СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Эколята – юные защитники природы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ммм

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 комбинированного вида

 

 

 

 

 

 

 Проект

 

«Эколята – юные защитники природы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы проекта воспитатели:

 Тюкалова Ирина Геннадьевна

Серякова Ольга Сергеевна.

 

 

г.о.г. Шахунья

2021 год

 

  1. Информационная карта.

 

Наименование проекта

 

 

Проект  «Эколята – юные защитники природы»

 

 

 

Автор и

участники

проекта

 

 

Автор проекта: Тюкалова Ирина Геннадьевна, Серякова Ольга Сергеевна – воспитатели высшей  категории МБДОУ детский сад №41 комбинированного вида.

Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители.

 

                                                                                                   

Обоснование актуальности и педагогической значимости проекта

 

 

Наша планета – живая, её населяет около 2 миллионов известных видов живых организмов. И это лишь приблизительная оценка: ежегодно учёные открывают новые виды. Однако уже в конце XIX века стало понятно, что виды вымирают, и всё чаще это происходит не по естественным причинам, а по вине человека. Исчезновение каждого из них – невосполнимая потеря и для устойчивости живой природы, и для самого человека, который, несмотря на все достижения цивилизации, является её частью.

С развитием промышленности в XX веке происходит загрязнение не только окружающей среды и животного мира на планете, но и в космосе. Это ставит под угрозу жизнь на планете в целом, и существование отдельных городов в частности.

В связи с этим крайне важным является сохранение экологического баланса и чистоты планеты.

Начинать развитие уважения и сбережения природы необходимо с самого раннего детства, при чём делать это необходимо систематически, сохраняя  преемственность между дошкольными образовательными учреждениями, начальными, средними и старшими образовательными учреждениями и даже ВУЗами. Только в таком случае общество будет иметь личность, способную любить, беречь и уважать не только себя, но и всё вокруг. Этого, собственно, и требует от нас федеральный государственный образовательный стандарт.

 Педагогический творческий проект в ДОУ «Эколята – юные защитники природы» позволит расширить общий кругозор детей и способствовать развитию их творческих способностей, помогает ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром, способствует воспитанию у детей потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

 

 

 

Цели и задачи проекта

 

 

Цель: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных.

 

Задачи:

   Для детей:

 Обучающая: формировать у детей знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой Родины, показать неповторимость и красоту природы.                      Развивающая:  способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы; развивать творческие способности детей; вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.                       Воспитательная: способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Для родителей:

активизировать знания родителей о природе, экологии, повысить их самообразование по теме;

формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.

 

 

Краткая аннотация содержания проекта

 

 

Одним из важнейших процессов развития дошкольников является формирование у них экологической культуры. В современном мире сохранение и восстановление экологического баланса есть одной из самых важных проблем человечества. Именно поэтому формирование экологической ответственности необходимо начинать ещё в раннем детстве.

Данный проект направлен на приобщение детей к экологическим проблемам общества в целом. С помощью мультяшных героев – Эколят, дети учатся заботиться о животных, аккуратно вести себя на природе, бережно к ней относиться, соблюдать экологическую чистоту не только в рамках своего дома или двора, но и города в целом.

 

 

Сроки выполнения проекта

    

С 01 апреля по 29 августа 2021 г.                                                              

 

Материально – техническая база и предполагаемая стоимость проекта

 

 Компьютер, принтер, музыкальный центр, мультимедийный проектор, фотоаппарат, USB – флешкарта, методический инструментарий, наглядно – методические пособия.

 

 

  1. Актуальность и важность данной проблемы.

 

      Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа должна начинаться еще в детском саду.

Проведение экологических мероприятий играет большую роль в экологическом образовании и воспитании, особенно для дошкольников. Благодаря систематическому подходу в ознакомлении с окружающим миром и природой, ребенок, принимая непосредственное участие в проектной деятельности экологической направленности, начинает лучше и глубже понимать и запоминать изучаемый материал. С малых лет человек должен познавать природу, учиться любить и беречь её, разумно пользоваться ресурсами и богатствами Земли.  Очень важно и необходимо с малых лет научить детей быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

В рамках проекта «Эколята – юные защитники природы», мы пытаемся неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию, объясняем важность бережного отношения к окружающему миру в целом. 

Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Дошкольный возраст – это период становления основ будущей личности. Именно в это время необходимо начинать экологическое образование ребенка. И начинать его нужно со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.

Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая еѐ с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребѐнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть еѐ красоту и понимать ценность для человека.  Было решено целенаправленно заниматься этой темой, поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать этот проект.

 

Проблема:

 

Дети живут в информационной среде, они с большим успехом осваивают IT технологии, нежели дети предыдущих поколений, однако, вовлеченность в технологии обуславливает то, что современные дети мало времени проводят на природе, а следственно, запас об окружающем мире у них минимальный (многие не могут отличить синицу от снегиря).

Не у всех воспитанников проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, они потребительски относятся к ней.

 Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

 

Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

По продолжительности: долгосрочный.

Срок реализации проекта: с 01 апреля, по 29 августа 2021 г.

Участники проекта: воспитатели группы, педагог – психолог, дети и родители.

 

Цель: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных.

 

Задачи:

   Для детей:

 Обучающая: формировать у детей знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость и красоту природы.                                                                 

Развивающая:  способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы; развивать творческие способности детей; вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.                       

Воспитательная: способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Для родителей:

активизировать знания родителей о природе, экологии, повысить их самообразование по теме;

формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.

 

 

  1. Сбор и анализ информации по избранной теме.

 

  • Работу, предшествующую созданию проекта, можно разделить на несколько этапов:
  • уточнение представлений детей о живой и неживой природе, о её ценностях   для человека и животных, птиц; знаний о природе родного края, о правилах безопасного поведения в природе ;
  • анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы с родителями);
  • изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей;
  • анализ предметно - развивающей среды.

 

 

  1. Реализация плана действий проекта.

Этапы реализации проекта

 

1 этап. Организационный (подготовительный)

•         Мониторинг знаний и умений детей по теме проекта;

•         Подбор детской литературы по теме;

•         Подбор дидактического материала для дидактических и сюжетно – ролевых игр;

•         Подготовка конспектов НОД, проводимых в рамках проекта;

•         Разработка сценария итогового мероприятия.

•         Подбор и разработка консультаций для родителей.

 

2 этап. Практический (выполнение проекта)

•         Чтение и обсуждение с детьми художественной литературы по теме проекта;

•         Просмотр мультипликационного фильма «Эколята – друзья природы», знакомство с героями мультфильма;

•         Беседы по теме проекта;

•         Проведение дидактических, подвижных и сюжетно – ролевых игр;

•         Непосредственная образовательная деятельность, проводимая в рамках проекта;

•         Посадка растений в рамках общего проекта ДОУ «Огород на подоконнике», уход за ними;

•         Курирование различного рода наблюдений детей;

•         Организация дежурства в уголке природы.

 

3 этап. Заключительный (результаты проекта)

•         Выставка поделок (лепка героев Эколят из солёного теста);

•         Вынос и размещение скворечников и кормушек для птиц на территории сада;

•         Представление «Огорода на подоконнике» на общем смотре-конкурсе сада;

•         Вступление в ряды Эколят – дошколят с праздничным произношением клятвы Эколят;

•         Проведение праздничного мероприятия с привлечением героев из мультфильма «Эколята».

