ГБДОУ детский сад № 67 комбинированного вида
Красносельского района СПб «Волшебник»
Проект
по развитию связной речи
и формированию начала экологической культуры
по рассказам Бианки В.В. с использованием ИКТ
для детей с тяжелым нарушением речи 5 лет
Составили воспитатели
Ланина Е.В.,
Санкт-Петербург
2016 год
Тип проекта: повествовательный (дети учатся передавать свои впечатления в устной речи, краткосрочный (одна неделя) групповой совместный детско-родительский творческий практико-ориентированный проект с вариативным результатом.
Участники: воспитанники подготовительной логопедической группы, родители, воспитатель, с консультациями психолога и учителя-логопеда.
Актуальность данного проекта:
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период начинает формироваться экологическая культура; правильное отношение ребенка к природе, его к окружающему миру, к себе, как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Такое отношение строится на элементарной деятельности экологического характера. Давно замечено, что мы приобретаем качества того, о ком думаем и, следовательно, говорим. Поэтому даже западные психологи советуют думать и говорить об гармоничном. Пересказывая рассказы В. Бианки, дети стимулируют познавательную, двигательную и речевую активность в процессе работы с художественными образами, уточняют и обогащают представления об окружающем мире, о причинно-следственных связях различных явлений и событий. В силу высокой восприимчивости к зрительным образам детей 6 лет, вследствие отсутствия жизненного опыта и не умения слышать себя и товарища, благодаря целенаправленному воздействию видео и презентационных технологий дети легко и прочно усваивают предлагаемую с экрана мораль. Прежде чем что-то требовать от ребенка, необходимо научить его слышать себя и слушать других, понимать текст, различать изобразительные средства и звук, которыми он передается, воспринимать красоту природы. Так же важно подчеркнуть, что 2017 год в России объявлен годом экологии, что повышает востребованность экологических проектов насыщающих год видео продукцией.
Гипотеза проекта: Мы предполагаем, что использование ИКТ при обучении и воспитании детей с нарушениями развития может быть эффективным средством формирования основ экологической культуры у детей и активизации мышления и речи, творческой активности, одним из методов коррекции речевых нарушений у детей.
Основная цель работы над проектом: сопричастность дошкольников к живой природе через рассказы В.В. Бианки о животных, формирование взгляда с позиции творческого человека, имеющегося опыт создания детской продукции (книги и видео) в контексте интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Художественно – эстетическое развитие» по ФГОС.
Оптимизация работы над проектом: экономия временных и трудовых затрат происходит за счет естественной включенности проекта в образовательную работу логопедической группы по лексической теме недели «Дикие животные»
Задачи проекта:
- Образовательные
Дать представление детям о том, что лес – это среда обитания диких животных; развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных обитателей – от лета к зиме. Учить детей понимать образное содержание, идею, некоторые слова и выражения, встречающиеся в рассказе; способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературное произведение; начальному становлению экологической культуры у ребенка осознанного отношения к диким животным; обогащать словарный запас детей; знакомство с техникой создания книги и диафильма.
- Развивающие
Развивать художественно-творческие способности и образно-художественное восприятия мира детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности, ручного труда; формировать умение выразительно пересказывать. Продолжать учить детей четко, связно, последовательно пересказывать текст, развивать фонематический слух и дикцию.
- Воспитательные
Воспитывать интерес к авторской литературе, внимание и последовательность в процессе создания детской продукции; воспитание общей речевой культуры, воспитывать коллективизм и гуманизм.
- Организационная
Интегрировать проект в образовательную работу логопедической группы по лексической теме недели «Дикие животные»; организовать техническое сопровождение проекта; организация просмотра диафильма среди детей и взрослых; распространение продукта через интернет - сайт детского сада, социальные сети и mail - почту.
- преодолевать страхи, внутренние комплексы, неуверенность;
- бороться с нервными расстройствами, депрессивными состояниями;
- развивать творческую активность и креативные способности, позволяющие решать жизненные задачи; перенаправить внимание на эстетику и творчество, улучшить настроение;
- обнаружить и построить личностные смыслы экологической направленности;
- познакомить с новыми технологиями
- развить общекультурные, организационные, коммуникативные, познавательные, компетенции
- скомпенсировать недостатки
- преодолеть негативное, найти социально приемлемые формы самовыражения.
Задачи, которые решаются в процессе реализации программы носят комплексный характер. Они могут быть объединены в несколько блоков, в соответствии с проблемами психомоторного, когнитивного и речевого развития детей в тесном контакте с специалистами (педагога-психолога и учителя-логопеда)
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность воспитателя с детьми
Познавательное развитие – «Как лесные звери готовятся к зиме»
Речевое развитие - пересказ рассказов В.В. Бианки «Мышонок Пик» и на выбор «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Готовятся к зиме».
