СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

6а литература

Тема: Природа  в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья». 

Цели:

  1. Познакомить учащихся с поэзией Ф.И.Тютчева;
  2. Развивать культуру речи и культуру мышления;
  3. Воспитывать любовь к музыке, поэзии, живописи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Реализация домашнего задания.

Чтение по ролям рассказа А.п.Чехова “Лошадиная фамилия”.

III. Актуализация знаний.

- Что такое лирика? - Чем поэзия отличается от лирики? - Давайте настроимся на лирическую волну – послушаем музыку  - Какая связь между музыкой и поэзией? - Какое настроение у вас вызвала прослушанная музыка? Почему? - О чем она? Что вы себе представили , когда слушали музыку?

IV. Страницы биографии Ф. И. Тютчева.

1. Рассказывает подготовленный ученик. 2. Беседа.

- Человек и личность – это одно и то же? - Как понимать такое признание: “Я читаю Ф.И.Тютчева. Не просто читаю хорошие стихи, а стараюсь уловить что-то таинственное, едва осязаемое. Что же я ищу? Может хочу понять силу души человечества? Человечество начинается с человека. Человек с личности. Може я поражен личностью Тютчева?”

V. Стихотворение “Неохотно и несмело...”

1. Чтение стихотворения “Неохотно и несмело” учителем.

- Какие картины из жизни природы рисует поэт?

2. Чтение стихотворения “Неохотно и несмело” учениками.

3. Анализ стихотворения.

- Как Ф.И. Тютчев изображает приближение грозы в стихотворении “Неохотно и несмело...”? Какими словами передаёт он изменения в природе?

Ф.И. Тютчев изображает постепенное приближение грозы с помощью олицетворения: солнце “смотрит” “неохотно и несмело”, земля “принахмурилась”. Затем поэт перечисляет явления, которые видит и чувствует: порывы тёплого ветра, гром, начинающийся дождь. Этим точным перечислением автор передаёт изменения в природе. Учитель подчеркнёт, что это перечисление явлений именно точное, описание соответствует тому, как приближается гроза в природе.

- Найдите олицетворения. Какова их роль?

Тютчев в этом стихотворении олицетворяет солнце, землю и громовые раскаты. О солнце поэт говорит: сначала оно “смотрит на поля” “неохотно и несмело”, в конце “взглянуло // Исподлобья на поля”. Земля сначала “принахмурилась” и после сердитых и смелых громовых раскатов “вся смятенная земля” потонула в сиянии.

Роль олицетворений заключается в том, чтобы изображать неживых существ и явления в роли живых существ, приблизить природу к чувствам человека, показать их единство.

- Какие эпитеты, сравнения передают одухотворенность природы? - Определите размер, которым написано стихотворение, и способ рифмовки.

VI. Стихотворение “Листья”: листья — символический образ яркой, но краткой жизни.

1. Чтение стихотворения “Листья” подготовленным учеником.

Это стихотворение дети уже учили наизусть в курсе начальной школы, поэтому остановимся на выявлении антитезы и озвучим главные чувства, которые переданы в этой поэтической пьесе: порыв, стремление, радость от воспоминаний, желание не расставаться с этой радостью.

2. Самостоятельная работа.

Задания для двух вариантов:

- выписать прилагательные с существительными, к которым они относятся (эпитеты), сделать вывод о том, какую роль играют эпитеты в стихотворении; - выписать глаголы, сделать вывод о том, какую роль играют глаголы в этом стихотворении.

3. Словарная работа.

Зефuры – легкие, теплые ветры.  Буйные ветры – сильные, стремительные ветры. С докyчных ветвей – с надоевших ветвей (от глагола докучaть – надоедать).

4. Выразительное чтение.

Завершая работу, предложим определить размер в этом стихотворении. Двустопный амфибрахий создает впечатление стремительного вальса, который танцуют падающие листья. Учитель при чтении “Листьев” постарается передать особый, как бы кружащийся ритм.

VII. Итог урока.

- Сейчас я предлагаю послушать 2 отрывка из музыкальных произведений. Определите, какой из отрывков похож на стихотворение “Листья”, а какой –на стихотворение “Неохотно и несмело”. Почему?

- Чем отличаются стихотворения Ф.И.Тютчева от стихотворений других поэтов?

