Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина».
Рекомендовано Согласовано Утверждено
Руководитель ШМО: Зам директора по УР: Директор школы:
-------------(Колотина Н.Л.) ------------------(Коптева В.В.) ------------------(Кухаренкова И.Н.)
Протокол № 3от 29.08.2016г Приказ №48-5 от31.08.2016г.
Рабочая программа факультатива в 6 классе
"Явления природы"
Составитель: Василенкова Ольга Владимировна,
учитель биологии
П. Шумячи
2016-2017уч. г.
Пояснительная записка.
Направленность образовательной программы – эколого-биологическая
Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Педагогическая целесообразность:
Овладение учащимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями
Формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры
Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека
Формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия
Установление гармоничных отношений с природой, обществом ,самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле
Воспитание ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.
Все это можно решить путем создания условий для формирования устойчивого интереса к предмету, так и к процессу обучения. При возникновении этих условий ребенок осознает личностную, практическую и социальную значимость учения.
Биология – наука о живой природе. А изучать живое очень трудно , но и интересно.
Цель программы- расширить кругозор учащихся о разнообразных явлениях происходящих в живой и неживой природе.
Задачи:
Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей у детей.
Развитие у учащихся умений выделять главное, существенное в материале (например, составлять схему, план, формулировать выводы и контрольные вопросы).
Формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.
Развитие самостоятельного мышления.
обогащение и усложнение словарного состава и смысловых функций речи гимназистов в ходе решения образовательных задач; усиление коммуникативной функции речи в ходе решения образовательных задач.
Развитие воображения, памяти, внимания .
Формирование умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.
Развитие поисково-исследовательских методов получения знаний по образовательным областям.
В программе предусмотрены различные формы работы:
Экскурсии в различные биоценозы (поле, луг, сад, огород, лес, река и т.д.)
Экскурсии в аптеки, на выставки
Экологические акции
Разнообразные тренинги
методы работы:
Наблюдения во время экскурсий
Чтение природоведческой литературы
Работа со справочной литературой и определителями
Исследовательская деятельность
Викторины
Уроки-путешествия
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
Программа факультатива «Явления природы» разработана для учащихся 6 классов с особыми образовательными потребностями и составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей как дополнительный источник знаний. Актуальными задачами общения и воспитания этих учащихся являются совершенствование возможностей сохранённых и нарушенных сфер, овладение рациональными приёмами их использования в практической деятельности, подготовке к самостоятельной жизни, общественно-полезному труду, а также использования оздоровительных сил природы при достижении целей здоровьесбережения. Эти задачи реализуются в предлагаемой программе «Явления природы».
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 11-13 лет. Материал данной рабочей программы разработан для учащихся 5-6 специально – коррекционных классов.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного, процесса, этапы): программа рассчитана на 1 год
Формы и режим занятий: практические работы, изготовление наглядных пособий, составление сообщений, опытническая работа, работа с литературой, 1 ч в неделю, всего 35 часов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки;
Занятия по данной программе позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы.
положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых.
повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
умение пользоваться современными источниками информации;
работать с научной и учебной литературой;
сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
ведение здорового образа жизни.
Программа составлена на основе методической литературы:
Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1998 – 230 с.
Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2004 – 350 с.
Формы организации учебного процесса:
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Формы контроля:
тестовые задания
устные ответы учащихся
самостоятельные работы
практические работы.
