СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе курса «Занимательная математика» лежит активная деятельность детей, направленная на формирование их мыслительной деятельности, развитие интеллектуальных возможностей и творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции развития математического образования в Российской Федерации, Устава и локальных актов МБОУ «СОШ №34» ТГО и др. представляет собой вариант программы внеурочной деятельности по конкретному виду деятельности (познавательная), общеинтеллектуального направления. Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю в течение года. Всего – 34 ч. Продолжительность занятия 30 минут.

В основе курса «Занимательная математика» лежит активная деятельность детей, направленная на формирование их мыслительной деятельности, развитие интеллектуальных возможностей и творческих способностей. Организация процесса познания строится так, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекала в условиях развития познавательных способностей учащихся, внимания, памяти, творческого воображения.

Особенностью программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. В процессе логических упражнений учащиеся практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют строить правильные суждения и приводить несложные доказательства. Рассмотрение пестрого ряда головоломок, занимательных вопросов, забавных задач, парадоксов и неожиданных сопоставлений способствуют возникновению познавательной мотивации обучающихся.

Цель программы: содействие развитию интереса учащихся к математике и потребности применения математических знаний в повседневной жизни.

Задачи программы:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приемов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях;

  • воспитание творческой, индивидуальной личности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 10-11 лет (5 класс). В этом возрасте центральным новообразованием в личности подростка является развитие у него самосознания и внутренней переориентации правил и ограничений на нормы поведения взрослых. Содержание программы реализуется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 10-11 лет, связанных:

  • с переходом от учебных действий, осуществляемых под руководством учителя, к овладению этой учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов;

  • с осуществлением преобразования учебных действий;

  • с формированием у учащихся научного типа мышления;

  • с овладением коммуникативными средствами и способами учебного сотрудничества.

Преобладающие организационные формы обучения: игры (деловые и организационно-деятельностные), соревнования, познавательные беседы, конкурсы, выставки, устный журнал. Используются нетрадиционные формы: инновационные игры; задачи на основе статистических данных по городу; парадоксальные факты, сказки, ребусы, кроссворды, загадки на математические темы; конкурсы газет, занимательных задач. Занятия направлены не сколько на расширение представлений об изучаемом материале, сколько помочь обучающимся углубить и оживить уже имеющиеся у них основные сведения, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему их применению.

Использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисковой и исследовательской работы, сформировать устойчивый интерес к математике. В данную программу включены исторические сведения развития математического знания, которые дают возможность пополнить запас историко-научных знаний обучающихся, сформировать у них представление о математике как части общечеловеческой культуры.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ



Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий, соответствующих требованиям ФГОС ООО 2-го поколения: (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), опыт проектной деятельности, навыки работы с информацией.

1. Развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся.

2. Освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, сравнение, обобщение, систематизация, в результате решения ими соответствующих задач и упражнений, дополняющих основной курс.

3. Повышение уровня математического развития учащихся в результате углубления их знаний по основному курсу.

4. Формирование интереса учащихся к математике в ходе получения ими дополнительной информации.

Личностные результаты:

 готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

 мотивация деятельности;

 самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

 навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

 этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Метапредметные результаты:

 развитие умения использовать различные способы сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера;

 развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

 использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

 готовность слушать собеседника и вести диалог;

 готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты:

 развитие логического мышления, смекалки;

 углубление и расширение знаний по математике;

 умение изготавливать танграм и составлять фигуры;

 привитие исследовательских качеств учащихся;

 использование приобретенных математических знаний для объяснения окружающих предметов, процессов, явлений.

В результате реализации программы ученик научится:

В сфере личностных универсальных учебных действий оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий владеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями, интернет-сайтами для поиска учебной информации об объектах.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий планировать и координировать совместную деятельность.

Одним из значимых результатов будет продолжение формирования ИКТ-компетентности учащихся.








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

1.Введение в программу внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Теория: Презентация объединения «Занимательная математика»: для чего нужна внеурочная деятельность «Занимательная математика», чем будем заниматься и как будем работать.

Практика: Занимательные задачи «Сколько?». Загадки о числах. Игра «Весёлый счёт». Математическая эстафета «Лесенка».


2.Старинные системы записи чисел. Числа великаны

Теория: Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Славянские цифры. История возникновения названия – «миллион», «миллиард», «триллион». Числа великаны.

Практика: Стихотворения: «На что похожа цифра?», «Треугольники», «Веселые стихи». Задачи на смекалку «Цифры спрятались». Конкурс на внимание «Не собьюсь».


3.Математические игры и фокусы

Практика: Математическая игра «Следопыты». Игра на внимание «Сосчитай до 40».Математические фокусы: «Кто взял резинку, а кто карандаш?», «Одна, две, три попытки… и я угадал», «Угадывание задуманного числа».


4. Четыре действия арифметики

Теория: Как появились знаки «+», «-», «×», «:». Как люди учились считать. Люди-калькуляторы.

Практика: Задачи на сообразительность и смекалку «Затруднительные положения». Игра «Математический футбол». Конкурс эрудитов.


5. Удивительный нуль

Теория: История открытия нуля. Пословицы, крылатые слова, стихотворения о нуле.