Взаимодействие с родителями:

•         Консультирование родителей по теме проекта;

•         Участие родителей в праздничных мероприятиях;

•         Участие в изготовлении скворечников и кормушек для птиц;

•         Консультации: «Экологическое воспитание дошкольников», «Досуг на природе»; «Правила поведения на природе»; и др.

 

 

Форма работы с детьми

Познавательное развитие

 

НОД «Экологическая тропа по территории детского сада» «В гости Облачко пришло , о погоде спрашивало…..»

Наблюдение за птицами, с фиксацией разных особенностей поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком, кто поселился в скворечник) с занесением в «Дневники наблюдения».

НОД «Сортируем мусор – бережем природу»

Посадка растений в рамках общего проекта ДОУ «Огород на окне»

Наблюдение за ростом и развитием растений, с занесением результатов в «Дневники наблюдения»

Различные виды наблюдений за явлениями и событиями, происходящими в окружающей природной среде.

Экспериментирование.

 

Социально-коммуникативное развитие

Загадки о рыбах, птицах, животных родного края;

Упражнение «Доброе животное»

Дидактические игры:

«Кто где живет?»,

«Угадай, чей след?»,

«Путешествие капельки»,

«Что где растет?»,

«Вершки и корешки»,

«Найди и назови пару»,

«Поймай птицу»,

«Рыбка, не рыбка»,

«Деревья и листья»,

«Жизненный цикл бабочки (рыбки, лягушки)»

Сюжетно – ролевые игры:

«Ветеринар»,

«Чистый город (на субботнике)»

«Я - Эколёнок»

Художественно-эстетическое развитие

 

Конструирование из природного материала (песка)  «Насекомые», «Морские животные»

Аппликация «Цветочная полянка» 

Рисование «Природа нашего города»,

Лепка НОД «Слепи любимого Эколёнка»

Праздничное мероприятие «Посвящение в Эколят-дошколят, молодых защитников природы»;

Творческое задание «Заколдованный лес»  ;      Упражнение «Рисование ладонями» ;

Физическое развитие

«День чистого участка»

Подвижные игры:

«Воробушки и автомобиль»,

«Найди листочку дерево»,

«У медведя во бору»,

«Перелетные / зимующие птицы», «Огонь, земля, вода, воздух»,

«Во саду ли, в огороде»;                                                           Игра «Найди свою половинку»,  «Копна-Тропинка-Кочка» ,

  «Медный пень», «Попади в цель», «Змейка» и др.

 

       Речевое развитие

Словесно-дидактические игры: «Закончи предложение», «Придумай окончание сказки», «Что бывает зимой (летом, весной, осенью)?»,

«Я беру с собой в поход»,

«Приметы на картинках»,

«Прогноз погоды»,

«Летает – не летает»,

«Жители рек, жители морей» и т.д.

Чтение литературы по теме проекта:

М. Скребцова «Могучая травинка»,

Н. Сладков «Мухомор»,

М. Пришвин «Ребята и утята»,

К. Чуковский «Айболит» и др.

Беседы«Кому полезны грибы»,

«Правила поведения в лесу»,

Чтение пословиц и поговорок по теме, отгадывание загадок.

Словесные игры«Опиши словами гриб»,

«Осень в лесу»,

«Вспомни – назови»,

«Один – много»,

«Будь внимательным»

Стихотворение по теме. «БЕРЕГИ ПРИРОДУ!»

 

 

Мероприятия по работе с родителями:

 

1. Стендовая информация для родителей, консультация «Экологическое воспитание дошкольников», «Досуг на природе»;

2. Изготовление папки – передвижки на тему «Правила поведения на природе»;

3. Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;

4. Привлечение родителей к созданию фотовыставки «Природа родного края», «Моё любимое животное»

 

  1. Ожидаемые результаты проекта.

        

Предполагаемый результат:

  • повышение уровня знаний, умений и навыков у детей и родителей по теме проекта;
  • формирование экологической культуры дошкольников;
  • готовность детей проявлять любовь и сострадание к животным.

 

Продукт проектной деятельности:

 

Для детей:

  • Развлечение «В гости Облачко пришло , о погоде спрашивало…..»
  • праздничное мероприятие с участием героев Эколят «Я – Эколёнок, защитник природы!»
  • Развивающее занятие-путешествие «Лес-чудес» для детей старшего дошкольного возраста

 

Для родителей:

  • изготовление альбома фотографий «Природа родного края»;
  • изготовление альбома фотографий «Моё любимое животное»;
  • изготовление скворечника, кормушек.

 

Для педагога:

  • создание картотеки пословиц и загадок о животных, птицах и природе;
  • создание картотеки дидактических игр по теме проекта;
  • подготовка консультации для родителей «Правила поведения на природе»;
  • подбор конспектов непосредственной образовательной деятельности и праздничного мероприятия.
  • Презентация проекта: праздничное мероприятие с участием героев Эколят «Я – Эколёнок, защитник природы!».

 

Список используемой литературы:

 

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011.-128 с.

3.   Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001.-128с.

4.    Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

5.   http://эколята.рф/obrazy-skazochnykh-geroev-yekolyat/

6.  http://эколята.рф/proekt-molodye-zashhitniki-prirody/klyatva/

7.     http://эколята.рф/proekt-molodye-zashhitniki-prirody/gimn/

8.   https://teksty-pesenok.ru/song/addTrans/1853380/

 

 

  1. Фотографии, освещающие процесс реализации проекта.

 

 Проводили беседы, рассматривали иллюстрации, играли в дидактические игры, посадили огород на подоконнике. Завели дневник наблюдений за растениями.

 

                  

 

   

 

   

 

Играли в равивающие игры на интерактивной доске.

 

 

 

Наблюдали на метоплощадке за погодой.

 

        

 

Провели развлечение «В гости Облако пришло, о погоде спрашивало ... » , где дети показали свои знания о разных природных явления, а Облако подарила нам знаки запрещающие обежать природу. 

                

                  

Эксперементирование (с пеком, камнями, водой и воздухом)

         

 

 

Праздничное мероприятие «Я – Эколёнок, защитник природы»

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лепили сказочных героев Эколят.

 

       

 

 

Устанавили на участек запрещающие знаки .

 

  

 

 

Ухаживали за цветниками.

 

          

 

 

Коллективная аппликация                 

«Цветочная полянка»

 

                    

    

Наблюдали  на прогулке за гнездом с птенцами.

 

                     

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители сделали кормушку и скворечник для птиц. Дети с удовольствием подкармливали птиц и наблюдали за Скворцами.

 

 

                                               

 

                                    

 

 

 

Наблюдали за насекомыми.

 

                      

 

                  

 

                                         

 

      Конструирование из природного материала (песка) «Животные»,

 «Насекомые»

 

    

 

Наблюдали  за деревьями. Рисовали природу родного края.

 

 

              

 

 

Провели фотоконкурс «Природа родного края»

 

                       

 

 

Акция «Чистый горд».

                                

 

 

Акция фотография «Моё любимое животное»

Дети с интересом рассказывали о своём питомце.

 

       

          

 

       

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Приложение №1.

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников»

 

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространённое: экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью дома содержат диких животных или без должного ухода домашних животных, которые болеют и даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.

Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитывая это, необходимо ещё раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.

