СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему "Советская живопись: Картины о Великой Отечественной войне"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект "Советская живопись: Картины о Великой Отечественой войне"

выполнили ученицы 9 "а" класса

МОУ «СОШ №9 им. К.К. Рокоссовского» города Железногорска Курской области

Буднова Дарья, Дегтярёва Карина, Крутова Анастасия

Руководитель:

Козулина Наталия Иванова, учитель изобразительного искусства

г. Железногорск, 2018 год

Цель проекта: Узнать, как тема Великой Отечественной войны отражается в картинах советских художников. Познакомить учащихся с нашей работой - подготовить и провести выставку репродукций картин о Великой Отечественной войне.

 Для достижения нашей цели были поставлены и выполнены следующие задачи:

  1. Изучили информацию о художниках и их произведениях в бытовом и батальном жанрах на тему Великой Отечественной войны.
  2. Проанализировали литературу, отобрали необходимый материал.
  3. Провели опрос учащихся на предмет, какие они знают картины о Великой Отечественной войне.
  4. Сделали переносные выставочные стенды с репродукциями картин и портретами художников, создавших бессмертные полотна о Великой Отечественной войне, оформили стенды.
  5. В коридоре 2-го этажа нашей школы мы смонтировали и провели выставку.
  6. Выполнили презентацию по теме нашего проекта.

Для проведения выставки мы:

- Познакомили учащихся с творчеством советских художников, подробно рассказали о живописных картинах.

- Рассказали о патриотических чувствах, которые испытывали художники-воины к Родине.

Во время проведения выставки учащиеся заинтересованно слушали, задавали вопросы по теме. Необходимо формировать у подрастающего поколения патриотические качества и чувство сопричастности к истории Отечества, поэтому в преддверии Дня Победы, посетившим выставку было предложено нарисовать свои картины о ВОВ, о сражениях, о Победе.

 

Актуальность проекта: В наше современное время все более актуальным становится взгляд на историю нашего народа.

О Великой Отечественной войне мы знаем из исторических документов, рассказов ветеранов, стихов и песен, литературных произведений. Огромное значение имеют картины художников той поры. Нам очень было интересно узнать, кто были эти художники, и какие картины они создали.

Картины, которые могут рассказать нам об истории народа, о его переживаниях и сомнениях. Ярче всего это передает батальный жанр в изобразительном искусстве.

 

Этот термин появился в эпоху Возрождения. Наибольшей популярности достигает в 17-18 веках. Батальный жанр в изобразительном искусстве повествует о войне и военной жизни. На картинах такого рода отображаются бои на суши, в море, а также походы солдат. Главной задачей художника не просто показать сцены или героику войны, но и раскрыть истинный смысл и исторический контекст событий.

Косвенно батальный жанр в изобразительном искусстве является историческим. А вот сцены военного быта можно отнести к бытовому жанру.

За годы войны выросло много новых талантливых художников, активно включившихся в творческую работу.

В самые суровые дни  42 года, когда враг подходил к столице, в Москве и Ленинграде были открыты художественные выставки. Идеи патриотизма определяли содержание искусства этого периода.

Для того чтобы отразить самоотверженную и героическую борьбу народа, искусству нужны были особая глубина и сила выявления чувства, повышенная эмоциональность, проникновение во внутреннюю жизнь человека. Надо было не просто иллюстрировать отдельные факты и события,    а     создавать образы,   несущие в себе большие чувства, переживания, отвечающие высокому патриотическому подъему советского народа.   

Среди военных произведений особо выделяется картина, названная коротко и с любовью - «Сестрица» художника Самсонова. Наряду с мужчинами храбро, мужественно против врага воевали девушки и женщины, и автор создал удачный образ русской девушки-медсестры, которая ведет с передовой раненого воина с перевязанной головой и несет также его оружие. В ее глазах – вера в победу. Вокруг – напряженный боевой пейзаж: горит подбитая пушка, валяются стреляные гильзы, вдали угадываются очертания противотанковых ежей. Пейзаж для этого художника – важный сопутствующий элемент, который призван усиливать драматизм происходящего.

В годы Великой Отечественной войны у советских художников, как и у всего народа, с особенной силой проявилось патриотическое чувство.

Многие художники сражались с врагом в партизанских отрядах, в разведке, в пехоте. Они были свидетелями и непосредственными участниками стремительных атак и боевых штурмов, тяжелых военных походов и кровопролитных сражений. Время не ждало. Надо было писать по живым впечатлениям.

