Царство - Простейшие (Протисты); Царство Грибы ; Царство Растения; Царство Животные . Прокариоты: 1) Царство Бактерии – единственные представители;

Домены эукариоты и прокариоты « Домен» – это таксон, располагающийся «выше» таксона «Царство». КРАСНЫМ – помнить, что прокариоты, а что эукариоты.

Эукариоты:

  • Царство - Простейшие (Протисты);
  • Царство Грибы ;
  • Царство Растения;
  • Царство Животные .

Прокариоты:

1) Царство Бактерии – единственные представители;

Царство Вирусы ВИРУС (лат. «Яд») - неклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток.  Размеры: от 20 до 350 нм (в 50 раз меньше бактерий). Классификация вирусов № 1 (упрощенная)   Классификация вирусов № 2    ДНК- и РНК-содержащие РНК-содержащие (1 или 2-цепочечную) (в различных стадиях) ДНК-содержащие (1 или 2-цепочечную) Вирусы прокариот – Вирусы вирусов – БАКТЕРИОФАГИ – вирусы бактерий вирофаги (вирус-сателлит на мимивирусе) Вирусы эукариот – вирусы простейших, грибов, растений, животных Наука, изучающая вирусы, называется ВИРУСОЛОГИЕЙ

Царство Вирусы

ВИРУС (лат. «Яд») - неклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток. Размеры: от 20 до 350 нм (в 50 раз меньше бактерий).

Классификация вирусов № 1 (упрощенная)

Классификация вирусов № 2

ДНК- и РНК-содержащие

РНК-содержащие

(1 или 2-цепочечную)

(в различных стадиях)

ДНК-содержащие

(1 или 2-цепочечную)

Вирусы прокариот –

Вирусы вирусов –

БАКТЕРИОФАГИ – вирусы бактерий

вирофаги

(вирус-сателлит

на мимивирусе)

Вирусы эукариот

– вирусы простейших,

грибов, растений, животных

Наука, изучающая вирусы, называется ВИРУСОЛОГИЕЙ

Строение вируса (капсид)

Строение вируса

(капсид)

Механизм заражения вирусом Вне клетки вирусы жить не могут, поэтому им нужен хозяин (одноклеточный или многоклеточный) Для каждого вируса на определенных клетках хозяина имеются белковые маркеры, способные «привлечь» вирус. По данным белкам вирус находит определенный тип клеток и фибриллами прикрепляется снаружи оболочки; У вируса лизируется капсид (оболочка) и при помощи сократительного чехла и хвостового отростка через базальную мембрану (если эти структуры имеются) выбрасывается генетический материал вируса в клетку хозяина; В процессе транскрипции (считывания нуклеотидной последовательности) и трансляции (синтеза белка) вирусный генетический материал встраивается в нуклеотидную последовательность и вместе с основными белками, вырабатываемыми клетками, вырабатываются белки самого вируса; Происходит сборка вируса внутри клеток и выход вируса из клетки для дальнейшего заражения других клеток. В организме с вирусами борются ИММУНОГЛОБУЛИНЫ . Антибиотики бессильны против вирусов.

Механизм заражения вирусом

Вне клетки вирусы жить не могут, поэтому им нужен хозяин (одноклеточный или многоклеточный)

  • Для каждого вируса на определенных клетках хозяина имеются белковые маркеры, способные «привлечь» вирус. По данным белкам вирус находит определенный тип клеток и фибриллами прикрепляется снаружи оболочки;
  • У вируса лизируется капсид (оболочка) и при помощи сократительного чехла и хвостового отростка через базальную мембрану (если эти структуры имеются) выбрасывается генетический материал вируса в клетку хозяина;
  • В процессе транскрипции (считывания нуклеотидной последовательности) и трансляции (синтеза белка) вирусный генетический материал встраивается в нуклеотидную последовательность и вместе с основными белками, вырабатываемыми клетками, вырабатываются белки самого вируса;
  • Происходит сборка вируса внутри клеток и выход вируса из клетки для дальнейшего заражения других клеток.

В организме с вирусами борются ИММУНОГЛОБУЛИНЫ . Антибиотики бессильны против вирусов.

Заражение вирусом Заражение человека: ( КРАСНЫМ – запомнить, что вызваны вирусами) Воздушно-капельный путь - чихание и кашель (вирусы Герпеса , в. Натуральной оспы , в. Кори , в. Бешенства (+слюна), в. Ветряной оспы (ветрянка) , в. Полиомиелита , в. Краснухи , в. Гриппа , Эпидемический паротит , а также другие риновирусы, аденовирусы, парамиксовирусы, и т.д.); Фекально-оральный путь – зараженная пища, слюна или вода (норовирус и ротовирус («Кишечный грипп»); Половой путь, через кровь – половой контакт, переливания крови, общий шприц ( ВИЧ , Папилломавирусы, вирус Гепатитов А,B,C,D,E); Контакты кожи – Папилломавирусы (бородавки), Натуральной оспы (при инокуляции). Вирусы растений: Вирусы Мозаик (напр. Табачной мозаики (Д. Ивановский)); Вирусы Желтухи растений.

Заражение вирусом

Заражение человека: ( КРАСНЫМ – запомнить, что вызваны вирусами)

  • Воздушно-капельный путь - чихание и кашель (вирусы Герпеса , в. Натуральной оспы , в. Кори , в. Бешенства (+слюна), в. Ветряной оспы (ветрянка) , в. Полиомиелита , в. Краснухи , в. Гриппа , Эпидемический паротит , а также другие риновирусы, аденовирусы, парамиксовирусы, и т.д.);
  • Фекально-оральный путьзараженная пища, слюна или вода (норовирус и ротовирус («Кишечный грипп»);
  • Половой путь, через кровьполовой контакт, переливания крови, общий шприц ( ВИЧ , Папилломавирусы, вирус Гепатитов А,B,C,D,E);
  • Контакты кожи – Папилломавирусы (бородавки), Натуральной оспы (при инокуляции).

Вирусы растений:

  • Вирусы Мозаик (напр. Табачной мозаики (Д. Ивановский));
  • Вирусы Желтухи растений.
Значение вирусов  1) являются одними из главных патогенов человека;  2) поддерживают в природе стабильность популяций особей в экологическом отношении;  3) переносят гены одних биологических видов к другим;  4) размножаются внутри клеток хозяина;  5) используются для создания вакцин человеком. Происхождение вирусов Существует три основные гипотезы происхождения вирусов: 1) регрессивная гипотеза (вирусы когда-то были мелкими клетками, паразитирующими в более крупных клетках); 2) гипотеза клеточного происхождения (Некоторые вирусы могли появиться из фрагментов ДНК или РНК, которые «высвободились» из генома более крупного организма); 3) гипотеза коэволюции (Эта гипотеза предполагает, что вирусы возникли из сложных комплексов белков и нуклеиновых кислот в то же время, что и первые на Земле живые клетки, и зависят от клеточной жизни вот уже миллиарды лет.).

Значение вирусов

1) являются одними из главных патогенов человека;

2) поддерживают в природе стабильность популяций особей в экологическом отношении;

3) переносят гены одних биологических видов к другим;

4) размножаются внутри клеток хозяина;

5) используются для создания вакцин человеком.

Происхождение вирусов

Существует три основные гипотезы происхождения вирусов:

1) регрессивная гипотеза (вирусы когда-то были мелкими клетками, паразитирующими в более крупных клетках);

2) гипотеза клеточного происхождения (Некоторые вирусы могли появиться из фрагментов ДНК или РНК, которые «высвободились» из генома более крупного организма);

3) гипотеза коэволюции (Эта гипотеза предполагает, что вирусы возникли из сложных комплексов белков и нуклеиновых кислот в то же время, что и первые на Земле живые клетки, и зависят от клеточной жизни вот уже миллиарды лет.).

