МБОУ лицей № 81
Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Терехова Я.И.
г. Новосибирск 2015 г.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения.
- не более 14% детей рождаются
физиологически зрелыми;
- 25 – 35% первоклассников имеют
хронические заболевания;
- 8 – 10% выпускников можно считать
здоровыми.
В современной школе от детей ожидают не столько каких-либо специфических знаний и умений, сколько более сложных форм умственной аналитико-синтетической деятельности, большей работоспособности, чем прежде.
Работоспособность – свойство человека, определяемое состоянием высших психических функций и характеризующее его способность выполнять определённую деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого интервала времени.
При этом необходимо учитывать динамику работоспособности в течение дня.
- Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания (наибольшая нагрузка во вторник и четверг, наименьшая – в понедельник и субботу);
- Использование физкультпауз на уроках;
- Выполнение домашнего задания с 16 до 18 часов.
Режим дня (для учащихся I смены)
Режимные моменты
Время проведения
Пробуждение, гимнастика, закаливание
7.00 – 7.10
Завтрак
7.10 – 7.20
Дорога в школу, прогулка
7.20 – 7.40
Учебные занятия, завтрак на большой перемене
8.00 – 12.00
Дорога из школы домой, прогулка
12.00 – 13.30
Обед
14.00
Пребывание на воздухе
14.30 – 16.00
Приготовление уроков (каждые 35-45 минут занятий перерыв на 5-10 минут, во время перерыва – полдник)
16.00 – 18.00
Ужин, свободные занятия, сон
18.00 – 21.00
Занятия в школе требуют повышенной нагрузки на организм (как умственной так и физической)
Дополнительные занятия (кружки по интересам, спортивные секции и т.д.)
Распределение учащихся по интересам
Ребёнок, соблюдающий режим дня , гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется. Любое нарушение режима (нерегулярное питание, сокращение времени сна, прогулок, выполнение домашних заданий в вечернее время и т.п.) может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма.
Режим дня помогает сформировать у ребёнка правильные привычки.
Все режимные моменты важно выполнять регулярно, ежедневно в одни и те же часы. При нарушении режима дня ребёнок быстро устаёт, становится рассеянным, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться.
Питание
Для нормального развития организма ребёнка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов питание.
(молочные блюда на завтрак и ужин)
(во время обеда)
(в натуральном виде как добавка к
готовым блюдам, заправка для салатов)
- Блюда из круп
- Растительная пища
(необходима каждый день!)
По результатам анкетирования:
Столовая нашего лицея
100%
учащихся нашего класса
питаются здесь каждый
день.
Раньше около 10% учащихся приносят еду из дома,
а 6% ребят в школе не едят вообще.
Интервал между приёмами пищи не должен превышать 3-4 часов.
Не допускается приём пищи урывками, раньше времени, так как это приводит к снижению аппетита. Подобные нарушения в режиме питания могут привести к угасанию пищевого рефлекса и расстройству пищеварения.
Не следует наедаться перед сном.
Сон младшего школьника
Сон обеспечивает отдых и высокую работоспособность человеческому организму. Суточная норма сна младших школьников – не менее 10 часов.
Здоровьесбережение и оздоровление школьников:
- Физиолого-гигиенические требования при составлении расписания уроков;
- Выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНом (требования к учебным помещениям, школьной мебели, влажная уборка между сменами, проветривание кабинета на переменах и т.д.);
- Использование и чередование различных видов деятельности на уроке;
- Физкультминутки;
- Уроки физической культуры;
- Занятия группы ЛФК;
- Спортивные секции;
- Классные часы (о ПДД, о режиме дня, о личной гигиене, об оказании первой помощи, о поведении в чрезвычайной ситуации и др.);
- Чистая вода (с добавлением йода и фтора);
- Горячее питание в столовой лицея;
- Прогулки и игры на свежем воздухе в ГПД;
- Ежегодные мед. осмотры и вакцинация;
- Тренажерный зал;
- Соляная пещера;
- Кислородный коктейль.
Будем здоровы!