Художник на войне запомнит краски,  И выложит их позже на мольберт: Тревожный миг атаки без огласки, И кем-то неотправленный конверт, Щетину на щеках и злую стужу, И кипятка спасительный глоток Опишет, если Богу будет нужен  Его конкретно праведный итог…

Наш земляк, Алекса́ндр Алекса́ндрович Дейне́ка, в 1942 году создает напряженные и драматичные произведения. «Оборо́на Севасто́поля» — одна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича. Созданная в Москве, в настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Картина по праву является одной из самых сильных в творчестве художника и одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени. На картине запечатлён скорбный и величественный подвиг советских бойцов, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя в 1942 году. Богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы захватчиков.

Картина «Оборона Севастополя» изображает не падение города, а отвагу людей, которые побеждают или умирают. Автор показал жертвенность русского бойца. Динамику и драматизм композиции определяет центральная фигура матроса в последнем отчаянном броске на геометрически точный ряд вражеских штыков.

Диорама - особая разновидность изобразительного искусства. Она дает возможность раскрыть сложные жанровые темы, широко показать место действия. Состоит диорама из двух элементов: живописного полотна и предметного плана. Живописное полотно - основной элемент диорамы - расположено полукругом впереди смотровой площадки. Между живописным полотном и смотровой площадкой установлен предметный план, составляющий с живописным полотном как бы одно целое. Это создает иллюзию глубины пространства, усиливает ощущение реальности, достоверности изображенных событий.

Мальцев П.Т. Диорама «Штурм Сапун-горы» — это крупнейшее произведение современной батальной живописи по праву можно назвать памятником ратному подвигу советских воинов, освободивших Севастополь от гитлеровских захватчиков. Это мощный источник высоких патриотических чувств, замечательный художественный памятник героическим событиям Великой Отечественной войны. На диораме изображен кульминационный момент штурма Сапун-горы войсками 51-й и Приморской армий, отображен массовый героизм советских воинов-освободителей Севастополя.

В диораме "Штурм Сапун-горы" герои живописного полотна, изображенные на переднем плане, впервые в изобразительном искусстве написаны в их естественных размерах, — это реальные люди, некоторые из них имеют полное портретное сходство. На предметном плане — обломки подлинных железобетонных оборонительных сооружений, оружие и предметы боевого снаряжения противника, собранные на местах боев за Севастополь. 

 Длина живописного полотна 25,5 м, высота 5,5 м, площадь предметного (натурного) плана 83 квадратных метров. Открытие диорамы состоялось 4 ноября 1959 года.  

В годы Отечественной войны выдвинулись многие молодые художники, для которых работа над батальными темами явилась большой и плодотворной школой идейного и творческого роста.   

В числе их наиболее ярко проявили себя воспитанники студии военных художников имени Грекова. Основанная в 1934 году как учебная, в дни войны она превратилась в боевой коллектив военных художников-профессионалов. Их работа протекала на передовых линиях фронта. Студийцы были непосредственными участниками подмосковных боев, великой битвы на Волге, форсирования Днепра и штурма Берлина.   

Среди этой талантливой молодежи особенно выдвинулся живописец-баталист 

Пётр Кривоногов.     Творчество Петра Александровича давно стало классикой советской батальной живописи.

«Я увидел эпическую, величественную картину — свидетельство непобедимой силы Советской Армии», — писал художник. Кисти Кривоногова принадлежат полотна, ставшие летописью Великой Отечественной войны.

Картина "На Курской Дуге" Петра Кривоногова. На ней мы видим самое ожесточённое событие Курской битвы - бой под Прохоровкой 12 июля 1943г, где на одном квадратном километре одновременно сошлись в сражение 1200 танков с той и с другой стороны.      Над русским полем, поднимается розовая заря. Но мирный сельский пейзаж нарушен тяжелыми танками. Идет бой, жестокий и беспощадный, коверкающий землю, застилающий небо клубами дыма. Идет бой, который в будущем предрешит не только судьбу Курской дуги, но и судьбу всей России, всего мира.   Огромный контараст между спокойствием русского поля и тяжелой артиллерией отображает боль России в эти годы. Художник показал, насколько преступна война, насколько она бессмыслена.  Болью и ненавистью к тем, кто затеял все это, пропитан даже воздух в картине. Это сражение вошло в историю как "Битва гигантов"....  В этом году  отмечается 75 летие  «Дня победы советских войск в Курской битве»