Тестовые задания 1) О единстве органического мира свидетельствует а) наличие ядра в клетках живых организмов б) клеточное строение организмов всех царств в) объединение организмов всех царств в систематические группы г) разнообразие организмов, населяющих Землю 2) Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы? а) вирусы б) бактерии в) лишайники г) грибы 3) Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки-хозяина осуществляют а) Бактериофаги б) хемотрофы в) автотрофы г) цианобактерии 4) К неклеточным формам жизни относятся а) бактериофаги б) цианобактерии в) простейшие г) лишайники

Тестовые задания

1) О единстве органического мира свидетельствует

а) наличие ядра в клетках живых организмов

б) клеточное строение организмов всех царств

в) объединение организмов всех царств в систематические группы

г) разнообразие организмов, населяющих Землю

2) Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами

живой и неживой природы?

а) вирусы б) бактерии в) лишайники г) грибы

3) Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки-хозяина

осуществляют

а) Бактериофаги б) хемотрофы в) автотрофы г) цианобактерии

4) К неклеточным формам жизни относятся

а) бактериофаги б) цианобактерии в) простейшие г) лишайники

5) Белковая оболочка вируса, покрывающая генетический материал, называется: а) Базальная пластинка б) Фибрилла в) Капсид г) Плазмида 6) Белковая оболочка снаружи капсида называется: А) Плазмида б) Нематода в) Трематода г) Суперкапсид 7) Из перечисленных заболеваний выберите те, которые вызываются вирусами: а) дифтерия б) герпес в) оспа г) корь д) ботулизм е) полиомиелит ж) ВИЧ з) грипп и) бешенство к) столбняк л) краснуха м) ветрянка н) табачная мозаика о) тиф п) холера р) сибирская язва с) чума т) туберкулёз у) эпидемический паротит 8) Вирусы относятся к: б) Прокариотам б) Эукариотам в) нет правильного ответа 9) Вирусы – облигатные внутриклеточные паразиты. Это значит, что они не способны к размножению и синтезу своих белков в отсутствие  а) ферментов б) клеточной стенки в) клетки-хозяина г) генов другого вируса 10) Вирусы, паразитирующие на бактериях, называются  а) вирофаги б) бактериофаги в) Т-киллеры г) В-клетки

5) Белковая оболочка вируса, покрывающая генетический материал, называется:

а) Базальная пластинка б) Фибрилла в) Капсид г) Плазмида

6) Белковая оболочка снаружи капсида называется:

А) Плазмида б) Нематода в) Трематода г) Суперкапсид

7) Из перечисленных заболеваний выберите те, которые вызываются вирусами:

а) дифтерия б) герпес в) оспа г) корь д) ботулизм е) полиомиелит ж) ВИЧ з) грипп и) бешенство к) столбняк л) краснуха м) ветрянка н) табачная мозаика о) тиф п) холера р) сибирская язва с) чума т) туберкулёз у) эпидемический паротит

8) Вирусы относятся к:

б) Прокариотам б) Эукариотам в) нет правильного ответа

9) Вирусы – облигатные внутриклеточные паразиты. Это значит, что они не способны к размножению и синтезу своих белков в отсутствие

а) ферментов б) клеточной стенки в) клетки-хозяина г) генов другого вируса

10) Вирусы, паразитирующие на бактериях, называются

а) вирофаги б) бактериофаги в) Т-киллеры г) В-клетки

11) Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются  а) антигены б) антибиотики в) вакцины г) интерфероны 12) РЕТРОВИРУСЫ названы так потому, что а) используют РНК для хранения наследственной информации б) это самая древняя группа вирусов в) это самая примитивная по строению группа вирусов г) в их жизненном цикле обязательно присутствует обратная транскрипция с РНК → на ДНК провируса 13) Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы  а) являются одними из главных патогенов человека  б) играют важную роль как редуценты  в) переносят гены одних биологических видов к другим  г) размножаются внутри клеток хозяина

11) Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются

а) антигены б) антибиотики в) вакцины г) интерфероны

12) РЕТРОВИРУСЫ названы так потому, что

а) используют РНК для хранения наследственной информации

б) это самая древняя группа вирусов

в) это самая примитивная по строению группа вирусов

г) в их жизненном цикле обязательно присутствует обратная транскрипция с РНК → на ДНК провируса

13) Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы

а) являются одними из главных патогенов человека

б) играют важную роль как редуценты

в) переносят гены одних биологических видов к другим

г) размножаются внутри клеток хозяина

Царство Бактерии Бактерии – царство одноклеточных прокариотических (безъядерных) организмов, способных создавать колониальные формы. Наиболее древние – архебактерии . К бактериям нельзя относить простейших и вирусов! Размеры: 0,5-5 мкм (больше вирусов, но меньше простейших, растений и животных). Появились: ок 2 млрд. лет назад. Структуры бактерий: Клеточная стенка! ( её нет только у животных ) Плазматическая мембрана (имеет складки, выполняющие роль митохондрий) Кольцевая ДНК (нуклеоид) , не окруженная ядерной оболочкой - НЕТ ЯДРА! Рибосомы - константа седиментации 70 S (у эукариот – 80 S) Включения (капельки) различных вещ-в; Жгутики (у некоторых – для перемещения) Наука, изучающая бактерии, называется БАКТЕРИОЛОГИЕЙ

Царство Бактерии

Бактерии – царство одноклеточных прокариотических (безъядерных) организмов, способных создавать колониальные формы. Наиболее древние – архебактерии .

К бактериям нельзя относить простейших и вирусов!

Размеры: 0,5-5 мкм (больше вирусов, но меньше простейших, растений и животных).

Появились: ок 2 млрд. лет назад.

Структуры бактерий:

  • Клеточная стенка! ( её нет только у животных )
  • Плазматическая мембрана (имеет складки, выполняющие роль митохондрий)
  • Кольцевая ДНК (нуклеоид) , не окруженная ядерной оболочкой - НЕТ ЯДРА!
  • Рибосомы - константа седиментации 70 S (у эукариот – 80 S)
  • Включения (капельки) различных вещ-в;
  • Жгутики (у некоторых – для перемещения)

Наука, изучающая бактерии, называется БАКТЕРИОЛОГИЕЙ

Классификация бактерий № 1 (по форме) кокки (шаровидные) - одиночные диплококки (собраны по два) стрептококки ( в виде цепочки) стафилококки (в виде виноградной грозди)  сарцины (в виде плотных пачек) бациллы (палочковидные) извитые - вибрионы (в виде запятой) спириллы (один или несколько  правильных завитков)

Классификация бактерий № 1 (по форме)

  • кокки (шаровидные) - одиночные
  • диплококки (собраны по два)
  • стрептококки ( в виде цепочки)
  • стафилококки (в виде виноградной грозди)
  • сарцины (в виде плотных пачек)
  • бациллы (палочковидные)
  • извитые - вибрионы (в виде запятой)
  • спириллы (один или несколько

правильных завитков)

Классификация бактерий № 2 (по Граму) Грамотрицательные - имеют две клеточные мембраны, между ними находится клеточная стенка; - обычно не образуют спор; - после промывания при окраске по Граму обесцвечиваются; Грамположительные - имеют однослойную клеточную мембрану; - после промывания при окраске по Граму не обесцвечиваются; - бОльшая часть —паразиты для человека; - Стрептококки, стафилококки, бациллы.

Классификация бактерий № 2 (по Граму)

Грамотрицательные

- имеют две клеточные мембраны, между ними находится клеточная стенка;

- обычно не образуют спор;

- после промывания при окраске по Граму обесцвечиваются;

Грамположительные

- имеют однослойную клеточную мембрану;

- после промывания при окраске по Граму не обесцвечиваются;

- бОльшая часть —паразиты для человека;

- Стрептококки, стафилококки, бациллы.

