СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прошедшее время глагола

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучение нового материала

Просмотр содержимого документа
«Прошедшее время глагола»

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Прошедшее время глагола"

Учитель Сухорукова Светлана Григорьевна.

Цели урока:
1.
Образовательные:
формирование компетенции «учебная самостоятельность» формирование навыков правописания и самоконтроля ; Формировать умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов. Развивать умение распознавать спряжение глаголов. Совершенствовать знания о временных формах глагола.
2.
Воспитательные:
воспитывать познавательную активность учащихся,чуткое, бережное отношение к природе (межпредметные связи),Прививать любовь к литературному чтению.
3.
Развивающие:
формирование умения вести аргументированный диалог,обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи, мышления, познавательных интересов, интеллекта и эмоций учащихся

1. Мотивационный настрой (Частично – поисковый метод, способствующий активизации познавательных процессов.)

Афоризм урока:

Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…(А. Толстой)

- Прочитайте афоризм.

- Выскажите своё мнение по поводу прочитанного.

- Назовите выделенные орфограммы.

- Спишите афоризм.

2. Подготовительная работа к определению темы урока - Назовите, какое слово не имеет пары и почему?(не имеет пары слово «создал», т.к. является глаголом, определите в число и время глагола.)

Тема урока

Определите тему урока. (записана на доске)

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке:

- я вспомню…

- я буду учиться…

- я смогу…

3. Планирование решения учебной/учебно-практической задачи(составление плана для достижения учебных задач)

- Подумайте, как лучше спланировать работу? (повторить алгоритм, он есть в справочниках у учащихся) памятка стр.

- По какому плану мы изучаем части речи?

1.Что я знаю об этой части речи?

2.Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Какие признаки имеет?

5. Чем является в предложении?

6. На какие из поставленных вопросов можете ответить?

Работа по определённому алгоритму:

1. Что я знаю об этой части речи? Известный русский писатель А.Толстой писал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе».

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В. Даля мы читаем: «Глагол — это речь человека, разумный говор, язык».

- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть.

Чистописание :Давайте потренируемся в написании буквы Ь в сочетании с другими буквами)ОЧЬ,АТЬ,ИТЬ,ЕТЬ. мочь, сказать, говорить, знать, видеть.

- Говорят, что глагол самая "деловая” часть речи, так как всегда расскажет, что делает существительное.

2.Что обозначает? (обозначает действие предмета)

3. На какие вопросы отвечает?(Что делал? Что делает? Что будет делать? - тот или иной предмет)

4. Какие признаки имеет?(время: прошедшее, настоящее, будущее; число: единственное и множественное)

5. Чем является в предложении?(сказуемым)

4.Решение учебной/учебно-практической задачи (проблемная ситуация) Разбор предложения.

- Один ученик сказал, что в предложении «Река отдыхает зимой, спит подо льдом.» нет глаголов, так как река ничего не делает. Согласны ли вы с ним? Назовите глаголы употребляемые в предложении, докажите, что это глаголы. Какие признаки имеют выбранные глаголы?

4. Метапредметная тема .

- Вспомните, какое событие отмечаем в этом году в русской литературе?

125 лет со дня рождения С.Я. Маршака.130 лет со дня рождения Чуковского. Чем особенны произведения этих писателей.(Для детей, в стихах)

Из какого произведения эти слова:

Муха по полю пошла.

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.(К.И.Чуковский)

Что вы можете сказать о глаголах в этом отрывке?(все в прошедшем времени. Имеют суффикс «Л».)Спишите ,выделите суффиксы. указывающие на пошедшее время глагола.

5.Работа по изучению нового материала:

1.Какие гости приходили к Мухе-цокотухе?

Выпишите глаголы. Выделите окончания.

Приходила к мухе Бабушка –пчела, Мухе-Цокотухе меду принесла. Приходили к мухе блошки, приносили ей сапожки. Тараканы прибегали , по три чашки выпивали. Старичок- паучок нашу муху в уголок поволок. Я злодея зарубил, я тебя освободил.

(Определите число, время и род глаголов?)

Сделаем вывод: Какие окончания имеют глаголы в прошедшем времени? От чего это зависит?

Как определить род глагола в прошедшем времени?(по роду имени существительного с которым он связан в предложении)

Упр №496 Взаимопроверка.

Напиши глаголы в прошедшем времени в мужском , женском и среднем роде.

(Работа с карточками: определите время , число и род глаголов)

Одеяло убежало, улетела простыня,

И подушка как лягушка ускакала от меня…

Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю,

Но пузатый от меня ускакал как от огня…

Боже, Боже , что случилось?

Отчего же все кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?..

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки, и башмаки.



2.Наблюдление за суффиксами глаголов в прошедшем времени и неопред форме:

Слушал, сеял, бросил . (Поставьте ударение в словах. В какой части находятся безударные гласные?-в суффиксе. Образуйте от данных глаголов неопределенную форму.

Слушал-слушать, сеял-сеять, бросил-бросить.

Вывод:у глаголов в прошедшем времени перед суффиксом Л пишется тот же суффикс что и перед ТЬ в неопределенной форме.

Выполнение упр №500.(ученик у доски)

Напишите глаголы в прошедшем времени в единственном числе мужского рода и во множественном числе. Строить-строил-строили.

6.Словарно-орфографическая работа:

Упражнение какие глаголы.УПР № 499(Подбери и напиши слова, которые состоят из следующих частей …

Вставьте необходимые гласные , чтобы получились глаголы

РЖДТС(Рождается)

ЛБТС(улыбается)

КРЖС(кружится)

ПРЧТС(прячется)

СМТС(смеется)

Найдите в тексте упр.517 глаголы, которые у нас получились.

7.ИТОГ урока:

1.Как определить род глагола в прошедшем времени?

2.Что нужно сделать чтобы правильно написать суффикс перед суффиксом «Л» в глаголах прошедшего времени?

(Надо образовать неопр.форму, выяснить , какой суффикс стоит перед «ТЬ».,В глаголах прошедшего времени перед суффиксом «Л» пишется тот же суффикс).

Итоговый контроль и оценка

Продолжи предложения:

Сегодня на уроке:

я учился…

я вспомнил…

я смог…

было трудно…

дома надо поработать над…

Рефлексивный анализ деятельности

Вопросы:

-Какие качества помогли вам достичь поставленной цели?

- Какие качества мешали?

- Чем ты помог другим?

Домашнее задание:стр.108-109 упр.515


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!