Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коргонская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена: Согласовано: Утверждено:
Руководитель ШМО Заместитель директора по Директор МБОУ
_____ /__________/ УВР «Коргонская СОШ» «Коргонская СОШ»
Протокол №____ _________/И. А. Дремова/ ___________/А.В.Серебренников/
от «___» августа 20___г. «___» августа 20___г. Приказ №____
от «___» августа 20___г.
Рабочая программа
Наименование факультатива: Биология и ЕГЭ
Класс: 11
Срок реализации программы, учебный год: 2015-2016 год
Рабочую программу составила: Садоева Татьяна Григорьевна
с. Коргон, 2015 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вид факультатива.
Программа факультативного курса разработана на 11 класс и предусматривает 34 учебных часа (1 час в неделю), продолжительность курса - 1 год. Содержание программы составлено на основе УМК по биологии под редакцией В.В. Пасечника, учебников «Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Биология. Животные.», «Биология. Человек», «Общая биология 10 – 11 класс» авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, издательство "Дрофа" 2011 год
Факультатив предназначен для выпускников средних учебных заведений и абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения.
Сегодня биология — наиболее бурно развивающаяся область естествознания
В данной программе отражены задачи, составляющие основу современной биологической науки. Современное образование предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Каждый человек должен быть биологически грамотным, независимо от того, какую специальность он выберет в дальнейшем. Жизнь каждого неразрывно связана с биологией. Любой человек должен знать элементарные правила личной гигиены, безопасности поведения и оказания первой доврачебной помощи в экстренных ситуациях. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии. Но , помимо этого, человек должен знать историю происхождения нашей Земли, Царства органического мира и т.д., чтобы все это передать своим потомкам.
Программа данного факультатива создана для учащихся 11 класса. Она разработана на 1 год обучения и в нее включены основные темы за курс биологии, начиная с растений и заканчивая общей биологией. Программа разработана с учетом знаний, полученных учащимися ранее. Она ставит целью подготовку к выполнению заданий ЕГЭ, а так же формирует высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.
Курс факультатива 11 класс ставит целью обобщить биологические знания учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, но и показать прикладное и практическое значение биологии. Он направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического и теоретического компонента учебного содержания.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
Цель факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий и наилучшим образом подготовиться к единому государственному экзамену и централизованному тестированию.
Задачей факультатива является: краткое изложение основ биологии, повторение всего объемного теоретического материала дающего представление об этой науке; расширение навыка в решении тестовых заданий; повторение и углубление знаний в области генетики при решении задач, ботаники, зоологии, анатомии и т.д. Данный факультатив содержит информацию по всем четырем разделам школьной программы.
Материал расположен в соответствии с основными разделами и главами программы для поступающих в вузы. Объем заданий соответствует объему того или иного раздела биологии и значению заданий. Так, например, вопросов из раздела «Основы цитологии», «Генетика и селекция организмов» гораздо больше, чем аналогичных вопросов из разделов «Происхождение человека», «Основы учения о биосфере» и т.д. Это, конечно, не означает, что разделы «Происхождение человека» и «Основы учения о биосфере» менее значимы, но по объему теоретического материала они значительно уступают. На каждом занятии даётся сжатая теоретическая информация. Безусловно, она не содержит всего объема фактического материала, встречающегося в тестовых заданиях (это просто невозможно), но позволяет вспомнить общие положения программы и углубить свои знания. Материал дополняется интернет ресурсами, дополнительной литературой, с целью приобретения знаний выходящих за пределы базового уровня требований к подготовке выпускника.
Индивидуальные занятия с учащимися для подготовки к сдаче ЕГЭ направлены на достижение следующих целей:
Повторение и закрепление знаний о строении организмов живой природы их жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями работы с тестами, применять и использовать биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, строения и жизнедеятельности организмов; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
использование приобретенных знаний и умений в работе с тестами по систематике живых организмов их строении, основных биологических законов и теорий, особенностях биосистем (клетка, организм, популяция. Вид. Биоценоз. Биосфера)
Планируемые результаты.
Познавательная деятельность
Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое' общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами.). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения характерных причинно-следственных связей.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
Часть 1. Общая биология.
Жизнь, ее свойства, уровни организации, происхождение. Предмет и методы биологии. Свойства живой материи. Уровни организации живой природы. Происхождение жизни. Химический состав живых организмов. Элементный и молекулярный состав. Строение клетки. Типы клеточной организации. Строение эукариотической клетки. Обмен веществ и превращение энергии. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Генетика и селекция. Эволюция. Экология и учение о биосфере.
Часть 2. Многообразие живых организмов.
Вирусы. Бактерии. Грибы. Лишайники. Растения. Подцарство Низшие растения. Водоросли. Ткани и органы высших растений. Генеративные органы растений. Подцарство Высшие растения. Животные. Подцарство Простейшие (Одноклеточные). Подцарство Многоклеточные. Тип Членистоногие. Тип Хордовые.
Часть 3. Человек.
Человек и его здоровье. Ткани. ОДС. Пищеварительная система. Дыхательная система. Выделительная система. Кровеносная система. Нервная система. Органы чувств. Кожа. Железы внутренней секреции. Размножение и развитие.
Учебно-тренировочные тесты.