В настоящее  время у большинства дошкольников  сформировано чёткое деление животных на  «плохих» и «хороших», «злых» и «добрых», «вредных» и «полезных».  Этому способствуют художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть «добрых» зайцев и поросят. В них, как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить одни в лесу, без злых хищников. Многие дети убеждаются в том, что хищный зверь – плохой, он не нужен природе, и что прекрасный лес – это лес без волков (без хищников).

С точки зрения экологии в природе нет «плохих» и  «хороших»,  «вредных» и «полезных». Каждое животное, растение выполняют свою «работу», играет определённую роль в природе. А между тем стали редкими многие обычные когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами наши леса, уничтожаются плодородные частицы почвы, загрязняются вода и воздух.

Мы, взрослые, не можем чувствовать себя непричастными к современным проблемам нашего общества. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, что нельзя не признать: это мы не так воспитали.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.

Воспитательные задачи осложняются иногда и тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях необходимо говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать мусор на ходу, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных.

Запомните правила! - Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные  человеком. - Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. - В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. - Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения. - Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо. - Если у тебя есть со

Просмотр содержимого документа
«Проект «Эколята – юные защитники природы»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 комбинированного вида













Проект

«Эколята – юные защитники природы»

 





















Авторы проекта воспитатели:

Тюкалова Ирина Геннадьевна

Серякова Ольга Сергеевна.




г.о.г. Шахунья

2021 год



  1. Информационная карта.


Наименование проекта



Проект «Эколята – юные защитники природы»

 



Автор и

участники

проекта



Автор проекта: Тюкалова Ирина Геннадьевна, Серякова Ольга Сергеевна – воспитатели высшей категории МБДОУ детский сад №41 комбинированного вида.

Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители.


Обоснование актуальности и педагогической значимости проекта



Наша планета – живая, её населяет около 2 миллионов известных видов живых организмов. И это лишь приблизительная оценка: ежегодно учёные открывают новые виды. Однако уже в конце XIX века стало понятно, что виды вымирают, и всё чаще это происходит не по естественным причинам, а по вине человека. Исчезновение каждого из них – невосполнимая потеря и для устойчивости живой природы, и для самого человека, который, несмотря на все достижения цивилизации, является её частью.

С развитием промышленности в XX веке происходит загрязнение не только окружающей среды и животного мира на планете, но и в космосе. Это ставит под угрозу жизнь на планете в целом, и существование отдельных городов в частности.

В связи с этим крайне важным является сохранение экологического баланса и чистоты планеты.

Начинать развитие уважения и сбережения природы необходимо с самого раннего детства, при чём делать это необходимо систематически, сохраняя  преемственность между дошкольными образовательными учреждениями, начальными, средними и старшими образовательными учреждениями и даже ВУЗами. Только в таком случае общество будет иметь личность, способную любить, беречь и уважать не только себя, но и всё вокруг. Этого, собственно, и требует от нас федеральный государственный образовательный стандарт.

 Педагогический творческий проект в ДОУ «Эколята – юные защитники природы» позволит расширить общий кругозор детей и способствовать развитию их творческих способностей, помогает ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром, способствует воспитанию у детей потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

 



Цели и задачи проекта



Цель: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных.


Задачи:

Для детей:

 Обучающая: формировать у детей знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой Родины, показать неповторимость и красоту природы. Развивающая:  способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы; развивать творческие способности детей; вовлекать родителей и детей в совместную деятельность. Воспитательная: способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Для родителей:

активизировать знания родителей о природе, экологии, повысить их самообразование по теме;

формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.



Краткая аннотация содержания проекта



Одним из важнейших процессов развития дошкольников является формирование у них экологической культуры. В современном мире сохранение и восстановление экологического баланса есть одной из самых важных проблем человечества. Именно поэтому формирование экологической ответственности необходимо начинать ещё в раннем детстве.

Данный проект направлен на приобщение детей к экологическим проблемам общества в целом. С помощью мультяшных героев – Эколят, дети учатся заботиться о животных, аккуратно вести себя на природе, бережно к ней относиться, соблюдать экологическую чистоту не только в рамках своего дома или двора, но и города в целом.



Сроки выполнения проекта

С 01 апреля по 29 августа 2021 г.


Материально – техническая база и предполагаемая стоимость проекта


Компьютер, принтер, музыкальный центр, мультимедийный проектор, фотоаппарат, USB – флешкарта, методический инструментарий, наглядно – методические пособия.



  1. Актуальность и важность данной проблемы.


Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа должна начинаться еще в детском саду.

Проведение экологических мероприятий играет большую роль в экологическом образовании и воспитании, особенно для дошкольников. Благодаря систематическому подходу в ознакомлении с окружающим миром и природой, ребенок, принимая непосредственное участие в проектной деятельности экологической направленности, начинает лучше и глубже понимать и запоминать изучаемый материал. С малых лет человек должен познавать природу, учиться любить и беречь её, разумно пользоваться ресурсами и богатствами Земли.  Очень важно и необходимо с малых лет научить детей быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

В рамках проекта «Эколята – юные защитники природы», мы пытаемся неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию, объясняем важность бережного отношения к окружающему миру в целом. 

Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Дошкольный возраст – это период становления основ будущей личности. Именно в это время необходимо начинать экологическое образование ребенка. И начинать его нужно со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.

Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая еѐ с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребѐнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть еѐ красоту и понимать ценность для человека. Было решено целенаправленно заниматься этой темой, поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать этот проект.

Проблема:


Дети живут в информационной среде, они с большим успехом осваивают IT технологии, нежели дети предыдущих поколений, однако, вовлеченность в технологии обуславливает то, что современные дети мало времени проводят на природе, а следственно, запас об окружающем мире у них минимальный (многие не могут отличить синицу от снегиря).

Не у всех воспитанников проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, они потребительски относятся к ней.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.


Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

По продолжительности: долгосрочный.

Срок реализации проекта: с 01 апреля, по 29 августа 2021 г.

Участники проекта: воспитатели группы, педагог – психолог, дети и родители.


Цель: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных.


Задачи:

Для детей:

 Обучающая: формировать у детей знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость и красоту природы.

Развивающая:  способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы; развивать творческие способности детей; вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.

Воспитательная: способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Для родителей:

активизировать знания родителей о природе, экологии, повысить их самообразование по теме;

формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.



  1. Сбор и анализ информации по избранной теме.


  • Работу, предшествующую созданию проекта, можно разделить на несколько этапов:

  • уточнение представлений детей о живой и неживой природе, о её ценностях для человека и животных, птиц; знаний о природе родного края, о правилах безопасного поведения в природе ;

  • анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы с родителями);

  • изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей;

  • анализ предметно - развивающей среды.



  1. Реализация плана действий проекта.

Этапы реализации проекта


1 этап. Организационный (подготовительный)

•         Мониторинг знаний и умений детей по теме проекта;

•         Подбор детской литературы по теме;

•         Подбор дидактического материала для дидактических и сюжетно – ролевых игр;

•         Подготовка конспектов НОД, проводимых в рамках проекта;

•         Разработка сценария итогового мероприятия.

•         Подбор и разработка консультаций для родителей.


2 этап. Практический (выполнение проекта)

•         Чтение и обсуждение с детьми художественной литературы по теме проекта;

•         Просмотр мультипликационного фильма «Эколята – друзья природы», знакомство с героями мультфильма;

•         Беседы по теме проекта;

•         Проведение дидактических, подвижных и сюжетно – ролевых игр;

•         Непосредственная образовательная деятельность, проводимая в рамках проекта;

•         Посадка растений в рамках общего проекта ДОУ «Огород на подоконнике», уход за ними;

•         Курирование различного рода наблюдений детей;

•         Организация дежурства в уголке природы.