Классификация бактерий № 3 (по способу дыхания) Аэробные (в процессе дыхания используют кислород для окисления органических вещества) Анаэробные (разлагают органические вещества без участия кислорода. Пример: Clostridium botulinum (ботулина) – вызывает Ботулизм у человека

Классификация бактерий № 3 (по способу дыхания)

Аэробные (в процессе дыхания используют кислород для окисления органических вещества)

Анаэробные (разлагают органические вещества без участия кислорода.

Пример: Clostridium botulinum (ботулина) – вызывает Ботулизм у человека

Классификация бактерий № 4 (по типу питания) Гетеротрофы (Используют готовые органические вещества) Автотрофы (сами создают питательные вещества в процессе ж/д) Фотоавтотрофы (для питания используется энергия солнечного света) Сапротрофы (бактерии гниения) Паразиты (внутри других живых организмов) Хемоавтотрофы (для питания используется энергия CO 2 ) нитрифицирующие; азотфиксирующие; железобактерии - цианобактерии. см. следующую страницу - большинство. Особенности бактерий: 1) Для перенесения неблагоприятных условий большинство бактерий образует спору ; 2) Клеточная стенка содержит пептидогликан муреин ; 3) Размножение: бинарное поперечное деление ( амитоз ), почкование; 4) Т.к. у бактерий отсутствуют митохондрии , то в процессе энергетического обмена выделяется всего 2АТФ ;

Классификация бактерий № 4 (по типу питания)

Гетеротрофы (Используют готовые органические вещества)

Автотрофы (сами создают питательные вещества в процессе ж/д)

Фотоавтотрофы (для питания используется энергия солнечного света)

Сапротрофы (бактерии гниения)

Паразиты (внутри других живых организмов)

Хемоавтотрофы

(для питания используется энергия CO 2 )

  • нитрифицирующие;
  • азотфиксирующие;
  • железобактерии

- цианобактерии.

см. следующую страницу

- большинство.

Особенности бактерий:

1) Для перенесения неблагоприятных условий большинство бактерий образует спору ;

2) Клеточная стенка содержит пептидогликан муреин ;

3) Размножение: бинарное поперечное деление ( амитоз ),

почкование;

4) Т.к. у бактерий отсутствуют митохондрии , то в процессе энергетического обмена выделяется всего 2АТФ ;

Значение бактерий Азотфиксирующие бактерии вступают с некоторыми растениями ( бобовые ) в симбиоз , в результате которого помогают растению усваивать азот, а сами питаются органическими вещ-вами растения; Большинство бактерий – вызывают гниение ( сапротрофы ), при этом играя важную роль в круговороте веществ – разлагают сложные органические вещества до простых, легко усвояемых корнями растений; Фотосинтез (цианобактерии); Патогены - вызывают заболевания грибов, растений, животных и человека; Регулируют круговорот веществ в природе (нитрифицирующие и азотфиксирующие бактерии); Используются в пищевой и хозяйственной промышленности для получения кефира, йогурта, сыра, квашеной капусты, силосования корма и др., — за счет молочнокислого брожения. Используются в медицине для получения сывороток, вакцин (используются плазмиды ) и антибиотиков; Используются для обработки сточных вод (БОПС – биологическая очистка промышленных стоков); Хламидии – внутри клеточный паразит человека

Значение бактерий

  • Азотфиксирующие бактерии вступают с некоторыми растениями ( бобовые ) в симбиоз , в результате которого помогают растению усваивать азот, а сами питаются органическими вещ-вами растения;
  • Большинство бактерий – вызывают гниение ( сапротрофы ), при этом играя важную роль в круговороте веществ – разлагают сложные органические вещества до простых, легко усвояемых корнями растений;
  • Фотосинтез (цианобактерии);
  • Патогены - вызывают заболевания грибов, растений, животных и человека;
  • Регулируют круговорот веществ в природе (нитрифицирующие и азотфиксирующие бактерии);
  • Используются в пищевой и хозяйственной промышленности для получения кефира, йогурта, сыра, квашеной капусты, силосования корма и др., — за счет молочнокислого брожения.
  • Используются в медицине для получения сывороток, вакцин (используются плазмиды ) и антибиотиков;
  • Используются для обработки сточных вод (БОПС – биологическая очистка промышленных стоков);
  • Хламидии – внутри клеточный паразит человека
Заболевания человека, вызываемые бактериями Группа Представитель Диплококки Менингококк Заболевание Гонококк Менингит Пневмококк Гонорея Стрептококки Пневмония и др. Streptococcus sp. Стафилококки Золотистый стафилококк Скарлатина , менингит, пневмония, ангина , парадонтит и др. Другие стафилококки Бациллы Стаф. инфекция Кишечная палочка Пневмония, менингит Столбнячная палочка Кишечные инфекции Столбняк Bacillus anthracis Бацилла Лёффлера Сибирская язва Чумная палочка Дифтерия Туберкулёзная палочка Вибрионы Чума Холерный вибрион Туберкулёз Спириллы [спирохеты - не идентичны по новой классификации] Холера Бледная трепонема (спирохета) Borrelia recurrentis Сифилис Возвратный тиф

Заболевания человека, вызываемые бактериями

Группа

Представитель

Диплококки

Менингококк

Заболевание

Гонококк

Менингит

Пневмококк

Гонорея

Стрептококки

Пневмония и др.

Streptococcus sp.

Стафилококки

Золотистый стафилококк

Скарлатина , менингит, пневмония, ангина , парадонтит и др.

Другие стафилококки

Бациллы

Стаф. инфекция

Кишечная палочка

Пневмония, менингит

Столбнячная палочка

Кишечные инфекции

Столбняк

Bacillus anthracis

Бацилла Лёффлера

Сибирская язва

Чумная палочка

Дифтерия

Туберкулёзная палочка

Вибрионы

Чума

Холерный вибрион

Туберкулёз

Спириллы [спирохеты - не идентичны по новой классификации]

Холера

Бледная трепонема (спирохета)

Borrelia recurrentis

Сифилис

Возвратный тиф

Тестовые задания по теме «Бактерии» Минерализация органических соединений почвы осуществляется благодаря деятельности а) наземных животных б) шляпочных грибов в) корней растений г) микроорганизмов 2) Атмосферный азот включается в круговорот благодаря жизнедеятельности а) дрожжевых грибов б) клубеньковых бактерий в) молочнокислых бактерий г) плесневых грибов 3) Какие бактерии улучшают азотное питание растений? а) брожения б) клубеньковые в) уксуснокислые г) сапротрофные 4) В биогеоценозе заливного луга к редуцентам относят а) злаки, осоки б) бактерии и грибы в) мышевидных грызунов г) растительноядных насекомых 5) К прокариотам относятся а) водоросли б) простейшие в) грибы-паразиты г) цианобактерии

Тестовые задания по теме «Бактерии»

  • Минерализация органических соединений почвы осуществляется благодаря деятельности

а) наземных животных б) шляпочных грибов в) корней растений

г) микроорганизмов

2) Атмосферный азот включается в круговорот благодаря жизнедеятельности

а) дрожжевых грибов б) клубеньковых бактерий в) молочнокислых бактерий

г) плесневых грибов

3) Какие бактерии улучшают азотное питание растений?