 «Победа» – знаменитейшая батальная работа советского художника Петра Кривоногова. Сюжет был задуман в тот самый момент, когда красная армия победно штурмовала немецкий Рейхстаг. Несчетное число мужчин в военной форме торжественно и самозабвенно ликует. Опьяняющее чувство освобождения от нацистских захватчиков заставляет бойцов поднимать руки вверх, протягивая ввысь оружие, каски и алые флаги. Здание Рейхстага раздроблено, обгоревшие колонны испещрены выстрелами, на ступенях – каменные осколки и убитые противники. Бой только-только завершился, еще даже дым не развеялся на месте стычки. Вот как сам художник пишет о картине: «Взметнулись в воздух руки бойцов с винтовками и автоматами, стальными касками и пилотками... Все головы подняты, все глаза устремлены в одну точку — вверх, туда, где над куполом полощется на весеннем ветру красное знамя Победы. Под сводами здания раскатывается могучее русское "Ура!"»

 

Народный художник Российской Федерации Андрей Петрович Горский, многие картины которого были посвящены теме Великой Отечественной войны. И одна из них - "Без вести пропавший. 1946 год", на которой нет взрывов, нет крови. Художник изобразил пару, которая любит друг дуга. Весна… Бескрайнее небо, ярко-зеленая трава и солнечный свет наполняют картину теплом и покоем. С одной стороны небо тревожное и пасмурное, с другой - нежное и спокойное. Картина передает чувство тревоги и отчаяния, но в то же время счастье и надежду на светлое будущее. Видимо, глубокое переживание художником народной трагедии выплеснулось в написание этого полотна. Справа изображена часть деревянного домика, родного места, куда так спешил вернуться герой картины.

Это очень проникновенная картина, которая трогает до глубины души. Сколько потерь пережили люди во время войны. Многие не вернулись, без вести пропали. А героине картины посчастливилось дождаться близкого человека. Картина вызывает тревогу и огромное счастье, что они выжили. Это полотно дает надежду многим на встречу.

Выводы: Художники – великие люди, каждый - герой своего времени. Благодаря им человечество познает мир через картины. Великие творения пронизывают своей чувственностью до глубины души.

За годы Великой Отечественной войны художниками было создано немало произведений, в которых они выразили всю трагедию войны и прославили подвиг победившего народа. Эти произведения бесценны и вносят огромный вклад в сохранение народной памяти.

Проект «Советская живопись: картины о Великой Отечественной войне» способствует патриотическому, нравственному и духовному воспитанию. С поставленными задачами проекта мы справились и достигли цели.

В результате работы над проектом: повысится интерес у детей к изучению истории своей Родины, к живописи и искусству в целом; появится чувство гордости, любви и уважения к своей стране.

Данная презентация может быть использована на уроках ИЗО, истории, классных часах детьми и учителями.

Наша выставка имеет продолжение. Она может быть использована при проведении уроков изобразительного искусства, истории, литературы, музыки, внеклассных мероприятий, различных бесед на военную тему для патриотического воспитания молодёжи, а также при проведении экскурсий в нашем школьном музее им. Рокоссовского.                     

Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему "Советская живопись: Картины о Великой Отечественной войне"»

Советская живопись: Узнать, как тема Великой Отечественной войны отражается в картинах советских художников. Цель проекта картины  о Великой Отечественной войне   Познакомить учащихся с нашей работой - подготовить и провести выставку репродукций картин о Великой Отечественной войне.

Советская живопись:

Узнать, как тема Великой Отечественной войны отражается в картинах советских художников.

Цель проекта

картины о Великой Отечественной войне

Познакомить учащихся с нашей работой - подготовить и провести выставку репродукций картин о Великой Отечественной войне.

Отчет опроса : Для этого нам понадобились: Ученики средних классов. Количество опрошенных учеников всего. Ученики старших классов. 127 Количество учеников, которые визуально помнят картины о ВОВ, могут назвать автора и название картины о ВОВ. 9 Количество учеников, которые знают названия картин о ВОВ, но не помнят фамилий авторов. 29 19 Количество учеников, которые знают фамилии художников, написавших картины о ВОВ, но не помнят названия картин. 4 Количество учеников, которые визуально помнят картины о ВОВ, не знают фамилий авторов и названия картин. 4 14 1 64 Количество учеников, которые не знают или не помнят картины о ВОВ 11 21 9 - картон, цветная плотная бумага, клей, двухсторонний скотч; - необходимые надписи (заголовок, названия картин и фамилии авторов), и сами репродукции картин, распечатанные на принтере.

