СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ «Экономическая и финансовая грамотность младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование экономической и финансовой грамотности у младших школьников в семейной о общественной жизнедеятельности.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ «Экономическая и финансовая грамотность младших школьников»»

ПРОЕКТ

«Экономическая и финансовая грамотность младших школьников»

Мария Сергеевна Кадикова



ПРОЕКТ

«Экономическая и финансовая грамотность младших школьников»

4 – 5 классы

  1. Актуальность и концепция:

Спрашивая у детей младшего школьного возраста, где их родители берут деньги, как они их зарабатывают, многие дети не задумываясь отвечают, что деньги родители снимают в банкомате, а на работу ходят просто работать.

У многих детей младшего школьного возраста существует ошибочное мнение, что деньги родителям даются легко, стоит только вставить карту в банкомат, и нужная сумма будет в кошельке.

Всё это говорит о том, что дети ещё не до конца осознают, что такое деньги и как не просто их зарабатывать. Поэтому мы считаем, как важно научить детей экономической и финансовой грамотности.

В школе нет предмета о деньгах. Поэтому программа «Экономическая и финансовая грамотность» направлена на базовое финансовое просвещение учащихся начальных классов.

Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся данного возраста вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах. Финансовая грамотность, также, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек, в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни. Финансовая грамотность – одно из основных направлений образовательных программ, реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих опасностей и ошибок в финансовой сфере, вовремя научиться обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, сделать правильный выбор и изучить стратегии, позволяющие реализовать личные финансовые планы.

  1. Цель: формирование экономической и финансовой грамотности у младших школьников в семейной о общественной жизнедеятельности.

  2. Ожидаемые результаты:

занятии по экономической и финансовой грамотности у учащихся начальных классов способствуют сформированию у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлении о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением.

  1. Ресурсы (информационные, материальные, людские и т.д.): методические разработки занятий, бланки и карточки для занятий, организация экскурсий в банки, знакомство с сотрудниками банка

  2. Критерии успешности:

- владение знаниями о возникновении денег,

- умение рассчитывать свой бюджет,

- владение знаниями в области деятельности банков,

- владение математическими навыками и умениями,

  1. Сроки:

2 месяцев, 9 недель, по 1 занятию в неделю

  1. План мероприятий:

    Сроки проведения

    Название мероприятия

    1 неделя

    Вводное занятие: выяснить, на сколько дети просвещены в экономическо-финансовой области, формирования понятий ресурсы, выполнение заданий индивидуально

    2 неделя

    Задание пронаблюдать за своими расходами в течение одного месяца,

    заполнение таблицы «Мои расходы»

    3 неделя

    Беседа по истории возникновения и появления понятия «деньги»

    4 неделя

    Экскурсия в банк, знакомство с деятельностью банка

    5 неделя

    Ролевая игра «Банк и его услуги».

    6 неделя

    Видеолекторий, просмотр мультфильм «Золотая антилопа», «Золотая рыбка» и т.д.

    7 неделя

    Знакомство с понятием «вклад», «кредит», «расходы»

    8 неделя

    Решение ряд математических задач

    9 неделя

    Итоговое занятие

  2. Основные направления деятельности и содержания:

- просвещение,

- игровая совместная деятельность,

- тренинговая деятельность,

- практикоориентированная деятельность.

  1. Формы и методы:

Для реализации вопросов экономического воспитания можно использовать разнообразные упражнения, дидактические игры и задания.

Начинать азбуку экономической грамотности следует с формирования таких понятий, как потребности, экономика, экология, ресурсы.

1. Так, для формирования понятий ресурсы учащимся предлагается следующее задание. Детям даются несколько картинок: стол, подушка, скворечник, рюкзак, торт. И предлагают ответить на вопросы:

- Какие ресурсы нужны, чтобы сделать все изображенное на карточках?

Учащиеся делают вывод. Ресурсы – это запасы, источники чего-либо.

2. Следующее упражнение направлено на умение устанавливать взаимосвязь между потребностями и ресурсами.

Ресурсы: продукты, сахарная свекла, варенье, вода, торт, почва, мороженое, удобрения, уголь, нефть, машина, труд людей.