3 этап. Заключительный (результаты проекта)

•         Выставка поделок (лепка героев Эколят из солёного теста);

•         Вынос и размещение скворечников и кормушек для птиц на территории сада;

•         Представление «Огорода на подоконнике» на общем смотре-конкурсе сада;

•         Вступление в ряды Эколят – дошколят с праздничным произношением клятвы Эколят;

•         Проведение праздничного мероприятия с привлечением героев из мультфильма «Эколята».

Взаимодействие с родителями:

•         Консультирование родителей по теме проекта;

•         Участие родителей в праздничных мероприятиях;

•         Участие в изготовлении скворечников и кормушек для птиц;

•         Консультации: «Экологическое воспитание дошкольников», «Досуг на природе»; «Правила поведения на природе»; и др.



Форма работы с детьми

Познавательное развитие


НОД «Экологическая тропа по территории детского сада» «В гости Облачко пришло , о погоде спрашивало…..»

Наблюдение за птицами, с фиксацией разных особенностей поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком, кто поселился в скворечник) с занесением в «Дневники наблюдения».

НОД «Сортируем мусор – бережем природу»

Посадка растений в рамках общего проекта ДОУ «Огород на окне»

Наблюдение за ростом и развитием растений, с занесением результатов в «Дневники наблюдения»

Различные виды наблюдений за явлениями и событиями, происходящими в окружающей природной среде.

Экспериментирование.


Социально-коммуникативное развитие

Загадки о рыбах, птицах, животных родного края;

Упражнение «Доброе животное»

Дидактические игры:

«Кто где живет?»,

«Угадай, чей след?»,

«Путешествие капельки»,

«Что где растет?»,

«Вершки и корешки»,

«Найди и назови пару»,

«Поймай птицу»,

«Рыбка, не рыбка»,

«Деревья и листья»,

«Жизненный цикл бабочки (рыбки, лягушки)»

Сюжетно – ролевые игры:

«Ветеринар»,

«Чистый город (на субботнике)»

«Я - Эколёнок»

Художественно-эстетическое развитие


Конструирование из природного материала (песка)  «Насекомые», «Морские животные»

Аппликация «Цветочная полянка» 

Рисование «Природа нашего города»,

Лепка НОД «Слепи любимого Эколёнка»

Праздничное мероприятие «Посвящение в Эколят-дошколят, молодых защитников природы»;

Творческое задание «Заколдованный лес» ; Упражнение «Рисование ладонями» ;

Физическое развитие

«День чистого участка»

Подвижные игры:

«Воробушки и автомобиль»,

«Найди листочку дерево»,

«У медведя во бору»,

«Перелетные / зимующие птицы», «Огонь, земля, вода, воздух»,

«Во саду ли, в огороде»; Игра «Найди свою половинку», «Копна-Тропинка-Кочка» ,

  «Медный пень», «Попади в цель», «Змейка» и др.


Речевое развитие

Словесно-дидактические игры: «Закончи предложение», «Придумай окончание сказки», «Что бывает зимой (летом, весной, осенью)?»,

«Я беру с собой в поход»,

«Приметы на картинках»,

«Прогноз погоды»,

«Летает – не летает»,

«Жители рек, жители морей» и т.д.

Чтение литературы по теме проекта:

М. Скребцова «Могучая травинка»,

Н. Сладков «Мухомор»,

М. Пришвин «Ребята и утята»,

К. Чуковский «Айболит» и др.

Беседы«Кому полезны грибы»,

«Правила поведения в лесу»,

Чтение пословиц и поговорок по теме, отгадывание загадок.

Словесные игры«Опиши словами гриб»,

«Осень в лесу»,

«Вспомни – назови»,

«Один – много»,

«Будь внимательным»

Стихотворение по теме. «БЕРЕГИ ПРИРОДУ!»



Мероприятия по работе с родителями:


1. Стендовая информация для родителей, консультация «Экологическое воспитание дошкольников», «Досуг на природе»;

2. Изготовление папки – передвижки на тему «Правила поведения на природе»;

3. Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;

4. Привлечение родителей к созданию фотовыставки «Природа родного края», «Моё любимое животное»


  1. Ожидаемые результаты проекта.

Предполагаемый результат:

  • повышение уровня знаний, умений и навыков у детей и родителей по теме проекта;

  • формирование экологической культуры дошкольников;

  • готовность детей проявлять любовь и сострадание к животным.


Продукт проектной деятельности:


Для детей:

  • Развлечение «В гости Облачко пришло , о погоде спрашивало…..»

  • праздничное мероприятие с участием героев Эколят «Я – Эколёнок, защитник природы!»

  • Развивающее занятие-путешествие «Лес-чудес» для детей старшего дошкольного возраста


Для родителей:

  • изготовление альбома фотографий «Природа родного края»;

  • изготовление альбома фотографий «Моё любимое животное»;

  • изготовление скворечника, кормушек.


Для педагога:

  • создание картотеки пословиц и загадок о животных, птицах и природе;

  • создание картотеки дидактических игр по теме проекта;

  • подготовка консультации для родителей «Правила поведения на природе»;

  • подбор конспектов непосредственной образовательной деятельности и праздничного мероприятия.

  • Презентация проекта: праздничное мероприятие с участием героев Эколят «Я – Эколёнок, защитник природы!».


Список используемой литературы:


1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011.-128 с.

3.   Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001.-128с.

4.    Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

5.   http://эколята.рф/obrazy-skazochnykh-geroev-yekolyat/

6.  http://эколята.рф/proekt-molodye-zashhitniki-prirody/klyatva/

7.     http://эколята.рф/proekt-molodye-zashhitniki-prirody/gimn/

8.   https://teksty-pesenok.ru/song/addTrans/1853380/

 

  1. Фотографии, освещающие процесс реализации проекта.


Проводили беседы, рассматривали иллюстрации, играли в дидактические игры, посадили огород на подоконнике. Завели дневник наблюдений за растениями.





Играли в равивающие игры на интерактивной доске.




Наблюдали на метоплощадке за погодой.



Провели развлечение «В гости Облако пришло, о погоде спрашивало ... » , где дети показали свои знания о разных природных явления, а Облако подарила нам знаки запрещающие обежать природу.

Эксперементирование (с пеком, камнями, водой и воздухом)




Праздничное мероприятие «Я – Эколёнок, защитник природы»












Лепили сказочных героев Эколят.




Устанавили на участек запрещающие знаки .




Ухаживали за цветниками.




Коллективная аппликация

«Цветочная полянка»


Наблюдали на прогулке за гнездом с птенцами.



















































Родители сделали кормушку и скворечник для птиц. Дети с удовольствием подкармливали птиц и наблюдали за Скворцами.








Наблюдали за насекомыми.





Конструирование из природного материала (песка) «Животные»,

«Насекомые»



Наблюдали за деревьями. Рисовали природу родного края.






Провели фотоконкурс «Природа родного края»





Акция «Чистый горд».



Акция фотография «Моё любимое животное»

Дети с интересом рассказывали о своём питомце.























Приложение №1.

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников»


Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространённое: экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью дома содержат диких животных или без должного ухода домашних животных, которые болеют и даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.

Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитывая это, необходимо ещё раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.