Практика: Текстовые занимательные задачи: «Сколько лет?», «Носки и перчатки», «Переливания». Игра «Суд над нулем»


6.История линейки. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси

Теория: История линейки в России. Сведения из истории мер длины. Старинные русские меры длины. Познавательная беседа «Измерить-значит сравнить с эталоном».

Практика: Занимательные задачи, связанные с мерами длины. Конкурс математических загадок. Конкурс «Отмерь на глаз». Игра «Математическая цепочка». Логическая игра «Кто первый скажет 100?».


7.Возникновение денег. Денежная система в Древней Руси

Теория: Возникновение денег, как и откуда произошли их названия. Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная система.

Практика: Занимательные задачи: 1) Торг в Маниле, 2) Каков доход?,

3) Лавка старьевщика, 4) Продажа кур, 5) Алмазы и рубины. Игра «Магазин». Математическая викторина «Что? Где? Когда?»


8.Как люди научились измерять время. Изобретение календаря

Теория: Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица измерения времени. Крупные единицы времени – год и век. Изобретение календаря.

Практика: Занимательные задачи на время и скорость. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса». Кроссворды, загадки о времени. Математические тренажеры. Конкурс математических ребусов.


9. Задачи–смекалки. Задачи-шутки

Практика: Решение задач о возрасте и родственных связях. Задачи-шутки: «Во время прилива», «Отец и его дочь». Задачи-шутки в стихах. Оптические обманы (зрительные искажения). Конкурс математических сказок.


10. Из истории мер массы. Система мер русского народа.

происхождение метрической системы мер

Теория: Измерение количества вещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России. Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов.

Практика: Устный журнал «История мер». Занимательные задачи на взвешивания и на деления между двумя и тремя. Игра «Почтальон».


11. Атомы арифметики

Теория: Простые числа. Решето Эратосфена. Современное «решето». Бесконечны ли простые числа? Основная теорема арифметики.

Практика: Блиц-турнир по решению занимательных задач. Конкурсно-игровая программа «Математическая ярмарка».


12. Составление ребусов, математических загадок, задач

Практика: Составление и решение ребусов, задач, загадок, связанных с математикой. Игра-соревнование «Пройди по цепочке». Выставка работ учащихся.


13. Задачи в стихах. Логические упражнения. Числовые головоломки

Практика: Конкурс задач в стихах. Игровой математический практикум по решению логических задач, головоломок, софизмов. Головоломка «Ханойская башня». Турнир «Смекалистых»


14. Блистательные умы

Теория: Презентации: Софья Васильевна Ковалевская–первая женщина математик, Леонард Эйлер–идеальный математик. Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках России и Европы. Высказывания великих людей о значении математики.


15. Происхождение дробей. Старинные занимательные задачи

Теория: Когда появились дроби. Как человек стал ими пользоваться. Практика: Занимательные задачи на дроби. Блиц-турнир по решению старинных занимательных задач. «Ковбойская» головоломка. Игра «Математический бег».


16. Фольклорная математика

Теория: Что такое фольклорная математика? (Использование аудиовизуальной и компьютерной техники).

Практика: Аукцион «Числа, спрятанные в пословицах и поговорках». Игра «Опознай пословицу». Конкурс частушек о математике.




17. Покорение космоса и математика

Теория: Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе. Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих космонавтах.

Практика: Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе. Конкурс на лучшую загадку с числом. Игра-путешествие «Полёт на Марс».


18. Математика и наш город

Теория: История строительства и развития города Губкина. Просмотр презентации «Наш город».

Практика: Практические задачи, связанные с городом. Игра-соревнование «Кто быстрее». Мини-кроссворд. Конкурс задач, составленных детьми, взятых из жизни.


19. Математика и здоровье человека

Теория: Основы здорового образа жизни и математика.

Практика: Занимательные задачи, связанные со спортом, здоровым питанием, режимом дня. Игра «Расшифруй слово». Сообщения о роли математики в формировании здорового образа жизни. Выпуск газеты «Занимательная математика».


20. Математика вокруг нас

Математический КВН. Конкурс на лучший математический кроссворд.


















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Темы

учебных занятий

Количество часов

Всего

В том числе

Теория

Практика

1

Введение в программу внеурочной деятельности «Занимательная математика». Набор детей.

2

1

1

2

Старинные системы записи чисел. Числа великаны

2

1

1

3

Математические игры и фокусы

1

-

1

4

Четыре действия арифметики

2

1

1

5

Удивительный нуль

1

1

-

6

История линейки. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси

2

1

1

7

Возникновение денег. Денежная система в Древней Руси

2

1

1

8

Как люди научились измерять время. Изобретение календаря

2

1

1

9

Задачи – смекалки. Задачи-шутки

2

-

2

10

Из истории мер массы. Система мер русского народа. Происхождение метрической системы мер

2

1

1

11

Атомы арифметики

1

1

-

12

Составление ребусов, математических загадок, задач

3

-

3

13

Задачи в стихах. Логические упражнения. Числовые головоломки

2

-

2

14

Блистательные умы

1

1

-

15

Происхождение дробей. Старинные занимательные задачи

2

1

1

16

Фольклорная математика

2

1

1

17

Покорение космоса и математика

1

1

-

18

Математика и наш город

1

-

1

19

Математика и здоровье человека

2

1

1

20

Математика вокруг нас

1

-

1


Всего:

34

14

20



0