СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по русскому языку для 10 класса.«Средства художественной выразительности. Тропы» (1 час в неделю)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку, она поможет учащимся приобрести навыки анализа текста, нахождения средств художественной выразительности.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по русскому языку для 10 класса.«Средства художественной выразительности. Тропы» (1 час в неделю)»

Программа элективного курсам для 10 класса «Средства художественной выразительности. Тропы» составлена на основе государственного образовательного стандарта, авторской программы Н.А. Зайцевой «Выразительные средства художественной речи. Тропы. Программа элективного курса» ч. 1,ч. 2.Смоленск ,

ГАУДПОС « СОИРО» 2014 г, соответствует учебному плану школы на 2017-2018 учебный год.

Программа обеспечена учебной литературой:

1.Н.А. Зайцева «Выразительные средства художественной речи. Тропы. Программа элективного курса» ч. 1,ч. 2.-Смоленск , ГАУДПОС « СОИРО» ,2014

2. Н.А. Зайцева Рабочая тетрадь к элективному курсу «Выразительные средства художественной речи. Тропы».Смоленск, ГАУДПОС « СОИРО» ,2014

Курс предназначен для обучающихся 10 классов, рассчитан на 34 часа. Элективный курс позволит углубить знания обучающимся, поможет подготовиться к аттестации в 9 и 11 классах.

Программа соответствует принципу научности: в неё включены прогрессивные научные знания и разнообразные формы практической деятельности, включает в себя материал, не содержащийся в образовательных программах, создавая новизну содержания для обучающихся. Программа включает в себя несколько тем , отобранных и расположенных в определённой логической последовательности, соответствует дидактическими принципам обучения школьников.

В программе предусмотрены конкретно ожидаемые результаты обучения, методы и формы поверки их достижений.

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

    • Повторение теоретико-литературных понятий , изученных в 5-7 классах , углубление и расширение понимания литературоведческих терминов с учётом нового объёма знаний;

    • Выполнение упражнений, помогающих соотнести полученные знания с практической деятельностью с целью отработки навыков определения тропов;

    • Обучение самостоятельной работе над фрагментами произведений;

    • Выполнение письменных работ творческого характера по определённым темам и по всему курсу.



Содержание программы подчинено принципам последовательности и логичности ,которые предполагают связь между частным и общим, всех последующих тем с предыдущими.

1.Элективный курс реализует следующие цели:

1.Обеспечть углубленное и многостороннее изучение обучающимися тропов,

2.Продемонстрировать выразительные возможности родного языка,

3.Совершенствовать умение обобщать и сопоставлять языковые явления, отличать один вид тропов от другого,

4. Развивать возможность контекстуального видения изученного,

5.Формировать эстетический вкус, интерес к языку,

6. Научить видеть и слышать красоту родного языка, понимать , какими изобразительными средствами она достигается.

7.Научить пользоваться этими средствами языка в своей речи.

Задача курса - подготовить обучающихся к выбору профиля, вооружить материалам для сдачи ЕГЭ в 9 и 11классах.

В результате освоения программы обучающиеся должны:

Знать и понимать:

  • Основные тропы образной речи,

  • Приемы создания того или иного топа.

Уметь:

  • Анализировать художественный текст с точки зрения выразительных средств языка,

  • Выполнять задания творческого характера,

  • Устранять ошибки в неверном употреблении тропов,

  • Отличать один троп от другого.

Принципы построения курса:

  • Доступность в отборе литературного материала,

  • Сопряженность программы курса по выбору с основной программой по русскому языку и литературе,

  • Единство речевого и языкового развития,

  • Модульность,

  • Системность.

2.Содержание курса:

Введение. Какую речь называют образной?

В чем сила слова ? Искусство образной речи. Использование тропов для создания образной речи. Самобытность художественных образов, используемых разными писателями и поэтами. Общеязыковые и авторские тропы. Тропы и языковые штампы. Что лежит в основе тропов? Простейшие и развернутые тропы.

Эпитет

Определение эпитета. Различные части речи в роли эпитетов. Виды эпитетов(цветовые ,

Оценочные ,метафорические ,метонимические ,постоянные, авторские).Эпитеты по составу( простые и сложные ).Отличие постоянных эпитетов от индивидуально-авторских. Стилистическое назначение эпитетов ( изобразительные и эмоциональные). Три группы эпитетов: усилительные, контрастные, _уточнительные.

Понятие оксюморона как разновидности эпитета. Урок- практикум.

Сравнение.

Определение сравнения. Объект, предмет и образ сравнения. Символические сравнения..

Сравнения- средство создания определенного стиля. Народно - поэтические сравнения.

Простые и развернутые сравнения. Общеязыковые и индивидуально – авторские сравнения. Урок - практикум.

Метафора.

Понятие метафоры. Метафора как познание мира и игра. Основа метафоры- сходство предметов. Отличие метафоры от сравнения Простые и развернутые метафоры Три группы метафор по стилистической особенности. Общеязыковые метафоры. Пути, способы образования языковых метафор. Индивидуально – авторские метафоры. Ошибки в употреблении метафор. Разновидности метафор ( овеществление и олицетворение )

Правила составления метафор. Близость метафоры к аллегории и символу. Урок-практикум.

Метонимия Переименование. Синекдоха.

Определение метонимии. Способы переноса в метонимии. Отличие метафоры от метонимии. Речевые ошибки в метонимических переносах. Переименование как разновидность метонимии Определение синекдохи. Типы переноса значений при синекдохе. Основные виды синекдохи Урок- практикум.

Гипербола. Литота.

Определение гиперболы. Н.В.Гоголь – «король гиперболы». Общеязыковые индивидуально – авторские гиперболы Определение литоты. Общеязыковые и

индивидуально – авторские литоты. Определение гиперболы и литоты в проведениях поэтов и прозаиков.

Ирония Аллегория.

Определение иронии. Сократовская ирония . Ирония и парадокс. Аллегория. Причина обращения к аллегории. Эзоп – автор аллегории. Жанры ,в которых используется аллегория. Определение иронии и аллегории в текстах.

Олицетворение .

Определение олицетворения. Вид олицетворения- персонификация. Тренировочные упражнения.

Перифра

Возникновение перифразы. Общеязыковые и индивидуально- авторские перифразы. Эстетическая ценность индивидуально- авторских перифраз. Образные перифразы. Смысловая функция необразных перифраз. Ошибки в употреблении перифраз. Тренировочные упражнения.

Практические работы ( 4 часа)

Работа с текстовым материалом. Защита рефератов и практической части

3.Тематическое планирование элективного курса



№ п\п

тема

Количество часов

Практические занятия

1.

Какую речь называют образной?

1


2.

Эпитет

4

1

3.

Сравнение

5

1

4.

Метафора

5

1

5.

Метонимия. Переименование. Синекдоха.

4

1

6.

Гипербола .Литота.

3


7.

Ирония. Аллегория.

3


8.

Олицетворение.

3


9.

Перифраза.

2


10.

Практические и зачетные работы

4

4


Итого

34

8




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!