В настоящее  время у большинства дошкольников  сформировано чёткое деление животных на  «плохих» и «хороших», «злых» и «добрых», «вредных» и «полезных».  Этому способствуют художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть «добрых» зайцев и поросят. В них, как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить одни в лесу, без злых хищников. Многие дети убеждаются в том, что хищный зверь – плохой, он не нужен природе, и что прекрасный лес – это лес без волков (без хищников).

С точки зрения экологии в природе нет «плохих» и  «хороших»,  «вредных» и «полезных». Каждое животное, растение выполняют свою «работу», играет определённую роль в природе. А между тем стали редкими многие обычные когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами наши леса, уничтожаются плодородные частицы почвы, загрязняются вода и воздух.

Мы, взрослые, не можем чувствовать себя непричастными к современным проблемам нашего общества. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, что нельзя не признать: это мы не так воспитали.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.

Воспитательные задачи осложняются иногда и тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях необходимо говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать мусор на ходу, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных.

Запомните правила!
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные  человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.
- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.
- Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
-НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.


Приложение №2.

Консультация для родителей

на тему:

«Досуг с ребенком на природе».

                                                                                                  Я нашел себе любимое дело:    

                                                                                              искать и открывать в природе

                                                                          прекрасные стороны души человеческой.

                                                                                                                          М. Пришвин

      Досуг ребенка зависит целиком от родителей. Впоследствии, став взрослым, ребенок уже самостоятельно будет заполнять свое свободное время, опираясь на имеющийся опыт. Досуг помогает человеку интересно жить и хорошо учиться.

      Какую же роль в организации досуга детей может сыграть окружающая нас природа с ее удивительными разнообразными явлениями, неисчерпаемыми возможностями познания и воспитания ребенка.

      Надо чаще отправляться вместе с ребенком на природу. Такие прогулки сближают родителей со своими детьми, помогают установить дружеские отношения на основе взаимопонимания. Во время прогулок родители имеют большие возможности воспитательного воздействия на ребенка, а также развивать его ум, тренировать внимание, память. Родителям лишь надо научиться заполнять прогулки определенным содержанием, добиваясь, чтобы каждая из них стала праздником для ребенка и наполняла его душу радостью.

Важно, чтобы прогулки с детьми на природе были постоянными и желанными для ребенка. Ведь можно вечером, удобно расположившись в кресле, смотреть телевизор. А можно, отбросив на время все свои дела и заботы, взять за руку своего малыша и пойти с ним на природу. Задумайтесь, сколько всего интересного можно показать ребенку на высоком темном небе с огромным количеством звезд и созвездий. И здесь будет присутствовать все: и задушевная беседа, и откровенный разговор. А сколько положительных эмоций получит ребенок во время такой вечерней прогулки, во время общения с близким ему человеком. А как полезны для здоровья такие прогулки перед сном.

Интересное в природе происходит каждый день. Нам лишь надо это уметь видеть самим и показывать это ребенку. Мы должны поддерживать у детей познавательный интерес к происходящему в природе. Нет такого периода у природы, когда ребенку нечего было бы показать. Каждое время года по-своему прекрасно и очаровательно и имеет большой запас разнообразных природных явлений, которые интересны для наблюдений с детьми.

Совершая прогулки, следует помнить, что в природе нет полезного и вредного. Все в природе взаимосвязано. Уничтожение одного вида влечет за собой гибель другого. Об этом мы должны помнить всегда, совершая прогулки с ребенком, и правильно относиться ко всем живым объектам.

Например, часто бытуют разговоры о том, что лягушки отвратительные, холодные, мокрые, лупоглазые. И было бы, наверное, значительно легче выбирать себе друзей, опираясь лишь на внешность, если бы красивая внешность всегда гармонировала бы с внутренней красотой. Каждый живой организм самобытен, интересен. Каждый вправе рассчитывать на доброе отношение к себе человека — человека разумного. Будь то тритон или лягушка.

С наступлением теплых дней нас сильно тянет за город, на природу. И очень хорошо, когда там рядом с нами наши дети. И как замечательно, когда организуются загородные поездки всей семьей. Заготавливаются продукты, собирается рюкзак, берутся мячи, ракетки и т.д.

Поход свой в природу желательно начинать с приветствия не только друзей, с которыми там встречаешься, но при этом важно поздороваться и с деревьями, кустами, птицами, насекомыми. «Здравствуй, природа родная, мы пришли в гости к тебе!» Да, мы пришли к тебе в гости, мы — гости твои, природа, поэтому и вести должны себя соответствующим образом: как доброжелательные люди, не забывая при этом, что наше поведение в природе — эталон поведения для ребенка.

Обычно, приехав на пикник, родители капитально обосновываются на месте, с которого их не сдвинешь. А маленьких исследователей всегда манит даль. Здесь он видит перед собой новое и доселе ему не известное. Он изумляется открывшимся ему тайнам природы, которые впоследствии могут стать могучим толчком для развития ребенка.

Да, дети — неутомимые исследователи. Поняв закономерность, они сразу же начинают искать новые подтверждения своих выводов. И здесь они не всегда могут обойтись без помощи взрослого. Вопрос: а как ее оказать? По возможности так, чтобы маленький исследователь большую часть поиска сделал сам. Часто бывает достаточно показать ребенку место поиска, например, лужу и понаблюдать там осторожно за водомерками.

Многие дети любят рисовать с натуры. Это хорошо делать непосредственно на природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенке. Карандаши при этом можно разместить в кармане курточки. Рисовать можно и по памяти дома, отражая в рисунке свои впечатления о проведенной прогулке.

Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки! А также вспомнить ранее прочитанные сказки о жизни животных, насекомых, растений, птиц, поискать их тут же на полянке и понаблюдать за ними.

Уместно загадать детям загадки о природных явлениях. Подумайте, сколько положительных эмоций получит ребенок, найдя живую отгадку.

Можно также вспомнить пословицы, поговорки, приметы, которые ранее учили с ребенком и которые оказывают большое влияние на развитие личности дошкольника.

А сколько замечательных песен о природе имеем мы в своем репертуаре! И как хорошо, собравшись все вместе, негромко их спеть.

Такие минуты общения необходимы как взрослым, так и детям и надолго остаются в памяти.

С ребенком можно организовать дидактическую игру, в ходе которой закрепить имеющиеся у ребенка знания, например, «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет» и т.д.

Бережное отношение к богатствам родной природы надо воспитывать с раннего детства, и на это нельзя жалеть своего труда. Только в том случае, если сами родители бережно относятся к природе, можно требовать и от детей того же, терпеливо обучая их азбуке поведения на природе с детства.

И невдомек иным взрослым, как развращают и ранят души детей картины, которые запечатлевают следы варварского поведения на лоне природы, которые превращают лесные поляны, полные тайн и чудес, в полумертвый пейзаж.

Помните, что для понимания природы недостаточно только одних знаний. Здесь требуется еще одно особое чувство — чувство природы. Только вкладывая свою душу, можно научить детей уважать ее и заботиться о ней.


Природа Вас ждет, она Вам рада!


Приложение №3

 Праздник «Посвящение в Эколят – дошколят молодых защитников природы»

Ведущий.

Дорогие ребята!

Я рада приветствовать Вас на нашем празднике, на котором состоится необычная встреча с миром природы. А что такое природа, ребята?

(Ответы детей).