Предлагаем учащимся рассмотреть следующие таблички и рассудить так: для того, чтобы изготовить варенье, нужен сахар. Чтобы получить сахар, нужно вырастить сахарную свеклу, а для этого нужны такие ресурсы...

3. Задание пронаблюдать за своими расходами в течение одного месяца. Для этого каждый должен заполнить таблицу:

Дата

На что потрачены деньги

Стоимость

01.02

На дорогу в школу и домой



На питание в школе



На мобильную связь



….


02.02






29.02



Итого:


4. На занятии можно построить беседу по истории возникновения и появления понятия «деньги». В категории «форма» можно поговорить о разных формах представления денег (бумажных купюр и монет, виртуальных электронных денег, индивидуальных карточек и т. д.). Затем рассмотреть достоинства и недостатки применения каждого вида денег в реальной действительности, какие из них могли быть использованы в прошлом, а какие нет. Какова история денег. Какие деньги можно было хранить в банках, а какие нет?

5. Ролевая игра «Банк и его услуги». Вначале проводится экскурсия в банк. При подготовке к ней, учитель предлагает в ходе экскурсии найти и записать ответы на вопросы: Где расположен банк? Каким образом можно дойти, доехать до него? Какие отделы имеются в нем? Как расположены места для работников и клиентов? Какие операции осуществляет банк? Какие виды вкладов, и на каких условиях принимает деньги банк? После экскурсии осуществляется работа в классе. Рассмотреть такие понятия как «банк», «банкомат» их возможное расположение, предназначение. В чем сходство и отличие данных терминов. Отличие терминала от банкомата. В этой категории можно провести беседу из истории появления банков, для чего они служат, помогают ли они людям, когда банки впервые появились в России, чем отличается государственный банк от коммерческого, могут ли дети воспользоваться услугами банка и т.д.

6. Значение денег и их количества при разрешении морально-этических вопросов можно выяснить, посмотрев и обсудив известный мультфильм «Золотая антилопа», «Золотая рыбка» и т.д.

7. Побеседовать на тему «кредит» и для чего он нужен. Какую роль при этом играет банк. В математике можно предложить ряд задач, позволяющих определить величину стоимости того или иного товара с применением различных купюр, а также при оформлении покупки в кредит.

8. Можно рассмотреть такое понятие как «вклад» и как он будет меняться в зависимости от продолжительности его нахождения в банке, предварительно на экскурсии изучить различные виды вкладов, предлагаемые банком, а затем выяснить, как изменяется содержание вклада от предлагаемых условий.

9. Особое место при формировании экономических понятий у учащихся следует уделять экономии ресурсов. Для этого необходимо продумывать расходы. Расходы делятся на три большие группы: обязательные, желательные и сбережения. Обязательные расходы – это покупка продуктов, оплата коммунальных услуг, расходы на транспорт. Желательные расходы – покупка лакомств и игрушек, посещение кинотеатров, клубов, приобретение бижутерии. Откладываются, сберегаются средства, чтобы в будущем сделать большую покупку, иметь деньги на отдых или учебу.

Предлагают учащимся вспомнить, какие расходы были сделаны в твоей семье за последнюю неделю. Занеси их в нужный столбик. Подумай, если бы у тебя были сбережения, на что бы ты их потратил?

10. Решить ряд математических задач, отражающих зависимость изменения денег на личном вкладе от процентной ставки, расходов и т. д., например, задачи в зависимости от класса:

Задача 1. Семья Кораблевых открыла личный счет, и создала вклад, положив в банк первоначально 45000рублей, под 6% годовых. Какая сумма денег окажется через год на этом вкладе через 1 год, через два года. Сколько рублей можно будет снимать ежемесячно, при этом сохранив первоначальную сумму?

Задача 2. Денис Кораблев с помощью папы положил в банк 1000 рублей, которые он сэкономил на развлечениях, под 10% годовых, но при этом он не сможет брать деньги со своего в течение 5 лет. Сколько рублей будет у Дениса через 5 лет?

Задача 3. Билет на самолет в одну из европейских стран стоит 500 евро. Во сколько рублей оценивался этот билет в прошлом году в этот же месяц и в этом году? На сколько изменилось?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!