Художественно-эстетическое развитие детей: рисование
Художественно-эстетическое развитие детей: ручной труд - поделки персонажей из бумаги.
Коллективно изготовить в группе самодельную книжку В.Бианки «Приключения мышонка Пика»
Взаимодействие с семьей: по любому рассказу на выбор создание книжки-малышки (по возможности и при поддержке родителей) для создания библиотеки произведений Виталия Бианки. Индивидуальная работа с детьми в семье над дикцией на диктофон, под контролем учителя-логопеда.
Предполагаемый результат:
Конкурс на лучший детский рассказ по рассказам В. Бианки. Выбор лучшего рассказчика для создания короткометражного диафильма (2 минуты);
Создание творческой выставки поделок книжек-малышек (совместно с родителями);
Обогащение интерактивно – образовательной среды по группы теме проекта:
презентация в Power Point «Дикие животные готовятся к зиме»,
интерактивная доска Mimio, блокнот по лексической теме недели «Дикие дживотные»
Совершенствования навыка речевого общения у детей.
Актуализация совместного труда детей, родителей и педагогов
Предварительная работа:
Занятие познавательного цикла «Как лесные звери – готовятся к зиме» - дать представление детям о том, что лес – это среда обитания диких животных; развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных обитателей – от лета к зиме.
Разучивание с детьми стихотворения «Дикие животные с человеком не живут…».
Чтение рассказов В. Бианки.
Беседы по произведению.
Пересказы детьми.
Иллюстрирование рассказа В. Бианки «Мышонок Пик».
Изготовление книжек-малышек к рассказам В. Бианки в семье.
Рассматривание иллюстраций к рассказам В. Бианки, наглядно-дидактический материал «Дикие животные», презентации в Power Point «Дикие животные», на интерактивной доске Mimio, блокнот по лексической теме недели «Дикие животные зимуют».
Выставка книжек-малышек и иллюстраций к рассказам В. Бианки, портрета писателя.
Фотоссесия детских книжек-малышек и рисунков по рассказам В. Бианки в большом разрешении.
Ежедневные наблюдения за погодой с фиксацией результатов в календаре.
Организованное рассматривание на участке покрова земли; предлагается детям найти цветущие растения и насекомых и установить взаимосвязь со временем года и погодой.
Работа с родителями по созданию видео пересказа в программе Movie Maker, подбор музыкального сопровождения. Видео-пересказ загружается в интернете на видео хостинг You Tube.
Этапы работы над проектом:
Структура включает 4 этапа:
1 этап – просмотр мультфильма «Мышонок Пик», прослушивание сказки с музыкальным сопровождением. В процессе слушания используются движения с импровизацией, элементы гимнастики для пальцев и кистей рук. Обязательно включаются элементы звукоподражания, «озвучивание движений».
2 этап - практическая деятельность с различными материалами, направленная на создание художественных образов. Коллективное творчество по созданию в группе книжки-малышки «Мышонок Пик». В процессе практической деятельности включается речевое сопровождение, комментирование действий, подведение итога и словесный отчет. Предполагается музыкальное сопровождение.
3 этап – выставка книжек-малышек, изготовленных детьми в семье совместно с родителями. Компьютерная работа в видео редакторе Movie Maker и повторное прослушивание сказки с музыкальным сопровождением.
С учетом возможностей детей включается беседа, пересказ, комментирование. Проводится конкурс детских рассказчиков по мотивам творчества В. Бианки. Выбор лучшего чтеца.
4 этап – запись родителями диктора на диктофон. Добавление записи в видео редактор Movie Maker. Заключительный: просмотр смонтированного диафильма, подведение итогов; релаксация и слушание музыки.
1. Подготовительный
Выбор рассказов В. Бианки в соответствии с лексической темой недели и возрастом детей.
Подбор необходимого оборудования, материалов для работы над проектом.
Создание презентации в Power Point «Дикие животные зимой»; на интерактивной доске Mimio, блокнота по лексической теме недели «Дикие животные».
Разработка проекта в контексте интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Художественно – эстетическое развитие» по ФГОС, с использованием презентационных технологий (программы Power Point «Дикие животные») и интерактивных устройств (интерактивную доску Mimio, блокнота по лексической теме недели «Дикие животные зимой»).
2. Мотивационно – информационный
Создание педагогам мотивации, принятие задачи детьми. Мотивационной включенностью детей в проект является ролевое перевоплощение детей, подбор ярких видео сюжетов о животных, волшебная сила литературного слова, а так же радость от сопричастности к живой природе.
Использование при демонстрации подготовленных материалов детям презентационных технологий (программы Power Point «Дикие животные») и интерактивных устройств (интерактивную доску Mimio, блокнота по лексической теме недели «Дикие животные зимой»).
