ПРОЕКТ
«Экономическая и финансовая грамотность младших школьников»
Мария Сергеевна Кадикова
ПРОЕКТ
«Экономическая и финансовая грамотность младших школьников»
4 – 5 классы
Актуальность и концепция:
Спрашивая у детей младшего школьного возраста, где их родители берут деньги, как они их зарабатывают, многие дети не задумываясь отвечают, что деньги родители снимают в банкомате, а на работу ходят просто работать.
У многих детей младшего школьного возраста существует ошибочное мнение, что деньги родителям даются легко, стоит только вставить карту в банкомат, и нужная сумма будет в кошельке.
Всё это говорит о том, что дети ещё не до конца осознают, что такое деньги и как не просто их зарабатывать. Поэтому мы считаем, как важно научить детей экономической и финансовой грамотности.
В школе нет предмета о деньгах. Поэтому программа «Экономическая и финансовая грамотность» направлена на базовое финансовое просвещение учащихся начальных классов.
Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся данного возраста вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах. Финансовая грамотность, также, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек, в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни. Финансовая грамотность – одно из основных направлений образовательных программ, реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих опасностей и ошибок в финансовой сфере, вовремя научиться обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, сделать правильный выбор и изучить стратегии, позволяющие реализовать личные финансовые планы.
Цель: формирование экономической и финансовой грамотности у младших школьников в семейной о общественной жизнедеятельности.
Ожидаемые результаты:
занятии по экономической и финансовой грамотности у учащихся начальных классов способствуют сформированию у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлении о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением.
Ресурсы (информационные, материальные, людские и т.д.): методические разработки занятий, бланки и карточки для занятий, организация экскурсий в банки, знакомство с сотрудниками банка
Критерии успешности:
- владение знаниями о возникновении денег,
- умение рассчитывать свой бюджет,
- владение знаниями в области деятельности банков,
- владение математическими навыками и умениями,
Сроки:
2 месяцев, 9 недель, по 1 занятию в неделю
План мероприятий:
Сроки проведения | Название мероприятия |
1 неделя | Вводное занятие: выяснить, на сколько дети просвещены в экономическо-финансовой области, формирования понятий ресурсы, выполнение заданий индивидуально |
2 неделя | Задание пронаблюдать за своими расходами в течение одного месяца, заполнение таблицы «Мои расходы» |
3 неделя | Беседа по истории возникновения и появления понятия «деньги» |
4 неделя | Экскурсия в банк, знакомство с деятельностью банка |
5 неделя | Ролевая игра «Банк и его услуги». |
6 неделя | Видеолекторий, просмотр мультфильм «Золотая антилопа», «Золотая рыбка» и т.д. |
7 неделя | Знакомство с понятием «вклад», «кредит», «расходы» |
8 неделя | Решение ряд математических задач |
9 неделя | Итоговое занятие |
Основные направления деятельности и содержания:
- просвещение,
- игровая совместная деятельность,
- тренинговая деятельность,
- практикоориентированная деятельность.
Формы и методы:
Для реализации вопросов экономического воспитания можно использовать разнообразные упражнения, дидактические игры и задания.
Начинать азбуку экономической грамотности следует с формирования таких понятий, как потребности, экономика, экология, ресурсы.
1. Так, для формирования понятий ресурсы учащимся предлагается следующее задание. Детям даются несколько картинок: стол, подушка, скворечник, рюкзак, торт. И предлагают ответить на вопросы:
- Какие ресурсы нужны, чтобы сделать все изображенное на карточках?
Учащиеся делают вывод. Ресурсы – это запасы, источники чего-либо.
2. Следующее упражнение направлено на умение устанавливать взаимосвязь между потребностями и ресурсами.
Ресурсы: продукты, сахарная свекла, варенье, вода, торт, почва, мороженое, удобрения, уголь, нефть, машина, труд людей.
Предлагаем учащимся рассмотреть следующие таблички и рассудить так: для того, чтобы изготовить варенье, нужен сахар. Чтобы получить сахар, нужно вырастить сахарную свеклу, а для этого нужны такие ресурсы...