Учебно-тематическое планирование
Тема | Количество часов |
Часть 1. Общая биология. | 11 |
Часть 2. Многообразие живых организмов. | 9 |
Часть 3. Человек | 3 |
Учебно-тренировочные тесты | 11 |
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | № урока | Тема урока | Домашнее задание |
Часть 1. Общая биология Глава 1. Жизнь, ее свойства, уровни организации, происхождение. |
04.09 | 1/1 | Предмет и методы биологии. Свойства живой материи. | Записи в тетради |
11.09 | 2/2 | Уровни организации живой природы. Происхождение жизни. | Прочитать записи в тетради |
Глава 2. Химический состав живых организмов |
18.09 | 3/3 | Элементный состав. Молекулярный состав. Вода. Минеральные соли. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. | Решить В-1, записи в тетради |
Глава 3. Строение клетки |
25.09 | 4/4 | Строение клетки. Типы клеточной организации. Строение эукариотической клетки. Клеточная оболочка. | Решить В-2, записи в тетради |
02.10 | 5/5 | Цитоплазма. Ядро. | Решить В-3, записи в тетради |
Глава 4. Обмен веществ и превращение энергии. |
09.10 | 6/6 | Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме. АТФ и ее роль в метаболизме. | Решить В-4, записи в тетради |
16.10 | 7/7 | Энергетический обмен. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Биосинтез белка | записи в тетради |
Глава 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов |
23.10 | 8/8 | Воспроизведение клеток. Размножение. Индивидуальное развитие организмов. | Учить записи в тетради |
Глава 6. Генетика и селекция. |
30.10 | 9/9 | Наследственность. Основные методы генетики. Изменчивость. Селекция. | записи в тетради |
Глава 7. Эволюция. |
13.11 | 10/10 | Эволюционное учение. Развитие органического мира. Происхождение человека. | Повторить записи в тетради |
Глава 8. Экология и учение о биосфере. |
20.11 | 11/11 | Экологические факторы. Популяции. Экологические системы. Биосфера | Решить варианты по теме |
Часть 2. Многообразие живых организмов. Глава 9. Вирусы, бактерии, грибы, лишайники |
27.11 | 12/1 | Многообразие живых организмов. Вирусы, бактерии, грибы, лишайники | Повторить записи в тетради |
Глава 10. Растения. |
04.12 | 13/2 | Растения. Подцарство Низшие растения. Водоросли. Ткани и органы высших растений. Вегетативные органы. | Выполнить задание А-11 |
11.12 | 14/3 | Генеративные органы растений. Подцарство Высшие растения. Споровые растения. Семенные растения. | Повторить все записи в тетради |
Глава 11. Животные. |
18.12 | 15/4 | Подцарство Простейшие (Одноклеточные).Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. | Прочитать записи в тетради |
25.12 | 16/5 | Тип круглые черви, кольчатые черви, тип моллюски | Повторить записи в тетради |
11.01 | 17/6 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Паукообразные. Насекомые. | Выполнить задание |
18.01 | 18/7 | Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Рыбы. | Прочитать записи в тетради |
25.01 | 19/8 | Класс Земноводные. Рептилии. | Выполнить тесты по теме |
01.02 | 20/9 | Класс Птицы. Млекопитающие(Звери) | Выполнить тесты по теме |
Часть 3. Человек. Глава 12. Человек и его здоровье. |
08.02 | 21/1 | Ткани. ОДС. Пищеварительная система. Дыхательная и Выделительная системы. | Выполнять тесты по теме |
15.02 | 22/2 | Кровеносная и нервная системы. Органы чувств. Кожа. | Выполнять тесты по тем5 |
22.02 | 23/3 | Железы внутренней секреции. Размножение и развитие. | Выполнять тесты по теме |
Учебно-тренировочные тесты |
29.02 | 24/1 | Разбор варианта 1-2 | Повторять все записи в тетради |
07.03 | 25/2 | Разбор варианта 3-4 | Повторять все записи в тетради |
14.03 | 26/3 | Разбор варианта 5-6 | Повторять все записи в тетради |
01.04 | 27/4 | Разбор варианта 7-8 | Повторять все записи в тетради |
08.04 | 28/5 | Разбор варианта 9-10 | Повторять все записи в тетради |
15.04 | 29/6 | Разбор варианта 11-12 | Повторять все записи в тетради |
22.04 | 30/7 | Разбор варианта 13-14 | Повторять все записи в тетради |
29.04 | 31/8 | Разбор варианта 15 | Повторять все записи в тетради |
06.05 | 32/9 | Пробный экзамен | Повторять все записи в тетради |
13.05 | 33/10 | Подготовка к экзаменам | Повторять все записи в тетради |
20.05 | 34/11 | Подготовка к экзаменам | Повторять все записи в тетради |
| 35/12 | Резервные уроки | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФАКУЛЬТАТИВА
Калинова Г. С. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. – Москва. 2014.
Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. Подготовка к ЕГЭ. – Ростов, 2013. – 474с.
Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. Подготовка к ГИА. – Ростов, 2013. – 320с.
Никишова Е. А., Шаталова С. П. Биология. Самое полное издание типовых вариантов. – Москва, 2014 – ФИПИ.
Наглядные пособия:
- Микроскопы, микропрепараты, гербарный материал
- Таблицы: строение растительной клетки, типы тканей, строение растений, строение цветка, листа, семейства растений
- Модели строения шляпочных грибов
Электронные ресурсы:
- www.biouroki.ru/test/ - проверочные тесты по биологии
- http://biologiya.na-uroke.com/ - сайт по биологии
- https://olimpiada.ru/activity/77/tasks олимпиада по биологии
- http://distant-lessons.ru/katalog-zadanij-ege-po-temam тесты по биологии по темам
9