Давайте вместе подумаем о том, как необходимо охранять нашу Землю – наш большой дом, в котором мы живем. А для этого я предлагаю отправиться в лес на прогулку. Вы хотите побывать в лесу? Тогда садимся в волшебный поезд и в путь!

(Дети идут друг за другом паровозиком, звучит песня «Вот оно какое наше лето»).

Ведущий.

Вот мы с вами и в лесу. Как здесь хорошо, красиво, воздух свежий, птички поют.

(Звучит запись «Голоса леса»).

Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? Давайте их повторим.

Игра «Будь внимателен»

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет».

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Нет.)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Нет.)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Да.)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (Да.)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (Нет.)

Если сильно насорю

И убирать не буду? (Нет.)

Если сильно насорю

И убирать забуду? (Нет.)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (Да.)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (Да.)


Ведущий.

Ребята, а у природы есть помощники Эколята. Давайте вспомним этих героев.

Презентация с изображением 4 героев Эколят: Умница, Тихоня, Шалун и Ёлочка, обсуждение внешнего вида, эмблемы.

Просмотр видеоролика про Эколят.

Ведущий.

Ребята, о чем вы узнали из ролика? Разве можно мусорить в лесу? Здесь ведь живут разные животные, это их дом.

Ведущий.

Ребята, расскажите о правилах поведения в лесу, в природе.

1 ребенок.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй

И порядок соблюдай.


2 ребенок.

Здесь в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки!


3 ребенок.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать

Зря цветы не надо рвать!


4 ребенок.

Из рогатки не стреляй

И зверей не обижай!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?


5 ребенок.

Здесь нельзя в лесу сорить,

Надо лес беречь, любить.

Лес зеленый береги,

Мы природе не враги.


Ведущий.

Ребята, посмотрите, после просмотра видеоролика, даже солнышко у нас стало светить не ярко. Как можно ему помочь?

Игра «Помоги солнышку собрать лучики»

Ведущий.

Молодцы, ребята! Отличная работа!

Давайте произнесем с вами «Клятву Эколят – молодых защитников природы».

Клятва Эколят – молодых защитников природы:

Клянусь всегда защищать братьев наших меньших.

Клянусь беречь растения, высаживать деревья и ухаживать за ними.

Клянусь беречь водоемы от загрязнения.

Клянусь убирать за собой мусор всегда и везде.

Клянусь заботиться о природе, животных и растениях.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!


Ведущий.

Ребята, вы уже знаете, как вести себя на природе, ухаживать за растениями и охранять природу. И поэтому, я хочу вручить вам экологические медальки «Эколята – дошколята».

(Вручение экологических медалек под «Гимн юных Эколят»).

Ведущий.

Вот теперь вы стали настоящими юными Эколятами.

Природа – это дом, в котором мы живем,

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Под небом голубым, под солнцем золотым

Хотим мы в этом Доме жить вовеки.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь,

Все это называется – природа,

Давайте же всегда ее беречь!


Хорошо мы сегодня отдохнули на лесной полянке, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Мы садимся на наш волшебный поезд. Поехали!

(Дети идут друг за другом паровозиком, звучит песня «Вот оно какое наше лето».)



Приложение №4.


Конспект НОД в старшей группе: «В гости Облако пришло, о погоде спрашивало ... »

Цель:

- закрепить представления дошкольников о природных явлениях, знания детей об облаках;

- о приборах, используемых для наблюдения за погодой;

- упражнять в определении температуры воздуха, направления и силы ветра;

- накапливать у детей конкретные реалистичные знания об окружающем мире, учить наблюдать, мыслить.

- способствовать развитию познавательной активности, развитию речи, психических процессов.

- воспитывать интерес к наблюдениям за погодой.

Ход НОД с детьми старшего дошкольного возраста

Дети выходят на территорию детского сада. Воспитатель предлагает детям оглянуться вокруг, послушать и отгадать загадку:

Что за время года, будто царица,

Приказ свой послала, чтобы красота вставала.

Она надежду всем внушает и к труду призывает.

Она приходит с лаской и со своей сказкой.

Как только встряхнет рукавом -

Синеют подснежники кругом.

(Весна)

Воспитатель. Правда, правда, отгадали,

Вижу, весну вы узнали.

- А какие картины рисует вам ваше воображение, когда вы слышите слово «весна»? (Прилет птиц, мамин праздник, появление весенних цветов, журчание ручейков, беленькие пушистые облака плывут по небу).

- Смотрите! А вот и облачко.

(Появляется воспитатель в костюме облака. Она приглашает подойти детей к столу. На столе миски с водой, воронки, губки, барабан, пенопласт, кусочки разноцветной бумаги).

Облако предлагает детям выполнить игровые задания. И подчеркивает, что если они выполнят все задачи, она их поблагодарит. Если не справятся с задачами - спрячет солнышко.

Облако приглашает нескольких детей (по желанию) подойти к столу, взять губки (разные по размеру) намочить их и отжать. Еще одному ребенку предлагает спокойно вылить воду из лейки в мисочку.

Облако. Слышите звуки? (Да). На что они похожи?

Дети. Эти звуки похожи на звуки дождя.

Облако. Что произойдет, если подуть на измельченный пенопласт? (Предположение детей) Попробуйте?

Дети дуют, и подтверждают, что пенопласт разлетелся в разные стороны.

Облако интересуется, на что это похоже?

Дети. Это похоже на снег.

Облако. А теперь возьмите в руки кусочки цветной бумаги. Поднимите руки вверх и подбросьте бумагу. Что происходит?

Дети. Кусочки бумаги летят на землю.

Облако. Что это вам напоминает?

Дети. Это напоминает осенний листопад.

Облако. А когда же бывает листопад?

Дети. Он бывает только осенью.

Облако (ударяет в барабан). Что напоминает вам этот звук?

Дети. Эти звуки похожи на раскаты грома.

Облако. Что вам напоминает все то, что мы только видели и слышали?

Дети. Все, что мы увидели и услышали напоминает нам явления природы.

Облако. Эти явления природы оказывают большое влияние на состояние погоды. Люди говорят, что у природы не бывает плохой погоды. Я знаю, что вы в детском саду тоже наблюдаете за погодой. А за чем именно вы наблюдаете?

Дети. Мы наблюдаем за ветром, небом, осадками, температурой воздуха.

Облако. Действительно, к составляющим погоды относятся облачность, ветер, осадки, температура воздуха, а еще его влажность.

Воспитатель просит детей пройти между деревьев на лужайке, остановиться неподалеку от метеоплощадки. Облако предлагает дошкольникам взглянуть в небо. Интересуется, а что это по небу летит словно птицы, распустив крылья, солнце могут закрыть? Что же это за?

Дети. Это облака.

Облако. Расскажите-ка мне, что вы знаете об облаках.

Дети. Облака бывают разной формы. Облака состоят из капелек воды. В солнечную погоду облака легкие, а перед дождем - тяжелые.

Облако. Так, так. Подождите. У меня в сумке есть предметы, которые помогут вам вспомнить, какие именно бывают облака по форме. (Достает перышко).

Дети. Облака бывают перистые.

(Достает кучи ватных шариков)

Дети. Облака бывают кучевые - они держатся группами.

Облако. А еще, какими бывают облака?

Дети. Облака бывают «высокими» и «низкими».

Облако. Какими облаками было покрыто небо зимой?

Дети. Зимой небо было покрыто серыми тяжелыми облаками. Они подолгу висели над землей.

Облако. А сегодня, какое небо?