VIII. Домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...».»

6а литература

Тема: Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».

Цели:

  1. Познакомить учащихся с поэзией Ф.И.Тютчева;

  2. Развивать культуру речи и культуру мышления;

  3. Воспитывать любовь к музыке, поэзии, живописи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Реализация домашнего задания.

Чтение по ролям рассказа А.п.Чехова “Лошадиная фамилия”.

III. Актуализация знаний.

- Что такое лирика?
- Чем поэзия отличается от лирики?
- Давайте настроимся на лирическую волну – послушаем музыку 
- Какая связь между музыкой и поэзией?
- Какое настроение у вас вызвала прослушанная музыка? Почему?
- О чем она? Что вы себе представили , когда слушали музыку?

IV. Страницы биографии Ф. И. Тютчева.

1. Рассказывает подготовленный ученик.
2. Беседа.

- Человек и личность – это одно и то же?
- Как понимать такое признание: “Я читаю Ф.И.Тютчева. Не просто читаю хорошие стихи, а стараюсь уловить что-то таинственное, едва осязаемое. Что же я ищу? Может хочу понять силу души человечества? Человечество начинается с человека. Человек с личности. Може я поражен личностью Тютчева?”

V. Стихотворение “Неохотно и несмело...”

1. Чтение стихотворения “Неохотно и несмело” учителем.

- Какие картины из жизни природы рисует поэт?

2. Чтение стихотворения “Неохотно и несмело” учениками.

3. Анализ стихотворения.

- Как Ф.И. Тютчев изображает приближение грозы в стихотворении “Неохотно и несмело...”? Какими словами передаёт он изменения в природе?

Ф.И. Тютчев изображает постепенное приближение грозы с помощью олицетворения: солнце “смотрит” “неохотно и несмело”, земля “принахмурилась”. Затем поэт перечисляет явления, которые видит и чувствует: порывы тёплого ветра, гром, начинающийся дождь. Этим точным перечислением автор передаёт изменения в природе. Учитель подчеркнёт, что это перечисление явлений именно точное, описание соответствует тому, как приближается гроза в природе.

- Найдите олицетворения. Какова их роль?

Тютчев в этом стихотворении олицетворяет солнце, землю и громовые раскаты. О солнце поэт говорит: сначала оно “смотрит на поля” “неохотно и несмело”, в конце “взглянуло // Исподлобья на поля”. Земля сначала “принахмурилась” и после сердитых и смелых громовых раскатов “вся смятенная земля” потонула в сиянии.

Роль олицетворений заключается в том, чтобы изображать неживых существ и явления в роли живых существ, приблизить природу к чувствам человека, показать их единство.

- Какие эпитеты, сравнения передают одухотворенность природы?
- Определите размер, которым написано стихотворение, и способ рифмовки.

VI. Стихотворение “Листья”: листья — символический образ яркой, но краткой жизни.

1. Чтение стихотворения “Листья” подготовленным учеником.

Это стихотворение дети уже учили наизусть в курсе начальной школы, поэтому остановимся на выявлении антитезы и озвучим главные чувства, которые переданы в этой поэтической пьесе: порыв, стремление, радость от воспоминаний, желание не расставаться с этой радостью.

2. Самостоятельная работа.

Задания для двух вариантов:

- выписать прилагательные с существительными, к которым они относятся (эпитеты), сделать вывод о том, какую роль играют эпитеты в стихотворении;
- выписать глаголы, сделать вывод о том, какую роль играют глаголы в этом стихотворении.

3. Словарная работа.

Зефuры – легкие, теплые ветры. 
Буйные ветры – сильные, стремительные ветры.
С докyчных ветвей – с надоевших ветвей (от глагола докучaть – надоедать).

4. Выразительное чтение.

Завершая работу, предложим определить размер в этом стихотворении. Двустопный амфибрахий создает впечатление стремительного вальса, который танцуют падающие листья. Учитель при чтении “Листьев” постарается передать особый, как бы кружащийся ритм.

VII. Итог урока.

- Сейчас я предлагаю послушать 2 отрывка из музыкальных произведений. Определите, какой из отрывков похож на стихотворение “Листья”, а какой –на стихотворение “Неохотно и несмело”. Почему?

- Чем отличаются стихотворения Ф.И.Тютчева от стихотворений других поэтов?

VIII. Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!