ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции развития математического образования в Российской Федерации, Устава и локальных актов МБОУ «СОШ №34» ТГО и др. представляет собой вариант программы внеурочной деятельности по конкретному виду деятельности (познавательная), общеинтеллектуального направления. Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю в течение года. Всего – 34 ч. Продолжительность занятия 30 минут.
В основе курса «Занимательная математика» лежит активная деятельность детей, направленная на формирование их мыслительной деятельности, развитие интеллектуальных возможностей и творческих способностей. Организация процесса познания строится так, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекала в условиях развития познавательных способностей учащихся, внимания, памяти, творческого воображения.
Особенностью программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. В процессе логических упражнений учащиеся практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют строить правильные суждения и приводить несложные доказательства. Рассмотрение пестрого ряда головоломок, занимательных вопросов, забавных задач, парадоксов и неожиданных сопоставлений способствуют возникновению познавательной мотивации обучающихся.
Цель программы: содействие развитию интереса учащихся к математике и потребности применения математических знаний в повседневной жизни.
Задачи программы:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях;
воспитание творческой, индивидуальной личности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 10-11 лет (5 класс). В этом возрасте центральным новообразованием в личности подростка является развитие у него самосознания и внутренней переориентации правил и ограничений на нормы поведения взрослых. Содержание программы реализуется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 10-11 лет, связанных:
с переходом от учебных действий, осуществляемых под руководством учителя, к овладению этой учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов;
с осуществлением преобразования учебных действий;
с формированием у учащихся научного типа мышления;
с овладением коммуникативными средствами и способами учебного сотрудничества.
Преобладающие организационные формы обучения: игры (деловые и организационно-деятельностные), соревнования, познавательные беседы, конкурсы, выставки, устный журнал. Используются нетрадиционные формы: инновационные игры; задачи на основе статистических данных по городу; парадоксальные факты, сказки, ребусы, кроссворды, загадки на математические темы; конкурсы газет, занимательных задач. Занятия направлены не сколько на расширение представлений об изучаемом материале, сколько помочь обучающимся углубить и оживить уже имеющиеся у них основные сведения, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему их применению.
Использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисковой и исследовательской работы, сформировать устойчивый интерес к математике. В данную программу включены исторические сведения развития математического знания, которые дают возможность пополнить запас историко-научных знаний обучающихся, сформировать у них представление о математике как части общечеловеческой культуры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий, соответствующих требованиям ФГОС ООО 2-го поколения: (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), опыт проектной деятельности, навыки работы с информацией.
1. Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся.
2. Освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, сравнение, обобщение, систематизация, в результате решения ими соответствующих задач и упражнений, дополняющих основной курс.
3. Повышение уровня математического развития учащихся в результате углубления их знаний по основному курсу.
4. Формирование интереса учащихся к математике в ходе получения ими дополнительной информации.
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
мотивация деятельности;
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Метапредметные результаты:
развитие умения использовать различные способы сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера;
развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
развитие логического мышления, смекалки;
углубление и расширение знаний по математике;
умение изготавливать танграм и составлять фигуры;
привитие исследовательских качеств учащихся;
использование приобретенных математических знаний для объяснения окружающих предметов, процессов, явлений.
В результате реализации программы ученик научится:
В сфере личностных универсальных учебных действий оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий владеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями, интернет-сайтами для поиска учебной информации об объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий планировать и координировать совместную деятельность.
Одним из значимых результатов будет продолжение формирования ИКТ-компетентности учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
1.Введение в программу внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Теория: Презентация объединения «Занимательная математика»: для чего нужна внеурочная деятельность «Занимательная математика», чем будем заниматься и как будем работать.
Практика: Занимательные задачи «Сколько?». Загадки о числах. Игра «Весёлый счёт». Математическая эстафета «Лесенка».
2.Старинные системы записи чисел. Числа великаны
Теория: Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Славянские цифры. История возникновения названия – «миллион», «миллиард», «триллион». Числа великаны.
Практика: Стихотворения: «На что похожа цифра?», «Треугольники», «Веселые стихи». Задачи на смекалку «Цифры спрятались». Конкурс на внимание «Не собьюсь».
3.Математические игры и фокусы
Практика: Математическая игра «Следопыты». Игра на внимание «Сосчитай до 40».Математические фокусы: «Кто взял резинку, а кто карандаш?», «Одна, две, три попытки… и я угадал», «Угадывание задуманного числа».
4. Четыре действия арифметики
Теория: Как появились знаки «+», «-», «×», «:». Как люди учились считать. Люди-калькуляторы.
Практика: Задачи на сообразительность и смекалку «Затруднительные положения». Игра «Математический футбол». Конкурс эрудитов.
5. Удивительный нуль
Теория: История открытия нуля. Пословицы, крылатые слова, стихотворения о нуле.
Практика: Текстовые занимательные задачи: «Сколько лет?», «Носки и перчатки», «Переливания». Игра «Суд над нулем»
6.История линейки. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси
Теория: История линейки в России. Сведения из истории мер длины. Старинные русские меры длины. Познавательная беседа «Измерить-значит сравнить с эталоном».
Практика: Занимательные задачи, связанные с мерами длины. Конкурс математических загадок. Конкурс «Отмерь на глаз». Игра «Математическая цепочка». Логическая игра «Кто первый скажет 100?».