Проведение с детьми игры-драматизации по рассказу В. Бианки «Мышонок Пик».
3. Практико-ориентировочный
Прочтение рассказа и просмотр мультфильма «Мышонок Пик», чтение других рассказов в семье.
Первичный анализ задачи с детьми, поиск и выбор иллюстраций, игрушек для драматизации.
Разработка и создание книжек-малышек - это совместная деятельность детей с родителями, в рамках подготовки к выставке «Библиотека рассказов В.В. Бианки».
Художественно-эстетическое развитие детей – ручной труд. Изготовление поделок из бумаги по воображению.
Художественно-эстетическое развитие детей – рисование по мотивам рассказа В. Бианки «Мышонок Пик».
Конкурс рассказов, выбор лучшего рассказчика.
Озвучивание с использованием диктофона (совместная деятельность с родителями победителя конкурса), прослушивание записи учителем-логопедом.
4. Рефлексивно-обобщенный
Монтаж видео-пересказа педагогом с помощью программы Movie Maker, подбор видео материала и музыкального сопровождения.
Показ и распространение результата проекта родителям, детям и педагогам детского сада с использованием интернета - видео хостинг YouTube.
Одним из главных критериев оценки эффективности является сопричастность ребенка к живой природе, закладывание основ экологической культуры. Изменение у старших дошкольников взаимоотношений, за счет позитивного общения с семьей и расширения их представлений о человеческих отношениях, о себе, о мире живой природы.
В результате проектной деятельности образовательная среда пополнится продуктами детской деятельности в виде книжек-малышек, иллюстрациями, рисунками, для библиотеки В. Бианки, презентациями, блокнот-документами интерактивной доски, диафильмом, отзывами и рекомендации родителей, коллег.
Проект предоставил, каждому ребенку возможность не только познакомится с рассказами В. Бианки, но и приобщиться к миру дикой природы родного края, услышать свою речь и речь другого ребенка, развить фонематический слух и активизировать творческие и речевые навыки, способствовал формированию коммуникативных навыков.
Библиография использованных методических материалов:
http://www.ilogoped.ru/razvitie_rechi_animals_zagadki.php [веб ресурс в открытом доступе] Сайт "Я логопед". ilogoped.ru сделан: Site-dom.ru Москва.
http://yandex.ru/images/search [веб ресурс в открытом доступе] - картинки диких животных
www.ise.iip.net [веб ресурс в открытом доступе] - Институт коррекционной педагогики РАО. История института, его структура, приоритетные направленияя исследований. В разделе «Продукция» представлен алфавитный каталог публикаций сотрудников института за 1995-2000.
В этой статье вы ознакомитесь с практическими и полезнейшими лекциями, в которых Ричард Уильямс делится.. анимацией http://say-hi.me/obuchenie/15-nailuchshix-lekcij-po-a..
Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
Николаев С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей группы детского сада: Кн. Для воспитателей дет. сада/С.Р.Риколаева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с., 8 л. Ил. – ISBN 5-09-011526-5
Ссылка на книги по анимации: https://yadi.sk/d/k2mJWcUmcoG4a
Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития //Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
Приложение
Этапы работы по созданию мультфильма в программе iMovie
1. Открыть папку «Кадры и музыка мультфильма»
2. Открыть программу iMovie
3. «Файл»- новый проект: - переименовать; -соотношение сторон - стандартное;
-создать.
4. «Файл» - свойства проекта.
-время; -применить ко всем фотографиям;
-при добавлении фотографии
– вместить в кадр.
5. Сместить окно iMovie.
6. В папке «Кадры и музыка мультфильма» выделить все фото и перемести в область монтажа.
7. Развернуть окно iMovie.
8. На первом кадре найти значок «Настройка»
-выбрать – настойка клипа
-длительность- 0,4 сек
-применить ко всем изображениям.
9. Предварительный просмотр.
10. Добавить титры: -пиктограмма Т
- выбрать и перетянуть в начало;
- выбрать фон;
-в окне печатаем Название проекта.
11. Установить длительность показа титров – 5 сек.
12. Добавить переход:
- пиктограмма Браузер переходов
- выбрать и перетянуть переход после титров;
13. Установить длительность перехода – 3 сек.
14. Повторить пункты 10-13 для конца мультфильма.
15. Из папки «Кадры и музыка мультфильма» выделить музыкальный фрагмент перенести в область монтажа.
16. Предварительный просмотр и корректировка готового проекта.
17. «Экспорт»: -экспортировать фильм…; -где - рабочий стол; - размер для экспорта- средний ; -экспорт.
18. Закрыть программу iMovie –Проект готов.
Книжки малышки
Студия детского сада 67 «Волшебник» СПб