а) брожения б) клубеньковые в) уксуснокислые г) сапротрофные

4) В биогеоценозе заливного луга к редуцентам относят

а) злаки, осоки б) бактерии и грибы в) мышевидных грызунов

г) растительноядных насекомых

5) К прокариотам относятся

а) водоросли б) простейшие в) грибы-паразиты г) цианобактерии

6) Чередуя посевы клевера и пшеницы, можно увеличить урожайность пшеницы, так как а) клевер защищает всходы пшеницы от вымерзания б) симбиотические бактерии на корнях клевера обогащают почву азотом в) клевер убивает болезнетворные грибы, поражающие пшеницу г) клевер передает пшенице симбиотических бактерий, образующих клубеньки 7) Бактерии, питающиеся органическими веществами отмерших организмов, – это: а) паразиты; б) сапротрофы; в) хемотрофы; г) симбионты. 8) В процессе энергетического обмена количество молекул АТФ у бактерий составляет: а) 2 б) 24 в) 36 г) 38 9) Особенность прокариотической клетки – отсутствие в ней а) цитоплазмы б) клеточной мембраны в) немембранных органоидов г) оформленного ядра

6) Чередуя посевы клевера и пшеницы, можно увеличить урожайность пшеницы, так как

а) клевер защищает всходы пшеницы от вымерзания

б) симбиотические бактерии на корнях клевера обогащают почву азотом

в) клевер убивает болезнетворные грибы, поражающие пшеницу

г) клевер передает пшенице симбиотических бактерий, образующих клубеньки

7) Бактерии, питающиеся органическими веществами отмерших организмов, – это:

а) паразиты; б) сапротрофы; в) хемотрофы; г) симбионты.

8) В процессе энергетического обмена количество молекул АТФ у бактерий составляет:

а) 2 б) 24 в) 36 г) 38

9) Особенность прокариотической клетки – отсутствие в ней

а) цитоплазмы б) клеточной мембраны в) немембранных органоидов

г) оформленного ядра

10) Для перенесения неблагоприятных условий многие бактерии образуют: а) Цисту б) Зиготу в) Спору г) Клеточную стенку 11) В состав клеточной стенки бактерий входит а) целлюлоза б) гликоген в) хитин г) муреин 13) Из приведенных ниже заболеваний выберите те, которые вызваны бактериями а) дифтерия б) герпес в) оспа г) корь д) ботулизм е) полиомиелит ж) ВИЧ з) грипп и) бешенство к) столбняк л) краснуха м) ветрянка н) табачная мозаика о) тиф п) холера р) сибирская язва с) чума т) туберкулёз у) эпидемический паротит 14) Кислород для дыхания необходим а) Анаэробным бактерия б) Аэробным бактериям в) Все верно 15) Бактерии делятся а) митозом б) мейозом в) бинарным делением надвое и почкованием

10) Для перенесения неблагоприятных условий многие бактерии образуют:

а) Цисту б) Зиготу в) Спору г) Клеточную стенку

11) В состав клеточной стенки бактерий входит

а) целлюлоза б) гликоген в) хитин г) муреин

13) Из приведенных ниже заболеваний выберите те, которые вызваны бактериями

а) дифтерия б) герпес в) оспа г) корь д) ботулизм е) полиомиелит ж) ВИЧ з) грипп и) бешенство к) столбняк л) краснуха м) ветрянка н) табачная мозаика о) тиф п) холера р) сибирская язва с) чума т) туберкулёз у) эпидемический паротит

14) Кислород для дыхания необходим

а) Анаэробным бактерия б) Аэробным бактериям в) Все верно

15) Бактерии делятся

а) митозом б) мейозом в) бинарным делением надвое и почкованием

Царство Простейшие (Протисты) Простейшие - царство одноклеточных или колониальных эукариот . Не путать с бактериями! Размеры: 10-40 мкм (больше бактерий), иногда 1-2 мкм (внутриклеточные паразиты) Классы Простейших Книдоспоридии Инфузории Споровики Жгутиковые Саркодовые - В отличие от всех других простейших могут выделять наружу раковину Главные представители Паразитические (споровики) Амёбы Эвглена зеленая Инфузория-туфелька Хламидомонада Сувойки Хлорелла Колониальные формы (вольвокс) Наука, изучающая простейших, называется ПРОТИСТОЛОГИЯ

Царство Простейшие (Протисты)

Простейшие - царство одноклеточных или колониальных эукариот .

Не путать с бактериями!

Размеры: 10-40 мкм (больше бактерий), иногда 1-2 мкм (внутриклеточные паразиты)

Классы Простейших

Книдоспоридии

Инфузории

Споровики

Жгутиковые

Саркодовые

- В отличие от всех

других простейших могут выделять наружу раковину

Главные представители

Паразитические

(споровики)

Амёбы

Эвглена зеленая

Инфузория-туфелька

Хламидомонада

Сувойки

Хлорелла

Колониальные формы

(вольвокс)

Наука, изучающая простейших, называется ПРОТИСТОЛОГИЯ

Общая характеристика   Наличие ядра ; Питание – гетеротрофы и/или автотрофы – сходство с животными и растениями ; Для фотосинтеза имеется - хроматофор Для перенесения неблагоприятных условий – циста ; Наличие сократительной вакуоли – удаление излишек воды; Аэробы (необходим кислород) – дыхание всей поверхностью тела – диффузия; Наличие раздражимости – ответной реакции на изменения внешних условий, в т.ч. таксисы – направленные движения: фототаксис – в сторону концентрации освещенности, хемотаксис – в сторону концентрации химического раздражителя; Размножение – (1)в благоприятных условиях – бесполое размножение (простое деление надвое) , (2)в неблагоприятных условиях – половое размножение – (2.1)конъюгация (слияние) или (2.2)при помощи гамет, а также (3) шизогония (множественное деление ядер) с чередованием полового процесса и спорогонии (у внутриклеточных паразитов – плазмодии (микоплазма, уреаплазма, токсоплазма), хламидии, кокцидии и др.);

Общая характеристика

  • Наличие ядра ;
  • Питание – гетеротрофы и/или автотрофы – сходство с животными и растениями ;
  • Для фотосинтеза имеется - хроматофор
  • Для перенесения неблагоприятных условий – циста ;
  • Наличие сократительной вакуоли – удаление излишек воды;
  • Аэробы (необходим кислород) – дыхание всей поверхностью тела – диффузия;
  • Наличие раздражимости – ответной реакции на изменения внешних условий, в т.ч. таксисы – направленные движения: фототаксис – в сторону концентрации освещенности, хемотаксис – в сторону концентрации химического раздражителя;
  • Размножение – (1)в благоприятных условиях – бесполое размножение (простое деление надвое) , (2)в неблагоприятных условиях – половое размножение – (2.1)конъюгация (слияние) или (2.2)при помощи гамет, а также (3) шизогония (множественное деление ядер) с чередованием полового процесса и спорогонии (у внутриклеточных паразитов – плазмодии (микоплазма, уреаплазма, токсоплазма), хламидии, кокцидии и др.);
Амёбы Особенности строения: Имеется 1 ядро с ядрышком ; Имеется сократительная вакуоль (как у всех простейших) Имеется плазматическая мембрана (как у всех простейших) Имеется пищеварительная вакуоль Имеются псевдоподии - ложноножки (для передвижения).  Дизентерийная амёба – вызывает у человека дизентерию.  Эктоплазма – наружный слой, эндоплазма – внутренний слой

Амёбы

Особенности строения:

  • Имеется 1 ядро с ядрышком ;
  • Имеется сократительная вакуоль

(как у всех простейших)

  • Имеется плазматическая мембрана (как у всех простейших)
  • Имеется пищеварительная вакуоль
  • Имеются псевдоподии - ложноножки (для передвижения).
  • Дизентерийная амёба – вызывает у человека дизентерию.
  • Эктоплазма – наружный слой, эндоплазма – внутренний слой
Инфузория-туфелька Особенности строения: Имеется два ядра (большое – Вегетативное и малое – Генеративное) Имеется  порошица, через которую выводятся твердые непереваренные остатки пищи; Имеется Клеточный рот Имеются реснички – для передвижения Имеется сократительная вакуоль для выведения излишка воды (как у всех простейших) Имеется плазматическая мембрана Имеется пищеварительная вакуоль

Инфузория-туфелька

Особенности строения:

  • Имеется два ядра (большое

– Вегетативное

и малое – Генеративное)

  • Имеется порошица, через которую выводятся

твердые непереваренные остатки пищи;

  • Имеется Клеточный рот
  • Имеются реснички – для передвижения
  • Имеется сократительная вакуоль для выведения излишка воды (как у всех простейших)
  • Имеется плазматическая мембрана
  • Имеется пищеварительная вакуоль
Эвглена зелёная Особенности строения: Имеется 1 ядро с ядрышком Имеется жгутик с базальными тельцами для передвижения - Отсутствует половой процесс! Имеется светочувствительный глазок (стигма) Имеются хроматофоры для фотосинтеза – на свету фотосинтезирует, без света – питается гетеротрофно. Имеется сократительная вакуоль (как у всех простейших) Имеется плазматическая мембрана (как у всех простейших)  Пищеварительной вакуоли НЕТ;  Есть особое включение - пиреноид – запасает промежуточные продукты крахмала (запасного вещества) – «РУБИСКО» - рибулозобисфосфаткарбоксилу.  Имеется пелликула – подстилающий мембрану слой пузырьков (альвеол);  Мионема – сократимые белковые нити  Резервные питательные вещества – зерна парамила.