Отчет опроса :

Для этого нам понадобились:

Ученики средних классов.

Количество опрошенных учеников всего.

Ученики старших классов.

127

Количество учеников, которые визуально помнят картины о ВОВ, могут назвать автора и название картины о ВОВ.

9

Количество учеников, которые знают названия картин о ВОВ, но не помнят фамилий авторов.

29

19

Количество учеников, которые знают фамилии художников, написавших картины о ВОВ, но не помнят названия картин.

4

Количество учеников, которые визуально помнят картины о ВОВ, не знают фамилий авторов и названия картин.

4

14

1

64

Количество учеников, которые не знают или не помнят картины о ВОВ

11

21

9

- картон, цветная плотная бумага, клей, двухсторонний скотч;

- необходимые надписи (заголовок, названия картин и фамилии авторов), и сами репродукции картин, распечатанные на принтере.

"Последний бой на 35 батарее". Шорохов А.Ф.

Бата́льный жанр (от фр.   bataille  — битва )

«День победы советских войск в

Курской битве»

  • Этот термин появился в эпоху Возрождения. Наибольшей популярности достигает в 17-18 веках.

75 лет!

  • Батальный жанр в изобразительном искусстве повествует о войне и военной жизни.

Битва на Курской дуге, длившаяся почти 50 огненных дней и ночей, стала одним из ключевых сражений.

Она стала переломным моментом в ходе боевых действий.

После поражения немецких войск под Курском и Орлом стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советского командования.

75-летие Победы в Курской битве — это важная веха в истории нашей страны.

  • На картинах такого рода отображаются бои на суши, в море, а также походы солдат.
  • Главной задачей художника не просто показать сцены или героику войны, но и раскрыть истинный смысл и исторический контекст событий.
  • Косвенно батальный жанр в изобразительном искусстве является историческим. А вот сцены военного быта можно отнести к бытовому жанру.

  "За Родину!". Широков А.

Марат Иванович Самсонов М.Самсонов

Марат

Иванович

Самсонов

М.Самсонов

"Защитники Брестской крепости". Кривоногов П.А.

«Сестрица»

 Диорама

Диорама "Сталинградская битва". Авторы работы: Бут Н.Я., Жигимонт П.И., Мальцев П.Т., Марченко Г.И., Самсонов М.И., Усыпенко Ф.П.

Александр Александрович Дейнека

Диорама «Курская битва». Присекин Н.С.

А.Дайнека «Оборона Севастополя»

Пётр Тарасович Мальцев Мальцев П.Т. Диорама «Штурм Сапун-горы»

Пётр Тарасович

Мальцев

Мальцев П.Т. Диорама «Штурм Сапун-горы»

А. Чернышов. «М.Б. Греков в Первой Конной армии». 1958 Г.И. Прокопинский. «К.Е. Ворошилов и члены РВС в мастерской М.Б. Грекова».1955г. АА.Семёнов. «М.Б.Греков с группой студентов в мастерской Ф.Рубо». 1974

А. Чернышов. «М.Б. Греков в Первой Конной армии». 1958

Г.И. Прокопинский.

«К.Е. Ворошилов и члены РВС в мастерской М.Б. Грекова».1955г.

АА.Семёнов. «М.Б.Греков с группой студентов в мастерской Ф.Рубо». 1974

Пётр Александрович Кривоногов П. А. Кривоногов.

Пётр Александрович Кривоногов

П. А. Кривоногов. "На Курской Дуге"

П. А. Кривоногов. «Победа"

Андрей Петрович Горский А.П. Горский

Андрей Петрович Горский

А.П. Горский "Без вести пропавший. 1946 год"

Презентацию подготовили:   ученицы 9 «а» класса  Буднова Дарья,  Дегтярёва Карина,  Крутова Анастасия   МОУ «СОШ № 9 им. К.К. Рокоссовского»   г. Железногорск  2018 год СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ!

Презентацию подготовили: ученицы 9 «а» класса Буднова Дарья, Дегтярёва Карина, Крутова Анастасия МОУ «СОШ № 9 им. К.К. Рокоссовского» г. Железногорск 2018 год

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!