Учебно-тематический план
N П\п | Тема | Всего часов | В том числе |
теория | практика |
-
| Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Что такое явления природы. | 1 | 1 | |
3. | Какие бывают явления природы. | 1 | 1 | |
4. | Единство живой и неживой природы. | 1 | 1 | |
5. | Различие явлений происходящих в живой и неживой природе. | 1 | 1 | |
6. | Физические явления в природе. | 1 | | 1 |
7. | Свет. Его значение для жителей Земли. | 1 | 1 | |
8. | Движение- механическое явление в природе. | 1 | | 1 |
9. | Как растения образуют вещества. | 1 | 1 | |
-
| Размножение – явление в живой природе. | 1 | 1 | |
-
| Размножение растений | 1 | | 1 |
-
| Размножение животных. | 1 | 1 | |
-
| Как переселяются растения по Земле. | 1 | 1 | |
-
| Питание растений. | 1 | | 1 |
-
| Значение света в жизни растений. | 1 | 1 | |
-
| Осенние явления в неживой природе | 1 | 1 | |
-
| Осенние явления в живой природе | 1 | | 1 |
-
| Осенние работы в цветнике | 1 | | 1 |
19. | Осенние работы в уголке живой природы | 1 | | 1 |
20. | Зимние явления в неживой природе. | 1 | 1 | |
21. | Зимние явления в живой природе. | 1 | 1 | |
22. | Охрана и привлечение зимующих птиц | 1 | | 1 |
23. | Работа в уголке живой природы зимой | 1 | | 1 |
24. | Весенние явления в неживой природе | 1 | 1 | |
25. | Весенние явления в живой природе. | 1 | 1 | |
26. | Охрана и привлечение птиц | 1 | 1 | |
27. | Весенние работы в уголке живой природы | 1 | | 1 |
28. | Лето в природе | 1 | 1 | |
29. | Уход за овощами и цветочными растениями | 1 | | 1 |
30. | Сорные растения | 1 | 1 | |
31. | Полезные и вредные животные огорода | 1 | 1 | |
32. | Уголок живой природы летом | 1 | | 1 |
33. | Как появились сельскохозяйственные растения | 1 | 1 | |
34. | Как появились сельскохозяйственные животные | 1 | 1 | |
35. | Итоговое занятие «Что мы узнали о природе» | 1 | | 1 |
| Итого | 35 | 22 | 13 |
Содержание программы
Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. Отдельные темы занятий первого и второго года сходны по названию и содержанию и рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков юннатов второго года занятий.
Практические работы.
1.Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях.
2.Наблюдения за ростом овощных культур. Образованием плодов, их созреванием.
3.Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений.
4.Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно.
5.Ознакомление с внешним видом и названиями наиболее простых по выращиванию и уходу комнатных растений, имеющихся в уголке живой природы.
6.Определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах, защищенных деревьями и кустарниками.
7.Наблюдение за птицами в природе; изготовление простейших кормушек ( пакетов из-под молока).
8. Наблюдение за погодными изменениями в природе весной.
9.Наблюдение за прилетом и поведением птиц, заселением ими гнездовий.
10. Наблюдение за появлением всходов культурных растений, их подкормка, проведение опытов.
11.Рыхление почвы, полив цветочных и овощных растений, их подкормка, проведение опытов.
12. Борьба с вредными насекомыми (ручной сбор).
Методическое обеспечение.
В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности.
Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как конструирование, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, пресс-конференции, ролевые игры, заседания «круглого» стола, экскурсии, рейды на природу и т.п..
Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной педагогом совместно с детьми тематики и экологической проблемы, психического состояния и настроения учащихся.
Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию чувств нравственных (любовь, жалость, сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование).
В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой работы
Результатом творческой работы объединения «» становится создание экологической выставки поделок из природных материалов, организация и проведение конкурса, природоохранная деятельность, участие в научно-практической конференции.
В ходе подготовительной работы к проведению мероприятия экологической направленности важно соблюдать несколько основных правил:
не навязывать готового решения;
не перегружать детей информацией, сосредоточив внимание на главном;
подчёркивать важность инициативы и творческого подхода к решению экологических проблем;
предоставлять право самим определять форму проведения того или иного занятия.
Все перечисленные методы организации творческой работы способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем.
Основные направления в развитии творческих способностей учащихся.
Развитие творческих способностей в формировании образов «живой природы»;
Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие пониманию образы, воплощённые средствами практической деятельности.
Развитие навыков исследовательской деятельности.
Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и индивидуальной деятельности в игровых занятиях.
Экскурсии
1.В природу (внутришкольный участок) осенью, зимой, летом, весной.
Список литературы:
Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2008 – 230 с.
Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2004 – 350 с.
Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2011 – 120 с.