Эвглена зелёная

Особенности строения:

  • Имеется 1 ядро с ядрышком
  • Имеется жгутик с базальными тельцами

для передвижения

- Отсутствует половой процесс!

  • Имеется светочувствительный глазок

(стигма)

  • Имеются хроматофоры для фотосинтеза

– на свету фотосинтезирует, без света – питается

гетеротрофно.

  • Имеется сократительная вакуоль

(как у всех простейших)

  • Имеется плазматическая мембрана (как у всех простейших)
  • Пищеварительной вакуоли НЕТ;
  • Есть особое включение - пиреноид – запасает промежуточные продукты крахмала (запасного вещества) – «РУБИСКО» - рибулозобисфосфаткарбоксилу.
  • Имеется пелликула – подстилающий мембрану слой пузырьков (альвеол);
  • Мионема – сократимые белковые нити
  • Резервные питательные вещества – зерна парамила.
Хламидомонада Особенности строения: Имеется 1 ядро с ядрышком Имеется 2 жгутика с базальными тельцами для передвижения Имеется светочувствительный глазок (стигма) Имеются чащеобразный хроматофор для фотосинтеза – на свету фотосинтезирует, без света – питается гетеротрофно. Имеется сократительная вакуоль (как у всех простейших) Имеется клеточная стенка (как у растений):  Пищеварительной вакуоли НЕТ;  Есть особое включение - пиреноид – запасает промежуточные продукты крахмала (запасного вещества) – «РУБИСКО» - рибулозобисфосфаткарбоксилу. Резервные питательные вещества – зерна крахмала.  Папилла – вырост оболочки у основания жгутиков.

Хламидомонада

Особенности строения:

  • Имеется 1 ядро с ядрышком
  • Имеется 2 жгутика с базальными тельцами

для передвижения

  • Имеется светочувствительный глазок

(стигма)

  • Имеются чащеобразный хроматофор для фотосинтеза

– на свету фотосинтезирует, без света – питается

гетеротрофно.

  • Имеется сократительная вакуоль

(как у всех простейших)

  • Имеется клеточная стенка (как у растений):
  • Пищеварительной вакуоли НЕТ;
  • Есть особое включение - пиреноид – запасает промежуточные продукты крахмала (запасного вещества) – «РУБИСКО» - рибулозобисфосфаткарбоксилу.
  • Резервные питательные вещества – зерна крахмала.
  • Папилла – вырост оболочки у основания жгутиков.
Сувойка Особенности строения:  Имеется ножка для прикрепления к субстрату и сокращения;  Перистома – расширенный конец сувойки;  Есть эктодерма (внешний слой) и энтодерма (внутренний);  Внутри могут обитать зоохлореллы (симбиоз);  Имеется макронуклеус – одно крупное ядро. Хлорелла Ядро с ядрышком; Клеточная стенка с целлюлозой; Плазматическая мембрана Один хлоропласт с пиреноидом; Цитоплазма с включениями; Выращивается в космосе в шаттлах для очистки воздуха.

Сувойка

Особенности строения:

  • Имеется ножка для прикрепления к субстрату и сокращения;
  • Перистома – расширенный конец сувойки;
  • Есть эктодерма (внешний слой) и энтодерма (внутренний);
  • Внутри могут обитать зоохлореллы (симбиоз);
  • Имеется макронуклеус – одно крупное ядро.

Хлорелла

  • Ядро с ядрышком;
  • Клеточная стенка с целлюлозой;
  • Плазматическая мембрана
  • Один хлоропласт с пиреноидом;
  • Цитоплазма с включениями;
  • Выращивается в космосе в шаттлах для очистки воздуха.
Вольвокс – род  подвижных  колониальных  организмов.  Размер: до 3 мм Споровики (паразитчиеские простейшие), или апикомплексы Малярийный плазмодий – вызывает у человека малярию ; Токсоплазма – вызывает у человека и домашних животных токсоплазмоз, относится к кокцидиям.

Вольвокс – род подвижных колониальных организмов. Размер: до 3 мм

Споровики (паразитчиеские простейшие), или апикомплексы

  • Малярийный плазмодий – вызывает у человека малярию ;
  • Токсоплазма – вызывает у человека и домашних животных токсоплазмоз, относится к кокцидиям.
Споровики (паразитические простейшие), или апикомплексы Малярийный плазмодий – вызывает у человека малярию ; Токсоплазма – вызывает у человека и домашних животных токсоплазмоз, относится к кокцидиям. Трипаносомы – возбудители многих заболеваний, в т.ч. сонной болезни у человека. Переносчиком является Муха Це-це.

Споровики (паразитические простейшие), или апикомплексы

  • Малярийный плазмодий – вызывает у человека малярию ;
  • Токсоплазма – вызывает у человека и домашних животных токсоплазмоз, относится к кокцидиям.
  • Трипаносомы – возбудители многих заболеваний, в т.ч. сонной болезни у человека. Переносчиком является Муха Це-це.
Значение простейших Фотосинтез (хлорелла, хламидомонада, эвглена зеленая); Очистка воздуха в космических шаттлах (хлорелла); Паразиты человека и животных – малярийный плазмодий, токсоплазма и др.; Могут переноситься животными (малярийный комар); Вызывают цветение воды; Некоторые являются хищниками (инфузория-туфелька питается бактериями через клеточный рот); Являются источником питания для других организмов; Входят в круговорот веществ; Участвуют в образовании горных пород ( корненожки и радиолярии ); В палеонтологии для определения возраста разных слоёв земной коры и нахождения запасов нефти.

Значение простейших

  • Фотосинтез (хлорелла, хламидомонада, эвглена зеленая);
  • Очистка воздуха в космических шаттлах (хлорелла);
  • Паразиты человека и животных – малярийный плазмодий, токсоплазма и др.;
  • Могут переноситься животными (малярийный комар);
  • Вызывают цветение воды;
  • Некоторые являются хищниками (инфузория-туфелька питается бактериями через клеточный рот);
  • Являются источником питания для других организмов;
  • Входят в круговорот веществ;
  • Участвуют в образовании горных пород ( корненожки и радиолярии );
  • В палеонтологии для определения возраста разных слоёв земной коры и нахождения запасов нефти.
Размножение простейших Бесполое (деление надвое или множественное деление (малярийный плазмодий) - шизогония ) Половое - слияние двух половых клеток ( гамет ) или двух половых ядер , ведущее к образованию одной клетки — зиготы , дающей начало новому поколению.