7.Возникновение денег. Денежная система в Древней Руси
Теория: Возникновение денег, как и откуда произошли их названия. Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная система.
Практика: Занимательные задачи: 1) Торг в Маниле, 2) Каков доход?,
3) Лавка старьевщика, 4) Продажа кур, 5) Алмазы и рубины. Игра «Магазин». Математическая викторина «Что? Где? Когда?»
8.Как люди научились измерять время. Изобретение календаря
Теория: Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица измерения времени. Крупные единицы времени – год и век. Изобретение календаря.
Практика: Занимательные задачи на время и скорость. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса». Кроссворды, загадки о времени. Математические тренажеры. Конкурс математических ребусов.
9. Задачи–смекалки. Задачи-шутки
Практика: Решение задач о возрасте и родственных связях. Задачи-шутки: «Во время прилива», «Отец и его дочь». Задачи-шутки в стихах. Оптические обманы (зрительные искажения). Конкурс математических сказок.
10. Из истории мер массы. Система мер русского народа.
происхождение метрической системы мер
Теория: Измерение количества вещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России. Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов.
Практика: Устный журнал «История мер». Занимательные задачи на взвешивания и на деления между двумя и тремя. Игра «Почтальон».
11. Атомы арифметики
Теория: Простые числа. Решето Эратосфена. Современное «решето». Бесконечны ли простые числа? Основная теорема арифметики.
Практика: Блиц-турнир по решению занимательных задач. Конкурсно-игровая программа «Математическая ярмарка».
12. Составление ребусов, математических загадок, задач
Практика: Составление и решение ребусов, задач, загадок, связанных с математикой. Игра-соревнование «Пройди по цепочке». Выставка работ учащихся.
13. Задачи в стихах. Логические упражнения. Числовые головоломки
Практика: Конкурс задач в стихах. Игровой математический практикум по решению логических задач, головоломок, софизмов. Головоломка «Ханойская башня». Турнир «Смекалистых»
14. Блистательные умы
Теория: Презентации: Софья Васильевна Ковалевская–первая женщина математик, Леонард Эйлер–идеальный математик. Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках России и Европы. Высказывания великих людей о значении математики.
15. Происхождение дробей. Старинные занимательные задачи
Теория: Когда появились дроби. Как человек стал ими пользоваться. Практика: Занимательные задачи на дроби. Блиц-турнир по решению старинных занимательных задач. «Ковбойская» головоломка. Игра «Математический бег».
16. Фольклорная математика
Теория: Что такое фольклорная математика? (Использование аудиовизуальной и компьютерной техники).
Практика: Аукцион «Числа, спрятанные в пословицах и поговорках». Игра «Опознай пословицу». Конкурс частушек о математике.
17. Покорение космоса и математика
Теория: Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе. Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих космонавтах.
Практика: Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе. Конкурс на лучшую загадку с числом. Игра-путешествие «Полёт на Марс».
18. Математика и наш город
Теория: История строительства и развития города Губкина. Просмотр презентации «Наш город».
Практика: Практические задачи, связанные с городом. Игра-соревнование «Кто быстрее». Мини-кроссворд. Конкурс задач, составленных детьми, взятых из жизни.
19. Математика и здоровье человека
Теория: Основы здорового образа жизни и математика.
Практика: Занимательные задачи, связанные со спортом, здоровым питанием, режимом дня. Игра «Расшифруй слово». Сообщения о роли математики в формировании здорового образа жизни. Выпуск газеты «Занимательная математика».
20. Математика вокруг нас
Математический КВН. Конкурс на лучший математический кроссворд.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы учебных занятий | Количество часов |
Всего | В том числе |
Теория | Практика |
1 | Введение в программу внеурочной деятельности «Занимательная математика». Набор детей. | 2 | 1 | 1 |
2 | Старинные системы записи чисел. Числа великаны | 2 | 1 | 1 |
3 | Математические игры и фокусы | 1 | - | 1 |
4 | Четыре действия арифметики | 2 | 1 | 1 |
5 | Удивительный нуль | 1 | 1 | - |
6 | История линейки. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси | 2 | 1 | 1 |
7 | Возникновение денег. Денежная система в Древней Руси | 2 | 1 | 1 |
8 | Как люди научились измерять время. Изобретение календаря | 2 | 1 | 1 |
9 | Задачи – смекалки. Задачи-шутки | 2 | - | 2 |
10 | Из истории мер массы. Система мер русского народа. Происхождение метрической системы мер | 2 | 1 | 1 |
11 | Атомы арифметики | 1 | 1 | - |
12 | Составление ребусов, математических загадок, задач | 3 | - | 3 |
13 | Задачи в стихах. Логические упражнения. Числовые головоломки | 2 | - | 2 |
14 | Блистательные умы | 1 | 1 | - |
15 | Происхождение дробей. Старинные занимательные задачи | 2 | 1 | 1 |
16 | Фольклорная математика | 2 | 1 | 1 |
17 | Покорение космоса и математика | 1 | 1 | - |
18 | Математика и наш город | 1 | - | 1 |
19 | Математика и здоровье человека | 2 | 1 | 1 |
20 | Математика вокруг нас | 1 | - | 1 |
| Всего: | 34 | 14 | 20 |
0