СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Византийская империя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Византийская империя" подготовлена для проведения урока по всеобщей истории в 10 классе по одноименной теме учеником 10 класса Кутузовым Т. Презентация раскрывает своеобразие византийской цивилизации, историю возникновения, расцвета и гибели государства, систему политической власти, достижения культуры. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Византийская империя"»

Византийская империя Работу выполнил: ученик 10 класса,  Кутузов Тельман

Византийская империя

Работу выполнил: ученик 10 класса,

Кутузов Тельман

Название «Византийская» ввёл в научный оборот немецкий гуманист Иероним Вольф (1516-1580). Византийская цивилизация(империя Ромеев).

Название «Византийская» ввёл в научный оборот немецкий гуманист Иероним Вольф (1516-1580).

Византийская цивилизация(империя Ромеев).

Раздел Римской империи в 395 г. императором Феодосием на Западную (пала в 476 г. Под натиском варваров) и Восточную. Пространство цивилизации.

Раздел Римской империи в 395 г. императором Феодосием на Западную (пала в 476 г. Под натиском варваров) и Восточную.

Пространство цивилизации.

Пространство цивилизации СТОЛИЦА:  Византий – древнегреческий город основан дорийскими колонистами из Мегары в VII до н.э.  Константинополь (новый Рим) – основан в 325 г. императором Константином (в 330 г. Официально перенёс  столицу).  Царьград – южнославянское и древнерусское названия Константинополя.  Стамбул – переименован в 1930 г. в ходе реформ Ататюрка (столица перенесена в Анкару).

Пространство цивилизации

СТОЛИЦА:

Византий – древнегреческий город основан дорийскими колонистами из Мегары в VII до н.э.

Константинополь (новый Рим) – основан в 325 г. императором Константином (в 330 г. Официально перенёс столицу).

Царьград – южнославянское и древнерусское названия Константинополя.

Стамбул – переименован в 1930 г. в ходе реформ Ататюрка (столица перенесена в Анкару).

Характеристики цивилизации . Особенности геополитического положения – территория на двух континентах – в Европе и Азии (иногда в Африке); центр пересечения Востока и Запада. Вторичная – «сыновне родственная эллинам» (А. Тойнби). Православно-христианская (православная церковь – государственный институт).

Характеристики цивилизации .

Особенности геополитического положения – территория на двух континентах – в Европе и Азии (иногда в Африке); центр пересечения Востока и Запада.

Вторичная – «сыновне родственная эллинам» (А. Тойнби).

Православно-христианская (православная церковь – государственный институт).

Время цивилизации .  Периоды византийской истории:  Первый период – до начала VIII в.;  Второй период – 717 - 867 гг.;  Третий период – 867 - 1081 гг.;  Четвёртый период – 1081 - 1261 гг.;  Пятый период – 1261 - 1453 гг.

Время цивилизации .

Периоды византийской истории:

Первый период – до начала VIII в.;

Второй период – 717 - 867 гг.;

Третий период – 867 - 1081 гг.;

Четвёртый период – 1081 - 1261 гг.;

Пятый период – 1261 - 1453 гг.

Система политической власти Идея и образ империи были чрезвычайно привлекательны для Средневековья. Византийский император: Автократор (самодержец): единоличная и универсальная власть, светский правитель и высший религиозный авторитет; Сакральная фигура: императорский ритуал указывал на существование мистической связи между царём земным и Царём Небесным; Высший податель благ для подданных и высший судья, верховный блюститель законов; Репрезентативная фигура: символизировал вселенскую власть, мощь империи (пурпурная мантия, держава).

Система политической власти

Идея и образ империи были чрезвычайно привлекательны для Средневековья.

Византийский император:

  • Автократор (самодержец): единоличная и универсальная власть, светский правитель и высший религиозный авторитет;
  • Сакральная фигура: императорский ритуал указывал на существование мистической связи между царём земным и Царём Небесным;
  • Высший податель благ для подданных и высший судья, верховный блюститель законов;
  • Репрезентативная фигура: символизировал вселенскую власть, мощь империи (пурпурная мантия, держава).
Век императора Юстиниана (527-565) «Правления Юстиниана в истории Византии предстаёт как грандиозная ошибка. В то время как империя фактически превратилась в империю Востока… император Юстиниан с самого начала обратил взоры и честолюбивые помыслы на запад, к прошлому. И для возрождения этой отмершей части империи он приложил столь огромные усилия, что разорил её жизнеспособную часть» (П. Лемерль). Превращение Средиземного моря в римское озеро. Corpus juris civilis («Свод гражданского права»). Широкое развитие монашества Строительство собора Святой Софии в Константинополе.

Век императора Юстиниана (527-565)

  • «Правления Юстиниана в истории Византии предстаёт как грандиозная ошибка. В то время как империя фактически превратилась в империю Востока… император Юстиниан с самого начала обратил взоры и честолюбивые помыслы на запад, к прошлому. И для возрождения этой отмершей части империи он приложил столь огромные усилия, что разорил её жизнеспособную часть» (П. Лемерль).
  • Превращение Средиземного моря в римское озеро.
  • Corpus juris civilis («Свод гражданского права»).
  • Широкое развитие монашества
  • Строительство собора Святой Софии в Константинополе.
Церковь и государство Концепция симфонии властей – определяющая в церковно-государственных отношениях Византийской империи. «Величайшие дары Бога людям, от человеколюбия свыше данные, - священство и царство: одно, служа божественному, другое, о человеческом заботясь и управляя, - из одного и того же начала вышли и привели в порядок человеческую жизнь… если первое было бы беспорочно всесторонне и с искренностью к богу сопричастно, второе верно и подобающим образом вверенное ему государство приводило бы в порядок, было бы согласие некое благое, так что всё благо роду человеческому было подарено» (Юстиниан I. Предисловие к VI новелле.) Симфония – союз церковной и государственной власти, в существующих, но не сливающихся друг с другом, взаимодействующих, но не стремящихся к подчинению друг другу

Церковь и государство

Концепция симфонии властей – определяющая в церковно-государственных отношениях Византийской империи.