Размножение простейших

  • Бесполое (деление надвое или множественное деление (малярийный плазмодий) - шизогония )
  • Половое - слияние двух половых клеток ( гамет ) или двух половых ядер , ведущее к образованию одной клетки — зиготы , дающей начало новому поколению.
Тестовые задания 1) Обыкновенную амёбу относят к подцарству Простейшие, потому что она а) имеет мелкие размеры б) обитает в водной среде в) способна к передвижению г) состоит из одной клетки 2) Для фотосинтеза у большинства «зеленых» простейших имеется а) хлоропласты б) лейкопласты в) хроматофор г) хромопласты 3) Среди приведенных простейших не является фотосинтезирующим а) Эвглена зелёная б) Инфузория-туфелька в) Хламидомонада г) Хлорелла 4) Хламидомонада в отличие от эвглены зелёной а) имеет 1 жгутик б) имеет 2 жгутика в) имеет 3 жгутика г) жгутиков не имеет 5) Множественное деление ядер при размножении малярийного плазмодия называется а) панспермия б) кроссинговер в) шизогония г) партеногенез 6) Переносчиком сонной болезни является а) малярийный комар б) клещи в) муха це-це г) тараканы

Тестовые задания

1) Обыкновенную амёбу относят к подцарству Простейшие, потому что она

а) имеет мелкие размеры б) обитает в водной среде в) способна к передвижению г) состоит из одной клетки

2) Для фотосинтеза у большинства «зеленых» простейших имеется

а) хлоропласты б) лейкопласты в) хроматофор г) хромопласты

3) Среди приведенных простейших не является фотосинтезирующим

а) Эвглена зелёная б) Инфузория-туфелька в) Хламидомонада г) Хлорелла

4) Хламидомонада в отличие от эвглены зелёной

а) имеет 1 жгутик б) имеет 2 жгутика в) имеет 3 жгутика г) жгутиков не имеет

5) Множественное деление ядер при размножении малярийного плазмодия называется

а) панспермия б) кроссинговер в) шизогония г) партеногенез

6) Переносчиком сонной болезни является

а) малярийный комар б) клещи в) муха це-це г) тараканы

Царство Грибы - эукариотические организмы, объединяющие в себе признаки растительных и животных организмов. Около 1,5 млн. видов грибов. Признаки растений Признаки грибов 1) Растут в течение всей жизни Признаки животных 1) Растут в течение всей жизни 2) Ведут неподвижный образ жизни 2) Ведут неподвижный образ жизни 1) Растут ограниченное время 3) Клеточная стенка содержит целлюлозу 4) Большинство питается автотрофно (фотосинтез), за исключением некоторых хищных 3) Большинство грибов содержат хитин в клеточной стенке (прим. – оомицеты содержат целлюлозу ) 2) Большинство подвижны 4) Большинство питаются гетеротрофно (в т.ч. сапротрофно) 3) Клеточная стенка содержит гликокаликс 5) Запасное питательное вещество - крахмал 4) Большинство питаются  гетеротрофно (некоторые сапротрофно) 5) Запасное питательное вещество - гликоген 6) В продуктах обмена не содержат мочевину 6) В продуктах обмена содержат мочевину 5) Запасное питательное вещество - гликоген 6) В продуктах обмена содержат мочевину

Царство Грибы

- эукариотические организмы, объединяющие в себе признаки растительных и животных организмов.

Около 1,5 млн. видов грибов.

Признаки растений

Признаки грибов

1) Растут в течение всей жизни

Признаки животных

1) Растут в течение всей жизни

2) Ведут неподвижный образ жизни

2) Ведут неподвижный образ жизни

1) Растут ограниченное время

3) Клеточная стенка содержит целлюлозу

4) Большинство питается автотрофно (фотосинтез), за исключением некоторых хищных

3) Большинство грибов содержат хитин в клеточной стенке (прим. – оомицеты содержат целлюлозу )

2) Большинство подвижны

4) Большинство питаются гетеротрофно (в т.ч. сапротрофно)

3) Клеточная стенка содержит гликокаликс

5) Запасное питательное вещество - крахмал

4) Большинство питаются гетеротрофно (некоторые сапротрофно)

5) Запасное питательное вещество - гликоген

6) В продуктах обмена не содержат мочевину

6) В продуктах обмена содержат мочевину

5) Запасное питательное вещество - гликоген

6) В продуктах обмена содержат мочевину

Характеристика грибов Растут в течение всей жизни ; Тело состоит из плотных длинных нитей – гифов ; Гифы гриба образуют плодовое тело – мицелий , полностью погруженный в субстрат; Размножение: вегетативное ( частями мицелия или отдельными клетками, как у дрожжей ), бесполое (при помощи спор ) и половое ( слияние гамет ); Питание – гетеротрофное – готовыми питательными веществами, в т.ч. сапротрофно (редуценты); Запасное питательное вещество – гликоген ; Шляпочные грибы образуют с корнями деревьев симбиотическое образование – микоризу (грибокорень). При этом дерево питает гриб органическими веществами, а гриб помогает усваивать дереву неорганические вещества, витамины, гормоны. Исключение: шапминьоны , опята , вёшенки, навозники, дождевики и т.д. – не образуют микоризы. Трутовик – гриб-паразит, питающийся за счет дерева. Наука, изучающая грибы, называется МИКОЛОГИЕЙ, или ФУНГОЛОГИЕЙ

Характеристика грибов

  • Растут в течение всей жизни ;
  • Тело состоит из плотных длинных нитей – гифов ;
  • Гифы гриба образуют плодовое тело – мицелий , полностью погруженный в субстрат;
  • Размножение: вегетативное ( частями мицелия или отдельными клетками, как у дрожжей ), бесполое (при помощи спор ) и половое ( слияние гамет );
  • Питание – гетеротрофное – готовыми питательными веществами, в т.ч. сапротрофно (редуценты);
  • Запасное питательное вещество – гликоген ;
  • Шляпочные грибы образуют с корнями деревьев симбиотическое образование – микоризу (грибокорень). При этом дерево питает гриб органическими веществами, а гриб помогает усваивать дереву неорганические вещества, витамины, гормоны. Исключение: шапминьоны , опята , вёшенки, навозники, дождевики и т.д. – не образуют микоризы.
  • Трутовик – гриб-паразит, питающийся за счет дерева.

Наука, изучающая грибы, называется МИКОЛОГИЕЙ, или ФУНГОЛОГИЕЙ

Строение клетки гриба Имеются Митохондрии; Ломасома - губковидная структура, связанная с клеточной оболочкой, ограниченная плазменной мембраной, встречающаяся в гифах грибов Имеется ядро и ядрышко; Имеются рибосомы; Имеется клеточная стенка и плазмалемма (клеточная мембрана); Имеется ЭПС (эндоплазматический ретикулум) Имеются поры; Имеются включения; Аппарата Гольджи нет! Лизосом нет!  Клеточного центра нет!

Строение клетки гриба

  • Имеются Митохондрии;
  • Ломасома - губковидная структура, связанная с клеточной оболочкой, ограниченная плазменной мембраной, встречающаяся в гифах грибов
  • Имеется ядро и ядрышко;
  • Имеются рибосомы;
  • Имеется клеточная стенка и плазмалемма (клеточная мембрана);
  • Имеется ЭПС (эндоплазматический ретикулум)
  • Имеются поры;
  • Имеются включения;
  • Аппарата Гольджи нет!
  • Лизосом нет!
  • Клеточного центра нет!
Упрощенная классификация грибов Плесневые грибы мукор ; аспергилл ; пеницилл . Шляпочные грибы Трубчатые белый гриб (боровик); красноголовик (подосиновик); обабок (подберёзовик); моховик; и т.д. Пластинчатые шампиньон; груздь; сыроежка; волнушка; лисички; мухомор; большинство поганок.

Упрощенная классификация грибов

Плесневые грибы

  • мукор ;
  • аспергилл ;
  • пеницилл .

Шляпочные грибы

Трубчатые

  • белый гриб (боровик);
  • красноголовик (подосиновик);
  • обабок (подберёзовик);
  • моховик;
  • и т.д.