3. Задание пронаблюдать за своими расходами в течение одного месяца. Для этого каждый должен заполнить таблицу:
Дата | На что потрачены деньги | Стоимость |
01.02 | На дорогу в школу и домой | |
| На питание в школе | |
| На мобильную связь | |
| …. | |
02.02 | | |
| | |
29.02 | | |
Итого: | |
4. На занятии можно построить беседу по истории возникновения и появления понятия «деньги». В категории «форма» можно поговорить о разных формах представления денег (бумажных купюр и монет, виртуальных электронных денег, индивидуальных карточек и т. д.). Затем рассмотреть достоинства и недостатки применения каждого вида денег в реальной действительности, какие из них могли быть использованы в прошлом, а какие нет. Какова история денег. Какие деньги можно было хранить в банках, а какие нет?
5. Ролевая игра «Банк и его услуги». Вначале проводится экскурсия в банк. При подготовке к ней, учитель предлагает в ходе экскурсии найти и записать ответы на вопросы: Где расположен банк? Каким образом можно дойти, доехать до него? Какие отделы имеются в нем? Как расположены места для работников и клиентов? Какие операции осуществляет банк? Какие виды вкладов, и на каких условиях принимает деньги банк? После экскурсии осуществляется работа в классе. Рассмотреть такие понятия как «банк», «банкомат» их возможное расположение, предназначение. В чем сходство и отличие данных терминов. Отличие терминала от банкомата. В этой категории можно провести беседу из истории появления банков, для чего они служат, помогают ли они людям, когда банки впервые появились в России, чем отличается государственный банк от коммерческого, могут ли дети воспользоваться услугами банка и т.д.
6. Значение денег и их количества при разрешении морально-этических вопросов можно выяснить, посмотрев и обсудив известный мультфильм «Золотая антилопа», «Золотая рыбка» и т.д.
7. Побеседовать на тему «кредит» и для чего он нужен. Какую роль при этом играет банк. В математике можно предложить ряд задач, позволяющих определить величину стоимости того или иного товара с применением различных купюр, а также при оформлении покупки в кредит.
8. Можно рассмотреть такое понятие как «вклад» и как он будет меняться в зависимости от продолжительности его нахождения в банке, предварительно на экскурсии изучить различные виды вкладов, предлагаемые банком, а затем выяснить, как изменяется содержание вклада от предлагаемых условий.
9. Особое место при формировании экономических понятий у учащихся следует уделять экономии ресурсов. Для этого необходимо продумывать расходы. Расходы делятся на три большие группы: обязательные, желательные и сбережения. Обязательные расходы – это покупка продуктов, оплата коммунальных услуг, расходы на транспорт. Желательные расходы – покупка лакомств и игрушек, посещение кинотеатров, клубов, приобретение бижутерии. Откладываются, сберегаются средства, чтобы в будущем сделать большую покупку, иметь деньги на отдых или учебу.
Предлагают учащимся вспомнить, какие расходы были сделаны в твоей семье за последнюю неделю. Занеси их в нужный столбик. Подумай, если бы у тебя были сбережения, на что бы ты их потратил?
10. Решить ряд математических задач, отражающих зависимость изменения денег на личном вкладе от процентной ставки, расходов и т. д., например, задачи в зависимости от класса:
Задача 1. Семья Кораблевых открыла личный счет, и создала вклад, положив в банк первоначально 45000рублей, под 6% годовых. Какая сумма денег окажется через год на этом вкладе через 1 год, через два года. Сколько рублей можно будет снимать ежемесячно, при этом сохранив первоначальную сумму?
Задача 2. Денис Кораблев с помощью папы положил в банк 1000 рублей, которые он сэкономил на развлечениях, под 10% годовых, но при этом он не сможет брать деньги со своего в течение 5 лет. Сколько рублей будет у Дениса через 5 лет?
Задача 3. Билет на самолет в одну из европейских стран стоит 500 евро. Во сколько рублей оценивался этот билет в прошлом году в этот же месяц и в этом году? На сколько изменилось?