Урок русского языка в 4 классе по теме: "Прошедшее время глагола"
Учитель Сухорукова Светлана Григорьевна.
Цели урока:
1. Образовательные:
формирование компетенции «учебная самостоятельность» формирование навыков правописания и самоконтроля ; Формировать умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов. Развивать умение распознавать спряжение глаголов. Совершенствовать знания о временных формах глагола.
2. Воспитательные:
воспитывать познавательную активность учащихся,чуткое, бережное отношение к природе (межпредметные связи),Прививать любовь к литературному чтению.
3. Развивающие:
формирование умения вести аргументированный диалог,обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи, мышления, познавательных интересов, интеллекта и эмоций учащихся
1. Мотивационный настрой (Частично – поисковый метод, способствующий активизации познавательных процессов.)
Афоризм урока:
Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…(А. Толстой)
- Прочитайте афоризм.
- Выскажите своё мнение по поводу прочитанного.
- Назовите выделенные орфограммы.
- Спишите афоризм.
2. Подготовительная работа к определению темы урока - Назовите, какое слово не имеет пары и почему?(не имеет пары слово «создал», т.к. является глаголом, определите в число и время глагола.)
Тема урока
Определите тему урока. (записана на доске)
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке:
- я вспомню…
- я буду учиться…
- я смогу…
3. Планирование решения учебной/учебно-практической задачи(составление плана для достижения учебных задач)
- Подумайте, как лучше спланировать работу? (повторить алгоритм, он есть в справочниках у учащихся) памятка стр.
- По какому плану мы изучаем части речи?
1.Что я знаю об этой части речи?
2.Что обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
4. Какие признаки имеет?
5. Чем является в предложении?
6. На какие из поставленных вопросов можете ответить?
Работа по определённому алгоритму:
1. Что я знаю об этой части речи? Известный русский писатель А.Толстой писал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе».
Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В. Даля мы читаем: «Глагол — это речь человека, разумный говор, язык».
- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть.
Чистописание :Давайте потренируемся в написании буквы Ь в сочетании с другими буквами)ОЧЬ,АТЬ,ИТЬ,ЕТЬ. мочь, сказать, говорить, знать, видеть.
- Говорят, что глагол самая "деловая” часть речи, так как всегда расскажет, что делает существительное.
2.Что обозначает? (обозначает действие предмета)
3. На какие вопросы отвечает?(Что делал? Что делает? Что будет делать? - тот или иной предмет)
4. Какие признаки имеет?(время: прошедшее, настоящее, будущее; число: единственное и множественное)
5. Чем является в предложении?(сказуемым)
4.Решение учебной/учебно-практической задачи (проблемная ситуация) Разбор предложения.
- Один ученик сказал, что в предложении «Река отдыхает зимой, спит подо льдом.» нет глаголов, так как река ничего не делает. Согласны ли вы с ним? Назовите глаголы употребляемые в предложении, докажите, что это глаголы. Какие признаки имеют выбранные глаголы?
4. Метапредметная тема .
- Вспомните, какое событие отмечаем в этом году в русской литературе?
125 лет со дня рождения С.Я. Маршака.130 лет со дня рождения Чуковского. Чем особенны произведения этих писателей.(Для детей, в стихах)
Из какого произведения эти слова:
Муха по полю пошла.
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.(К.И.Чуковский)
Что вы можете сказать о глаголах в этом отрывке?(все в прошедшем времени. Имеют суффикс «Л».)Спишите ,выделите суффиксы. указывающие на пошедшее время глагола.
5.Работа по изучению нового материала:
1.Какие гости приходили к Мухе-цокотухе?
Выпишите глаголы. Выделите окончания.
Приходила к мухе Бабушка –пчела, Мухе-Цокотухе меду принесла. Приходили к мухе блошки, приносили ей сапожки. Тараканы прибегали , по три чашки выпивали. Старичок- паучок нашу муху в уголок поволок. Я злодея зарубил, я тебя освободил.
(Определите число, время и род глаголов?)
Сделаем вывод: Какие окончания имеют глаголы в прошедшем времени? От чего это зависит?
Как определить род глагола в прошедшем времени?(по роду имени существительного с которым он связан в предложении)
Упр №496 Взаимопроверка.
Напиши глаголы в прошедшем времени в мужском , женском и среднем роде.
(Работа с карточками: определите время , число и род глаголов)
Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка как лягушка ускакала от меня…
Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю,
Но пузатый от меня ускакал как от огня…
Боже, Боже , что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?..
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки.
2.Наблюдление за суффиксами глаголов в прошедшем времени и неопред форме:
Слушал, сеял, бросил . (Поставьте ударение в словах. В какой части находятся безударные гласные?-в суффиксе. Образуйте от данных глаголов неопределенную форму.
Слушал-слушать, сеял-сеять, бросил-бросить.
Вывод:у глаголов в прошедшем времени перед суффиксом Л пишется тот же суффикс что и перед ТЬ в неопределенной форме.
Выполнение упр №500.(ученик у доски)
Напишите глаголы в прошедшем времени в единственном числе мужского рода и во множественном числе. Строить-строил-строили.
6.Словарно-орфографическая работа:
Упражнение какие глаголы.УПР № 499(Подбери и напиши слова, которые состоят из следующих частей …
Вставьте необходимые гласные , чтобы получились глаголы
РЖДТС(Рождается)
ЛБТС(улыбается)
КРЖС(кружится)
ПРЧТС(прячется)
СМТС(смеется)
Найдите в тексте упр.517 глаголы, которые у нас получились.
7.ИТОГ урока:
1.Как определить род глагола в прошедшем времени?
2.Что нужно сделать чтобы правильно написать суффикс перед суффиксом «Л» в глаголах прошедшего времени?
(Надо образовать неопр.форму, выяснить , какой суффикс стоит перед «ТЬ».,В глаголах прошедшего времени перед суффиксом «Л» пишется тот же суффикс).
Итоговый контроль и оценка
Продолжи предложения:
Сегодня на уроке:
я учился…
я вспомнил…
я смог…
было трудно…
дома надо поработать над…
Рефлексивный анализ деятельности
Вопросы:
-Какие качества помогли вам достичь поставленной цели?
- Какие качества мешали?
- Чем ты помог другим?
Домашнее задание:стр.108-109 упр.515