Пластинчатые

  • шампиньон;
  • груздь;
  • сыроежка;
  • волнушка;
  • лисички;
  • мухомор;
  • большинство поганок.
Упрощенная классификация грибов Дрожжевые грибы Паразиты (дрожжи) Трутовик (чага);  Кандида; Спорынья; Головня Ржавчина

Упрощенная классификация грибов

Дрожжевые грибы

Паразиты

(дрожжи)

  • Трутовик (чага);

  • Кандида;
  • Спорынья;
  • Головня
  • Ржавчина
Строение шляпочного гриба (аскомицеты и базидиомицеты) Вегетативное тело Представлено мицелием Благодаря мицелию гриб размножается вегетативно (частями тела) Плодовое тело Представлено шляпкой и ножкой. На нижней стороне шляпки расположен гименофор со спорами. Благодаря спорам гриб размножается бесполым путём Гименофор

Строение шляпочного гриба (аскомицеты и базидиомицеты)

Вегетативное тело

Представлено мицелием

Благодаря мицелию гриб размножается вегетативно (частями тела)

Плодовое тело

Представлено шляпкой и ножкой.

На нижней стороне шляпки расположен гименофор со спорами.

Благодаря спорам гриб размножается бесполым путём

Гименофор

Значение грибов Участвуют в круговороте веществ, являясь редуцентами – вызывают гниение, порчу продуктов (плесневые грибы); В результате способствования на ряду с бактериями гниению – участвуют в почвообразовании, позволяя почве накапливать гумус – органическое питательное вещество почвы. Используются для получения лекарств (например, первый антибиотик «пенициллин» был получен из плесневого гриба пеницилла); Образуют симбиотические связи с корнями деревьев (микориза), помогая дереву полноценно развиваться; Употребляются животными и человеком в пищу; Дрожжевые грибы используются в хлебопечении, в производстве чайного гриба, кефира (кефирный грибок), виноделии, промышленном производстве спирта и т.д.; Некоторые грибы являются паразитами: А) трутовик (чага) – паразитирует на деревьях; Б) Грибковые заболевания у растений ( спорынья, головня, ржавчинные грибы («ржавчина») ), животных и человека ( стригущий лишай , микозы, молочница (кандидоз)).

Значение грибов

  • Участвуют в круговороте веществ, являясь редуцентами – вызывают гниение, порчу продуктов (плесневые грибы);
  • В результате способствования на ряду с бактериями гниению – участвуют в почвообразовании, позволяя почве накапливать гумус – органическое питательное вещество почвы.
  • Используются для получения лекарств (например, первый антибиотик «пенициллин» был получен из плесневого гриба пеницилла);
  • Образуют симбиотические связи с корнями деревьев (микориза), помогая дереву полноценно развиваться;
  • Употребляются животными и человеком в пищу;
  • Дрожжевые грибы используются в хлебопечении, в производстве чайного гриба, кефира (кефирный грибок), виноделии, промышленном производстве спирта и т.д.;
  • Некоторые грибы являются паразитами:

А) трутовик (чага) – паразитирует на деревьях;

Б) Грибковые заболевания у растений ( спорынья, головня, ржавчинные грибы («ржавчина») ), животных и человека ( стригущий лишай , микозы, молочница (кандидоз)).

Тестовые задания 1) Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе паразитов 2) сапротрофов 3) автотрофов 4) симбионтов Клетки грибов, в отличие от клеток бактерий, имеют 1) Цитоплазму 2) ядро 3) плазматическую мембрану 4) Рибосомы 3) Выберите верное утверждение. 1) Грибы состоят из клеток, в которых отсутствует оформленное ядро. 2) Грибы, как и животные, имеют ограниченный рост. 3) В клетках грибов имеются пластиды, в которых накапливаются питательные вещества. 4) Грибы, как и животные, питаются готовыми органическими веществами.

Тестовые задания

1) Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе

  • паразитов 2) сапротрофов 3) автотрофов 4) симбионтов
  • Клетки грибов, в отличие от клеток бактерий, имеют

1) Цитоплазму 2) ядро 3) плазматическую мембрану

4) Рибосомы

3) Выберите верное утверждение.

1) Грибы состоят из клеток, в которых отсутствует оформленное ядро.

2) Грибы, как и животные, имеют ограниченный рост.

3) В клетках грибов имеются пластиды, в которых накапливаются

питательные вещества.

4) Грибы, как и животные, питаются готовыми органическими

веществами.

Тестовые задания 4) В биогеоценозе заливного луга к редуцентам относят 1) злаки, осоки 2) бактерии и грибы 3) мышевидных грызунов 4) растительноядных насекомых 5) Установите соответствие между признаком организма и царством, к которому он относится. ПРИЗНАК ОРГАНИЗМА ЦАРСТВО A) оболочка клеток содержит хитин 1) Грибы Б) клетки содержат хлоропласты 2) Растения В) в клетках накапливается гликоген Г) размножаются с помощью мицелия Растения Д) имеют автотрофный тип питания E) в экосистеме выполняют роль редуцентов

Тестовые задания

4) В биогеоценозе заливного луга к редуцентам относят

1) злаки, осоки 2) бактерии и грибы 3) мышевидных грызунов

4) растительноядных насекомых

5) Установите соответствие между признаком организма и царством, к которому он относится.

ПРИЗНАК ОРГАНИЗМА ЦАРСТВО

A) оболочка клеток содержит хитин 1) Грибы

Б) клетки содержат хлоропласты 2) Растения

В) в клетках накапливается гликоген

Г) размножаются с помощью мицелия

Растения

Д) имеют автотрофный тип питания

E) в экосистеме выполняют

роль редуцентов

Тестовые задания 6) Какой признак у грибов и растений является сходным? 1) наличие хитина в клеточной стенке 2) автотрофное питание 3) неограниченный рост 4) наличие плодового тела 7) Продукты жизнедеятельности грибов человек использует для: 1) изготовления бумаги 2) получения антибиотиков 3) изготовления простокваши 4) получения сливочного масла из молока 8) Запасным питательным веществом грибов является Крахмал 2) Включения 3) Гликоген 4) Мочевина 9) Клеточная стенка грибов содержит 1) Целлюлозу 2) Муреин 3) Гликокаликс 4) Хитин 10) Бесполое размножение грибов осуществляется при помощи 1) Гамет 2) Спор 3) Пыльцы 4) Семян

Тестовые задания

6) Какой признак у грибов и растений является сходным?

1) наличие хитина в клеточной стенке 2) автотрофное питание 3) неограниченный рост 4) наличие плодового тела

7) Продукты жизнедеятельности грибов человек использует для:

1) изготовления бумаги 2) получения антибиотиков

3) изготовления простокваши 4) получения сливочного масла из молока

8) Запасным питательным веществом грибов является

  • Крахмал 2) Включения 3) Гликоген 4) Мочевина

9) Клеточная стенка грибов содержит

1) Целлюлозу 2) Муреин 3) Гликокаликс 4) Хитин

10) Бесполое размножение грибов осуществляется при помощи

1) Гамет 2) Спор 3) Пыльцы 4) Семян

Тестовые задания 11) Споры расположены в гименофоре Сверху шляпки 2) Сбоку шляпки 3) Снизу шляпки 12) Вегетативное тело гриба называется Шляпка и ножка 2) Мицелий 3) Микориза 4) Гименофор 13) Симбиоз корней растений и гриба называется 1) Гликоген 2) Мицелий 3) Микориза 4) Гименофор 14) Из перечисленных грибов выберите паразитические А) мукор Б) обабок В) трутовик (чага) Г) спорынья Д) мухомор Е) головня Ж) бледная поганка З) ржавчина 15) Из перечисленных грибов выберите пластинчатые А) шампиньон; Б) груздь; В) Боровик; Г) сыроежка; Д) волнушка; Е) Подосиновик Ж) лисичка; З) мухомор. 16) Тело грибов представляет собой тонкие нити – А) Мицеллы Б) Ктенидии В) Гифы Г) Споры

Тестовые задания

11) Споры расположены в гименофоре

  • Сверху шляпки 2) Сбоку шляпки 3) Снизу шляпки

12) Вегетативное тело гриба называется

  • Шляпка и ножка 2) Мицелий 3) Микориза 4) Гименофор

13) Симбиоз корней растений и гриба называется

1) Гликоген 2) Мицелий 3) Микориза 4) Гименофор

14) Из перечисленных грибов выберите паразитические

А) мукор Б) обабок В) трутовик (чага) Г) спорынья Д) мухомор Е) головня Ж) бледная поганка З) ржавчина

15) Из перечисленных грибов выберите пластинчатые

А) шампиньон; Б) груздь; В) Боровик; Г) сыроежка; Д) волнушка; Е) Подосиновик Ж) лисичка; З) мухомор.