«Величайшие дары Бога людям, от человеколюбия свыше данные, - священство и царство: одно, служа божественному, другое, о человеческом заботясь и управляя, - из одного и того же начала вышли и привели в порядок человеческую жизнь… если первое было бы беспорочно всесторонне и с искренностью к богу сопричастно, второе верно и подобающим образом вверенное ему государство приводило бы в порядок, было бы согласие некое благое, так что всё благо роду человеческому было подарено» (Юстиниан I. Предисловие к VI новелле.)

Симфония – союз церковной и государственной власти, в существующих, но не сливающихся друг с другом, взаимодействующих, но не стремящихся к подчинению друг другу

Великая схизма 1054 г. – церковный раскол, окончательное разделение церкви на римско-католическую на Западе с центром в Риме и православную на Востоке с центром в Константинополе. Обрядовые, догматические и другие различия. Претензии папства на главенство над восточной церковью.

Великая схизма

1054 г. – церковный раскол, окончательное разделение церкви на римско-католическую на Западе с центром в Риме и православную на Востоке с центром в Константинополе.

Обрядовые, догматические и другие различия.

Претензии папства на главенство над восточной церковью.

Достижения культуры Византии Наука: Лев Математик (IX в.) основал Магнаврскую школу в Константинополе, собрал библиотеку античных книг, применял буквы для алгебраических символов, создал механизмы императорского дворца (рычащие львы); Евсевий Кесарийский (IV в.) – автор церковной истории Иоанн Дамаскин (конец VII-VIII в.) – богослов, философ и поэт. Образование: Государственные и частные школы; Изучение произведений античных авторов (Гомера, Эзопа); Один из первых средневековых университетов (г. Нисибис, V в.) Искусство: Крестово-купольный тип православного храма; Мозаика; иконопись

Достижения культуры Византии

Наука:

  • Лев Математик (IX в.) основал Магнаврскую школу в Константинополе, собрал библиотеку античных книг, применял буквы для алгебраических символов, создал механизмы императорского дворца (рычащие львы);
  • Евсевий Кесарийский (IV в.) – автор церковной истории
  • Иоанн Дамаскин (конец VII-VIII в.) – богослов, философ и поэт.

Образование:

  • Государственные и частные школы;
  • Изучение произведений античных авторов (Гомера, Эзопа);
  • Один из первых средневековых университетов (г. Нисибис, V в.)

Искусство:

  • Крестово-купольный тип православного храма;
  • Мозаика;
  • иконопись
Крестово-купольный храм. Византийская кладка: чередование тёсаных блоков известняка с прослойками плинфы (большой плоский кирпич).

Крестово-купольный храм.

Византийская кладка: чередование тёсаных блоков известняка с прослойками плинфы (большой плоский кирпич).

Собор Святой Софии в Константинополе. Построен в 532-537 гг. п указанию императора Юстиниана. Архитекторы: Исидор милетский, Анфимий из Тралл. «Айя-София, - здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол твой, по слову очевидца, Как на цепи, подвешен к небесам» (О. Мандельштам).

Собор Святой Софии в Константинополе.

Построен в 532-537 гг. п указанию императора Юстиниана. Архитекторы: Исидор милетский, Анфимий из Тралл.

«Айя-София, - здесь остановиться

Судил Господь народам и царям!

Ведь купол твой, по слову очевидца,

Как на цепи, подвешен к небесам» (О. Мандельштам).

Мозаика. Искусство и техника создания изображений из кусочков какого-либо материала (разноцветных камней, смальты, мрамора, дерева).

Мозаика.

Искусство и техника создания изображений из кусочков какого-либо материала (разноцветных камней, смальты, мрамора, дерева).

Иконопись В ИСКУССТВОВЕДЕНИИ: иконы – изображения, выполененные в рамках восточнохристианской традиции на липовой доске, покрытой левкасом, т.е. алебастром, разведённым с жидким клеем, и снабжённые специальными надписями и знаками. В БОГОСЛОВИИ: иконами также являются мозаичные, живописные и скульптурные изображения в соответствии с каноном. VII-VIII вв. – период иконоборчества в Византии.

Иконопись

В ИСКУССТВОВЕДЕНИИ: иконы – изображения, выполененные в рамках восточнохристианской традиции на липовой доске, покрытой левкасом, т.е. алебастром, разведённым с жидким клеем, и снабжённые специальными надписями и знаками.

В БОГОСЛОВИИ: иконами также являются мозаичные, живописные и скульптурные изображения в соответствии с каноном.

VII-VIII вв. – период иконоборчества в Византии.

Влияние Византии на славянские народы и Русь. «Симфония властей»; Распространение православия (Крещение Руси в 988 г.); Славянская письменность (кириллица); Крестово-купольный тип храма (технологии строительство); Мозаика, фрески, иконопись.

Влияние Византии на славянские народы и Русь.

  • «Симфония властей»;
  • Распространение православия (Крещение Руси в 988 г.);
  • Славянская письменность (кириллица);
  • Крестово-купольный тип храма (технологии строительство);
  • Мозаика, фрески, иконопись.
 29 мая 1453 г. – падение Константинополя Падение Византии.

29 мая 1453 г. – падение Константинополя

Падение Византии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!