Дети. Наступила весна и небо синее-синее. Пол нему плывут белые пушистые кучевые облака.

Облако. Если облака плывут, то какая погода?

Дети. Погода - ветреная.

Облако незаметно заходит на территорию метеоплощадки. Удивленно оглядывается вокруг. Куда же я попала? Дети объясняют ей, что это метеоплощадка. На ней установлены приборы, которые помогают определить состояние погоды.

Облако. Как интересно! Ну-ка, юные метеорологи, чему вы научились и что знаете? Вы сказали, что погода сегодня ветреная. А что такое ветер?

Дети. Ветер - это движение воздуха.

Облако. Какие бывают ветры?

Дети. Ветры бывают теплые, приятные, сильные, холодные.

Облако. Так, ветры на земле дуют различной силы - слабые, умеренные, сильные.

Воспитатель. Дети, скажите-ка Облаку, какие явления в природе может вызвать ветер в разные времена года? (Осенью - опадение листьев, зимой - метели, весной - таяние снега, летом - прохладу).

Воспитатель. В какую погоду - ветреную или тихую - мы мерзнем сильнее?

Дети. Сильнее мерзнем в ветреную погоду.

- В какое время года - жарким летом или холодной зимой - мы радуемся ветру, когда выходим на улицу? Почему?

Дети. Конечно же, жарким летом. Ветер приносит прохладу.

Облако. Что вам о ветре «рассказывают» вот эти флажки?

Дети. По движению флажков можно определить есть ветер или нет. Какой он силы?

Облако. Присмотритесь-ка к птице,

Сидящей там на спице!

День сидит и два сидит,

В синее небо не летит

Не летает, не поет,

Только странную привычку имеет:

Длинную шею крутит,

Откуда ветер дует!

- Что это у вас за птица?

Дети. Это флюгер. Он помогает определить, откуда именно дует ветер. (Дошкольники с воспитателем определяют направление ветра)

Облако. А ветер имеет свой голос?

Дети. Имеет и в любое время года этот голос разный.

Воспитатель. Наши дети даже стихи о голосе ветра знают. (Дети читают).

1. Ветер плачет, ветер воет,

Дождь осенний мелко сеет,

2. Зимой ветер гудит-шумит,

За окном мороз трещит.

Воспитатель. Облако, ты знаешь, что весной ветер любит пошалить. Именно о том, как ветер бесчинствует, нам хочет прочитать стихотворение наша Катя.

Я березку качну,

Я тебя подтолкну.

Налечу, засвищу,

Даже шапку сорву.

Воспитатель. Дорогие мои, расскажите облаку, что может ветер-озорник делать?

Дети. Летать за птицами, сорвать платок с девочки, отряхнуть яблони, груши в саду, разворошить волосы, свистнуть в ухо.

Облако. Есть ли на вашей метеоплощадке прибор, которым измеряют температуру воздуха?

Дети. Да есть. Это термометр (Подходят ближе).

Воспитатель. Давайте дети расскажем Тучке, какие основные части у термометра?

Дети. Стеклянная трубка, внутри которой жидкость, шкала (вроде линейки).

Воспитатель. Что обозначает на шкале каждое деление?

Дети. Каждое деление обозначает один градус.

Воспитатель. Что есть в середине шкалы?

Дети. В середине шкалы ноль.

Воспитатель. Что он символизирует?

Дети. Ноль - граница между градусами тепла и мороза.

Воспитатель. Что показывает конец столбика жидкости в трубке термометра?

Дети. Он показывает сколько градусов.

Облако просит нескольких детей определить температуру воздуха.

Проверяет, правильно ли дошкольники определили температуру.

Облако. А был ли сегодня ночью дождь? Как вы об этом узнаете?

Дети. Дождя не было. Во-первых, земля сухая. Луж нет. Во-вторых, наш осадкомер пустой. (Дети демонстрируют Тучке пустую бутылочку с делениями. И обращают внимание на пустую емкость, вкопанную на уровне с землей.)

Воспитатель. Какой вы знаете явный признак того, что дождь приближается?

Дети. Это мрачные темно-серые облака на небе.

Воспитатель. Почему через них не проходит солнечный свет?

Дети. Потому что эти облака наполненные влагой и очень плотные.

Воспитатель. А какие бывают дожди?

Дети. Сильные, слабые, кратковременные, долговременные, теплые и холодные.

Воспитатель. Облако, дети, хочет узнать, сколько дождей вы знаете? А поможет нам вспомнить наша Оля. Итак, слушайте и считайте.

Ребенок читает стихотворение

Сколько знаю дождей?

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Воспитатель. Так, сколько вы насчитали дождей?

Дети. Всего 6 разновидностей дождей.

Воспитатель. А ты, тучка?

Облако. И я столько же. Молодцы, ребята.

Воспитатель. Наши деды и прадеды свой мудрый жизненный опыт об изменениях в состоянии погоды передавали из поколения в поколение. А с помощью чего?

Дети. С помощью примет.

Воспитатель. На нашей метеорологической площадке спрятались маленькие мешочки жизненного опыта предков. Предлагаю найти, открыть и, рассмотрев картинки, попробовать вспомнить примету, которая в них скрылась.

Дидактическая игра "Приметы на картинках"

На карточках в мешочках «спрятались» приметы:

- Солнце заходит за тучи - будет дождь (Предметные картинки: солнце, облака, дождь)

- Много звезд – к погоде, нет - будет дождь (Звезды. Небо. Дождь)

- Ласточка летает низко - будет дождь, высоко - к хорошей погоде (Ласточка. Небо. Солнце. Дождь. Земля.)

- Если весной летает много паутины - лето будет жаркое (Паутина. Веер. Солнце)

- Ворона купается - на непогоду (Ворона. Ванная)

- Голубь прячет одну ножку в перья - похолодает (Голубь. Перышко)

- Весной снег растаял от солнца, год будет урожайный, а когда от дождя - берегитесь засухи (Снег. Солнце. Дождь.)

- Когда сначала листьями покрывается береза, жди сухого лета, когда клен - влажного. (Береза. Клен. Листья березы. Листья клена. Дождь).

Облако. Как много знают наши дети. Умеют определять состояние погоды, пользоваться приборами и сокровищами народной мудрости.

Воспитатель. Тучка, прогноз погоды сегодня можно услышать по радио, увидеть по телевизору, узнать из Интернета. А наши дети могут передать прогноз погоды с помощью эмоций, мимики и пантомимики.

Игра «Прогноз погоды»

Оборудование: карточки с рисунками (схематическими изображениями) состояний погоды.

Ход игры.

Ребенок - «диктор телевидения» (по желанию), подходит к столу, позади которого на мольберте карта России. На столе рисунок или карточка с определенным схематическим изображением состояния погоды. Он должен ознакомить других с прогнозом погоды без слов. Другие дети вместе с Тучкой пытаются прогноз погоды отгадать.

Облако. Малыши, а зачем людям знать прогноз погоды?

Дети. Состояние погоды влияет на здоровье людей, на поведение животных, птиц. Нужно знать прогноз погоды, чтобы правильно одеться, выбрать время поездки.

Облако прощается. Выражает благодарность за то, что оправдали ее надежды, выполнили все задания. И дарит дошкольникам в память о встрече термометр, чтобы они знали, какая именно температура воздуха за окном их игровой комнаты.


Приложение №5.


Развивающее занятие-путешествие «Лес-чудес» для детей старшего дошкольного возраста




Цель – способствовать развитию познавательных процессов, коммуникативных и двигательных навыков.