16) Тело грибов представляет собой тонкие нити –

А) Мицеллы Б) Ктенидии В) Гифы Г) Споры

Тестовые задания 17) Среди перечисленных грибов микоризу образуют А) Боровики Б) Вёшенки В) Опята Г) Шампиньоны 18) При создании антибиотиков использовался гриб А) Мукор Б) Аспергилл В) Пеницилл Г) Спорынья 19) В хлебопечении для спиртового брожения используются А) Дрожжи Б) Мукор В) Аспергилл Г) Пеницилл 20) Выберите органоиды, отсутствующие в клетке гриба А) Ядро с ядрышком; Б) Клеточный центр; В) Митохондрии; Г) Клеточная стенка и плазмалемма; Д) Лизосомы; Е) Ломасома; Ж) Включения; З) Аппарат Гольджи; И) ЭПС

Тестовые задания

17) Среди перечисленных грибов микоризу образуют

А) Боровики Б) Вёшенки В) Опята Г) Шампиньоны

18) При создании антибиотиков использовался гриб

А) Мукор Б) Аспергилл В) Пеницилл Г) Спорынья

19) В хлебопечении для спиртового брожения используются

А) Дрожжи Б) Мукор В) Аспергилл Г) Пеницилл

20) Выберите органоиды, отсутствующие в клетке гриба

А) Ядро с ядрышком; Б) Клеточный центр; В) Митохондрии; Г) Клеточная стенка и плазмалемма; Д) Лизосомы;

Е) Ломасома; Ж) Включения; З) Аппарат Гольджи; И) ЭПС

Лишайники Представляют собой симбиотические сочетания грибов (микобионт) и микроскопических зеленых водорослей  и/или  цианобактерий (фотобионт, или фикобионт). Лишайник представлен слоевищем (таллом). Водоросль доставляет грибу органические вещества за счет фотосинтеза, гриб доставляет неорганические вещества. Водоросль лишайника может существовать отдельно от гриба, т.к. способна к фотосинтезу. Гриб в лишайнике существовать без водоросли не может. 1) Зелёные водоросли (или циано- бактерии); 2) Грибы (микобионт).  Наука, изучающая лишайники, называется ЛИХЕНОЛОГИЕЙ

Лишайники

Представляют собой симбиотические сочетания грибов (микобионт) и микроскопических зеленых водорослей и/или цианобактерий (фотобионт, или фикобионт). Лишайник представлен слоевищем (таллом). Водоросль доставляет грибу органические вещества за счет фотосинтеза, гриб доставляет неорганические вещества. Водоросль лишайника может существовать отдельно от гриба, т.к. способна к фотосинтезу. Гриб в лишайнике существовать без водоросли не может.

1) Зелёные водоросли (или циано-

бактерии); 2) Грибы (микобионт).

Наука, изучающая лишайники, называется ЛИХЕНОЛОГИЕЙ

Классификация лишайников Листоватые Накипные Кустистые Имеют вид пластин разной формы и размера, они более или менее плотно прикрепляются к субстрату при помощи выростов нижнего коркового слоя. У наиболее сложных с точки зрения морфологии кустистых лишайников таллом образует множество округлых или плоских веточек. Такие лишайники могут расти как на земле, так и свисать с деревьев, древесных остатков, скал. Таллом таких лишайников представляет собой корочку («накипь»), его нижняя поверхность плотно срастается с субстратом и не отделяется без значительных повреждений. 

Классификация лишайников

Листоватые

Накипные

Кустистые

Имеют вид пластин разной формы и размера, они более или менее плотно прикрепляются к субстрату при помощи выростов нижнего коркового слоя.

У наиболее сложных с точки зрения морфологии кустистых лишайников таллом образует множество округлых или плоских веточек. Такие лишайники могут расти как на земле, так и свисать с деревьев, древесных остатков, скал.

Таллом таких лишайников представляет собой корочку («накипь»), его нижняя поверхность плотно срастается с субстратом и не отделяется без значительных повреждений. 

Значение лишайников Почвообразование. Участвуют в образовании первичной сукцессии; Корм для диких животных (90% рациона северного оленя); Корм для домашнего скота («ягель»); Индикаторы чистого воздуха (напр. бриория); В народной медицине; Палеонтология (для определения возраста горных пород); Промышленность (красители – «лакмус»); Парфюмерия (получают душистые вещества).

Значение лишайников

  • Почвообразование. Участвуют в образовании первичной сукцессии;
  • Корм для диких животных (90% рациона северного оленя);
  • Корм для домашнего скота («ягель»);
  • Индикаторы чистого воздуха (напр. бриория);
  • В народной медицине;
  • Палеонтология (для определения возраста горных пород);
  • Промышленность (красители – «лакмус»);
  • Парфюмерия (получают душистые вещества).
Примеры лишайников Кладония оленья (прост. «олений мох», «ягель») – является именно лишайником, а НЕ МХОМ. Бриория фремонта – индикатор чистого воздуха . Съедобна.

Примеры лишайников

Кладония оленья (прост. «олений мох», «ягель») – является именно лишайником, а НЕ МХОМ.

Бриория фремонта – индикатор чистого воздуха . Съедобна.

Примеры лишайников Пармелия бороздчатая Цетрария исландская

Примеры лишайников

Пармелия бороздчатая

Цетрария исландская

Примеры лишайников Уснея бородатая Гипогимния вздутая

Примеры лишайников

Уснея бородатая

Гипогимния вздутая

Примеры лишайников Лобария легочная Пельтигера пупырчатая

Примеры лишайников

Лобария легочная

Пельтигера пупырчатая

Примеры лишайников Ксантория настенная Фисция звёздчатая

Примеры лишайников

Ксантория настенная

Фисция звёздчатая

Тестовые задания Лишайник – это А) Разновидность гриба Б) Разновидность водоросли В) Симбиоз гриба и водоросли 2) Тело лишайника представлено А) Стеблем и листьями Б) Кустоватыми наростами В) Талломом (слоевище) 3) Укажите лишее в классификации лишайников А) Накипные Б) Кустоватые В) Ветвистые Г) Листоватые 4) Какой компонент лишайника (гриб или водоросль) не может существовать отдельно? Почему? А) Гриб Б) Водоросль В) Оба варианта верны 5) Из приведенных ниже примеров выберите лишайники А) Кладония Б) Бриория В) Кукушкин лён Г) Уснея Д) Лобария Е) Сфагнум Ж) Пельтигера З) Гипогимния И) Щитовник К) Пармелия Л) Цетрария М) Голокучник

Тестовые задания

  • Лишайник – это

А) Разновидность гриба Б) Разновидность водоросли В) Симбиоз гриба и водоросли

2) Тело лишайника представлено

А) Стеблем и листьями Б) Кустоватыми наростами В) Талломом (слоевище)

3) Укажите лишее в классификации лишайников

А) Накипные Б) Кустоватые В) Ветвистые Г) Листоватые

4) Какой компонент лишайника (гриб или водоросль) не может существовать отдельно? Почему?

А) Гриб Б) Водоросль В) Оба варианта верны

5) Из приведенных ниже примеров выберите лишайники

А) Кладония Б) Бриория В) Кукушкин лён Г) Уснея Д) Лобария Е) Сфагнум Ж) Пельтигера З) Гипогимния И) Щитовник К) Пармелия Л) Цетрария М) Голокучник


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!