Задачи:

-развитие, памяти, внимания, мышления, наблюдательности;

- развитие двигательных навыков, произвольности поведения, общей координации;

- снижение мышечного напряжения, сплочение детского коллектива.

Оборудование: ,карточки, разрезанные на две половинки, музыка для игр (по желанию).

Ход образовательной деятельности:

Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте поздороваемся».

Приветствие:

«Здравствуй, Небо!

Здравствуй, Солнце!

(руки поднять вверх)

Здравствуй, Земля!

(руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, планета Земля!

(плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья!

(описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Педагог-психолог: «Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес. Но необычный лес, а лес-чудес. Для этого нам нужно собраться и подготовиться. А чтобы нам было легче собраться поиграем в игру».

Игра «Я беру с собой в поход» Цель: развитие внимания и памяти 

Взрослый начинает эту игру: «Я беру с собой в поход палатку…» Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: «Я беру с собой в поход палатку и фонарик…» Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать.

Педагог-психолог: «Молодцы! Вещи для похода мы собрали, пора отправляться в путь, но путь будет нелегкий, давайте проведем тренировку».

Тренировка:

Чтобы сильным стать и ловким, (сгибание-разгибание рук к плечам и в стороны)

Приступаем к тренировке  (шагаем на месте)

Носом вдох, а выдох ртом  (руки на поясе, вдох-выдох)

Дышим глубже  (руки вверх - вдох, руки вниз — выдох)

А потом шаг на месте, не спеша, (шагаем на месте)

Как погода хороша!

Педагог-психолог: «Отлично! Теперь можно отправляться. Но будьте внимательны и слушайте, что я вам буду говорить».


Игра «Копна-Тропинка-Кочка» 

Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплочённости

Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего идут по кругу до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна!», - дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд. Если говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются. Педагог-психолог: «Молодцы, ребята! Хорошо справились! Чтобы нам было легче в пути, давайте разделимся на пары, с помощью игры».

Игра «Найди свою половинку»  

Цель: развитие внимания и наблюдательности, деление группы на пары

Для игры необходимо несколько карточек, разрезанных на две половинки. Половинки перемешиваются и раздаются  детям по одной. Затем по его сигналу каждый ребенок должен найти соответствующую половинку. В завершении нужно обсудить, какие картинки получились, и для чего эти предметы нужны в походе.

Педагог-психолог: «Молодцы, ребята! А сейчас давайте присядем отдохнуть»

Дети присаживаются на ковер и выполняют следующее упражнение.


Упражнение «Рисование ладонями» 

Цель: снижение мышечного напряжения, развитие умения контролировать силу прикосновений.

Взрослый предлагает детям рисовать ладошками картины на спине друг друга. Дети разбиваются по парам. Ребенок, на спине которого рисуют, закрывает глаза. Взрослый медленно читает текст и демонстрирует движения, как надо рисовать на спине.

Море, море, море…(медленно поглаживаем верхнюю часть спины друга от позвоночника в стороны одновременно двумя руками)

Рыбы, рыбы, рыбы…(быстрые и легкие прикосновения пальцами в том же направлении)

Горы, горы, горы…(медленные прикосновения всей ладонью)

Небо, небо, небо…(снова поглаживания)

Затем дети меняются ролями.

Педагог-психолог: «Отлично отдохнули. В лесу в речке можно поймать рыбок. Давайте поиграем в игру».

Игра «Поймай рыбку»

Цель: развитие двигательных навыков, координации движения.

Часть детей стоят в кругу, держась за руки («сети»). Остальные дети – «рыбки» «плавают» (бегают, прыгают) внутри круга, «выплывают» из него (подлезают под сцепленными руками детей). По сигналу взрослого: «Сети!» - дети, держащиеся за руки, садятся. Кто из «рыбок» остался в кругу, того и «поймали». Игра может проводиться под музыку.

Педагог-психолог: «Молодцы! А еще в лесу можно увидеть много разных птиц, каких птиц вы знаете? (дети перечисляют). Давайте поиграем в игру про птиц».

Игра «Птица - не птица»  

Цель: развитие свойств внимания, образно-логического мышления

Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. 

Прилетели птицы: Голуби, синицы, мухи и стрижи...

Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, галки и стрижи, чайки и моржи

Прилетели птицы: Голуби, синицы, цапли, соловьи, окуни и воробьи.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны,  Майки и орланы. 

Прилетели птицы: Голуби, синицы   Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы.

Педагог-психолог: «Ребята, ну а какой лес без животных…»

Упражнение «Доброе животное»

Цель: сплочение детского коллектива.  

Участники  встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед, выдох – все делают два шага назад. Вдох – два шага вперед, выдох – два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое  доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Педагог-психолог: «Мы с вами прекрасно отдохнули в лесу, пора возвращается обратно».

Игра «Змейка»

Дети встают в шеренгу друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего и так передвигаются по комнате, преодолевая препятствия.



Творческое задание «Заколдованный лес»

Цель: развитие воображения, мелкой моторики.

Детям предлагается на доске цветными мелками изобразить волшебный лес, один ребенок – один нарисованный на доске элемент. Возможно заменить мелки и доску на ватман и краски (цветные маркеры).

Прощание. Рефлексия.

Каждый ребенок по кругу продолжает высказывание «Мне сегодня особенно понравилось… ».

Педагог-психолог: «Большое спасибо за активное участие. До новых встреч!».


Приложение №6.


БЕРЕГИ ПРИРОДУ!

Закрой глаза,

Представь себе,

Как будет страшно на Земле,

Когда не станет вдруг деревьев,

Исчезнут звери и леса,

И, выйдя в поле, не увидишь

Ни колоска, ни василька.

Пустая, голая Земля.

Как будет страшно,

Ты представил?

А чтоб такому не бывать,

Давай же будем мы природу

Любить, жалеть и уважать.

Костры в лесу не разжигать,

Зверей и птиц не обижать!

В тенистый лес входи,

Будь другом!

Грибов и ягод набери.

Вдыхая свежий, чистый воздух,

Деревья поблагодари!

Природа - щедрая хозяйка,

Бери, что надо,

Ей не жалко!

И не забудь, что ждет она

От нас  такого же  добра!


Вывод:

Заключение

Благодаря целостному подходу в организации и проведении в дошкольном образовательном учреждении мероприятий, направленных на развитие экологических познаний, у детей закладываются основы экологической культуры. Непосредственная образовательная деятельность, дидактические и ролевые игры, разнообразные игры – квесты,  и, конечно же, праздники в доступной для детей форме помогают решить серьезные воспитательные и образовательные задачи. Помогают усвоить знания о живой и неживой природе, а также способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников и накоплению экологического опыта у детей.

Ребёнок учится действовать в коллективе, у него развиваются коммуникативные способности, то есть умение контактировать и сотрудничать друг с другом, решать проблемные ситуации. У детей формируются бережное отношение к природе и способность к сочувствию и доброте.

Результатом нашего экологического мероприятия стало то, что дети проявили активность, интерес и большое желание участвовать в жизни природы, выступать в роли её защитников, оберегать её.

Именно комплексный подход, систематичность и постоянное проведение различного рода мероприятий, как групповых, так и в рамках всего сада, привели к высокому развитию заинтересованности детей в вопросе сохранения экологической чистоты на планете.

В следующем учебном году мы планируем продолжить работу по экологическому воспитанию.



37



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!